Как общаться со своим ребенком?
статья

Коновалова Мария Сергеевна

Чтобы понять и ответить на этот вопрос, мы познакомимся с особенными свойствами, заложенными в каждом ребенке. Вот они:

- с первых шагов он активно исследует окружающий мир, учится и развивает свои силы,

- очень эмоционален и впечатлителен,

- много живет в мире воображения, размышлений и мечты, часто скрытом и охраняемом,

- способен сильно увлекаться,

- умеет с большим упорством отстаивать свои увлечения, сопротивляясь ограничениям и запретам.

Вдумываясь в этот перечень, начинаешь больше осознавать, какой драгоценностью является ребенок! Для родителей (и учителей, конечно) из этого следует целый ряд практических выводов. Попробуем их сформулировать:

  • Бережно относиться к переживаниям ребенка. Знать, что даже мелкие эмоциональные эпизоды могут оставлять глубокий след, как положительный, так и отрицательный.
  • Деликатно обращаться с его миром фантазии и воображения; знать, что в нем нередко вынашиваются мечты о будущем и своем предназначении.
  • Давать ребенку свободу в его активных устремлениях исследовать мир и развивать свои способности.

Хочется выразить уверенность, такие выводы помогут вам сделать вашу любовь к собственному ребенку – такому, какой он есть, – более осознанной и безусловной.

Наши первые шаги на пути согласия с ребенкомего безусловное принятие. Оно не очень просто, потому что предполагает определенное поведение родителя, не во всем привычное.

На самом деле, способов показать ребенку, что вы безусловно его принимаете, очень много. Мы описали наиболее простые и очевидные. Это, прежде, всего, доброжелательные слова, знаки внимания, объятия. Они естественны, когда все хорошо – и ваш ребенок вас радует. Однако они трудны, когда ребенок, например, капризничает. Тогда вам на помощь может прийти терпение и терпимость, а главное – понимание причин этих капризов.

Когда ребенок чувствует, что родитель понимает причину его «плохого» поведения, чувство принятия переживается им глубже, чем просто приветливые слова.

То же благодарное чувство ребенок испытывает, если вы находите для него время поиграть или поговорить с ним. Он чувствует, что вы понимаете его потребность в вас!

Ребенок чувствует, что вы его принимаете, если позволяете ему быть не таким, как вы или ваш любимый «герой», иметь другие черты характера, любить не такую музыку или носить одежду, которая ему нравится, а вам нет.

В своем общении с ребенком попробуйте данные рекомендаций:

1.  Говорите ребенку чаще: «Ты мне дорог», «Как хорошо, что ты у нас родился», «Я рада тебя видеть», «Ты мне нравишься», «Я люблю, когда ты дома», «Мне хорошо, когда мы вместе…», «У тебя все будет хорошо!»

2.  Обнимайте его не менее четырех раз в день, а лучше по восемь раз в день.

3.  Находите для него время – с ним поиграть, почитать, просто побыть вместе.

4. Иногда беседуйте «по душам» – при этом делитесь своими переживаниями, мыслями.

И многое другое, что подскажут вам интуиция и любовь.

Он действительно хороший, ваш ребенок!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_obshchatsya_so_svoim_rebenkom.docx19.94 КБ

Предварительный просмотр:

Как общаться со своим ребенком?

Чтобы понять и ответить на этот вопрос, мы познакомимся с особенными свойствами, заложенными в каждом ребенке. Вот они:

- с первых шагов он активно исследует окружающий мир, учится и развивает свои силы,

- очень эмоционален и впечатлителен,

- много живет в мире воображения, размышлений и мечты, часто скрытом и охраняемом,

- способен сильно увлекаться,

- умеет с большим упорством отстаивать свои увлечения, сопротивляясь ограничениям и запретам.

