"Развитие речи детей пятого года жизни.Роль семьи в развитии речи ребенка".
консультация (средняя группа)

Богатова Лариса Петровна

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ

« Развитие речи детей пятого года жизни. Роль семьи в развитии речи ребенка».

ЦЕЛЬ: информировать родителей о важности значения развития речи во всестороннем развитии личности ребенка; расширение контакта между педагогами и родителями; моделирование перспектив взаимодействия на новый учебный год; повышение культуры родителей.

 

Задачи:

  • Познакомить родителей с особенностями развития речи ребёнка среднего дошкольного возраста и с содержанием работы по развитию речи детей среднего дошкольного возраста;
  • Познакомить с речевыми играми, в которые полезно играть с ребёнком дома
  • Активизировать работу родителей по развитию речи детей.
  • Вовлечь родителей в педагогический процесс и жизнь группы.                                                                                                                            

Форма проведения: встреча с элементами практикума (игра-занятие)

Участники: родители, воспитатель                                        

 

Ход мероприятия

Добрый день, уважаемые родители!  Мы рады встрече с вами. Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание. А это значит, что развитие и воспитание ваших детей в детском саду вам не безразлично. Сегодня я предлагаю вам поработать по следующему плану:

  • Развитие речи детей 5 года жизни, роль семьи в развитии речи детей.
  • Знакомство с речевыми играми, в которые полезно играть с ребёнком дома.
  • Выбор представителей в родительский совет МБДОУ детский сад №3.
  • Выбор секретаря родительских собраний на 2017-2018 учебный год.
  • Текущие  вопросы.

 

Итак, сегодня наш разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека - речи.

Представьте, что вы дети, у нас занятие по развитию речи.  Сейчас вам будут предложены несложные задания. Надеемся, что вы примите в их выполнении активное участие.  Для начала:

     Вы все за руки возьмитесь,

И друг другу улыбнитесь.

Мы сегодня с вами отправляемся в сказочное путешествие.

             Если сказка в дверь стучится,

Ты скорей ее впусти,

                                                       Потому что сказка – птица,

Чуть спугнешь и не найти.

(воспитатель демонстрирует волшебный мешочек, в котором спрятана игрушка

 (любая из сказки репка)- кошка).

Посмотрите- ка, что это? (родители отвечают) Правильно, кто-то забыл волшебный мешочек, а внутри что-то есть. Давайте попробуем с вами отгадать что там, но не при помощи глаз, а при помощи рук. Сейчас я дам пощупать вам, а вы должны назвать, что внутри мешочка.

(родители ощупывают мешочек и пытаются отгадать, кто внутри).

Правильно, это кошка, она прибежала к нам из сказки. А как вы догадалась, что в мешочке спряталась кошка?

(ответы родителей: пушистая, хвост, мягкая и т. д.)

А теперь, попытаемся описать нашу гостью.

(родители описывают кошку - шерсть у кошки мягкая, пушистая, рыжая.)

Молодцы, кошка прибежала к нам из сказки, а как вы думаете из какой? В каких сказках мы с вами встречали кошку?

(родители перечисляют сказки, где встречается кошка или кот –

«Кот в сапогах», «Кошкин дом», «Репка» и т. д.)

Ой, какие вы молодцы! Но вы, наверное устали. Я предлагаю вам встать со своих стульчиков и немножечко размяться:
    Мы стоим на огороде,

Удивляемся природе

      Тут салат, а тут укроп,

         Там морковь у нас растет

                                                           Поработаем с тобой,

Сорнякам объявим бой

      Будем с корнем выдирать,

Да пониже приседать

А теперь,  я предлагаю вашему вниманию загадки «Кто из сказочных героев мог бы так о себе сказать»

Загадка 1. Я решил путешествовать по свету и не знал, что путешествие может обернуться неприятностями. Я думал, все кругом такие же добрые, как баба и дед. Но оказалось, что в мире живут и злые, жестокие, хитрые. И каждому хочется меня съесть...                                       

Загадка 2. Я всю жизнь боялась кошек. А эта пришла и мурлычет, скребётся: мол, помоги мне! Чем же я, маленькая, серенькая, могу кошке помочь?

