Консультация для родителей "Развитие психических процессов в домашних условиях"
статья (старшая группа)

Для каждого возраста существуют свои психологические и физиологические нормы. На каждом этапе формируются определенные психические процессы, которые позволят перейти ребенку на следующий возрастной этап. Дошкольный возраст наиболее продуктивен для развития психики ребенка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_roditeley.doc95.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей.

«Развитие психических процессов в домашних условиях».

Для каждого возраста существуют свои психологические и физиологические нормы. На каждом этапе формируются определенные психические процессы, которые позволят перейти ребенку на следующий возрастной этап. Важно вовремя отследить психическое развитие детей, выявить проблемы, если таковые имеются и оказать своевременную помощь.

Дошкольный возраст наиболее продуктивен для развития психики ребенка. К началу этого периода у него сформировались такие психические процессы, как ощущение, активная речь, непроизвольное внимание, предметное восприятие.

Восприятие

Восприятие активно развивается на протяжении всего дошкольного периода под влиянием разнообразной деятельности ребенка: лепки, рисования, конструирования, просмотра фильмов, спортивных занятий, музыки, прогулок.

В старшем дошкольном возрасте у детей должны быть сформированы представления об основных геометрических фигурах (квадрате, круге, треугольнике, овале, прямоугольнике, многоугольнике); о семи цветах спектра; о параметрах величины (длине, ширине, толщине, высоте); о пространстве (далеко, близко, глубоко, мелко, вверху, внизу); о времени (утро, день, ночь, время года, часы, минуты); особые свойства предметов и явлений (звук, вкус, запах, температура, качество поверхности). Значение восприятия в жизни дошкольника велико, т.к. оно создает фундамент для развития мышления, способствует развитию речи, памяти, внимания.

Внимание

Уровень успеваемости ребенка, продуктивность учебной деятельности во многом зависит от степени такого психического процесса, как внимание.

Характерной особенностью внимания дошкольника является то, что оно вызывается внешне привлекательными предметами. Сосредоточенным внимание остается до тех пор, пока сохраняется интерес к воспринимаемым объектам: предметам, людям, событиям. Внимание дошкольника редко возникает под влиянием какой-либо цели. Следовательно, оно является непроизвольным. Проявлению и развитию произвольного внимания предшествует формирование регулируемого восприятия и активное владение речью. Чем лучше развита речь у ребенка, тем выше уровень развития восприятия, тем раньше формируется произвольное внимание. Для того, чтобы ребенок учился произвольно управлять своим вниманием, необходимо, чтобы он больше рассуждал вслух.

Простые игры смогут помочь ребенку быть более внимательным, и впоследствии научится замечать даже мелкие детали.

Например, лото или игра «Найди пару», «Один лишний», «Найди отличия».

В процессе игры, обучения, общения у дошкольника начинает формироваться произвольное внимание.

Произвольное внимание требует от человека волевых усилий для своего возникновения. Произвольное внимание необходимо для того, чтобы делать не то, что хочется, а то, что необходимо. Если ребенка просить называть вслух то, что он должен держать в сфере своего внимания, то ребенок будет в состоянии произвольно и в течение довольно длительного времени удерживать свое внимание на тех или иных предметах, и их деталях, свойствах.

Дети со слабым, неустойчивым вниманием нередко еще и плохо запоминают. Может показаться, что они либо быстро забывают, либо плохо слушают.

Память

При неоднократном прочтении сказок, стихотворений ребенок более вникает в ход событий, яснее для него становится сказочные персонажи, их взаимоотношения, поступки. После прослушивания необходимо задавать вопросы по содержанию сказки или стихотворений, которые с одной стороны облегчают понимание, а с другой, развивают логическую память. Используя элементы строения сказки, можно с ребенком сочинить собственную сказку. Выделяют 20 элементов сказки:

предписание или запрет;

нарушение;

вредительство или недостаток;

отъезд героя;

задача;

встреча с дарителем;

волшебные дары;

появление героя;

сверхъестественные свойства противника;

борьба;

победа;

возвращение;

прибытие домой;

ложный герой;

трудные испытания;

беда ликвидируется;

узнавание героя;

ложный герой изобличается

наказание противника;

свадьба.

Мышление

В 6-7 лет развивается словесно-логическое мышление. Тем не менее, ребенок еще испытывает затруднения в сопоставлении сразу нескольких признаков предметов, в выделении наиболее существенного в предметах и явлениях, в переносе усвоенных навыков мыслительной деятельности на решение новых задач.

