Знакомим с искусством художников детей среднего и старшего дошкольного возраста
консультация (средняя, старшая группа)

Важное место в воспитании детей отведено эстетическому развитию детей, их знакомству с произведениями изобразительного искусства.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация

Знакомим с искусством художников детей среднего и старшего дошкольного возраста

Важное место в воспитании детей отведено эстетическому развитию детей, их знакомству с произведениями изобразительного искусства.

Однако ограниченный опыт и возможности маленького ребенка не позволяют ему самостоятельно постигнуть сложный мир человеческой души, отраженный в произведениях живописи. Для этого ребенку необходим взрослый, который сможет помочь ему проникнуться тем отношением и построением, которое выражено в произведения изобразительного искусства, и приобщит к способам его постижения.

В результате специального изучения установлено, что эмоциональный отклик у детей, не достигших 4х лет, вызывают те произведения искусства, в которых переданы чувства и отношения, наиболее близкие и понятные ребенку этого возраста (мать и дитя и их взаимоотношения). Вначале заинтересуйте детей данным произведением, заинтригуйте их. Затем предоставьте им возможность самостоятельно рассмотреть репродукцию, поинтересуйтесь, понравилась она или нет, после чего приступайте к беседе. Вначале поинтересуйтесь точкой зрения ребенка, а затем одобрите ее и выскажите свою. А может случиться так, что при восприятии репродукции вы не сможете обосновать свою точку зрения. И это не страшно. Латышская художница Бируте Боумане пишет: «Говорить о живописи трудно, почти не возможно. Живопись избегает слов, ибо она обладает своим языком, как и каждое искусство».

В искусстве что-то должно оставаться недосказанным, ведь искусство – это то чудо, которое остается и ускользает из рук, когда обо всем как-будто бы уже все сказано. Поэтому искусство нельзя объяснить или разъяснить. Его надо не понимать, а чувствовать.

Очень привлекателен для малышей и мир книжной графики. Рисунки в книге являются одним из первых произведений  изобразительного искусства, с которым знакомятся дети.

На пятом году жизни ребенок начинает выходить за пределы окружающей его действительности. Его теперь волнуют уже не только отношения, которые  входят в круг его собственной жизни или складываются в ближайшем окружении. Малышу становится интересным весь мир.

И тут малышу приходят книжки-картинки. Наши детские классики: Лебедев, Васнецов, Канашевич, Сутеев, Чарушин – стали когда-то создателями подлинно-художественных книжек – картинок, которые переиздаются до сих пор.

В результате спец. экспериментальной проверки были отобраны произведения книжной графики и живописи, которые наиболее эффективны в работе с детьми. На первом этапе нужно начать работу с постепенного «погружения» детей не в реальный, а в вымышленный мир сказочных персонажей, подобный тому, который они создают в своих играх.

И в этом вам помогут произведения книжной графики замечательного художника Юрия Алексеевича Васнецова. Яркий, неповторимый мир сказочных образов созданных художником близок и понятен детям.

Обращаем внимание детей на сходство дымковской игрушки с рисунками Ю.А. Васнецова. Рассматриваем дымковского коня, а затем иллюстрацию Ю.А. Васнецова к потешкам «Иванушка» и «Конь» говорим: Дымковский конь и лошадка, на котором едет Иванушка, очень похожи.

Познакомившись с работами художника ближе, мы убеждались в его изобретательности: как много создано иллюстраций, и среди них нет ни одного повтора. Много персонажей нарисовал художник, но все они разные. У каждого свой характер, своя манера поведения, свой стиль в одежде. В иллюстрации к потешке «Мыши» Ю.А. Васнецов нарисовал в хороводе 19 мышей, и все они в разной одежде.

Рассматривая иллюстрации с детьми нужно научить их смотреть и видеть, сколько юмора, выдумки вложил художник в свои картинки-сказки. Например, изображая мельницу, куда ходила Кисонька-Мурысонька (потешка «Кисонька»), художник придумал многое. И сказочную декоративную мельницу, на ней сидит симпатичный мышонок, везде растут волшебные цветы, блестит солнце. Несмотря на то, что в потешке ничего не говорится о том, кого встретила по дороге Кисонька, художник сам придумал и изобразил эту встречу. Знакомя детей с творчеством Ю.А. Васнецова, воспитатель должен стремиться показать, что птицы и животные похожи на игрушку, но вместе с тем они очень самобытны и выразительны. Сказочные образы близки и понятны дошкольникам потому, что художник нашел такую форму их передачи, которая соответствует особенностям детского восприятия. Рассматривая иллюстрации, дети радостно и с улыбкой воспринимают петушка и лучистое солнышко! Но как быстро меняется у ребят настроение, когда они видят козу с козлятами и прячущегося за деревом волка. Переживают дети и за кошку, у которой загорелся дом, и очень ей хотят помочь.