Только чувствую - не обманывает она меня. Выбежала в огород, вижу и правда помощь нужна!           

Загадка 3. Так и знал, что всё бедой кончится. Уж больно ветхий я и старый.
Столько лет в поле стою! Мечтал я, конечно, чтобы кто-нибудь во мне поселился да пожил. Но не так же много народу! Они влезали, влезали. Влезали внутрь. Я не выдержал и рухнул!  

Загадка 4. Ну и хвост у этой мышки! Ни с ладонью бабы, ни с кулаком деда не сравнить! И надо же было этой мышке выбежать в самый неподходящий момент! Махнула хвостиком я и разбилось!

Загадка 5. Мне приятно быть на голове у этой девочки. Она за мной ухаживает. Всегда я чистая, глаженая. Мне нравится вместе с девочкой гулять по лесу, ходить в гости к бабушке. Но вот беда: моя хозяйка очень доверчива. И из - за этого с ней происходят всякие неприятности.      

Можно предложить и еще один вариант загадок для детей:

  • Машет радостно хвостом, когда идёт хозяин в дом. У неё удел таков - дом хранить от чужаков. (Собака)
  • Мягкие лапки, а в лапках - цап-царапки. (кошка)
  • Живет в норке, грызет корки. Короткие ножки; боится кошки. (Мышь).
  • Круглый бок, жёлтый бок, сидит в грядке колобок. Врос в землю крепко. Что же это? (Репка)

А теперь посмотрите, каких животных мы с вами угадали, герои какой сказки они и кого здесь не хватает. (бабки с дедом)

Вот, так примерно мы ежедневно работаем с вашими детьми по развитию речи. Далее я предлагаю вашему вниманию значение развития речи детей и содержание работы по развитию речи детей-дошкольников в детском саду.

(Далее воспитатель использует в своей работе презентацию по данной теме)

 Развитие речи детей пятого года жизни – одна из  важнейших  и актуальных задач воспитания детей-дошкольников. Речь - форма общения. Чтобы ребенок своевременно и качественно овладел устной речью, необходимо, чтобы он пользовался ей как можно чаще, вступая в контакт со взрослыми и сверстниками. Чтобы научиться говорить, надо говорить.

Основными задачами речевого развития детей являются:

  •  Овладение нормами и правилами родного языка, определёнными для каждого возраста;
  • Развитие у детей коммуникативных способностей (способности общаться).      

 Работа по развитию речи детей-дошкольников ведется по следующим направлениям:

  • формирование звуковой культуры речи - звукопроизношение;
  • обогащение активного и пассивного словаря;
  • формирование грамматического строя речи;
  • развитие связной речи.

Что такое активный и пассивный словарь?

 Пассивный словарь - это слова, которые ребенок понимает, знает, но не использует.

Активный словарь - это слова, которые ребенок не только понимает, но и употребляет в своей речи. Активный словарь пятилетнего ребенка к концу года должен насчитывать 3000 слов. Пассивный словарь обычно намного больше активного. Вы можете дома протестировать своего ребенка. Предложите ему пересказать сказку или коротенький текст, рассказать о каком-либо событии, составить рассказ по картинке, а затем проанализируйте: как близко к тексту он передал содержание, использовал ли прилагательные, часто ли затруднялся в подборе слов.

Грамматический строй речи. Грамматика, по словам К.Д. Ушинского - это логика языка. Она помогает облегать мысли в материальную оболочку, делает речь организованной и понятной для окружающих. Формирование грамматического строя речи - важнейшее условие совершенствования мышления дошкольников. Грамматический строй- это зеркало интеллектуального развития ребенка. Примером формирования грамматического строя дошкольников могут быть такие игры и задания:

«Назови ласково»

«Один-много»

«Какой, какая, какое»?

 

Звуковая культура речи – это понятие довольно широкое о объемное. Прежде всего – это:

  • правильное звукопроизношение и слово произношение. Для чего необходимо развитие речевого слуха, речевого дыхания, моторики артикуляционного аппарата;
  • формирование выразительности речи.

