Консультация для родителей "Для чего нужна пальчиковая гимнастика!
консультация (подготовительная группа)

Лариса Александровна Емельянова

  Пальчиковая гимнастика – это инсценировка  стихов или каких-либо историй при помощи пальцев. Такая тренировка движений пальчиков и кистей рук является мощным средством развития мышления ребёнка. В момент этой тренировки повышается работоспособность коры головного мозга.

И прежде всего мелкая пальцевая моторика связана с развитием речи. В мозгу двигательные и речевые центры – самые ближайшие соседи. И при движении пальчиков и кистей,  возбуждение от двигательного центра перекидывается на речевые центры головного мозга и приводит к резкому усилению согласованной деятельности речевых зон.

«То есть при любом двигательном тренинге упражняются не руки, а мозг…» – это уже цитата из Бернштейна Н.А.

У всех детей с отставанием в речевом развитии, пальчики малоподвижны и их движения неточны и несогласованны. Соответственно, тренировка движений пальцев рук стимулируют развитие речи малышей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

             Сообщение на родительском собрании   6 октября 2015г.

«Для чего нужна пальчиковая гимнастика».

Сколько всего полезного мы делаем,  играя в пальчиковые игры?

  1. Развиваем речь.  Упражняя и ритмично двигая пальчиками, малыш

активизирует речевые центры головного мозга. Как именно это происходит?

Пальчиковая гимнастика – это инсценировка  стихов или каких-либо историй при помощи пальцев. Такая тренировка движений пальчиков и кистей рук является мощным средством развития мышления ребёнка. В момент этой тренировки повышается работоспособность коры головного мозга.

И прежде всего мелкая пальцевая моторика связана с развитием речи. В мозгу двигательные и речевые центры – самые ближайшие соседи. И при движении пальчиков и кистей,  возбуждение от двигательного центра перекидывается на речевые центры головного мозга и приводит к резкому усилению согласованной деятельности речевых зон.

«То есть при любом двигательном тренинге упражняются не руки, а мозг…» – это уже цитата из Бернштейна Н.А.

У всех детей с отставанием в речевом развитии, пальчики малоподвижны и их движения неточны и несогласованны. Соответственно, тренировка движений пальцев рук стимулируют развитие речи малышей.

Кроме этого, пальчиковая гимнастика подготавливает руку к письму, развивает координацию и чувство ритма, внимательность и способность сосредотачиваться… и, как любая весёлая и интересная игра –  создаёт добрые эмоциональные взаимоотношения с нами, родителями.

  1. Пальчиковая гимнастика развивает умение малыша подражать нам, взрослым…, учит вслушиваться в нашу речь и ее понимать…, повышает речевую активность крохи…, да и просто создаёт благоприятную эмоциональную атмосферу.
  2. Учит ребенка концентрировать внимание и правильно его распределять. Это очень и очень важное умение! И взрослым нужно помогать малышу его формировать. Кстати, произвольно управлять своим вниманием ребёнок сможет научиться только к возрасту 6-7 лет. И от этого умения во многом будут зависеть его школьные успехи.
  3. Когда малыш начнёт говорить и сможет стихами сопровождать упражнение из пальчиковой гимнастики – это будет делать его речь более четкой, ритмичной, яркой. Кроме этого, таким образом он сможет усилить контроль за своими движениями.
  4. В пальчиковых играх нужно запоминать многое: и положение пальцев, и последовательность движений, да и просто стихи. Вот  вам и отличное весёлое упражнение для развития памяти малыша!
  5. А можно ли с помощью пальчиковых игр развивать фантазию и воображение? Конечно! Ведь руками можно «рассказывать» целые истории! Сначала пример покажет мама или папа, а уж потом и ребёнок может сочинить свои «пальчиковые истории».
  6. Ну, и в конце-концов, после всех этих упражнений кисти и пальцы рук станут сильными, подвижными, гибкими. А это так поможет в дальнейшем в освоении навыка письма!

Сколько и как часто нужно заниматься пальчиковой гимнастикой?