Вдумываясь в этот перечень, начинаешь больше осознавать, какой драгоценностью является ребенок! Для родителей (и учителей, конечно) из этого следует целый ряд практических выводов. Попробуем их сформулировать:

  • Бережно относиться к переживаниям ребенка. Знать, что даже мелкие эмоциональные эпизоды могут оставлять глубокий след, как положительный, так и отрицательный.
  • Деликатно обращаться с его миром фантазии и воображения; знать, что в нем нередко вынашиваются мечты о будущем и своем предназначении.
  • Давать ребенку свободу в его активных устремлениях исследовать мир и развивать свои способности.

Хочется выразить уверенность, такие выводы помогут вам сделать вашу любовь к собственному ребенку – такому, какой он есть, – более осознанной и безусловной.

Наши первые шаги на пути согласия с ребенком – его безусловное принятие. Оно не очень просто, потому что предполагает определенное поведение родителя, не во всем привычное.

На самом деле, способов показать ребенку, что вы безусловно его принимаете, очень много. Мы описали наиболее простые и очевидные. Это, прежде, всего, доброжелательные слова, знаки внимания, объятия. Они естественны, когда все хорошо – и ваш ребенок вас радует. Однако они трудны, когда ребенок, например, капризничает. Тогда вам на помощь может прийти терпение и терпимость, а главное – понимание причин этих капризов.

Когда ребенок чувствует, что родитель понимает причину его «плохого» поведения, чувство принятия переживается им глубже, чем просто приветливые слова.

То же благодарное чувство ребенок испытывает, если вы находите для него время поиграть или поговорить с ним. Он чувствует, что вы понимаете его потребность в вас!

Ребенок чувствует, что вы его принимаете, если позволяете ему быть не таким, как вы или ваш любимый «герой», иметь другие черты характера, любить не такую музыку или носить одежду, которая ему нравится, а вам нет.

В своем общении с ребенком попробуйте данные рекомендаций:

1.  Говорите ребенку чаще: «Ты мне дорог», «Как хорошо, что ты у нас родился», «Я рада тебя видеть», «Ты мне нравишься», «Я люблю, когда ты дома», «Мне хорошо, когда мы вместе…», «У тебя все будет хорошо!»

2.  Обнимайте его не менее четырех раз в день, а лучше по восемь раз в день.

3.  Находите для него время – с ним поиграть, почитать, просто побыть вместе.

4. Иногда беседуйте «по душам» – при этом делитесь своими переживаниями, мыслями.

И многое другое, что подскажут вам интуиция и любовь.

Он действительно хороший, ваш ребенок!  

Родителю нужно бережно относиться к моментам самостоятельных занятий ребенка, давать ему свободное время, не спешить со своей помощью или критикой. Собственная активность ребенка подобна нежному ростку – она требует поддержки и засыхает при попытках взрослого навязать свою волю.

Стоит помнить, что предоставление ребенку свободы саморазвития – одна из важнейших форм безусловного принятия его.

Как практическое руководство запишем правила:

  • Не вмешивайтесь в самостоятельные действия ребенка, если он справляется сам и не просит о помощи!
  • Если ребенку трудно и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему. При этом возьмите на себя только то, что он не может выполнить сам, остальное предоставьте делать ему самому, по мере освоения ребенком новых действий постепенно передавайте их ему целиком.

Главные «секреты» успеха

Обобщая опыт успешных родителей, учителей и воспитателей. Можно выделить по крайней мере, следующие три из них:

1.  Внимание к природе ребенка 

Осознанное или интуитивное понимание ребенка, бережное отношение к его свойствам и потребностям, предоставление ему свободы роста и развития. 

Отец Р. Фейнмана, не задумываясь о какой-либо теории, давал сыну самому искать ответы на вопросы. То же делал А. Звонкин, «смиряясь» с ошибками детей и давая им возможность приходить к правильным решениям своими путями и со своей скоростью. И все это – лишь примеры аналогичного мудрого поведения многих родителей и педагогов. Их мудрость заключается, прежде всего, в освобождении ребенка от принудительности традиционной педагогики, в уважении к свободному процессу его развития.