Владение средствами речевой выразительности предполагает умение пользоваться высотой и силой голоса, темпом и ритмом речи, паузами, разнообразными интонациями.

  •  выработка дикции — отчетливого, внятного произношения каждого звука и слова в отдельности, а также фразы в целом;
  • воспитание культуры речевого общения как части этикета.
  •   воспитание орфоэпически правильной речи — умения говорить согласно    нормам литературного произношения. В состав орфоэпии входит не только произношение, но и ударение, т. е. специфическое явление устной речи.

Воспитание звуковой культуры— одна из важных задач развития речи в детском саду, так как именно дошкольный возраст является наиболее благоприятным для ее решения.

Существует множество методов и приемов, которые мы используем как на занятиях, так и в свободной деятельности для развития речи детей - дошкольников:

  • дидактические, развивающие, настольные игры;
  • подвижные игры с текстом;
  • сюжетно-ролевые игры;
  • драматизация сказок;
  • игровые упражнения;
  • чтение художественной литературы;
  • рассказывание сказок с участием детей;
  • заучивание стихотворений;
  • беседы после рассматривания картин, иллюстраций

Уважаемые родители, как вы считаете, успешное речевое развитие ребёнка зависит от чего?

Факторы успешного развития речи ребёнка:

  • От эмоционального общения родителей с ребёнком с младенческого возраста;
  • От общения ребёнка со сверстниками;
  • От строения артикуляционного аппарата;
  • От речи взрослых (как образец для детей);
  • От развития мелкой моторики;
  • От чтения детям художественной литературы;
  • От игр ребёнка со взрослыми и сверстниками.

 

Все эти факторы влияют на развитие речи ребёнка

 

  • Речь не передаётся по наследству, ребёнок перенимает опыт речевого общения у окружающих его взрослых (и прежде всего от родителей), т.е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей ребёнка речевой среды. Поэтому так важно, чтобы дома он слышал правильную, грамотную речь.

Постарайтесь во время прогулок с детьми обращать внимание на значимые для человека объекты: магазины, школы, поликлиники, библиотеки. Расскажите ребёнку, для чего нужны эти учреждения, кто в них работает. Во время прогулок - привлекайте внимание детей к красоте окружающей природы, растений, животных, насекомых. Не уходите никогда от ответов на вопросы ребёнка. 

Знакомя с новыми предметами, вещами, объектами, называйте их правильно, расскажите о их назначении. Предложите детально рассмотреть предмет, выделить характерные особенности, свойства (этим вы пополните словарь детей), учите наблюдать, сравнивать предметы и явления.

Советую создать дома детскую библиотеку, где можно вместе с ребёнком рассматривать иллюстрации в книгах, энциклопедиях для детей.

Необходимо знакомить детей с фольклором, рассказывать и читать сказки, загадки, песенки, потешки. Они не только приобщают детей к национальной культуре, но и формируют нравственные качества: доброту, честность, заботу о другом человеке, развлекают и забавляют, вызывают желание высказаться, поговорить о героях сказки. Поддерживайте это стремление, пусть ваш ребёнок расскажет знакомую сказку сестрёнке, бабушке, своей любимой игрушке. Это первые шаги в овладении монологической речью.

Большое значение для развития речи среднего дошкольного возраста имеет обогащение словаря на основе знаний и представлений об окружающей жизни в процессе наблюдений за природой. Отправляясь с ребёнком на прогулку, мы можем:

- поговорить с ним о том, какая сегодня погода, какое небо, что есть на небе, есть ли ветер, какой, в какую сторону он дует, как мы это определили, в какую одежду мы одеты, почему, с чем это связано, какое сейчас время года;

- в холодное время подкормить птиц, понаблюдать за их поведением и повадками;     

- посмотреть вокруг себя и увидеть удивительный мир растений, который нас окружает;

- загадать загадку и найти отгадку;

- поискать приметы времени года;

- познакомить ребёнка с народными пословицами и приметами;

- прочитать стихотворение, вспомнить песенку;                                                      

- поиграть с ними в игру природоведческого содержания, например:

«С какого дерева лист?», «Найди дерево по описанию?», «С какой ветки детки?» и т.д.

