"Комплексы артикуляционных гимнастик в стихах и историях"; "Мини - конкурсы"; "Конкурсы - выставки" учителя - логопеда во взаимодействии с семьями воспитанников.
творческая работа учащихся (средняя группа)

Лобарева Елена Викторовна

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение « Детский сад « Алёнка » г. Советский » (МАДОУ д /с « Алёнка » ) Лобарева Елена Викторовна, учитель-логопед Консультация для родителей группы № 8 «Речецветик» Тема: «Игры и упражнения для развития мелкой моторики»

Слайд 2

Мелкая моторика рук напрямую связана с развитием речи. Большая часть коры головного мозга отведена мелким движениям рук, в том числе и кистей. При этом данная область находится очень близко с речевой зоной. Поэтому мелкие движения пальцев положительно воздействуют на речевую функцию ребенка. Существует большое количество игр на развитие мелкой моторики: Пальчиковые игры. Игры с мелкими предметами: бусины, камушки, крупы. Лепка из пластилина, теста, глины. Сортировка предметов.

Слайд 3

Игры на развитие мелкой моторики рук.

Слайд 4

В своей работе применяю различные пальчиковые игры .

Слайд 6

Кинезиологические упражнение – это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное воздействие. В своей работе применяю кинезиологические упражнения

Слайд 8

«Кулачок – ребро - ладошка» Ладонь сжата в кулак Ладонь ребром Распрямляем ладонь

Слайд 9

«Фонарики»

Слайд 10

Так же применяю Су Джок терапию. Цель: коррекция речевых нарушений с помощью использования Су Джок терапии. Задачи: - Воздействовать на биологически активные точки по системе Су Джок . - Стимулировать речевые зоны коры головного мозга. - Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Слайд 12

Приемы Су Джок терапии, используемые в работе с детьми с нарушениями речи: На ладони находится множество биологически активных точек, поэтому эффективным способом их стимуляции является массаж специальным шариком с шипами. Прокатывая шарик между ладошками, дети массируют мышцы рук. Примеры упражнений: «Дорожка» Шарик положить между ладонями, пальцы прижать друг к другу. Делать массажные движения, катая шарик вперёд-назад. «Шарик» Шарик положить между ладонями, пальцы прижать друг к другу. Делать круговые движения, катая шарик по ладоням. «Клубок» Держать шарик подушечками пальцев, делать вращательные движения вперёд или назад. «Кнопочки» Держать шарик подушечками пальцев, с усилием надавить ими на мяч (4—6 раз). «Прятки» Зажать шарик в одном кулаке, затем в другом. Массажные шарики можно использовать в сочетании с упражнениями по коррекции звукопроизношения.

Слайд 13

Ещё одним из способов развития моторики и речи являются упражнения с массажными мячиками «Ёжиками».

Слайд 14

«Лодочка» Обе руки локтями прижать к себе. Ладошки повернуть вверх, приняв положение “лодочки”. В одну из ладошек вложить мячик. Перекидывать мячик из одной ладошки в другую, постоянно удерживая исходное положение «лодочка». Когда идет перекидывание мячика, ладошку, которая делает бросок, необходимо слегка поворачивать и стараться, мячик высоко не подкидывать. Упражнение выполнять в одинаковом темпе. Как только упражнение будет усвоено ребёнком, темп его выполнения можно ускорить. «Футбол» Обе руки локтями прижать к себе. Ладошки повернуть друг к другу полукругом. В одну из них вложить мячик (мячик должен быть по размеру ладошки ребёнка). Перекидывать мячик из одной руки в другую, сохраняя положение ладошек. Упражнение выполнять в одинаковом темпе. Как только упражнение будет усвоено ребёнком, темп его выполнения можно ускорить.

Слайд 15

Предлагаю провести выставку – конкурс: «Лучшая игрушка по развитию мелкой моторики» Необходимо изготовить одну игру для развития мелкой моторики, принести в группу воспитателям, все игры будут оформлены на выставке и останутся в группе для пополнения уголка мелкой моторики.