Абстрактные понятия, которые пытаются усвоить дети, взрослым хорошо знакомы.

Нередко взрослые, не задумываясь, говорят о размере или форме “больше” вместо “выше”, “тяжелее” даже “старше”. Например, “Когда ты будишь большим, то пойдешь в школу”. Ребенок впитывает много неточностей речи, но ему легче усвоить названия понятий, если взрослые говорят “высокий”, “короткий”, “старше” и т.д.

Обучение счету

Для дошкольников важно умение счета и знание.

Дети накапливают представления о числе постепенно. Детям надо усвоить, что такое “больше”, “меньше”, “столько же”, чтобы числительные обрели смысл в отношении реальных предметов.

Игры с набором предметов позволяют ребенку зрительно проверить действительно ли их “больше”, “меньше” или “столько же”.

Например: можно надевать шапочки на кукол, ставить чашки на блюда, строить из кубиков.

Дошкольный возрастной период – важный этап в развитии психики ребенка, который создает фундамент для формирования новых психических образований, что будут развиваться в процессе учебной деятельности.

Домашняя игра №1 «Знакомство с квартирой на ощупь»

Играющему завязываются глаза. Затем (вместе с ведущим) он отправляется в путешествие по квартире с завязанными глазами. Все встреченные люди, а также - предметы и детали интерьера - ощупываются, обнюхиваются и после этого, называются по именам. Эта игра развивает все органы чувств, которые обычно остаются у человека недоразвитыми, в силу привычки пользоваться одним только ленивым и поверхностным зрением. Также игра развивает координацию, пластику, помогает преодолеть раскоординированность и гиперактивность.  

Домашняя игра №2 «На что это похоже?»

Эта игра выросла из проективного теста на ассоциации к абстрактным кляксам - классического теста Роршаха. (Или тест Роршаха вырос из этой игры...) Однако, здесь мы никого не «тестируем» и используем кляксы Роршаха «в мирных целях».

Капните чернилами или жидко разведённой гуашью на белый плотный лист ватманской бумаги и сложите эту бумагу пополам. Затем - разверните лист и начинайте вместе с ребёнком придумывать предметы или существа (не меньше пяти), которые ассоциируются с кляксой. Важное правило: стремитесь к тому, чтобы ребёнок придумывал разные ТИПЫ предметов и существ. Если ребёнок увлёкся одной темой, например, похожими на кляксу зверями, задайте ему вопрос: «А на каких людей это похоже?». Чем скорее Вы натренируете своего ребёнка видеть в кляксах Роршаха не только серии однообразных вещей (одни только чудовища, или одни только космические корабли, одни медведи), тем здоровее и развитее станет его психика и тем больше шансов у него не «засыпаться» на настоящем тесте в кабинете психолога.

Излишне будет говорить о том, что это упражнение тренирует ГИБКОСТЬ мышления, его быстрое умение переключаться на решение РАЗНЫХ задач.

Домашняя игра №3 «Как это можно использовать ещё?»

В игре используются обычные предметы домашнего обихода. Ребёнок зажмуривается, а затем по команде открывает глаза и берёт первое, что ему попалось в поле зрения. Таково условие.

А теперь задание: найти новый способ использования обычной вещи. В ход идут столы, стулья, зонтики, пластиковые бутылки, линейки, шариковые ручки, пустые коробки и прочий хлам - так ценный для ребёнка и бесполезный для взрослого. Ребёнок должен взять выбранный предмет в руки и начать им манипулировать. Иногда задание даётся на целый день с обещанным призом в конце дня.

Домашняя игра №4 «Назовём это по-другому»

В эту игру легче всего играть детям, в семьях которых растут маленькие братья и сёстры. Ибо новые названия предметам (и новые имена домочадцам!) придумывают именно они, когда учатся говорить. А вся семья нередко включает эти неологизмы в свой семейный словарь. Но тем не менее... Даже (особенно) если в семье нет такого шалтай-болтая, нужно попытаться освоить (вспомнить забытый) навык с более-менее большими детьми. Чтение книги Чуковского «От двух до пяти» вдохновит на эту игру всё семейство.

Домашняя игра №5 «Метаморфозы»

Кстати, начиная играть в эту игру, самое время объяснить ребёнку новое слово - «метаморфозы», что означает «превращения», «изменения». Это слово так широкоупотребимо и в естественнонаучном, и в художественном контексте, что знать его значение и уметь употреблять с самых ранних лет - нелишне.