2.  Создание «обогащенной среды» 

Трудно переоценить этот вклад взрослого в обучение и развитие ребенка. В широком смысле речь идет о введении ребенка в среду человеческой культуры. Более конкретно эта забота касается очень многих условий его жизни: от «умных» игрушек и развивающих игр до общей атмосферы в доме.

Чем заняты дети и во что они играют? Есть ли в доме книги? Звучит ли музыка, и какая? Выходят ли интересы домашних за пределы телевизионных программ? Какие темы обсуждаются за столом? Делятся ли взрослые своими впечатлениями от красоты природы, произведений искусства? Знакомят ли они ребенка с понятиями добра и зла, благородства и чести?

3. Создание особой атмосферы общения 

Уже сказано, что для успешного обучения и воспитания необходимо понимать ребенка и обогащать его среду. И тем не менее есть еще кое-что, о чем стоит специально помнить:

- это особая атмосфера, в которой происходит общение с ребенком.  

     Наблюдая опыт общения с детьми успешных родителей и педагогов, можно выделить и описать несколько различных форм или видов поведения взрослого.

Самая первая форма – невмешательство. Речь идет не о безразличии, а, наоборот, о внимательном наблюдении и даже некотором экспериментировании с целью лучше понять состояние, намерение или ход мысли ребенка. Невмешательство не исключает, а даже предполагает поддержку ребенка, однако только тогда, когда он в ней нуждается.  В остальных случаях нужно предоставлять ему свободу действий. Тогда невмешательство будет означать его моральную поддержку, то есть веру в способность справиться самому.

Следующая форма – совместная активность. О принципиальной важности такого взаимодействия говорит закон «зоны ближайшего развития». Вовлечение ребенка часто переходит в увлечение вместе с ним. Эмоциональная включенность взрослого превращает совместное дело в значительное и запоминающееся событие! Такое общение особенно ценно потому, что не имеет прямой воспитательной цели. Взрослый живет «своей жизнью», а ребенок теперь – внимательный, а порой и очарованный наблюдатель. Увлеченность родителя или учителя заражает и воодушевляет его.

Хочется надеяться, что все изложенные идеи и положительные примеры помогут вам, читатели, находить пути творческого решения трудной и увлекательной задачи воспитания ваших детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анкета для родителей в 1 младшей группе "Как Вы общаетесь со своим ребёнком?"

Анкетирование  родителей  детей  раннего  возраста  в  адаптационный  период....

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ «УМЕЕТЕ ЛИ ВЫ ОБЩАТЬСЯ СО СВОИМ РЕБЕНКОМ»

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ«УМЕЕТЕ ЛИ ВЫ ОБЩАТЬСЯ СО СВОИМ РЕБЕНКОМ» Цель: Дать родителям возможность поделиться друг с другом опытом воспитания своих детей. Ход семинара:Игровое упражнение «Закончи п...

«Как правильно общаться со своим ребёнком?»

Нам, родителям, кажется, что мы всегда правильно ведем себя по отношению к ребенку. Но порой мы ошибаемся. Давайте посмотрим, как правильно общаться с ребенком с точки зрения психолога....

Занятие-тренинг "Умеете ли вы общаться со своим ребенком"

Занятие-тренинг "Умеете ли вы общаться со своим ребенком"...

Как общаться со своим ребёнком.

13 полезных советов родителям ....

Умеете ли вы общаться со своим ребенком

Дети должны быть для нас прежде всего не потенциальными спортсменами, музыкантами или интеллектуалами – они должны быть просто детьми.Если мы будем любить их только тогда, когда ими довольны, то это в...

Консультация для родителей "Умеете ли вы общаться со своим ребёнком?"

Как правило, общение родителей с детьми в условиях сильной занятости сводится практически к минимуму. Подрастающему поколению не уделяется должного внимания, а значит исключается полноценное воспитани...