 

  • Вы должны знать, что важной стороной речевого развития является правильное произношение звуков. Ошибка в произношении - основа многих школьных трудностей (на письме). Кроме того, дети с нечёткой речью не уверены в себе, неохотно вступают в общение со сверстниками и взрослыми. Если ваш ребёнок искажает слова – не бойтесь остановить его и поправить, сказать слово так, как его необходимо говорить.
  • Обратите внимание: ребёнок 4-5 лет должен правильно произносить все звуки. Если это не так не теряйте времени!!! Не надейтесь, что речевые недостатки исчезнут сами собой. Самое лучшее – это помощь логопеда (консультация).

Итак, ведущая роль в развитии речи ребёнка принадлежит семье. Семья - это источник. Который питает человека с рождения, знакомит его с окружающим миром. Даёт ребёнку первые знания и умения.                                                                                                                                      

Во время пребывания ребёнка в детском саду можно составить некую пирамиду. Главной вершиной пирамиды, конечно же, является ребёнок. Его задача - познавая новое, открывать самого себя (что я могу, умею, на что я способен). Задача взрослых - помочь ему в этом нелёгком деле. Что произойдёт с трёхногим табуретом. Если подломится одна ножка? Он упадёт! А как говорится в басне И.Крылова «Лебедь, Рак и Щука»: «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт, а выйдет из него не дело, только мука». Поэтому наши усилия необходимо объединить для того, чтобы ребёнку хорошо жилось в его втором доме - в дошкольном учреждении, чтобы он всесторонне развивался. Поэтому мы призываем вас к сотрудничеству, к взаимодействию. Только вместе, только совместными усилиями родителей и детского сада мы можем решить любые проблемы в воспитании и развитии ребёнка.                                                                           

А сейчас я предлагаю вашему вниманию речевые игры, в которые полезно играть с ребенком дома.

Игра "Я заметил". Взрослый предлагает каждому ребенку назвать предметы, мимо которых он проходит по дороге в детский сад, и подобрать к именам существительным как можно больше имен прилагательных.

Игра "Доскажи словечко". Взрослый начинает фразу, ребенок заканчивает. Например: «Ворона каркает, а воробей…» «Сова летает, а заяц..»

Игра "Давай искать слова на кухне". Дети отвечают на вопросы взрослого. Например: «Какие слова можно вынуть из борща?», «Какие слова есть в винегрете?», «Какие слова есть в кухонном шкафу?»

Игра «Наоборот» Взрослый начинает фразу, а дети должны продолжить. Например: веселый праздник - ... Большой подарок - .... Чистое платье - ... Теплая погода - ...»

Игра «Где Петрушка?» Взрослый ставит игрушку на стул, за стул, под стул и т.д. Ребенок должен сказать где находится игрушка полным предложением.

(можно предложить родителям посмотреть после собрания

картотеку речевых игр).

Вы сами можете придумать много таких игр.  Напоследок еще один пример: «Здороваясь утром с солнышком, сказать ласковые слова - признаки: золотистое, лучистое, доброе, весёлое, яркое, дорогое, великолепное, весеннее, тёплое».

 

Итог собрания. Рефлексия «Самолетик»

Наша встреча подошла к концу. Я вам предлагаю два самолетика: коричневый и белый. Если вам понравилась наша сегодняшняя встреча, то запустите вверх белый самолетик, если нет, то коричневый.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie_razvitie_rechi.docx30.19 КБ

Предварительный просмотр:

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ

« Развитие речи детей пятого года жизни. Роль семьи в развитии речи ребенка».

ЦЕЛЬ: информировать родителей о важности значения развития речи во всестороннем развитии личности ребенка; расширение контакта между педагогами и родителями; моделирование перспектив взаимодействия на новый учебный год; повышение культуры родителей.