В этой игре мы превращаем предметы - чаще всего - неисправные или отслужившие свою службу. Мы даём им вторую жизнь, приспосабливая под что-то ещё - как правило, более креативное. Например, обычный электрический чайник может стать лейкой для цветов, а может стать и пеналом для нужных мелочей - ручек, карандашей, фломастеров. Если у Вас есть привычка, чтобы под каждую нужду в доме был строго соответствующий ей предмет и этот предмет был обязательно - новый и «модный», то можете попрощаться с креативностью в таком доме. В домах, где всё «купленное в магазине», дух творчества не живёт. Он брезгует такими домами.

Всем детям присущ интерес к предметным играм - когда вещи видятся и используются в их многофункциональности. Все знают, что из разноцветных конторских скрепок можно сделать «занавеску-дождик». Но, поверьте, это ещё не «потолок» домашнего креатива.

Домашняя игра №6 «Дружба кисточки и карандаша»

Знаете ли Вы, что можно одновременно рисовать и карандашом и кисточкой - если их соединить вместе скотчем. А теперь давайте посмотрим вокруг себя и и найдем ещё несколько пар предметов, которые можно соединить творчески и конструктивно...

Домашняя игра №7 «Что над нами вверх ногами?»

Эта игра - чистая психология, чистый психологический тренинг, никакой «домашней креативности»! И она очень полезна. Сейчас Вы поймёте, почему.

Представляем, что у абсолютно всех предметов и вещей в комнате вдруг открылись глаза... А теперь зададимся вопросом: что эти вещи могут видеть, а что нет? И как им «смотрится» на нашу комнату с их необычного ракурса? Что видит перед собой картина, висящая у Вас на стене из года в год? О чём говорят бабушкины рюмки, пылящиеся в стеклянном шкафу? Что видит мячик, который закатился под гардероб? Эта игра развивает умение поставить себя на иную пространственную точку зрения. Это развивает воображение, но главное здесь не это. Умение ставить себя на чужое место помогает преодолеть детский эгоцентризм, особенно в семьях с единственным ребёнком.

Игры, направленные на развитие топологической подструктуры наглядно-образного мышления.

Наглядно-образное мышление.

Само понятие образного мышления подразумевает оперирование образами, проведение различных операций (мыслительных) с опорой на представления. Поэтому усилия здесь должны быть сосредоточены на формировании у детей умения создавать в голове различные образы, т.е. визуализировать.

 Упражнения на визуализацию.

 Упражнение №1. «На что это похоже»?

 Задание: надо придумать как можно больше ассоциаций на каждую картинку. Оценивается количество и качество (оригинальность) образов. Упражнение хорошо проводить с группой детей в форме соревнования.

Упражнение №2. Задание типа «Заполни пробел».  

 После того, как процесс визуализации достаточно хорошо усвоен детьми, можно переходить к непосредственному оперированию образами, т.е. к решению простейших мыслительных задач с опорой на представления.

Упражнение №3. Игра «Кубики».

Материал состоит из 27 обычных кубиков, - склеенных между собой так, что получается 7 элементов:

 Осваивается эта игра поэтапно.

Первый этап - рассматривание элементов игры и нахождение сходства их с предметами и формами. Например, элемент 1 - буква Т, 2 - буква Г, элемент 3 - уголок, 4 - зигзаг молнии, 5 - вышка со ступеньками, 6 и 7 - крылечко. Чем больше будет найдено ассоциаций, тем лучшее и эффективнее.

Второй этап - освоение способов присоединения одной части к другой.

Третий этап - складывание объемных фигур из всех частей по образцам с указанием составных элементов. Целесообразно проводить работу в следующей последовательности: предложить детям сначала рассмотреть образец, затем расчленить его на составляющие элементы и сложить такую же фигуру.

Четвертый этап - складывание объемных фигур по представлению. Вы показываете ребенку образец, он тщательно его рассматривает, анализирует. Затем образец убирают, а ребенок должен составить из кубиков ту фигуру, какую он видел. Результат работы сравнивается с образцом.

 В качестве материала для решения мыслительных задач с опорой на образное мышление могут быть использованы и счетные палочки.

Упражнение №4. «Задачи на составление заданной фигуры из определенного количества палочек».

Задачи на изменение фигур, для решения которых надо убрать указанное количество палочек.

«Дана фигура из 6 квадратов. Надо убрать 2 палочки так, чтобы осталось 4 квадрата».

 «Дана фигура, похожая на стрелу. Надо переложить 4 палочки так, чтобы получилось 4 треугольника».

