Родительское собрание. Тема: «Это загадочное слово – «мнемотехника»
материал (подготовительная группа)

Родительское собрание. 

Тема: «Это загадочное слово – «мнемотехника»  Цель. Вовлечение родителей в процесс формирования у детей связной речи, используя метод мнемотехники.

 

Добрый вечер, дорогие родители! Хорошо, что вы нашли время и пришли на наше родительское собрание. Только сотрудничество и сотворчество педагогов с родителями может принести реальную пользу в деле воспитания детей, а наиболее результативными формами общения педагогов с семьями воспитанников могут стать нетрадиционные, неформальные, творческие мероприятия. Наше родительское собрание как раз и является таковым (передать слово)

Эпиграфом к нашей с вами встрече будет высказывание Конфуция: «Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, дай мне сделать — и я пойму».                                                                         I. Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности для общения друг с другом. Речь соединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения, оказывает огромную услугу в познании мира. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку мало времени – ранний и дошкольный возраст На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем.

С какими проблемами нам педагогам приходится сталкиваться?

Существующие проблемы речи современных детей:

- односложная, состоящая лишь из простых предложений речь, неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.

- бедность речи, недостаточный словарный запас.

- употребление нелитературных слов и выражений.

- бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.

- неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.

- отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.

- отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.

- плохая дикция .

Как вы думаете, почему детям трудно дается запоминание стихотворений и правил, и легко и быстро запоминаются сюжеты кинофильмов и мультфильмов, рекламы? (высказывания родителей). Дело в том, что в первом случае, при разучивании стихотворения, требуется произвольное запоминание (когда мы запоминаем что-то специально, это требует волевых усилий), а во втором – действует непроизвольное запоминание, основанное на эмоциях и интересе ребенка.Что же может удержать внимание и сделать процесс запоминания простым и непринуждённым?

На помощь приходят сюжетные картинки.

«Если ребенок молчит, покажите ему картинку, и он заговорит» 
Ушинский К.Д. Исходя из этого, дошкольные образовательные программы, направленные на

развитие личности в целом, уделяют большое внимание развитию связной речи у

дошкольников, так как хорошо развитая речь является механизмом, помогающим ребёнку адаптироваться в жизни общества.

В детском саду на занятиях по развитию речи такие задачи, как обогащение

словаря, развитие связной речи часто ставятся первоочередными. Решаются они

разными способами. Один из них это мнемотехника

(в переводе с греческого - «искусство запоминания»).(Презентация)

 

 

Пересказ. Ему принадлежит особая роль в формировании связной речи. Здесь совершенствуется структура речи, ее выразительность умение строить предложения. И если пересказывать с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то свое внимание ребенок уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.

Для работы над пересказом нужно знать план (алгоритм) работы над текстом.

План работы над пересказом

1. Автор и название произведения.

2. Чтение произведения взрослым.

3. Вопросы по содержанию.

4. Повторное чтение и схематизация (мнемотаблица/дорожка).

5. Пересказ произведения ребёнком с опорой на схематизацию (по цепочке, по частям, по ролям, с использованием драматизации и т.д.)

III. Практическая часть.

А сейчас, уважаемые родители, мы с Вами попробуем поработать с мнемотаблицами.

 

Первое задание для родителей.

(Проводят воспитатели групп)

Вы видите перед собой три мнемодорожки для составления предложений. Необходимо придумать к ним предложения и зачитать их.

Второе задание для родителей.

Угадайте, какая сказка закодирована в мнемосхеме, какое стихотворение

Третье задание для родителей.

 

Вы получите текст стихотворения. Необходимо составить мнемодорожку или мнемотаблицу и объяснить, почему Вы выбрали те или иные символы.

 «Кошка в окошке подушку шьет, а мышка в сапожках избушку метет».

«Две сестрицы – две руки рубят, строят, роют,

Рвут на грядке сорняки и друг друга моют».

Подведение итогов Давайте сделаем с вами вывод и примем решения по теме нашего нетрадиционного родительского собрания. (Высказывания родителей).

Итак, использование приёмов мнемотехники делает разучивание стихов весёлым, эмоциональным, и при этом позволяет параллельно решать ряд задач: развитие мелкой моторики рук, совершенствование навыков ориентировки на плоскости листа, расширение словарного запаса, развитие связной речи детей.

Постепенно овладевая всеми видами связного высказывания с помощью моделирования, дети учатся планировать свою речь. Чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребёнка и готовности его к школьному обучению.

Уважаемые родители! Попробуйте, и вы убедитесь, что разучивание стихотворения благодаря мнемотаблице, вашему ребенку и вам доставит огромное удовольствие

 

 


 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie_v_podgotovitelnoy.docx16.73 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание. 

Тема: «Это загадочное слово – «мнемотехника»  Цель. Вовлечение родителей в процесс формирования у детей связной речи, используя метод мнемотехники.

