Взаимодействие семьи и педагога в воспитании нравственных чувств дошкольников.
консультация

Арнаутова Людмила Викторовна

        В современной педагогике убедительно доказано, что семья является первым социальным институтом формирования личности ребенка, в ней закладывается  фундамент его нравственности. В семье ребенок приобщается к духовным ценностям, именно в ней он постигает азы гуманных чувств и отношений, умения общаться с окружающими, осваивает нормы культуры поведения, становится членом семейного коллектива. У родителей есть уникальный педагогический потенциал - это сила их примера, авторитет. Главная особенность семейного воспитания заключается в том, что отношения в семье основаны на любви, уважении, симпатии, доверии, взаимной привязанности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_na_seminar.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

                                      Арнаутова Людмила Викторовна,

                                                             учитель-логопед  МБДОУ- детский сад № 27 «Сказка» г.Саяногорска

                                   

Взаимодействие семьи и педагога в воспитании

нравственных чувств дошкольников.

        В современной педагогике убедительно доказано, что семья является первым социальным институтом формирования личности ребенка, в ней закладывается  фундамент его нравственности. В семье ребенок приобщается к духовным ценностям, именно в ней он постигает азы гуманных чувств и отношений, умения общаться с окружающими, осваивает нормы культуры поведения, становится членом семейного коллектива. У родителей есть уникальный педагогический потенциал - это сила их примера, авторитет. Главная особенность семейного воспитания заключается в том, что отношения в семье основаны на любви, уважении, симпатии, доверии, взаимной привязанности.

На развитие у ребенка представлений о нравственности оказывают влияние одновременно семья, детский сад, окружающая действительность. Причем влияние это бывает как положительным, так и отрицательным, иногда же оно противоречиво. Например, прощаясь утром с ребенком, мама может несколько раз повторить: «Никому не давай свою игрушку, ее сломают». Мы же, педагоги, постоянно учим детей быть добрыми, делиться игрушками. И что же делать, как поступить ребенку? Такого рода противоречия вызывают раздражение, неудовлетворенность, а иногда,  как следствие, порождают хитрость, приспособленчество. В результате у ребенка не могут сложиться четкие представления о том, как относиться к людям, как поступить в каждом конкретном случае. В противовес доброте, чуткости, пониманию другого   воспитывается бездумное применение силы, подавление другого в конфликте, пренебрежение. Иногда такая нравственная установка с течением времени оборачивается против самих родителей, так как первоначальные представления о взаимоотношениях людей ребенок получает, наблюдая за  взаимоотношениями окружающих его взрослых. Их поведение, а также их отношение к нему самому, к его поступкам  становится для ребенка как бы программой поведения. Успешность развития ребенка и степень его морального благополучия во многом зависят от взрослых, которые его окружают, их культуры, нравственных устоев. Такими значимыми взрослыми для ребенка являются родители и педагоги детского сада.

Педагоги и психологи, занимающиеся развитием и воспитанием дошкольников, рассматривают отсутствие единых взглядов и подходов в вопросах воспитания ребенка как один из неблагоприятных факторов. Считают, что основой взаимоотношений педагогов и родителей должны стать сотрудничество, сохранение единой линии в целях и задачах воспитания и обучения ребенка в детском саду, выработка концепции развития ребенка.

Особую роль в воспитании нравственных чувств играет обеспечение единства требований к ребенку со стороны всех взрослых членов семьи и педагогов группы, постоянство и последовательность воспитательных воздействий на него.

Актуальным является педагогическое просвещение родителей по вопросам нравственного воспитания детей, в частности, формирования у детей гуманных чувств и отношений, согласования воспитательных воздействий ДОУ и семьи.

 Педагогу требуется убеждать родителей в том, что разногласия между воспитателем и родителями в понимании моральных ценностей вызывают непреодолимые трудности в формировании морального облика ребенка. В работе с родителями очень важно достичь единства требований к ребенку, установок на поведение.

С целью достижения открытости родителей в общении, а также повышения авторитета педагога,  общение с родителями следует строить на основе диалога, взаимного уважения. Для того, чтобы создать общность, необходима специальная целенаправленная работа, в которой используются самые разные формы общения. Строить эту работу следует вдумчиво, учитывая конкретные обстоятельства и условия. Важен характер семей, с которыми приходится иметь дело, их состав, внутрисемейные отношения, образовательный и культурный уровень, материальный достаток, жилищные условия и множество других факторов. Педагог как бы всегда находится рядом, вместе с родителями в их отношении к ребенку, к его развитию со всеми радостями и трудностями. Но для того, чтобы сохранение этого общего тона настроения, системы ценностей семьи и педагога было осуществимым, обязательно нужно пользоваться всеми возможными позициями общения по мере необходимости.