«"Составить два разных квадрата из 7 палочек».

 Задачи, решение которых состоит в перекладывании палочек с целью видоизменения фигуры.

«В фигуре переложить 3 палочки так, чтобы получилось 4 равных треугольника».

 «В фигуре, состоящей из 4 квадратов, переложить 3 палочки так, чтобы получилось 3 таких же квадрата».

 «Составить домик из 6 палочек, а затем переложить 2 палочки так, чтобы, получился флажок».

 «Переложить 6 палочек так, чтобы, из корабля получился танк».

 «Переложить 2 палочки так, чтобы фигура, похожая на корову, смотрела в другую сторону».

 «Какое наименьшее количество палочек нужно переложить, чтобы убрать мусор из совочка?»

 Упражнения, направленные на развитие наглядно-образного мышления.

Упражнение №5. «Продолжи узор».

 Упражнение состоит из задания на воспроизведение рисунка относительно симметричной оси. Трудность в выполнении часто заключается в неумении ребенка проанализировать образец (левую сторону) и осознать, что вторая его часть должна иметь зеркальное отображение. Поэтому, если ребенок затрудняется, на первых этапах можно использовать зеркало (приложить его к оси и посмотреть, какой же должна быть правая сторона).

 После того, как подобные задания уже не вызывают сложностей при воспроизведении, упражнение усложняется введением абстрактных узоров и цветовых обозначений. Инструкция остается такой же:

 «Художник нарисовал часть картинки, а вторую половину не успел. Закончи рисунок за него. Помни, что вторая половина должна быть точно такой же, как и первая».

Упражнение №6. «Платочек».

Это упражнение сходно с предыдущим, но является более сложным его вариантом, т.к. предполагает воспроизведение узора относительно двух осей - вертикальной и горизонтальной.

«Посмотри внимательно на рисунок. Здесь изображен сложенный пополам (если одна ось симметрии) или вчетверо (если две оси симметрии) платочек. Как ты думаешь, если платочек развернуть, какой у него вид? Дорисуй платочек так, чтобы он выглядел развернутым».
Узоры и варианты заданий можно придумать самостоятельно.

Упражнение №7. «Составь фигуру».

Это упражнение, так же, как и предыдущее, направлено на развитие образного мышления, геометрических представлений, конструктивных пространственных способностей практического плана.

 Мы предлагаем несколько вариантов этого упражнения (от самого легкого до более сложного).

а) «На каждой полоске отметь крестиком (х) две такие части, из которых можно составить круг».

 Подобного вида задания можно разработать для любых фигур - треугольников, прямоугольников, шестигранников и т.д.

 Если ребенку трудно ориентироваться на схематичное изображение фигуры и ее частей, то можно изготовить макет из бумаги и работать с ребенком в наглядно-действенном плане, т.е. когда он сможет манипулировать частями фигуры и таким образом составлять целую.

б) «Посмотри внимательно на рисунок, там даны два ряда фигур. В первом ряду даны целые фигуры, а во втором ряду эти же фигуры, но разбитые на несколько частей. Соедини мысленно части фигур во втором ряду и ту фигуру, которая у тебя при этом получится, найди в первом ряду. Фигуры первого и второго ряда, которые подходят друг к другу, соедини линией».

 в) «Посмотри внимательно на картинки и выбери, где расположены детали, из которых можно составить фигуры, изображенные на черных прямоугольниках».

Упражнение №8. «Сложи фигуры».

Упражнение направлено на развитие умения анализировать и синтезировать соотношение фигур друг с другом по цвету, форме и размеру.

Инструкция: «Как ты думаешь, каким получится результат при наложении фигур последовательно друг на друга в левой части рисунка. Выбери ответ из фигур, расположенных справа».

 По трудности (замаскированности отношений по форме) задания распределяются таким образом: когда на более маленькую фигуру накладывается фигура большая по размеру, что провоцирует ребенка на то, что он не предполагает накрытие большей по размеру фигуры меньшей и выбирает результат смешения меньшей и большей фигур. Действительно, если ребенок затрудняется с определением отношений, лучше произвести наложение предметов друг на друга не в наглядно-образном плане (мысленном наложении), а в наглядно-действенном, т.е. непосредственным наложением геометрических фигур.

Упражнение №9. «Найди закономерность».

а) Упражнение направлено на формирование умения понимать и устанавливать закономерности в линейном ряду.

Инструкция: «Внимательно рассмотри картинки и заполни пустую клетку, не нарушая закономерности».