Любые упражнения эффективны только если вы делаете их регулярно. Вот и пальчиковые игры принесут эффект при ежедневных занятиях (!) минут по 5.

Кстати, как вы думаете – нужно ли постоянно менять игры, чтобы сохранить к ним интерес?  Или достаточно играть в полюбившиеся?

Скорее всего, вы заметили, что ваш малыш любит повторять одно и то же движение, процедуру или действие.

Это – механизм научения. Чтобы навык закрепился, ребёнок будет повторять его снова и снова. И чем сложнее навык, тем дольше будет повторение.  Это чуть позже, в более старшем возрасте, от нас будет требоваться постоянно вносить разнообразие в игры.

Зачем же снова и снова надо возвращаться к теме пальчиковых игр, зачем такое их количество? Может, тогда достаточно нескольких, полюбившихся?

Дело в том, что пальчиковые игры можно разделить на несколько видов:

1. Упражнения для кистей рук.

      Такие игры достаточно просты и не требуют тонких дифференцированных движений. Поэтому они подходят для самых маленьких, с них можно начать. Кроме этого, гимнастика с этими играми:

– учит малышей повторять за нами, взрослыми. То есть развивает подражательную способность. Именно эта способность – базис успешного последующего обучения всем навыкам;

– учит напрягать и расслаблять мышцы;

– развивает умение сохранять на некоторое время положение пальцев;

– учит переключаться с одного движения на другое.

2. Упражнения для пальцев условно статические.

Эти игры – совершенствуют на более высоком уровне полученные ранее навыки. Более сложные, требуют более точных движений. Кстати, именно используя именно эти упражнения (после их усвоения) можно составлять свои самые чудесные и невероятные истории и рассказы.

3. Упражнения для пальцев динамические.

– развивают точную координацию движений;

– учат сгибать и разгибать пальцы рук;

– учат противопоставлять большой палец остальным.

10 пальчиковых игр (упражнения для пальцев динамические).

   МОЯ СЕМЬЯ. 

Этот пальчик – дедушка,   – исходное положение – пальцы в кулаке,
  Этот пальчик – бабушка,      
разгибаем по одному, начиная с большого.
  Этот пальчик – папочка,
  Этот пальчик – мамочка.
  Этот пальчик – я.
Вот и вся моя семья.           – ритмично сжимаем-разжимаем пальцы.

  • Второй вариант игры – поочередно сгибать пальцы в кулак, начиная с большого.

   ДОМИК.

Раз, два, три, четыре, пять –   из кулака поочередно разгибаем пальцы, начиная с большого.
Вышли пальчики гулять.       – ритмично сжимаем-разжимаем пальцы.
Раз, два, три, четыре, пять –  – по очереди сгибаем пальцы в кулак, начиная с мизинца.

В домик спрятались опять.    ритмично сжимаем-разжимаем пальцы.

   ЗА РАБОТУ!

Ну-ка, братцы, за работу!  пальцы сжаты в кулак.
  Покажи свою охоту.
Большаку – дрова рубить.  разгибаем большой палец.
Печки все – тебе топить.     разгибаем указательный.
Тебе – воду носить.             разгибаем средний.
А тебе  – посуду мыть.        разгибаем безымянный.
А потом всем песни петь.   разгибаем мизинец.
Песни петь да плясать,        кисти рук с выпрямленными пальцами поворачиваем вправо-влево.
  Наших деток забавлять.

   ПАЛЬЧИКИ ЛОЖАТСЯ СПАТЬ.

Этот пальчик хочет спать,             поочередно сгибаем пальцы в кулак, начиная с большого.
   Этот пальчик – прыг в кровать!
  Этот пальчик – прикорнул,
  Этот пальчик уж заснул.
  Ну а этот долго спал,
  А потом будить всех стал.
Встали пальчики! Ура!                  выпрямляем все пальцы.
Нам гулять идти пора!                  – ритмично сжимаем-разжимаем пальцы.