Добрый вечер, дорогие родители! Хорошо, что вы нашли время и пришли на наше родительское собрание. Только сотрудничество и сотворчество педагогов с родителями может принести реальную пользу в деле воспитания детей, а наиболее результативными формами общения педагогов с семьями воспитанников могут стать нетрадиционные, неформальные, творческие мероприятия. Наше родительское собрание как раз и является таковым (передать слово)

Эпиграфом к нашей с вами встрече будет высказывание Конфуция: «Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, дай мне сделать — и я пойму».                                                                         I. Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности для общения друг с другом. Речь соединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения, оказывает огромную услугу в познании мира. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку мало времени – ранний и дошкольный возраст На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем.

С какими проблемами нам педагогам приходится сталкиваться?

Существующие проблемы речи современных детей:

- односложная, состоящая лишь из простых предложений речь, неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.

- бедность речи, недостаточный словарный запас.

- употребление нелитературных слов и выражений.

- бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.

- неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.

- отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.

- отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.

- плохая дикция .

Как вы думаете, почему детям трудно дается запоминание стихотворений и правил, и легко и быстро запоминаются сюжеты кинофильмов и мультфильмов, рекламы? (высказывания родителей). Дело в том, что в первом случае, при разучивании стихотворения, требуется произвольное запоминание (когда мы запоминаем что-то специально, это требует волевых усилий), а во втором – действует непроизвольное запоминание, основанное на эмоциях и интересе ребенка.Что же может удержать внимание и сделать процесс запоминания простым и непринуждённым?

На помощь приходят сюжетные картинки.

«Если ребенок молчит, покажите ему картинку, и он заговорит» 
Ушинский К.Д. Исходя из этого, дошкольные образовательные программы, направленные на

развитие личности в целом, уделяют большое внимание развитию связной речи у

дошкольников, так как хорошо развитая речь является механизмом, помогающим ребёнку адаптироваться в жизни общества.

В детском саду на занятиях по развитию речи такие задачи, как обогащение

словаря, развитие связной речи часто ставятся первоочередными. Решаются они

разными способами. Один из них это мнемотехника

(в переводе с греческого - «искусство запоминания»).(Презентация)

Пересказ. Ему принадлежит особая роль в формировании связной речи. Здесь совершенствуется структура речи, ее выразительность умение строить предложения. И если пересказывать с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то свое внимание ребенок уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.

Для работы над пересказом нужно знать план (алгоритм) работы над текстом.

План работы над пересказом

1. Автор и название произведения.

2. Чтение произведения взрослым.

3. Вопросы по содержанию.

4. Повторное чтение и схематизация (мнемотаблица/дорожка).

5. Пересказ произведения ребёнком с опорой на схематизацию (по цепочке, по частям, по ролям, с использованием драматизации и т.д.)

III. Практическая часть.

А сейчас, уважаемые родители, мы с Вами попробуем поработать с мнемотаблицами.

Первое задание для родителей.

(Проводят воспитатели групп)

Вы видите перед собой три мнемодорожки для составления предложений. Необходимо придумать к ним предложения и зачитать их.

Второе задание для родителей.

Угадайте, какая сказка закодирована в мнемосхеме, какое стихотворение

Третье задание для родителей.

Вы получите текст стихотворения. Необходимо составить мнемодорожку или мнемотаблицу и объяснить, почему Вы выбрали те или иные символы.

 «Кошка в окошке подушку шьет, а мышка в сапожках избушку метет».

«Две сестрицы – две руки рубят, строят, роют,

Рвут на грядке сорняки и друг друга моют».

Подведение итогов Давайте сделаем с вами вывод и примем решения по теме нашего нетрадиционного родительского собрания. (Высказывания родителей).

Итак, использование приёмов мнемотехники делает разучивание стихов весёлым, эмоциональным, и при этом позволяет параллельно решать ряд задач: развитие мелкой моторики рук, совершенствование навыков ориентировки на плоскости листа, расширение словарного запаса, развитие связной речи детей.

Постепенно овладевая всеми видами связного высказывания с помощью моделирования, дети учатся планировать свою речь. Чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребёнка и готовности его к школьному обучению.

Уважаемые родители! Попробуйте, и вы убедитесь, что разучивание стихотворения благодаря мнемотаблице, вашему ребенку и вам доставит огромное удовольствие



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание. Тема: "Нет страшнее слов на свете - "На дорогах гибнут дети!"

Родительское собрание,целью которого является создание условий совместной деятельности воспитателей, родителей и детей по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма....

Родительское собрание. Тема: «Родительский дом, начало начал».

Родительское собрание для родителей воспитанников старшего возраста...

Родительское собрание. Тема : Родительский авторитет

Познакомить родителей с методами воспитания детей в семье.Формировать у родителей значимость данной проблемы в жизни семьи.Форма проведения собрания: лекция.Вопросы для обсуждения:1....

Родительское собрание. Тема: «Это загадочное слово – «мнемотехника»

Вовлечение родителей в процесс формирования у детей связной речи, используя метод мнемотехники....

Презентация к родительскому собранию Тема родительского собрания: «Начало учебного года – начало нового этапа в жизни детского сада и его воспитанников»

Тема родительского собрания: «Начало учебного года – начало нового этапа в жизни детского сада и его воспитанников»...