 б) Второй вариант задания направлен на формирование умения устанавливать закономерности в таблице.

 Инструкция: «Рассмотри снежинки. Нарисуй недостающие так, чтобы в каждом ряду были представлены все виды снежинок».

 Подобные задания можно придумать самостоятельно.

Упражнение №10. «Светофор».

«Нарисуй в клеточках красные, желтые и зеленые кружки так, чтобы в каждой строке и в каждом столбце не было одинаковых кружков».

Упражнение №11. «Играем кубиками».

Упражнение направлено на развитие умения не только оперировать пространственными образами, но и обобщать их отношения. Задание состоит из изображений пяти разных кубиков в первом ряду. Кубики расположены так, что из шести граней у каждого из них видно только три.

 Во втором ряду нарисованы эти же пять кубиков, но повернутые по-новому. Необходимо определить, какому из пяти кубиков второго ряда соответствует кубик из первого ряда. Понятно, что в перевернутых кубиках могут появиться новые значки на тех гранях, которые до поворота не были видны. Каждый кубик из верхнего ряда нужно соединить линией со своим повернутым изображением в нижнем ряду.

 Это упражнение очень эффективно с точки зрения развития наглядно-образного мышления. Если оперирование изображениями вызывает большие трудности у ребенка, мы советуем склеить такие кубики и проводить упражнения с ними, начиная с самого простого - "найти соответствие между изображенной картинкой и таким же положением кубика".

Упражнение №12. «Игра с обручами».

Упражнение направлено на формирование умения классифицировать предметы по одному или нескольким свойствам. Перед началом выполнения упражнения для ребенка устанавливается правило: например, расположить предметы (или фигуры) так, чтобы все округлые фигуры (и только они) оказались внутри обруча.

 После расположения фигур необходимо спросить ребенка: «Какие фигуры лежат внутри обруча? Какие фигуры оказались вне обруча? Как ты думаешь, что общего у предметов, лежащих в кругу? вне круга?» Очень важно научить ребенка обозначать свойство классифицируемых фигур.

 Игру с одним обручем необходимо повторить 3-5 раз, прежде чем перейти к игре с двумя или тремя обручами.

 Правила для классификации: «Расположи предметы (фигуры) так, чтобы все заштрихованные (красные, зеленые), и только они, оказались внутри обруча».

 «Расположи предметы (картинки) так, чтобы все обозначающие одушевленные предметы, и только они, оказались внутри обруча» и т.д.

«Игра с двумя обручами».

Формирование логической операции классифицирования по двум свойствам.

 Перед началом выполнения упражнения устанавливаются четыре области, определяемые на листе двумя обручами, а именно: внутри обоих обручей (место пересечения); внутри обруча из черной линии, но вне обруча из прерывистой линии; внутри обруча из прерывистой линии, но вне обруча из черной линии; вне обоих обручей. Каждую из областей можно обвести карандашом.

 Затем сообщается правило для классификации: «Необходимо расположить фигуры так, чтобы внутри обруча из черной линии оказались все заштрихованные фигуры, а внутри круга из прерывистой линии - все угольные».

 Трудности, встречающиеся при выполнении этого задания, заключаются в том, что некоторые дети, начиная заполнять внутреннюю часть круга из прерывистой линии, располагают заштрихованные угольные фигуры вне обруча из черной линии. А затем все остальные заштрихованные фигуры вне обруча из прерывистой линии. В результате общая часть (пересечение) остается пустой. Важно привести ребенка к пониманию того, что есть фигуры, обладающие обоими свойствами одновременно. С этой целью задаются вопросы: «Какие фигуры лежат внутри обруча из черной линии? Вне его? Какие фигуры лежат внутри обруча из прерывистой линии? вне его? внутри обоих обручей?» и т.д. Это упражнение целесообразно проводить много раз, варьируя правила игры: например, классификация по форме и цвету, цвету и размеру, форме и размеру.

 Для игры могут быть использованы не только фигуры, но и предметные картинки. В этом случае вариант игры может быть следующим: "Разложи картинки так, чтобы в кругу из черной линии были картинки с изображением диких животных, а в обруче из прерывистой линии - все маленькие животные и т.д."

«Игра с тремя обручами» (классификация по трем свойствам).

Работа строится аналогично предыдущей. Вначале необходимо выяснить, на какие области делят обручи лист. Что это за область, где пересекаются обручи из черной и прерывистой линий; прерывистой и волнистой; волнистой и черной; область пересечения всех трех обручей и т.д.