   ПАЛЬЧИКИ ЗДОРОВАЮТСЯ. 
    Упражнение выполняется сначала одной рукой, потом – второй, потом – двумя одновременно. Кончиком большого пальца поочередно касаемся «здороваемся» с каждым пальцем.

Здравствуй, указательный!
Привет, средний!
Здорово, безымянный!
Как дела, мизинец?

   ДРУЖНЫЕ РЕБЯТА

Дружат в нашей группе          – пальцы ритмично сжимаются в «замок» и разъединяются.
  Девочки и мальчики.
Мы с тобой подружим            – подушечки всех пальцев одной руки одновременно

   Маленькие пальчики.                дотрагиваются до пальцев другой.
Раз, два, три, четыре, пять…   поочередно соединяем одноименные пальцы: большой с большим,

                                                                  указательный с указательным и т.д.
Начинай считать опять.           одновременно касаемся подушечками пальцев двух рук.
Раз, два, три, четыре, пять…   поочередное касание.
Мы закончили считать.           – встряхиваем опущенные вниз кисти рук.

   ГОСТИ.

В гости к пальчику большому   руки сжаты в кулаки, оба больших пальца подняты вверх.
Приходили прямо к дому           две ладони сомкнуты под углом как крыша.
Указательный и средний,           называемые пальцы соединяются с большим пальцем.
  Безымянный и последний.
А мизинчик-малышок                 руки в кулаке, подняты вверх оба мизинца.
  Сам забрался на порог.
Вместе пальчики- друзья.          – ритмично сжимаем-разжимаем пальцы.
Друг без друга им нельзя.          – руки соединяем в замок.

   ПАЛЬЧИК-МАЛЬЧИК.
    Из кулака поочередно разгибаются пальцы, начиная с мизинца. Можно помогать второй рукой.

Пальчик-мальчик, где ты был,
  С этим братцем – в лес ходил,
  С этим братцем – щи варил,
  С этим братцем – кашу ел,
  С этим братцем – песню пел!

   МЫ ТОПАЛИ.
   Ударяем по очереди каждым пальчиком по столу, как при игре на пианино.

Мы то-па-ли, мы то-па-ли,
  До то-по-ля до-то-па-ли,
  До то-по-ля до-то-па-ли,
  Чуть но-ги не от-то-па-ли

   ЦЕПОЧКА.
   Делаем колечки, поочередно соединяя большой палец с остальными на одной руке. В них попеременно продеваем такие же колечки из пальчиков другой руки. 

Колечко с колечком соединяем,
  Цепочку из пальчиков мы получаем!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей. "Для чего нужна пальчиковая гимнастика?".

"Представление, что при любом двигательном тре-нинге... упражняются не руки, а мозг, вначале каза-лось парадоксальным, и лишь с трудом прониклов сознание педагогов."          ...

Консультация для родителей ;"Для чего нужна пальчиковая гимнастика?"

МБДОУ № 207 Железнодорожного района г.Ростова-на-Дону.Подготовила: Утемишева Г.К.. – логопед высшей квалификационной категории.В чем же заключается влияние пальцев на развитие речи?Все дви...

"Для чего нужна пальчиковая гимнастика"- консультация для родителей

Игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию малыша. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы в...

Консультация для родителей " Для чего нужна пальчиковая гимнастика"

в этой консультации можно найти полезную инормацию о том, для чего нужна гимнастика для пальцев...

Консультация для родителей по теме: "Для чего нужна пальчиковая гимнастика"

Консультация для родителей по теме: "Для чего нужна пальчиковая гимнастика"...

Консультация "Для чего нужна пальчиковая гимнастика?"

В нашей группе мы уделяем большое внимание развитию мелкой моторики детей, очень важную роль в этом играет пальчиковая гимнастика. В данной консультации мы хотим показать родителям, насколько важно де...

Для чего нужна пальчиковая гимнастика (консультация для родителей)

Люди давно заметили, что движения рук и пальцев, сопровождаемые короткими стихами, благотворно действуют на развитие детей. А уже в наше время доказали, что тонкие движения пальцев рук, положител...