Родительское собрание. Тема: «Это загадочное слово – «мнемотехника»
консультация

Ястребова Вера Николаевна

Вовлечение родителей в процесс формирования у детей связной речи, используя метод мнемотехники.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rod.sobr_.docx30.36 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание. 

Тема: «Это загадочное слово – «мнемотехника» 

Цель. Вовлечение родителей в процесс формирования у детей связной речи, используя метод мнемотехники.

Оборудование:

воспитатели групп детей 5-го года жизни:

родители групп 5-го года жизни.

Вступительное слово

(Тихо звучит музыка).

Добрый вечер, дорогие родители! Хорошо, что вы нашли время и пришли на наше родительское собрание. Только сотрудничество и сотворчество педагогов с родителями может принести реальную пользу в деле воспитания детей, а наиболее результативными формами общения педагогов с семьями воспитанников могут стать нетрадиционные, неформальные, творческие мероприятия. Наше родительское собрание как раз и является таковым (передать слово)

Эпиграфом к нашей с вами встрече будет высказывание Конфуция: «Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, дай мне сделать — и я пойму».

I. Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности для общения друг с другом. Речь соединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения, оказывает огромную услугу в познании мира. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку мало времени – ранний и дошкольный возраст

На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем.

С какими проблемами нам педагогам приходится сталкиваться?

Существующие проблемы речи современных детей:

- односложная, состоящая лишь из простых предложений речь, неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.

- бедность речи, недостаточный словарный запас.

- употребление нелитературных слов и выражений.

- бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.

- неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.

- отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.

- отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.

- плохая дикция

СПЕЦИАЛИСТЫ УТВЕРЖДАЮТ: ЕСЛИ В 1970–1980-Е РЕЧЕВЫЕ ДЕФЕКТЫ БЫЛИ У КАЖДОГО 4-ГО РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ТО СЕГОДНЯ ТРУДНО НАЙТИ ДОШКОЛЬНИКА БЕЗ НАРУШЕНИЙ. УВЕЛИЧИЛОСЬ ЧИСЛО ДЕТЕЙ, У КОТОРЫХ РЕЧЬ НЕ ПОЯВЛЯЕТСЯ ДО 3 ЛЕТ 


О чем говорит статистика в нашем ДОУ?

С целью выявления детей с речевыми нарушениями ежегодно в сентябре проводится первичное логопедическое обследование детей нашего ДОУ.

Так, в 2018 году было обследовано 18 детей в группе пятого года жизни и выявлено 16 детей с нарушением речи (почти 100%)!!!

Среди родителей в последние годы весьма популярны мифы, связанные с речевым развитием ребенка. Предлагаю их прокомментировать.

МИФ 1. ЕСЛИ У РОДИТЕЛЕЙ ЕСТЬ РЕЧЕВЫЕ ДЕФЕКТЫ (НАПРИМЕР, КАРТАВОСТЬ), МАЛЫШ ОБЯЗАТЕЛЬНО ЭТО УНАСЛЕДУЕТ.

Наследуется не речевой дефект, а анатомическая предрасположенность к нему (короткая подъязычная связка, массивный язык, укороченное мягкое нёбо и проч.) 

МИФ 2. К ЛОГОПЕДУ НУЖНО ВЕСТИ ТОЛЬКО ВЗРОСЛЫХ ДЕТЕЙ С ЯВНЫМИ РЕЧЕВЫМИ ПРОБЛЕМАМИ

Речь не выправляется сама, так как формируется на основе постоянного активного общения. Если, несмотря на постоянные занятия, малыш в 2 года молчит, в 3 года он не научился выстраивать фразы, в 4 года не может сформулировать простые просьбы, пользуется жестами, до неузнаваемости коверкает слова (медведь – тиметь, бегемот – гидоп, обезьянка – мизяка), в 5 лет не сможет понятно рассказать о своих переживаниях, речь будет неразборчивая, нечеткая, будет проглатывать части слов (самолет – малет, виноград – наград, велосипед – сипед), неверно согласовывать слова (пять стулов, много деревов), неправильно употреблять предлоги (кошка вылезла под стола, ложка упала от стола) - это говорит о задержке речевого развития – необходимо обратиться к логопеду!