 Устанавливается правило, касающееся расположения фигур: например, внутри круга из черной линии должны быть все круглые фигуры; внутри обруча из прерывистой линии - все маленькие, внутри круга из волнистой линии - все заштрихованные.

 Набор фигур.

 Если ребенок затрудняется с отнесением фигуры к нужному обручу по определенному классу, необходимо выяснить, какими свойствами обладает фигура и где она должна находиться в соответствии с правилами игры.

 Игру с тремя обручами можно повторять многократно, варьируя правила.

 Интерес представляют и такие условия, при которых отдельные области оказываются пустыми; например, если расположить фигуры так, чтобы внутри обруча из черной линии оказались все круглые, внутри обруча из прерывистой линии - все треугольники, внутри обруча из волнистой линии - все заштрихованные и т.д.

 В этих вариантах задания важно ответить на вопрос: почему те или иные области оказались пустыми?

Упражнение №13. «Классификация».

Так же, как и предыдущее упражнение, это направлено на формирование умения классифицировать по определенному признаку. Отличие заключается в том, что при выполнении этого задания правило не дается. Ребенку необходимо самостоятельно выбрать, каким образом можно разделить предлагаемые фигуры на группы.

 Инструкция: «Перед тобой ряд фигур (предметов). Если бы необходимо было разделить их на группы, то как это можно сделать?»

 Набор фигур.

 Важно, чтобы ребенок, выполняя это задание, нашел как можно больше оснований для классификации. Например, это может быть классификация по форме, цвету, размеру; деление на 3 группы(круглые, треугольники, четырехугольники) или 2 группы ( белые и не белые и т.д.).

Упражнение №14. «Путешествия животных».

Главная цель этого упражнения заключается в том, чтобы с его помощью формировать умение рассматривать различные пути или варианты достижения цели. Оперируя предметами в мысленном плане, представляя разные варианты их возможных изменений, можно быстрее найти лучшее решение. В качестве основы упражнения имеется игровое поле из 9 (как минимум), а лучше 16 или 25 квадратов. В каждом квадратике изображен какой-либо схематический рисунок, понятный ребенку и позволяющий опознать этот квадрат.

 Содержание задания заключается в путешествии какого-либо животного по этому игровому полю. Однако движение происходит не хаотично, а по установленному взрослым правилу.

«Сегодня мы будем играть в очень интересную игру. Это игра про белочку, которая умеет прыгать с одного квадратика на другой. Давай посмотрим, какие квадратики-домики у нас нарисованы: этот квадратик - со звездочкой, этот - с грибочком, этот - со стрелочкой и т.д.

 Зная, как называются квадратики, мы можем сказать, какие из них стоят рядом, а какие через один друг от друга. Скажи, какие квадратики находятся рядом с елочкой, а какие через один от нее? Как стоят квадратики с цветочком и солнышком, домиком и колокольчиком, рядом или через один?»

 После того, как игровое поле освоено ребенком, вводится правило: каким образом может передвигаться белочка из одного домика в другой.

 «Белочка прыгает по полю по определенному правилу. Ей нельзя прыгать в соседние квадратики, потому что она может прыгать только через одну клеточку в любом направлении. Например, из клетки с елочкой белочка может прыгнуть в клетку с колокольчиком, клетку с листиком и клетку с домиком, а больше никуда. Как ты думаешь, куда может прыгнуть белочка, если она находится в клетке с деревцем? Теперь ты знаешь, как умеет прыгать белка, скажи, как ей добраться из клетки со звездочкой в клетку с окошком?»

 Отрабатывая задание, сразу учим ребенка записи:

 «В пустую клетку мы заполняем тот рисунок, что и на клетке, через которую прыгает белочка». Например, чтобы из клетки со звездочкой она могла попасть в клетку с окошечком, белка должна прыгнуть сначала в клетку со стрелкой, смотрящей вправо, ее мы и рисуем в пустом квадрате. Но белочка могла прыгнуть и по-другому: сначала в клетку с деревцем, а затем в клетку с окошечком, тогда в пустой клетке необходимо нарисовать деревце.

 Далее взрослый предлагает ребенку различные варианты заданий, в которых нужно догадаться, как белочка может попасть в нужную клетку, прыгая по своему правилу. При этом задания могут состоять из двух, трех и более ходов.

 Варианты заданий.

