Особенности работы учителя-дефектолога в ДОУ.
консультация

Шайтанова Нина Николаевна

Первое родительское собрание. В чем заключается особенность работы дефектолога в ДОУ для детей имеющих нарушения зрения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

учитель-дефектолог 1 квалификационной категории

Шайтанова Нина Николаевна

г.Мончегорск, Мурманская область

Особенности работы учителя-дефектолога в ДОУ.

Добрый вечер, уважаемые родители. Меня зовут Шайтанова Нина Николаевна, я дефектолог. Наш детский сад для детей имеющих нарушения зрения. Поэтому корректней будет сказать, что я тифлопедагог. Т.е педагог работающий с детьми с нарушениями зрения и слепыми. (тифло – слепой)

Тифлопедагог дошкольного образовательного учреждения является ведущим специалистом, координирующим и направляющим коррекционно-педагогическую работу.       

Целью работы тифлопедагога является компенсация нарушений сенсорно-специфического и опознавательного процессов зрительного восприятия в единстве с развитием несенсорных психических функций (внимания, памяти, мышления, эмоций); стимуляция зрительной, познавательной, творческой активности воспитанников. Также формирование у детей с нарушениями зрения социально-адаптивных форм общения и поведения, их интеграция в открытое общество.

Дети в нашем ДОУ воспитываются, обучаются и лечатся. Поэтому помимо воспитателей на группах работают тифлопедагог (учитель-дефектолог), логопед и медсестра-ортоптистка.

Задачами работы учителя-дефектолога являются:

- формирование у детей представлений о своих зрительных возможностях и умений пользоваться нарушенным зрением;

 -формирование умений получать информацию об окружающем мире с помощью всех сохранных анализаторов;

- обучение использованию получаемой полисенсорной информации в предметно-практической, познавательной и коммуникативной деятельности, в пространственной ориентировке.

Основные направления работы тифлопедагога:

обследование детей:

- изучение медицинских и офтальмологических карт;

- наблюдение за детьми,

- проведение диагностики;

проведение специальных коррекционных занятий:

- индивидуальные занятия по подготовке детей к проверке зрения и

лечению на аппаратах;

- подгрупповые и индивидуальные занятия по развитию зрительного восприятия;

- подгрупповые и индивидуальные занятия по формированию навыков ориентировки в пространстве;

- подгрупповые и индивидуальные занятия по формированию навыков социально-бытовой ориентировки;

- работа по развитию осязания и мелкой моторики, которая осуществляется на всех коррекционных занятиях.

участие в методической работе ОУ:

- посещение занятий, проводимых воспитателем, а также другими специалистами;

- выступления на педагогических советах;

- групповое и индивидуальное консультирование воспитателей и специалистов ОУ;

- показ открытых занятий с детьми;

- подготовка рекомендаций по развитию зрительных функций, а также профилактике зрительных утомлений,

работа с родителями:

- выступления на родительских собраниях;

- подгрупповые и индивидуальные консультации для родителей;

Как будет осуществляться работа.

Проведя диагностику, обследование детей, посмотрев диагнозы, я составляю сетку занятий (подгрупповых и индивидуальных).

Особое внимание я уделяю развитию зрительно-моторной координации – поэтому почти на каждом занятии мы рисуем, обводим (по контуру, по точкам), дорисовываем прямые линии.

Уделяйте внимание вашим детям, проявляете интерес к его жизни в детском саду. Они сейчас привыкают к новому саду, к воспитателям, ко мне, к очкам, окклюдорам, аппаратам – будьте с ними добрыми, лишний раз поцелуйте и обнимите. Найдите время для игры с ними. Это все потом вернется к вам сторицей. Как играть? Давайте им карандаши, фломастеры, краски – рисуйте, пластилин. Учите правильно держать в руке карандаш. Учите цвета. Читайте сказки, рассматривайте картинки, разговаривайте. Очень хорошо, если у вас есть матрешка, мозаика. Это и цвет, и форма, величина.

Особое внимание глазам, очкам.

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности использования "Прозрачного мольберта" в работе учителя-дефектолога.

Представленный дидактический материал  в совокупности с использованием «Прозрачного мольберта» позволяет учить детей понимать форму, цвет, величину и пространственные положения предметов и...

Опыт работы на тему:": «Особенности работы учителя-дефектолога по развитию речи у детей с синдромом Дауна»

Опыт связан с системой занятий по развитию речи у  детей с синдромом Дауна, в ходе которых используются эффективные методы и приемы, способствующие развитию речи.Адресная направленность: уч...

Особенности работы учителя-дефектолога и учителя-логопеда с детьми, имеющими множественные нарушения развития,в условиях Центра Социальной Реабилитации Инвалидов Выборгского района.

Одно из условий успешной реабилитации детей, имеющих сочетание нескольких патологий, это совместная работа разнопрофильных специалистов - дефектолога, логопеда, психолога. Некоторые аспекты этой работ...

Выступление. «Особенности работы учителя-дефектолога по развитию речи с детьми с синдромом Дауна на ранних этапах»

ГАУЗ « Республиканский дом ребенка специализированный»филиал « Набережночелнинский дом ребенкаспециализированный»   Выступление«Особенности работы учителя-дефектолога по развитию речи с...

Особенности работы учителя-дефектолога с дошкольниками, имеющими ЗПР

На что важно обращать свое внимание при работе с такими детьми....

Выступление на РМО учителей-логопедов и учителей-дефектологов АМР тема: Программа «Диа-деф» в работе учителя – дефектолога""

Программа ДИА-ДЕФ адресована учителям-дефектологам, учителям-логопедам, воспитателям, педагогам-психологам, заместителям по учебно-воспитательной работе дошкольных образовательных учреждений....