Порядок в доме-миф или реальность?
статья

Екатерина Москаленко

Задача каждого ребёнка - стать взрослым, самостоятельным человеком, умеющим принимать решения, отвечать за свои поступки. Задача взрослых - помочь ему в этом нелёгком деле. Казалось бы, ничего сложного! Важно помогать ребёнку на каждом возрастном этапе, но не делать всё вместо него. Дела, которые сегодня вы делаете вместе с детьми - залог успеха того, что завтра он сможет сделать самостоятельно.

А что же на практике?

Порядок в доме-самый распространённый вопрос на приёме у педагога-психолога. В связи с этим, делюсь своим опытом. 

Организовывайте уютное и комфортное пространство вокруг себя, наслаждайтесь пребыванием в собственном доме, где растут дети!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_poryadok_v_dome_-_mif_ili_realnost.docx18.19 КБ

Предварительный просмотр:

Порядок в доме – миф или реальность?

Задача каждого ребёнка - стать взрослым, самостоятельным человеком, умеющим принимать решения, отвечать за свои поступки. Задача взрослых - помочь ему в этом нелёгком деле. Казалось бы, ничего сложного! Важно помогать ребёнку на каждом возрастном этапе, но не делать всё вместо него. Дела, которые сегодня вы делаете вместе с детьми - залог успеха того, что завтра он сможет сделать самостоятельно.

А что же на практике?

Сначала вместо того, чтобы подождать, когда кроха сам соберёт своё нажитое добро, мы убираем всё за него, так как нет времени, чтобы ждать, забывая в этот момент о том, что фундамент самостоятельности и ответственности закладывается постепенно, начиная с самого раннего возраста.  Родителям часто легче, спокойнее и удобнее многие вещи делать за ребёнка. Но каждый раз, выполняя что-то вместо него, посильное для его возраста, мы – взрослые, препятствуем развитию наших детей на пути к самостоятельности и ответственности.  Важно! Не делайте за ребёнка то, что он может сделать сам! Но не забывайте и о том, что для каждого возраста объём, качество дел и результат разный.

Отмечу, что приучать ребёнка к порядку необходимо с самого раннего детства, когда малыш приближается к кризису трёх лет, именуемом «Я – сам!».  В этом возрасте кроха стремится всё сделать самостоятельно и у него формируются навыки самообслуживания. Если ваш малыш уже учится одеваться и раздеваться сам, пусть этот факт станет отправной точкой   для осознанного приучения ребёнка к порядку. Одновременно, можно научить его класть свои вещи на место. Не забывайте подкреплять стремления малыша словесным поощрением.

 В возрасте с 3-5 лет ребёнок с радостью относит игрушки обратно в коробку или посуду в мойку. Возможно, при этом будет страдать качество, и вы будете подсчитывать убытки от битой посуды в доме, но результат не заставит себя долго ждать. Это лишь мелочи на пути к самостоятельности вашего взрослеющего малыша. Важно не пропустить период, когда у крохи возник естественный интерес к домашним делам. При правильном подходе их выполнение может войти в привычку. В теории всё выглядит очень просто, но на практике необходимо проявить терпение. Например, малыш уже чувствует себя взрослым, гордо говорит: «Я-сам!», сердится, когда взрослый ему помогает. И вот настал долгожданный момент.  Малыш хочет пить, а взрослых рядом нет, чему он, конечно, несказанно рад. Перед ним банка с компотом. Попытка налить компот не увенчалась успехом, ребёнок промахнулся, пролил содержимое на пол и вытер белоснежной скатертью, стянутой со стола.

Вряд ли прилипший к полу взрослый сможет одобрить и похвалить малыша за проказы. В такие моменты важно не упрекать ребёнка, а личным примером показать, как исправить оплошность. У крохи останется опыт в ликвидации неприятных последствий своих шалостей, который не раз ещё пригодится в жизни. Помните, это всего лишь маленькие неприятности. Пройдёт совсем немного времени, и ваш шалун станет самостоятельной личностью, ещё задолго до его созревания. Не это ли главное, правда? В случае, если мы будем бесконечно критиковать своих взрослеющих детей вполне закономерно, что впоследствии ребёнок не захочет ничего делать самостоятельно.

Поддерживайте стремление ребёнка что-то делать самому!  