 Варианты заданий можно придумать самостоятельно, наметив первый и конечный пункт путешествия, при котором возможно соблюдение правила. Очень важно, чтобы при продумывании ходов ребенок смог найти несколько путей прохождения от одного квадратика в другой.
Упражнение «Путешествия животных» с использованием данного игрового поля может быть изменено различными способами. Для другого занятия взрослый предлагает игру с другим животным (это и зайчик, и кузнечик, и неук и т.д.) и по другому правилу, например:

 1. Жук может двигаться только наискосок.

 2. Зайчик может прыгать только прямо.

 3. Кузнечик может прыгать только прямо и только через одну клеточку.

 4. Стрекоза может летать только в не соседний домик и т.д.

 (Напоминаем, что количество клеток на игровом поле может быть увеличено.)

 И еще один вариант упражнения, на другом игровом поле.

 Буквенно-цифровое поле используется для работы так же, как и картинное. На нем можно тренироваться по тем же правилам или по другим, придуманным самостоятельно. Кроме того, это могут быть правила следующего содержания:

 1. Гусь может ходить только по соседним клеткам и только прямо.

 2. Божья коровка может летать только в соседнюю клеточку и только с такой же буквой или такой же цифрой.

 3. Рыбка может переплывать только в соседнюю клеточку с несовпадающей буквой и цифрой и т.д.

Если ребенок хорошо справляется с решением задач, вы можете предложить ему самому придумать задание про путешествие какого-либо животного или задание обратного типа: "Из какой клетки должен выползти жук, чтобы, ползая по своему правилу (называете правило), он попал в клеточку, например, ГЗ или с грибочком (для картинного игрового поля). Должен "проехать" на велосипеде до дома по нарисованной дороге, "не выезжая" за ее пределы и не отрывая карандаша от бумаги. Начинать можно и нужно с простых дорог, но затем задачу можно усложнить, сужая или расширяя дорожки, изменяя число и форму виражей. Игру эту также можно использовать, внеся в нее соревновательный момент: кто из детей быстрее и правильнее проедет по бумажной дорожке, тот получит приз.

«Где сидит попугай»?

Цель игры: развитие способности ориентироваться в простой план - схеме пространства. При первом знакомстве детей с этой игрой на ограниченной части пространства (столе) размещается игрушечная комната (мебель можно сделать из конструктора). Перед началом игры детям предлагается представить, что в этой комнате живёт мишка и попугайчик, которого они должны найти (на схеме это место отмечено крестиком). На первом этапе требуется объяснить им, что означают те или иные изображения и фигурки, где в комнате находятся соответствующие им предметы. Для ориентации в план - схеме важно определить место, где стоит сам ребёнок. Усложняя игру, можно предложить детям и другие ее варианты (например, найти зайчика и т.д.). Для разнообразия игры детям можно предложить детскую площадку, на которой они играют, групповую комнату, музыкальный зал.

«Найди все тропинки»

Цель игры: развитие комбинаторных способностей и внутреннего плана действий.

Для этой игры заранее готовится игровое поле, каждая клеточка которого имеет свой номер. Детям в игровой форме предлагается найти все возможные тропинки к домику ёжика. Чтобы детям было легче понять условия игры, одна тропинка показывается.

«План – карта»

Цель игры: формирование у детей умения создавать план - карту знакомого им пространства, например своей площадки, где они играют.

При составлении план - карты у ребенка могут возникнуть следующие ошибки: упускается из виду важные детали планировки, не отображаются некоторые предметы, искажаются размеры отображаемых предметов. (Например, меньшие по размеру предметы обозначаются большими фигурками, а большие предметы - меньшими). Но такого рода ошибки вполне естественны в этом возрасте. Главное, чтобы взрослые обращали внимание на эти ошибки и объясняли детям, почему это является ошибкой. Необходимо также стараться, чтобы дети самостоятельно или с помощью взрослого исправляли эти ошибки.

Игры, направленные на развитие проективной подструктуры наглядно-образного мышления.

«Ищем клад»

Цель игры: Развитие наглядно-образного мышления, восприятия, умения сравнивать и обобщать, обучение ребенка ориентированию в пространстве и на местности с помощью плана.

В начале игры вместе с ребенком следует нарисовать план комнаты, изобразив на нем все предметы мебели, а также окна, двери и т. Д. При этом следует объяснить ребенку, что план - это вид сверху. После этого нужно попросить ребенка выйти на некоторое время из комнаты и спрятать в ней игрушку или лакомство. На плане место нахождения "клада" следует отметить ярким крестиком. Со временем можно усложнить задачу ребенка, нарисовав план группы или участка.

