Консультация для родителей. Развитие психических процессов у детей 6–го года жизни с ТНР.
консультация (подготовительная группа)

Голобородько Татьяна Викторовна

Развитие речи детей с общим недоразвитием речи является одной из важнейших задач коррекционно-воспитательной работы в ДОУ. Недостатки речи у детей проявляются в бедности словаря, неправильном построении фразы, недоразвитии связной речи. Зная эти особенности, нужно планировать занятия по развитию речи таким образом, чтобы обеспечить оптимальные условия для формирования у детей потребности в общении. Параллельно у детей с ОНР происходит нарушение в развитии психических процессов: слабая память, быстрая утомляемость, неустойчивое внимание, затруднения процессов обобщения, классификации, исключения. Поэтому перед логопедом и воспитателями стоит задача не только коррекции речи, но и развитие психических процессов. Ведущим видом деятельности ребенка является игра, которая существенно меняет мотивы поведения, открывает новые возможности для развития познавательной деятельности, а значит и для формирования психических процессовПроцесс формирования ВПФ должен происходить ежедневно в занимательной форме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_psihicheskih_protsessov.docx20.44 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад №6 города Шебекино Белгородской области»

Консультация для родителей.

Развитие психических процессов у детей 6–го года жизни с ТНР.

Подготовила

педагог-психолог

Голобородько Т.В.

Развитие речи детей с общим недоразвитием речи является одной из важнейших задач коррекционно-воспитательной работы в ДОУ. Недостатки речи у детей проявляются в бедности словаря, неправильном построении фразы, недоразвитии связной речи. Зная эти особенности, нужно планировать занятия по развитию речи таким образом, чтобы обеспечить оптимальные условия для формирования у детей потребности в общении. Параллельно у детей с ОНР происходит нарушение в развитии психических процессов: слабая память, быстрая утомляемость, неустойчивое внимание, затруднения процессов обобщения, классификации, исключения. Поэтому перед логопедом и воспитателями стоит задача не только коррекции речи, но и развитие психических процессов. Ведущим видом деятельности ребенка является игра, которая существенно меняет мотивы поведения, открывает новые возможности для развития познавательной деятельности, а значит и для формирования психических процессовПроцесс формирования ВПФ должен происходить ежедневно в занимательной форме.

Мышление – социально обусловленный психический процесс, неразрывно связанный с речью. В процессе мыслительной деятельности вырабатываются определенные приемы или операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, конкретизация). Мышлением называется отражение связей и отношений между предметами и явлениями действительности, ведущее к получению новых знаний. Мышление является одним из важнейших факторов психологического развития ребенка.

Развитие связной речи детей опирается на формирование познавательных процессов, на умение наблюдать, сравнивать и обобщать явления окружающей жизни и явления языка разного уровня (звуки, слова, предложения). Отклонения от нормы в речевом развитии детей с общим недоразвитием речи может проявляться в позднем появлении речи, бедностью его словарного запаса, несформированностью грамматического строя речи, несовершенством звукопроизношения и фонемообразования. Обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, такие дети отстают в развитии образного, словесно-логического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением, обобщением. Все эти затруднения определяются недоразвитием познавательной функции речи и компенсируются по мере коррекции речевой недостаточности.

Детям с общим недоразвитием речи нужно постоянное осмысливание событий и явлений, например:

- Почему летом нельзя кататься на лыжах?

- Можно ли два шарика поставить друг на друга? Что тогда произойдет?

- Как, не выходя на улицу, узнать - дует ли ветер?

Важно приучать детей задумываться над тем, что они видят вокруг, что узнают из телефильмов, рассказов, сказок. Важным упражнение является сравнение, выявление различий в сходном и общее в различном. Например:

- Чем отличаются кукла и девочка?

- Чем отличаются птица и самолет?

- Чем отличаются куст и дерево?

Полезным упражнение является отгадывание загадок, не только народных и авторских, но и составленных воспитанниками. Например:

- Передние лапы короткие, а задние длинные (заяц).

- Четыре ноги, да не ходит (стол, стул).

Память - запечатление, сохранение и последующее воспроизведение ребенком собственного опыта, она выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но и является условием, способствующим развитию личности, то есть значительной степени определяет успешность учебно – воспитательной деятельности в ДОУ. Игровая деятельность способствует развитию произвольной памяти. В условиях игры дети сосредотачиваются лучше и запоминают больший объем материала. Сознательная цель - запомнить и припомнить, сосредоточиться. Сами условия игры требуют от участников сосредоточенности на предметах, включённых в игровую ситуацию.

Для развития познавательных действий ребёнка, умения классифицировать, распределять предметы по группам на основании общих признаков – предлагаются следующие игры:

- Я начну, а ты закончи.

- Чего не стало.

- Вчера, сегодня, завтра.

- Вспомни, как было.

- Сломанный телефон.

- Найди отличие.

- Выучи слова.

