Воспитание у детей младшего дошкольного возраста самостоятельности в самообслуживании
статья

Практические советы для родителей для воспитания самостоятельности в самообслуживании у детей 3-4 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_samostoyatelnosti.docx14.68 КБ

Предварительный просмотр:

Самостоятельность – ценное качество необходимое человеку в жизни.

Самостоятельность воспитывается с раннего детства. По своей природе дети очень активны. Очень часто они стремятся выполнить различные действия самостоятельно. И нам, взрослым, важно поддерживать их в этом. Как часто каждому из нас в ответ на предложение сделать что-то за ребенка или помочь ему в чем-то приходилось слышать - Я сам! Часто по разным причинам - из-за отсутствия времени или из-за неуверенности в силах ребенка - мы стремимся сделать все за него сами.

Самообслуживание – труд, направленный на удовлетворение повседневных личных потребностей. Трудовое воспитание маленьких детей начинается с самообслуживания: умывание, снимание и надевание одежды в определённой последовательности, расстёгивание и застёгивание пуговиц, обуви, складывание одежды.

Взрослым необходимо руководить действиями ребенка наглядно демонстрируя способ выполнения тех или иных действий, объясняя  почему это действие делается именно так, направляя внимание ребенка на необходимость действовать определенным способом. Это поможет ребенку быстрее усвоить способ выполнения тех или иных трудовых действий.

  Воспитывая самостоятельность, старайтесь, как можно реже прибегать к замечаниям, наставлениям, порицаниям. Больше опирайтесь на поощрения и похвалу. Как отмечают психологи, чувство стыда ребенок переживает менее остро, чем чувство гордости. Поэтому по отношению к детям младшего возраста чаще применяют положительную оценку, которая порождает у них интерес, стремление улучшить свой результат, дает им возможность увидеть, чему они научились, чему еще нужно научиться.

За что можно похвалить ребенка в труде по самообслуживанию? Похвалы заслуживает старание, усидчивость, находчивость ребенка, стремление оказать внимание, помощь родителям, желание овладеть новыми действиями.

Оценивая то или иное действие ребенка, недостаточно ему сказать, «Молодец» или «Неправильно», следует конкретно указать, что сделано ребенком хорошо, а что ему совсем не удалось. Ваши оценки важны для ребенка, именно поэтому вы должны быть тактичными и придерживаться меры, чтобы не порождать рядом с уверенностью самоуверенность. Похвала не должна быть фальшивой, преувеличенной. Она должна быть заслуженной. Объективная оценка помогает укреплять у детей желание делать все самим, умение преодолевать трудности, добиваться результата.

В младшем дошкольном возрасте дети обладают большой подражательностью. Все виденное ими, и хорошее и плохое, отражается в их поведении. Поэтому, желая воспитать у детей самостоятельность, аккуратность, отец и мать должны быть примером для подражания. Если вы сами не будете класть вещи на место, аккуратно с ними обращаться, а станете лишь требовать этого от детей, то вам не удастся воспитать у своего ребенка привычки к аккуратности. Дети школьного возраста также должны быть примером для младших братьев и сестер.

Самообслуживание для детей младшего возраста – это большой труд. Опыт в любом труде и умение приходят постепенно.

Труд должен приносить ребенку радость. Поэтому не надо упрекать его в медлительности и небрежности. Это может вызвать отрицательное эмоциональное состояние, повлечь за собой нежелание принять участие в труде следующий раз.

Важно, чтобы с раннего детства ребенок усвоил, что работать трудно, но без труда ничего не бывает.  Учебный труд, который станет впоследствии для ребенка основным видом труда, потребует от него больших усилий, упорства, настойчивости, которые закладываются и воспитываются еще в раннем возрасте, в таком, казалось бы, незначительном для вас сейчас труде, как самостоятельность в самообслуживании.

  Что дети должны научиться делать самостоятельно.

Мыть руки, засучивая рукава; мыть лицо, не разбрызгивая воду; правильно пользоваться мылом; не мочить одежду; насухо вытирать руки и лицо полотенцем; без напоминания вешать его на отведенное место.

Одеваться и раздеваться в определенной последовательности. Одежду снимать, надевать, выворачивать на лицевую сторону, складывать, вешать, застегивать и расстегивать пуговицы.

Замечать непорядок в своей одежде и самостоятельно устранять его или обращаться за помощью к взрослому.

Своевременно пользоваться носовым платком, туалетом.

Пить из чашки, есть, хорошо пережевывая пищу, с закрытым ртом.

Правильно пользоваться ложкой, бумажными салфетками.

Убирать игрушки, книги, строительный материал на определенное место.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание у детей младшего дошкольного возраста самостоятельности в самообслуживании (консультация)

Самостоятельность – ценное качество, необходимое человеку в жизни. Самостоятельность воспитывается с раннего детства....

Консультация для родителей "Воспитание у детей младшего дошкольного возраста самостоятельности в самообслуживании"

Консультативный материал для родителей о воспитании у их детей самостоятельности в самообслуживании...

Консультация для родителей «Воспитание у детей младшего дошкольного возраста самостоятельности в самообслуживании»

Самостоятельность- ценное качество, необходимое человеку в жизни. Самостоятельность воспитывается с раннего возраста.Дети по своей природе активны. Задача взрослых – развивать эту активность, на...

Презентация родительского собрания "Воспитание у детей младшего дошкольного возраста самостоятельности в самообслуживании" + выступление

Фотоотчёт-презентация родительского собрания в 2 младшей группе "Воспитание у детей младшего дошкольного возраста самостоятельности в самообслуживании"...