Задачи: 

  • Познакомить родителей с особенностями развития речи ребёнка среднего дошкольного возраста и с содержанием работы по развитию речи детей среднего дошкольного возраста;
  • Познакомить с речевыми играми, в которые полезно играть с ребёнком дома
  • Активизировать работу родителей по развитию речи детей.
  • Вовлечь родителей в педагогический процесс и жизнь группы.                                                                                                                            

Форма проведения: встреча с элементами практикума (игра-занятие)

Участники: родители, воспитатель                                        

Ход мероприятия

Добрый день, уважаемые родители!  Мы рады встрече с вами. Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание. А это значит, что развитие и воспитание ваших детей в детском саду вам не безразлично. Сегодня я предлагаю вам поработать по следующему плану:

  • Развитие речи детей 5 года жизни, роль семьи в развитии речи детей.
  • Знакомство с речевыми играми, в которые полезно играть с ребёнком дома.
  • Выбор представителей в родительский совет МБДОУ детский сад 3.
  • Выбор секретаря родительских собраний на 2017-2018 учебный год.
  • Текущие  вопросы.

Итак, сегодня наш разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека - речи.

Представьте, что вы дети, у нас занятие по развитию речи.  Сейчас вам будут предложены несложные задания. Надеемся, что вы примите в их выполнении активное участие.  Для начала:

     Вы все за руки возьмитесь,

И друг другу улыбнитесь.

Мы сегодня с вами отправляемся в сказочное путешествие.

             Если сказка в дверь стучится,

Ты скорей ее впусти,

                                                       Потому что сказка – птица,

Чуть спугнешь и не найти.

(воспитатель демонстрирует волшебный мешочек, в котором спрятана игрушка

 (любая из сказки репка)- кошка).

Посмотрите- ка, что это? (родители отвечают) Правильно, кто-то забыл волшебный мешочек, а внутри что-то есть. Давайте попробуем с вами отгадать что там, но не при помощи глаз, а при помощи рук. Сейчас я дам пощупать вам, а вы должны назвать, что внутри мешочка.

(родители ощупывают мешочек и пытаются отгадать, кто внутри).

Правильно, это кошка, она прибежала к нам из сказки. А как вы догадалась, что в мешочке спряталась кошка?

(ответы родителей: пушистая, хвост, мягкая и т. д.)

А теперь, попытаемся описать нашу гостью.

(родители описывают кошку - шерсть у кошки мягкая, пушистая, рыжая.)

Молодцы, кошка прибежала к нам из сказки, а как вы думаете из какой? В каких сказках мы с вами встречали кошку?

(родители перечисляют сказки, где встречается кошка или кот –

«Кот в сапогах», «Кошкин дом», «Репка» и т. д.)

Ой, какие вы молодцы! Но вы, наверное устали. Я предлагаю вам встать со своих стульчиков и немножечко размяться:
    Мы стоим на огороде,

Удивляемся природе

      Тут салат, а тут укроп,

         Там морковь у нас растет

            Поработаем с тобой,

Сорнякам объявим бой

      Будем с корнем выдирать,

Да пониже приседать

А теперь,  я предлагаю вашему вниманию загадки «Кто из сказочных героев мог бы так о себе сказать»

Загадка 1. Я решил путешествовать по свету и не знал, что путешествие может обернуться неприятностями. Я думал, все кругом такие же добрые, как баба и дед. Но оказалось, что в мире живут и злые, жестокие, хитрые. И каждому хочется меня съесть...                                       

Загадка 2. Я всю жизнь боялась кошек. А эта пришла и мурлычет, скребётся: мол, помоги мне! Чем же я, маленькая, серенькая, могу кошке помочь?

Только чувствую - не обманывает она меня. Выбежала в огород, вижу и правда помощь нужна!           

Загадка 3. Так и знал, что всё бедой кончится. Уж больно ветхий я и старый.
Столько лет в поле стою! Мечтал я, конечно, чтобы кто-нибудь во мне поселился да пожил. Но не так же много народу! Они влезали, влезали. Влезали внутрь. Я не выдержал и рухнул!  

Загадка 4. Ну и хвост у этой мышки! Ни с ладонью бабы, ни с кулаком деда не сравнить! И надо же было этой мышке выбежать в самый неподходящий момент! Махнула хвостиком я и разбилось!