 МИФ 3. С МАЛЕНЬКИМ ГОВОРИТЬ БЕССМЫСЛЕННО, ОН «НЕ ПОЙМЕТ», А В САДИКЕ «ВСЕМУ НАУЧАТ».

Безусловно, в нашем дошкольном учреждении работают заботливые, образованные, любящие детей воспитатели, прекрасные специалисты. И они действительно научат многому! Но каждый родитель для своего ребенка всегда останется главным воспитателем – человеком, на которого малыш равняется. 

МИФ 4. КОМПЬЮТЕР – АДЕКВАТНАЯ ЗАМЕНА РОДИТЕЛЬСКОМУ ОБЩЕНИЮ

Чтобы ребенок нормально развивался, родителям с ним общаться. Мало рассказывать что-либо или читать книжки. Необходимо формировать у малыша желание, а затем потребность делиться мыслями, выражать свои просьбы, умение слушать и слышать собеседника, а затем себя. Ни одна компьютерная программа не заменит живого общения (слайд №8).

Как вы думаете, почему детям трудно дается запоминание стихотворений и правил, и легко и быстро запоминаются сюжеты кинофильмов и мультфильмов, рекламы? (высказывания родителей). Дело в том, что в первом случае, при разучивании стихотворения, требуется произвольное запоминание (когда мы запоминаем что-то специально, это требует волевых усилий), а во втором – действует непроизвольное запоминание, основанное на эмоциях и интересе ребенка.

Что же может удержать внимание и сделать процесс запоминания простым и непринуждённым?

На помощь приходят сюжетные картинки.

«Если ребенок молчит, покажите ему картинку, и он заговорит» 
Ушинский К.Д. 

Память ребенка этого возраста – это его интерес 

Поэтому – тем эффективным «крючком», способным зацепить знания и удержать их в памяти и является мнемотехника (в переводе с греческого - «искусство запоминания»).

Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному:

Воробьева В. К. - сенсорно-графическими схемами 

Ткаченко Т. А. – предметно-схематическими моделями 

Глухов В. П. – блоками-квадратами,

Большева Т. В. – коллажем 

Ефименкова Л. Н – схемой составления рассказа.

Следует еще раз напомнить, что мозгу человека гораздо проще "опираться" на образы, и именно по ним запоминать слова, фразы и даже цифры, которые до этого запоминались с большим трудом. Другими словами, если ребенку сложно запомнить строки стихотворения, то с нарисованными к нему образными картинками — эффективность запоминания увеличивается на порядок

Метод мнемотаблиц

Как показала практика, метод мнемотаблиц помогает эффективно воспринимать и воспроизводить полученную информацию.

Мнемотаблицы:

- являются прекрасным материалом по развитию речи;

- используются для пополнения словарного запаса и развития речи;

- применяются при обучении пересказу и составлению рассказов, заучивании наизусть

Значит, с помощью мнемотаблиц можно решить такие задачи как:

  • Развитие речи и пополнение словарного запаса.
  • Преобразование образов в символы.
  • Развитие памяти, внимания и образного мышления.
  • Развитие мелкой моторики

На столах видите Памятки по использованию мнемотехники – это будут ваши «путеводители» в загадочный мир мнемотехники и, надеемся, в дальнейшей вашей работе (передать слово).

Музыкальная пауза 

II. «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету» - К. Д. Ушинский 

Приятно, когда ребенок с удовольствием сначала учит и потом декламирует стихи перед любой аудиторией. Но что делать, когда надо выучить стихотворение обязательно, а ребенок не соглашается на это «ни за что на свете»? Ребенок может отказываться под разными предлогами: «я не смогу», «я не хочу», или просто без объяснений взять и уйти заниматься своими делами. При этом причина нежелания, как правило, одна: слишком большой объем новой информации, которую надо запомнить. Мозг маленького человечка просто пытается защититься от информационной перегрузки.