В вопросах воспитания нравственных чувств педагогу следует выбирать определенные позиции в отношениях с семьей. «Снизу» - когда  воспитатель входит в смысловой контекст родителей. Это помогает родителям увериться, что воспитателю действительно небезразличны проблемы ребенка. Необходимо внимательно слушать, расспрашивать, воздерживаясь от оценочных высказываний,  принимать на время точку зрения родителей. Возможно, что, основательно вникнув, воспитателю удастся разглядеть в том, что он считал неприемлемым, свою правоту, а вместе с ней и  возможные пути выхода.

Нередко бывают ситуации, когда совершенно необходимым средством взаимодействия с родителями  становится позиция педагога «сверху». Воспитатель, видя суть проблем нравственного характера и пути их разрешения, может в процессе беседы разъяснить членам семьи их ошибки, предложить изменить меры воздействия на ребенка, а также конкретные приемы и способы взаимодействия с ним.

Но для того, чтобы родители приняли эти советы и указания, согласились с ними, захотели им следовать, нужно обязательно сохранять в качестве основного тона личностного взаимодействия позицию «рядом», «вместе». Для культивирования исходной позиции «рядом» при общении педагогов и родителей большое значение имеют разнообразные формы работы.

В случаях проявления проблем нравственного характера педагог вникает в ее суть, выясняет причины, и только потом вместе с родителями анализирует фактор негативизма, рассказывает об этом явлении. Убеждает, что не ребенок «плохо ведет себя», а какие-то обстоятельства провоцируют его на это.

В беседах использует ситуативные примеры, что способствует возникновению у родителей интереса к обсуждаемой проблеме, ассоциаций с собственным опытом. Можно использовать такую форму как дискуссия, на которых обсуждаются вопросы воспитания у детей сочувствия, доброжелательности к членам семьи, сверстникам; что беспокоит родителей в детях,  какие нравственные качества им не удается сформировать и почему.

Желательно проводить анкетирование, опрос родителей с целью выявления их ценностных ориентаций, того, что они считают важным в воспитании ребенка. Это поможет педагогу сформировать мини-группы по наиболее актуальным проблемам.

Вопросы нравственных качеств следует рассматривать на индивидуальных и групповых консультациях, беседах «За круглым столом» с приглашением специалистов (психолог, методист), практикумах и т.п. Хороший прием, когда родители под руководством педагога проводят так называемое «независимое» наблюдение за отношениями детей в группе, а затем при общей встрече  делятся с родителями подмеченными ситуациями (добрые отношения, проявления чуткости, конфликты).

Таким образом, установление единства взаимодействия педагога и  семьи  в решении воспитательных задач, в использовании средств, методов влияния на детей достигает положительного эффекта в воспитании гуманных качеств личности у детей.

                                          Литература.

1. Актуальные проблемы психопедагогики начального   образования (сборник),   М.,Научно-внедренческая лаборатория  психопедагогики образования,1997

2. «Детство»:Педагогический альманах» №1.; СПб, «Акцидент», 1998


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие семьи и педагога в воспитании нравственных чувств дошкольников.

Педагоги и психологи, занимающиеся развитием и воспитанием дошкольников, рассматривают отсутствие единых взглядов и подходов в вопросах воспитания ребенка как один из неблагоприятных факторов. С...

КОНСУЛЬТАЦИЯ "ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ЧУВСТВ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ"

               Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективн...

Роль взаимодействия семьи и дошкольного учреждения в нравственно-патриотическом воспитании дошкольника

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников - воспитание любви к Родине, уважительного и терпимого отношения к людям - одна из важнейших задач воспитания. Вся сложность ситуации заключается в в...

Рекомендации для педагогов по воспитанию нравственно-патриотических чувств детей дошкольного возраста

В статье предлагается материал концептуальных подходов к организации нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста, теоретические основы которого являются актуальной задачей в...

Доклад на педсовете "Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников посредством трудового воспитания"

Формирование у детей трудовых умений и навыков в разных видах труда: самообслуживании, хозяйственно-бытовом и ручном труде, труде в природе. Воспитание уважения к трудящемуся человеку, приучение к тру...

Взаимодействие семьи и педагога в формировании здоровья ребенка - дошкольника

Взаимодействие семьи и педагога в формировании здоровья ребенка - дошкольника....

Консультация: "Взаимодействие семьи и детского сада в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников"

Семья и дошкольное учреждение – два главных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития личности ребенка необходимо их взаимодействие. Опыт де...