- Узнай фигуры.

Внимание - избирательная направленность на тот или иной объект, сосредоточение на нем. У детей с общим недоразвитием речи внимание характеризуется неустойчивостью, наблюдается его колебания, снижена работоспособность, недостаточная целенаправленность деятельности, что соответственно в последующем отражается на учебе детей в школе и в последующей жизни.

При формировании устойчивости внимания можно использовать следующие игры:

- найди два одинаковых предмета;

- найди такого же цвета;

- найди предметы заданной геометрической формы;

- выкладывание палочек;

- нанизывание бусинок;

- выкладывание узора из мозаики;

- вырисовывание по клеточкам;

- какое слово лишнее?;

- работа с разрезанной картинкой;

- найди тень;

- собери пазл;

- соотношение формы фигур с формами отверстий, вырезанных на крышке коробки;

- запоминание игрушек;

- работа с лексическим материалом;

- заучивание ряда слов и словосочетаний;

- складывание различных фигур из счётных палочек. (Головоломки) и др.

Зрительное восприятие – это совокупность процессов построения зрительного образа окружающего мира, это сложная работа, в процессе которой осуществляется анализ большого количества раздражителей на глаз.

В этом возрасте главной задачей, так же является развитие таких видов восприятия как восприятие пространства, времени, формы и величины.

Для развития зрительного анализа и синтеза, произвольного внимания и запоминания использую следующие упражнения:

• Определение изменений в предъявленном ряду предметов.

• Нахождение «выпавшей»«лишней» игрушки, картинки.

• Нахождение различий на двух сходных сюжетных картинках.

• Нахождение нереальных элементов «нелепых» картинок.

• Запоминание 4-6 предметов, игрушек, картинок, геометрических фигур и воспроизведение их в исходной последовательности.

• Узнавание предмета по частям, объединение частей в целое по образцу.

• Нахождение зашумленных и наложенных предметных изображений.

• Штриховка различных изображений.

Формирование представлений о системе координат: “сверху – снизу”, “спереди – сзади”, “слева – справа”.

• Назови, что находится перед девочкой, позади нее, слева, справа от нее.

• Найди предмет по тени.

• Расскажи кто, где сидит.

• Раскрась (нарисуй) правую половину предмета так же, как левая.

Воображение — это процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений. Процесс воображения у детей с нарушениями речи развивается несколько иначе. Их представления о предметах оказываются неточными и неполными, практический опыт недостаточно закрепляется и обобщается в слове, вследствие этого запаздывает формирование понятий. Чем сложнее нарушения речи, тем больше ограничиваются возможности ребенка проявить творчество, он оказывается беспомощным в создании новых образов.

- Несуществующее животное,

- Выдумай историю,

- Продолжи рисунок,

- Клякса. Дорисуй,

- Оживление предметов,

- Так не бывает!

- Нарисуй настроение.

- На что похожи облака,

- Угадай настроение.

- Найди недостаток в портрете.

Развитие ребенка в дошкольный период представляет череду нескончаемых открытий, связанных с получением, обработкой и передачей новых знаний о себе и окружающем мире. Современная психология относит такую активность к познавательной деятельности, ведущую роль в которой играют познавательные процессы: восприятие, внимание, память, мышление, воображение. Несмотря на то, что каждому из этих процессов отводится свое место, все они тесно взаимодействуют друг с другом. Без внимания невозможно восприятие и запоминание нового материала. Без восприятия и памяти станут неосуществимыми операции мышления. Поэтому развивающие игры, направленные преимущественно на совершенствование отдельного процесса, будут влиять и на уровень функционирования познавательной сферы в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Развитие психических процессов у детей 5-6 лет"

Консультация для родителей "Развитие психических процессов у детей 5-6 лет"...

Консультация для родителей "Развитие психических процессов у детей 5 - 7 лет"

Консультация для родителей "Развитие психических процессов у детей 5 - 7 лет"...

Консультация для воспитателей «Развитие психических процессов у детей до-школьного возраста»

Развитие человека идет непрерывно, всю жизнь и у каждого протекает по-своему.            Дошкольное детство – один из самых важных эта...

Развитие психических процессов у детей 6–го года жизни с ТНР.

Параллельно с недоразвитием речи у детей с ТНР происходит нарушение в развитии психических процессов: слабая память, быстрая утомляемость, неустойчивое внимание, затруднения процессов обобщения, класс...

Консультация для родителей "Развитие психических процессов в домашних условиях"

Для каждого возраста существуют свои психологические и физиологические нормы. На каждом этапе формируются определенные психические процессы, которые позволят перейти ребенку на следующий возрастной эт...

Консультация для родителей "Развитие психических процессов в 5-6 лет".

Ребенку исполнилось 5 лет. Подвижный и любознательный малыш стремительно пополняет базу знаний, изучает внешние и внутренние особенности всего окружающего. Что ждет его в ближайшие 12 месяцев? Что дол...