Выскажите свое мнение, как правильно поступить в этом случае? Что вызывает у родителей трудности при выполнении речевых заданий с детьми дома (Ответы родителей)

- отсутствие наглядного материала,

- не знание методов и приёмов развития речи,

- трудности организации занятий,

- поиск мотивации к речевой деятельности 

Поэтому, мы педагоги, считаем вполне обосновано, познакомить вас родителей с методом мнемотехники, который является доступным и эффективным для развития связной речи, даже с учетом выше перечисленных трудностей.

В первую очередь, если ваше чадо сопротивляется, надо успокоить ребенка (усыпить его бдительность). «Хорошо, - соглашаемся мы, - учить стихотворение мы не будем. Давай, просто стихотворение нарисуем». Чтобы помочь детям в заучивании стихотворений и облегчить этот процесс, используется приём мнемотехники.

Метод мнемотехники один из ведущих способов развития у детей связной речи.

Мнемотехника:

- обеспечивает эффективное запоминание,

- сохранение и воспроизведение информации,

- и конечно развитие речи.

Цель - развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи

Использование мнемотехники для дошкольников в настоящее время становиться более актуальным. Данная технология обеспечивает успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, окружающего мира, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними. На ее основе дети эффективнее пересказывают рассказы и сказки, заучивают стихотворения, составляют описательные, сравнительные рассказы и разнообразные рассказы по картине.

Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. Мнемотаблицы - являются зрительным планом, делают рассказы, сказки чёткими, связными и последовательными.

Для детей младшего и среднего возраста рекомендуют давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей остаются отдельные образы: лиса-рыжая, мышка – серая, елочка – зеленая, а для старших дошкольников- чёрно-белые. Старшие дошкольники могут сами участвовать в их рисовании и раскрашивании.

Методика использования мнемотехники (показ мнемосхем выставочной зоне).

Начинается работа с простейших мнемоквадратов (работа в выставочной зоне). Так проводится работа над словом. Например, даётся слово «лист», его символическое обозначение. Дети постепенно понимают, что значит «зашифровать слово». Затем последовательно переходим к мнемодорожкам Потом переходим к поэтапному кодированию сочетаний слов, запоминанию и воспроизведению предложений по условным символам, например, мнемодорожка о ветре (см. выставочную зону). И позже к мнемотаблицам Количество ячеек в таблице зависит от сложности и размера текста, а также от возраста ребёнка. Для изготовления необходимых картинок-схем не требуются художественные способности, любой в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному стихотворению. Важно, чтобы нарисованное было понятно детям.

Очень удобно пользоваться методом мнемотаблицы при составлении описательных рассказов о себе 

Это наиболее трудный вид в монологической речи. Описание задействует все психические функции (восприятие, внимание, память, мышление). Дети не располагают теми знаниями, которые приобретают в течение жизни. Чтобы описать предмет, его надо осознать, а осознание - это анализ. Что ребенку очень трудно.

Составление рассказов-описаний по теме «Игрушки» 

(родители группы)

Пересказ. Ему принадлежит особая роль в формировании связной речи. Здесь совершенствуется структура речи, ее выразительность умение строить предложения. И если пересказывать с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то свое внимание ребенок уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.

Для работы над пересказом нужно знать план (алгоритм) работы над текстом.

План работы над пересказом

1. Автор и название произведения.

2. Чтение произведения взрослым.

3. Вопросы по содержанию.

4. Повторное чтение и схематизация (мнемотаблица/дорожка).

5. Пересказ произведения ребёнком с опорой на схематизацию (по цепочке, по частям, по ролям, с использованием драматизации и т.д.)

Можно составить план пересказа текста «Любимый фрукт» (практическое задание для двоих родителей группы ).

Груши- это фрукты. Они растут на деревьях, которые называются груша. Они бывают зелеными и желтыми. Растут в саду. Моя груша жёлтая, большая, сладкая и сочная. Из груши можно варить компот и варенье. Груши очень полезные. В них много витаминов 

Составление плана пересказа сказки 

Составление рассказов по лексической теме «Весна» 

(практическое задание для родителей группы)

Схема описания домашних птиц 

Использование мнемотаблиц в дидактических упражнениях «Однокоренные слова»

Алгоритмы действий 

Заучивание песен с помощью мнемосхем (работа в выставочной зоне)

В мнемосхемах, мнемотаблицах также используются метод коллажей. Основное назначение коллажа – объединить все объекты, изображенные на нем, в единый сюжет, интересный и познавательный для ребенка. Содержание коллажа может быть разнообразным: это картинки, модели, буквы, цифры, геометрические фигуры ... Все они взаимосвязаны между собой, объединены одной темой, и увидеть и разгадать эту связь, как раз и предстоит маленькому исследователю. Таким образом, развивается самостоятельность мышления и познавательная активность ребенка.

