Конспект игры-фантазии для развития творческого воображения и речи детей пятого года жизни на содержании музыки М.П. Мусоргского «Балет невылупившихся птенцов» (из сюиты «Картинки с выставки»).
план-конспект занятия по музыке (средняя группа) по теме

Солодухина Марина Васильевна

Цель: активизация и развитие творческого воображения дошкольников в процессе восприятия музы­кальных произведений.

Задачи:

  • обогащение представлений детей о «птенцах» и «невылупившихся птенцах»;
  • активизация вербальных реакций (высказываний) детей на музыку и детской фантазии;
  • развитие самостоятельной творческой деятельности дошкольников.

Оборудование: качественная аудиозапись музыки «Балет невылупившихся птенцов» из фортепианной сюиты М.П. Мусоргского «Картинки с выставки», магнитофон, яйцо, картинки с изображением птенцов, крупная мягкая игрушка птенец, необходимые предметы для рисования красками.

 

Ход занятия:

Дети под маршевую музыку входят в зал и садятся на стулья.

М. р.: Здравствуйте ребята!

Дети: Здравствуйте!

М. р.: Ребятки, посмотрите, кто к нам пришел в гости, такой желтенький, пушистенький, неуклюжий. Кто же это такой? Правильно, это птенчик, птичий детеныш! Чей же именно это детеныш, ре­бята, как вы думаете? Правильно, это птенец курочки, цыпленок. Давайте для нашего гостя споём песню «Цыплёнок».

Исполняется песня «Цыпленок» муз. В. Алексеев.

А теперь посмотрим на эту картину, она называется «Птичий двор». Чьих птенцов мы еще с вами увидим? А кто знает, как появляются птенчики на свет? Кто-нибудь видел когда-нибудь живых птенцов? Где вы их виде­ли, расскажите, пожалуйста, нам очень интересно. Ой, ребятки, наш птенец что-то хочет рас­сказать нам, только он стесняется говорить громко, он ведь еще совсем маленький и он один, а нас вон как много, и мы говорим громко. Давайте прислушаемся...

Наш птенец рассказал, что он очень скучает по своим братикам и сестренкам, еще невылупившимся птенцам. Как вы думаете, ребятки, а где живут еще не вылупившиеся птенцы? А композитор Модест Петрович Мусоргский знал не только, где живут невылупившиеся птен­цы, но и что они делают. Он сочинил целую музыкальную историю про невылупившихся птен­цов. Хотите ее послушать? А ты, наш пушистенький птенец, хочешь послушать? Ах, это, оказы­вается, твой любимый композитор и любимая история, вот здорово!

Давайте поудобнее сядем, настроимся на тишину, будем слушать музыку и, слушая, предста­вим, какие это птенцы, что они делают, какое у них настроение.

Слушание музыки «Балет невылупившихся птенцов» М. П. Мусоргского.

М. р.: Вам понравилась музыка, ребятки? О чем вам рассказала музыка, какие получились птенцы у композитора, что они делают, как вам кажется? Наши невылупившиеся птенцы танцуют, им весело, они смешные, неуклюжие, вы правильно обозначили характер музыки. А произведение называется «Балет невылупившихся птенцов». Кто же тогда танцует, ребятки? Кто что вообразил, представил, пока звучала музыка? (М. р.  подсказывает детям, указывая на яйцо.) Да! Это танец яиц или птенцов, которые до конца не вылупились из яйца! Но характеры у них очень разные. Посмотрите друг на друга, вы тоже все непохожие, все разные. А как мы узнали с вами, что птенцы разные, непохожие? Как нам музыка показала это? Давайте еще раз послушаем музыку, и каждый теперь предста­вит своего птенца в яйце, а потом нам расскажет про него свою историю.

Повторное слушание музыки. Затем дети рассказывают про своих птенцов, а м. р. задает уточняющие вопросы, активизируя фантазию ребенка.

М. р.: Наш птенец очень рад, ведь у него столько красивых и разных братьев и сестренок появи­лось благодаря музыке и вашим рассказам. А теперь, чтобы наш гость еще больше обрадо­вался, давайте нарисуем невылупившихся птенцов, каждый своего нарисует, и я попробую. Мы сделаем выставку из ваших работ и нашего птенца оставим наедине со своими родствен­никами. Всем будет весело и хорошо.

Вы рисуйте, а музыка будет помогать вам выдумывать своих птенцов, она подскажет, как разукрасить их, какие подобрать цвета. Может быть, у кого-то будет несколько птенцов. Пожалуйста, начинайте рисовать, а я включу музыку, вот так негромко, пусть звучит, помогая нам. А наш птенец будет наблюдать за нашей работой и постарается выбрать себе самого красивого и интересного братика или сестренку и самого лучшего художника-фантазера.

Дети рисуют под музыку, которая звучит несколько раз, т. к. произведение непродолжительно по звучанию.

М. р.: Молодцы, ребятки! Какие красивые рисунки у нас с вами получились. (Анализ детских работ.) Ты доволен, птенец? У тебя радостное настроение? Появился ли у тебя любимый братик или сестренка? А кто у нас самый лучший фантазер в группе? Да, согласна с тобой, все ребята мо­лодцы, все постарались, а теперь соберем рисунки и расположим их на стенде и посадим на­шего птенца, пусть наши птенчики пообщаются все вместе. А мы в завершении нашей встречи с птенцом поиграем в весёлую игру. Становитесь в круг.

Проводится музыкальная игра «Скачут по дорожке» муз. А Филиппенко

М. р. спрашивает, что больше всего детям понравилось сегодня?

Прощается с ними. Дети идут в группу.

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей " Развитие речи детей пятого года жизни"

Материал о речевых особенностях детей пятого года жизни: состояние лексики, грамматики, звукопроизношения....

Консультация для родителей "Развитие речи детей пятого года жизни"

Особенности речи детей данного возраста, некоторые практические рекомендации...

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ

Игры по развитию речи в средней группе...

РАЗВИТИЕ РЕЧИ "Развитие речи детей пятого года жизни"

Главное направление в развитии речи ребенка на пятом году жизни – освоение связной монологической речи. В это время происходят заметные изменения в формировании грамматического строя речи, в осв...

"Развитие речи детей пятого года жизни.Роль семьи в развитии речи ребенка".

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ« Развитие речи детей пятого года жизни. Роль семьи в развитии речи ребенка».ЦЕЛЬ: информировать родителей о важности значения развития речи во всестороннем развитии л...

Конспект занятия на музыку М. П. Мусоргского «Балет невылупившихся птенцов» (из сюиты «Картинки с выставки»)

Конспект по художественно - эстетическому развитию ( музыкальное развитие) может быть полезен воспитателям средней группы...