Загадка 5. Мне приятно быть на голове у этой девочки. Она за мной ухаживает. Всегда я чистая, глаженая. Мне нравится вместе с девочкой гулять по лесу, ходить в гости к бабушке. Но вот беда: моя хозяйка очень доверчива. И из - за этого с ней происходят всякие неприятности.      

Можно предложить и еще один вариант загадок для детей:

  • Машет радостно хвостом, когда идёт хозяин в дом. У неё удел таков - дом хранить от чужаков. (Собака)
  • Мягкие лапки, а в лапках - цап-царапки. (кошка)
  • Живет в норке, грызет корки. Короткие ножки; боится кошки. (Мышь).
  • Круглый бок, жёлтый бок, сидит в грядке колобок. Врос в землю крепко. Что же это? (Репка)

А теперь посмотрите, каких животных мы с вами угадали, герои какой сказки они и кого здесь не хватает. (бабки с дедом)

Вот, так примерно мы ежедневно работаем с вашими детьми по развитию речи. Далее я предлагаю вашему вниманию значение развития речи детей и содержание работы по развитию речи детей-дошкольников в детском саду.

(Далее воспитатель использует в своей работе презентацию по данной теме)

 Развитие речи детей пятого года жизни – одна из  важнейших  и актуальных задач воспитания детей-дошкольников. Речь - форма общения. Чтобы ребенок своевременно и качественно овладел устной речью, необходимо, чтобы он пользовался ей как можно чаще, вступая в контакт со взрослыми и сверстниками. Чтобы научиться говорить, надо говорить. 

Основными задачами речевого развития детей являются:

  •  Овладение нормами и правилами родного языка, определёнными для каждого возраста;
  • Развитие у детей коммуникативных способностей (способности общаться).      

 Работа по развитию речи детей-дошкольников ведется по следующим направлениям:

  • формирование звуковой культуры речи - звукопроизношение;
  • обогащение активного и пассивного словаря;
  • формирование грамматического строя речи;
  • развитие связной речи.

Что такое активный и пассивный словарь?

 Пассивный словарь - это слова, которые ребенок понимает, знает, но не использует.

Активный словарь - это слова, которые ребенок не только понимает, но и употребляет в своей речи. Активный словарь пятилетнего ребенка к концу года должен насчитывать 3000 слов. Пассивный словарь обычно намного больше активного. Вы можете дома протестировать своего ребенка. Предложите ему пересказать сказку или коротенький текст, рассказать о каком-либо событии, составить рассказ по картинке, а затем проанализируйте: как близко к тексту он передал содержание, использовал ли прилагательные, часто ли затруднялся в подборе слов.

Грамматический строй речи. Грамматика, по словам К.Д. Ушинского - это логика языка. Она помогает облегать мысли в материальную оболочку, делает речь организованной и понятной для окружающих. Формирование грамматического строя речи - важнейшее условие совершенствования мышления дошкольников. Грамматический строй- это зеркало интеллектуального развития ребенка. Примером формирования грамматического строя дошкольников могут быть такие игры и задания:

«Назови ласково»

«Один-много»

«Какой, какая, какое»?

Звуковая культура речи – это понятие довольно широкое о объемное. Прежде всего – это:

  • правильное звукопроизношение и слово произношение. Для чего необходимо развитие речевого слуха, речевого дыхания, моторики артикуляционного аппарата;
  • формирование выразительности речи.

Владение средствами речевой выразительности предполагает умение пользоваться высотой и силой голоса, темпом и ритмом речи, паузами, разнообразными интонациями.

  •  выработка дикции — отчетливого, внятного произношения каждого звука и слова в отдельности, а также фразы в целом;
  • воспитание культуры речевого общения как части этикета.
  •   воспитание орфоэпически правильной речи — умения говорить согласно    нормам литературного произношения. В состав орфоэпии входит не только произношение, но и ударение, т. е. специфическое явление устной речи.

Воспитание звуковой культуры— одна из важных задач развития речи в детском саду, так как именно дошкольный возраст является наиболее благоприятным для ее решения.