III. Практическая часть.

А сейчас, уважаемые родители, мы с Вами попробуем поработать с мнемотаблицами.

Первое задание для родителей.

(Проводят воспитатели групп)

Вы видите перед собой три мнемодорожки для составления предложений. Необходимо придумать к ним предложения и зачитать их.

Второе задание для родителей.

Угадайте, какая детская песенка закодирована в мнемосхеме, и спойте ее своей командой под музыкальное сопровождение.

  • «Улыбка»
  • «В траве сидел кузнечик»
  • «В лесу родилась елочка»
  • «Песенка крокодила Гены»
  • «Два весёлых гуся»

Третье задание для родителей.

Вы получите текст - стихотворения. Необходимо составить мнемодорожку или мнемотаблицу и объяснить, почему Вы выбрали те или иные символы.

  • «Сидит девица в темнице, а коса ее на улице».
  • «Кошка в окошке подушку шьет, а мышка в сапожках избушку метет».
  • «Две сестрицы – две руки рубят, строят, роют,

Рвут на грядке сорняки и друг друга моют».

Подведение итогов 

Давайте сделаем с вами вывод и примем решения по теме нашего нетрадиционного родительского собрания. (Высказывания родителей).

Итак, использование приёмов мнемотехники делает разучивание стихов весёлым, эмоциональным, и при этом позволяет параллельно решать ряд задач: развитие мелкой моторики рук, совершенствование навыков ориентировки на плоскости листа, расширение словарного запаса, развитие связной речи детей.

Постепенно овладевая всеми видами связного высказывания с помощью моделирования, дети учатся планировать свою речь. Чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребёнка и готовности его к школьному обучению.

И, последнее. Нам, педагогам, важно знать ваше мнение по поводу состоявшегося разговора. Поэтому я попрошу вас заполнить анкеты.

Анкета.

  1. Интересна ли была тема родительского собрания?
  2. Что полезного для себя Вы узнали?
  3. Ответы на какие вопросы Вы бы хотели получить при следующей нашей встрече?

Минута благодарности

Уважаемые родители! Попробуйте, и вы убедитесь, что разучивание стихотворения благодаря мнемотаблице, вашему ребенку и вам доставит огромное удовольствие

Благодарим вас за активное участие в проведении семинара практикума и желаем успехов в воспитании детей!!!

Литература:

  1. Большова Т.М. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники
  2. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста.
  3. Ткаченко Т.А. использование схем в составлении описательных рассказов.
  4. Интернет – ресурс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание. Тема: "Нет страшнее слов на свете - "На дорогах гибнут дети!"

Родительское собрание,целью которого является создание условий совместной деятельности воспитателей, родителей и детей по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма....

Родительское собрание. Тема: «Родительский дом, начало начал».

Родительское собрание для родителей воспитанников старшего возраста...

Родительское собрание. Тема : Родительский авторитет

Познакомить родителей с методами воспитания детей в семье.Формировать у родителей значимость данной проблемы в жизни семьи.Форма проведения собрания: лекция.Вопросы для обсуждения:1....

Родительское собрание. Тема: «Это загадочное слово – «мнемотехника»

Родительское собрание. Тема: «Это загадочное слово – «мнемотехника»  Цель. Вовлечение родителей в процесс формирования у детей связной речи, используя метод мнемотехн...

Презентация к родительскому собранию Тема родительского собрания: «Начало учебного года – начало нового этапа в жизни детского сада и его воспитанников»

Тема родительского собрания: «Начало учебного года – начало нового этапа в жизни детского сада и его воспитанников»...