По мере того, как ребёнок взрослеет, постепенно передавайте ответственность за личные дела ребёнка ему самому. Начинайте с малого, например, поручайте ему несложные домашние дела. Важно, чтобы он усвоил, что у каждого члена семьи есть свои обязанности. И если каждый будет помогать друг другу, то у родителей или окружающих его взрослых будет оставаться больше времени для совместных игр с ребёнком.  Даже пятнадцатиминутная настольная игра порадует вашего малыша. Она доставит радость не только детям, но и взрослым от совместного времяпрепровождения со своими чадами.

 А для тех, у кого игрушек настолько много, что надежда на порядок осталась где-то в мечтах, хочу порекомендовать следующую игру.

 Разделитесь на 2 команды:

В случае, если ребёнок один, то команда «взрослый-ребёнок», если двое -прекрасно, взрослый-дирижёр, будет подводить итоги.

Итак, команда есть, из реквизита каждой команде подготовьте коробку или корзину для игрушек. И время пошло… Кто больше соберёт игрушек в свою корзину, тот и одержал победу. Пробуйте! Уверена, что такая игра понравится Вашим детям, а результат будет приятен взрослым.

Помните! Затянувшаяся опека мешает взрослеть. Но и нельзя слишком рано перекладывать свою часть дел на ребёнка или очень долго принимать участие в его делах. Необходимо сохранять баланс между возрастом ребёнка и той ответственностью, которую вы хотите за ним закрепить.

Приучить к порядку подростка, когда взрослые неожиданно устали быть «обслуживающим персоналом в доме отдыха», становится практически невозможно. Чтобы держать ситуацию под контролем, настаивайте на соблюдении порядка в помещениях, которыми пользуются все члены семьи. Необходимы чёткие требования и закреплённые за ребёнком в обязанность какая-то часть работы по дому. Учитывайте тот факт, что подростки очень ревностно относятся к своему пространству. Попытки «навязать» чистоту в их комнате, вопреки желанию, чреваты конфликтами. Не забывайте поощрять подростка за проделанную работу, прислушивайтесь к его мнению, старайтесь найти компромисс в вопросах чистоты, если ранее ребёнку это было несвойственно.

Отмечу, что немаловажную роль играет и тот факт, как относятся к порядку в доме и другие члены семьи. Ребёнок перенимает модель поведения взрослых, которые являются для него примером с раннего детства. Если в семье не принято соблюдать чистоту в доме в течение дня или в отпуске, а поводом для генеральной уборки становится предстоящий приход гостей, то и ждать от ребёнка чистоты и порядка, когда он станет взрослым не стоит (вещи ребёнка в этом случае  можно будет найти в самых необычных местах, а портфель будет собираться перед самым выходом в школу, посуда после приёма пищи так и будет оставаться на тех же местах).

«Человек не может быть свободен, если он не самостоятелен». (М. Монтессори)

Приучить ребёнка к порядку сложно, но возможно. На ошибках учатся! Поверьте, результат превзойдёт все ожидания. Ребёнок, который на своих ошибках учился под присмотром терпеливых взрослых, намного раньше придёт к самостоятельности и ответственности за свои поступки.

С уважением, педагог-психолог Е. В. Москаленко


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вечер досуга «Наведем порядок в доме »

Вечер досуга  2-ая младшая группа «Наведем порядок в доме »...

Сказки про порядок в доме

Как научить ребенка   наводить порядок в  комнате и убирать свои игрушки...

проект "Наведем порядок в доме"

Помочь ребенку освоить первые представления и соответствующий словарь о конкретных видах хозяйственно - бытового труда дома и в детском саду....

Авторская сказка ПОРЯДОК В ДОМЕ

Сценарий авторской сказки ПОРЯДОК В ДОМЕ...

Лото "Наведем порядок в доме"

Лото "Наведем порядок в доме"Как игратьЦель игры: подобрать картинки с изображением предметов, находящихся в определённых комнатах, давая логическое объяснение, называя и описывая предметы и...

Этическая беседа по методике А.М.Бородич на тему: "Порядок в доме"

Структурный компонентСодержаниеЦельРазвитие у детей 5-6 лет представлений о порядке в доме в процессе познавательной беседыНачало беседыВоспитатель помещает на мольберт изображение сцены из произведен...

Сюжетно - ролевая игра "Помогаем маме наводить порядок в доме" (по проекту для детей с ОВЗ "Мы играем"

Игра в увлекательной форме поможет активизировать словарный запас по таким лексическим темам, как «Уборка», «Мебель», «Посуда», «Одежда», «Бытовые...