Существует множество методов и приемов, которые мы используем как на занятиях, так и в свободной деятельности для развития речи детей - дошкольников:

  • дидактические, развивающие, настольные игры;
  • подвижные игры с текстом;
  • сюжетно-ролевые игры;
  • драматизация сказок;
  • игровые упражнения;
  • чтение художественной литературы;
  • рассказывание сказок с участием детей;
  • заучивание стихотворений;
  • беседы после рассматривания картин, иллюстраций

Уважаемые родители, как вы считаете, успешное речевое развитие ребёнка зависит от чего?

Факторы успешного развития речи ребёнка: 

  • От эмоционального общения родителей с ребёнком с младенческого возраста;
  • От общения ребёнка со сверстниками;
  • От строения артикуляционного аппарата;
  • От речи взрослых (как образец для детей);
  • От развития мелкой моторики;
  • От чтения детям художественной литературы;
  • От игр ребёнка со взрослыми и сверстниками.

Все эти факторы влияют на развитие речи ребёнка

  • Речь не передаётся по наследству, ребёнок перенимает опыт речевого общения у окружающих его взрослых (и прежде всего от родителей), т.е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей ребёнка речевой среды. Поэтому так важно, чтобы дома он слышал правильную, грамотную речь.

Постарайтесь во время прогулок с детьми обращать внимание на значимые для человека объекты: магазины, школы, поликлиники, библиотеки. Расскажите ребёнку, для чего нужны эти учреждения, кто в них работает. Во время прогулок - привлекайте внимание детей к красоте окружающей природы, растений, животных, насекомых. Не уходите никогда от ответов на вопросы ребёнка.  

Знакомя с новыми предметами, вещами, объектами, называйте их правильно, расскажите о их назначении. Предложите детально рассмотреть предмет, выделить характерные особенности, свойства (этим вы пополните словарь детей), учите наблюдать, сравнивать предметы и явления.

Советую создать дома детскую библиотеку, где можно вместе с ребёнком рассматривать иллюстрации в книгах, энциклопедиях для детей.

Необходимо знакомить детей с фольклором, рассказывать и читать сказки, загадки, песенки, потешки. Они не только приобщают детей к национальной культуре, но и формируют нравственные качества: доброту, честность, заботу о другом человеке, развлекают и забавляют, вызывают желание высказаться, поговорить о героях сказки. Поддерживайте это стремление, пусть ваш ребёнок расскажет знакомую сказку сестрёнке, бабушке, своей любимой игрушке. Это первые шаги в овладении монологической речью.

Большое значение для развития речи среднего дошкольного возраста имеет обогащение словаря на основе знаний и представлений об окружающей жизни в процессе наблюдений за природой. Отправляясь с ребёнком на прогулку, мы можем:

- поговорить с ним о том, какая сегодня погода, какое небо, что есть на небе, есть ли ветер, какой, в какую сторону он дует, как мы это определили, в какую одежду мы одеты, почему, с чем это связано, какое сейчас время года;

- в холодное время подкормить птиц, понаблюдать за их поведением и повадками;     

- посмотреть вокруг себя и увидеть удивительный мир растений, который нас окружает;

- загадать загадку и найти отгадку;

- поискать приметы времени года;

- познакомить ребёнка с народными пословицами и приметами;

- прочитать стихотворение, вспомнить песенку;                                                      

- поиграть с ними в игру природоведческого содержания, например:

«С какого дерева лист?», «Найди дерево по описанию?», «С какой ветки детки?» и т.д.

  • Вы должны знать, что важной стороной речевого развития является правильное произношение звуков. Ошибка в произношении - основа многих школьных трудностей (на письме). Кроме того, дети с нечёткой речью не уверены в себе, неохотно вступают в общение со сверстниками и взрослыми. Если ваш ребёнок искажает слова – не бойтесь остановить его и поправить, сказать слово так, как его необходимо говорить.
  • Обратите внимание: ребёнок 4-5 лет должен правильно произносить все звуки. Если это не так не теряйте времени!!! Не надейтесь, что речевые недостатки исчезнут сами собой. Самое лучшее – это помощь логопеда (консультация).