Это содействие, когда ребенок, становится на позицию героя произведения, пытается преодолеть стоящие на его пути препятствия, сочувствует чужим горестям и радостям. Если малыш пожалеет козлят и разделит радость с друзьями доктора Айболита, то можно сказать, что маленький человек состоялся.

А вот и другой писатель, художник, мастер своеобразной книжки – картинки Евгений Иванович Чарушин, с произведениями которого нужно познакомить детей на втором этапе работы. Нужно постараться, сделать так, чтобы, рассматривая зверят Е. Чарушина, малыши попытались понять состояние животного – его движения и мимику. Звериные малыши удавались Чаушину больше всего. Он умел передавать очарование детства любого зверя, но Чарушин не забывал, что рисует для книги. Он учился строить книгу так, чтобы она была такой же динамичной, как сами тексты и отдельные рисунки. Следил, чтобы текст никогда не подавлял рисунки в его авторских книжках – картинках. Он постоянно искал неразрывную связь между словом и изображением. В этой связи главным становился глагол. Вот сколько всего успевает крошечный Тюпа на одной страничке текста: схвачу, словлю, поймаю, поиграю; ползет, прячется, тюпает – тюпает, спрыгнул. Художник откровенно любуется крошечным зверьком, его пушистостью (Чарушин как никто другой умел передавать фактуру зверя), радуется ловкости и непосредственности. Позы котенка, его глаза полны разнообразных чувств, опоэтизированы, очень точны. «Моя задача, - говорил  художник, - дать ребенку предельно цельный художественный образ зверя. Ведь звери могут быть разными: спокойными, расслабленными, агрессивными, приветливыми и хмурыми, уверенными в себе и даже растерянными.

Не следует торопиться с рассматриванием репродукций. Для того, чтобы обогатить художественное восприятие ребенка, вначале предложите ему….прислушаться и помогите слышать, как, встав на задние лапы в погоне за воробьями, «заговорил» Тюпа: «Тюп – тюп – тюп! Схвачу, Словлю! Поймаю! Поиграю!» Или как кричат, галдят, чирикают воробьи над испуганным Тюпой: "Чив – чив! Чив – чив!». Как жалобно поскуливает волчишко, когда его мать ушла на охоту, и он остался один.

Затем помогите малышу представить те события, которые могут произойти со звериными детенышами по истечении некоторого времени: «А как ты думаешь, дождется свою маму волчонок или нет? Что произойдет потом с заячьей семьей? Удастся ли песику Томке поймать кого-нибудь во время охоты или нет?»

Задача воспитателя превратить встречу ребенка с произведениями книжной графики в веселую и запоминающую игру. Но при этом нужно помнить слова заслуженного художника РФ Л.Токмакова: «Искусство никогда не держало свои ворота распахнутыми для случайных прохожих. А детская книга – вещь исключительно тонкая и не поверхностна. Лишь гениальному взгляду ребенка, лишь мудрому терпению взрослого доступны ее вершины. Удивительное искусство – детская книжка».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие связной речи детей среднего и старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность детей

             Речевое развитие дошкольников, в частности, развитие связной речи – одно из важнейших направлений в работе педагогов ДОУ, во многом определяющее ...

Рабочая программа по ритмике "Обучение детей движениям под музыку" для детей среднего и старшего дошкольного возраста (с 4 до 7 лет)

Программа «Обучение детей движениям под музыку» направлена на всестороннее, гармоничное развитие дошкольников, на развитие музыкально-ритмических и творческих способностей детей, на оздоро...

Программа педагога-психолога по психолого-педагогическому сопровождению детей среднего и старшего дошкольного возраста с проблемами социально-личностной сферы в условиях дошкольного образовательного учреждения «Я и другие»

Программа педагога-психолога по психолого-педагогическому сопровождению детей среднего и старшего дошкольного возраста с проблемами социально-личностной сферы в условиях дошкольного образовательного у...

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования на основе ФГОС ДО для детей среднего и старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи

Адаптированная   образовательная программа дошкольного  образования  на основе ФГОС ДО для детей среднего и старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи...

Музыкально – игровая программа ко Дню защиты детей «Лето, солнце, дружба – вот что детям нужно!» для детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Сценарий разработан для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. Данный материал будет полезен педагогам и родителям дошкольников для организации и проведения мероприятия на свежем во...