«Давай придумывать»

Цель игры: Развитие наглядно-образного мышления, восприятия, умения сравнивать и обобщать, речи.

Перед началом занятия следует подготовить необходимый инвентарь: карточки с изображением различных предметов определенной формы (например, яйца или яблока), а также набор разнообразных предметов (коробочки, кольца, цилиндры и т. д.). Следует подбирать инвентарь так, чтобы предметы совпадали по форме с нарисованными на карточках объектами. Ребенок должен сесть за стол, на котором лежит набор предметов. Взрослый садится напротив, и показывает ему по очереди карточки, а после этого спрашивает, какой предмет на карточке похож на тот или иной предмет, лежащий перед ним. 

«Сравним»

Цель игры: развитие наглядно-образного и логического мышления, обогащение словарного запаса малыша, обучение сравнивать различные предметы.

Вам понадобятся два предмета для сравнивания (кубики разного размера, цвета и из разного материала, куклы и т. д.). Имейте в виду, что следует выбирать такие предметы, которые можно было бы сравнить минимум по трем признакам. Вы показываете ребенку два предмета и спрашиваете, чем они различаются, а затем - чем схожи.

«Прогноз погоды»

Цель игры: развитие способности «читать» и создавать схемы объектов

Существует 2 варианта игры: 1-й. Взрослый, как ведущий, сообщает детям по «рации», какая будет погода (ветреная, дождливая, пасмурная), а они по очереди находят соответствующие карточки и вывешивают их на стенде «Информация для лётчиков и моряков».

Усложняя игру, детям предлагается 2-й вариант игры, позволяющий самостоятельно рассказывать о погоде по схематичным изображениям. Для этого диктором телевидения становится один из детей, а другой ребенок - метеорологом, который показывает диктору карточки.

«Созвездие»

Цель игры: формирование умения соотносить схематическое изображение предмета с художественным. Детям предлагается внимательно рассмотреть схемы созвездий и их художественное изображение и определить, на какой рисунок похоже то или иное созвездие.

Игры, направленные на развитие порядковой подструктуры наглядно-образного мышления.

«Найди лишнюю картинку»

Цель игры: Развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков, наглядно-образного мышления.

Подберите серию картинок, среди которых три картинки можно объединить в группу по какому-либо общему признаку, а четвертая - лишняя. Предложите ребенку найти лишнюю картинку. Спросите, почему он так думает. Чем похожи картинки, которые он оставил.

«Чередование»

Цель игры: Развитие наглядно-образного мышления, восприятия, цвета, формы, величины; умения анализировать и обобщать. Предложите ребенку нарисовать, раскрасить или нанизать бусы. Обратите внимание, что бусинки должны чередоваться в определенной последовательности. Таким образом, можно выложить забор из разноцветных палочек.

«Нелепицы»

Цель игры: Развитие наглядно-образного мышления, критичности мышления, концентрации внимания, связанной речи.

Предложите ребенку рисунки, в которых содержатся какие-нибудь противоречия, несообразности, нарушения в поведении персонажей. Попросите ребенка найти ошибки и неточности и объяснить свой ответ. Спросите, как бывает на самом деле.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации родителям по организации учебного процесса в домашних условиях.

В данном материале даются рекомендации для родителей по организации учебного процесса в домашних условиях, предлагаются игры для развития речи....

Рекомендация родителям по организации учебного процесса в домашних условиях.

Рекомендация родителям по организации учебного процесса в домашних условиях....

Рекомендации родителям по организации учебного процесса в домашних условиях.

Психологическая готовность к школьному обучению предполагает многокомпонентное образование. Многое могут сделать для ребенка в этом отношении родители - первые и самые важные его воспитатели.Ребенок д...

"Развитие психических процессов в домашних условиях"

Для каждого возраста существуют свои психологические и физиологические нормы. На каждом этапе формируются определенные психические процессы, которые позволят перейти ребенку на следующий возрастной эт...

«Игры на развитие психических процессов в домашних условиях»

Дошкольный возраст - важнейший этап в развитии ребенка. В этот период формируются основные психические процессы человека: внимание, память, мышление, речь, воображение, восприятие. В дошкольном возрас...

Рекомендации родителям по взаимодействию с детьми, имеющими задержку психического развития, в домашних условиях

У ребенка с ЗПР ослаблена память, не сформировано произвольное внимание, отстают в развитии мыслительные процессы, поэтому необходимо закреплять дома материал, изученный в детском саду....