Итак, ведущая роль в развитии речи ребёнка принадлежит семье. Семья - это источник. Который питает человека с рождения, знакомит его с окружающим миром. Даёт ребёнку первые знания и умения.                                                                                                                                      

Во время пребывания ребёнка в детском саду можно составить некую пирамиду. Главной вершиной пирамиды, конечно же, является ребёнок. Его задача - познавая новое, открывать самого себя (что я могу, умею, на что я способен). Задача взрослых - помочь ему в этом нелёгком деле. Что произойдёт с трёхногим табуретом. Если подломится одна ножка? Он упадёт! А как говорится в басне И.Крылова «Лебедь, Рак и Щука»: «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт, а выйдет из него не дело, только мука». Поэтому наши усилия необходимо объединить для того, чтобы ребёнку хорошо жилось в его втором доме - в дошкольном учреждении, чтобы он всесторонне развивался. Поэтому мы призываем вас к сотрудничеству, к взаимодействию. Только вместе, только совместными усилиями родителей и детского сада мы можем решить любые проблемы в воспитании и развитии ребёнка.                                                                           

А сейчас я предлагаю вашему вниманию речевые игры, в которые полезно играть с ребенком дома.

Игра "Я заметил". Взрослый предлагает каждому ребенку назвать предметы, мимо которых он проходит по дороге в детский сад, и подобрать к именам существительным как можно больше имен прилагательных.

Игра "Доскажи словечко". Взрослый начинает фразу, ребенок заканчивает. Например: «Ворона каркает, а воробей…» «Сова летает, а заяц..»

Игра "Давай искать слова на кухне". Дети отвечают на вопросы взрослого. Например: «Какие слова можно вынуть из борща?», «Какие слова есть в винегрете?», «Какие слова есть в кухонном шкафу?»

Игра «Наоборот» Взрослый начинает фразу, а дети должны продолжить. Например: веселый праздник - ... Большой подарок - .... Чистое платье - ... Теплая погода - ...»

Игра «Где Петрушка?» Взрослый ставит игрушку на стул, за стул, под стул и т.д. Ребенок должен сказать где находится игрушка полным предложением.

(можно предложить родителям посмотреть после собрания

картотеку речевых игр).

Вы сами можете придумать много таких игр.  Напоследок еще один пример: «Здороваясь утром с солнышком, сказать ласковые слова - признаки: золотистое, лучистое, доброе, весёлое, яркое, дорогое, великолепное, весеннее, тёплое».

Итог собрания. Рефлексия «Самолетик»

Наша встреча подошла к концу. Я вам предлагаю два самолетика: коричневый и белый. Если вам понравилась наша сегодняшняя встреча, то запустите вверх белый самолетик, если нет, то коричневый.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект игры-фантазии для развития творческого воображения и речи детей пятого года жизни на содержании музыки М.П. Мусоргского «Балет невылупившихся птенцов» (из сюиты «Картинки с выставки»).

Цель: активизация и развитие творческого воображения дошкольников в процессе восприятия музы­кальных произведений.Задачи:обогащение представлений детей о «птенцах» и «невылупившихся птенцах»;активизац...

педагогическая статья " педагогическое сопровождение развития связной речи детей пятого года жизни средствами театрализованных игр"

педагогическая статья " педагогическое сопровождение развития связной речи детей пятого года жизни средствами театрализованных игр"...

развитие связной речи детей пятого года жизни средствами театрализованных игр в условиях педагогического сопровождения

комплекс театрализованных игр для развития связной речи детей пятого года жизни в условиях педагогического сопровождения...

Сценарий родительского собрания в средней группе Тема: «Возрастные особенности детей пятого года жизни. Роль семьи и детского сада в оздоровлении детей»

Цель: повысить педагогическую компетентность родителей.Задачи: рассмотреть возрастные  особенности детей пятого года жизни; раскрыть вопрос о роли семьи и детского сада в оздоровлении детей; спос...

Презентация на тему: Логоритмические игры как средство развития связной речи детей пятого года жизни

Презентация к проекту "Логоритмические игры как средство развития связной речи детей пятого года жизни"....