Слайд 16

Спасибо за внимание! Успехов Вам и нашим детям!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение « Детский сад « Алёнка » г. Советский » (МАДОУ д /с « Алёнка » ) Подготовил: учитель-логопед Лобарева Елена Викторовна. « Приключения язычка » (Е.М. Косинова )

Слайд 2

При выполнении упражнений артикуляционной гимнастики следует помнить: 1. Необходимо выполнять в определенной последовательности упражнения. Начинать с простых упражнений, переходить к более сложным. 2. На начальном этапе упражнения выполняются в медленном темпе и перед зеркалом. 3. Повторять каждое упражнение можно до 10 раз. Главное, чтобы упражнение выполнялось правильно. 4. Выполняйте рекомендованный логопедом комплекс артикуляционной гимнастики каждый день. 5. Если для ребенка утомительно выполнять все упражнения подряд, можно разбить гимнастику на блоки и выполнять их в течение дня. 6. Если у ребенка не получится какое-либо движение, помочь ребенку принять нужное положение языка, можно при помощи чайной ложки или чистым пальцем. 7. В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра, поэтому достичь наилучшего результата возможно, если проводить артикуляционные упражнения в игровой форме.

Слайд 3

Жил-был маленький Язычок. У него были друзья: лягушка и слоник. Давай и мы будем превращаться то в лягушку, то в слоника. Лягушка и слоник Раз – лягушка с толстым брюшком, Два – большой и добрый слон. Ежедневно на опушке, Посадив ее в кадушку, Как под душем, ту лягушку Поливал из шланга он.

Слайд 4

У Язычка была любимая кошечка. Когда киска сердилась, то выгибала спинку. Давай покажем, как киска сердилась и выгибала спинку. Киска сердится Выгляни в окошечко – Там увидишь кошечку. Кошка спинку выгнула. Зашипела, прыгнула… Рассердилась киска – Не подходите близко!

Слайд 5

Возле дома Язычка протекал веселый ручеек. Язычок решил сделать лодочку с парусом и отправить ее в плавание. Лодочка получилась очень красивая, с розовым парусом. Давай покажем, какой был парус у лодочки. Парус Лодочка под парусом по реке плывет, На прогулку лодочка малышей везет.

Слайд 6

Пустил Язычок лодочку в ручеек, а сам побежал по берегу, чтобы посмотреть, далеко ли она уплывет. Вдруг Язычок увидел маляра, который ярко-синей краской красил крышу дома. Давай покажем, как маляр крышу красил. Маляр Я сегодня утром встал И поселок не узнал: Каждый столб и каждый дом Был покрашен маляром. Если хочешь жить, как в сказке, Позови на помощь краски!

Слайд 7

Пока Язычок смотрел, как маляр забор красит, лодочка с парусом уплыла далеко-далеко. Бросился язычок догонять лодочку. Вдруг в траве что-то мелькнуло. Остановился Язычок посмотреть и увидел, что это гриб. Давай покажем, какой гриб увидел Язычок. Гриб Под березой у дорожки Гриб растет на толстой ножке. Мимо мы пройти не сможем, Гриб в лукошко мы положим.

Слайд 8

Насобирал Язычок полную корзинку грибов и вдруг слышит: кто-то стучит. Поднял голову вверх – а это дятел сидит на сосне и стучит по стволу клювом. Давай, изобразим, как стучит дятел. Дятел Дятел на стволе сидит, Клювом по нему стучит. Стук да стук, стук да стук – Раздается громкий звук.

Слайд 9

Послушал Язычок, как дятел стучит, и дальше пошел. Вдруг кто-то тонко запищал над его ухом, и Язычок почувствовал, что кто-то укусил его за брюшко. «Ах ты, злой, проворный комарик!» - закричал Язычок и стал ловить комара. Давай покажем, как звенел злой комар. Комарик Прилетает по ночам, Не дает заснуть нам: Зло звенит, над ухом вьется, Только в руки не дается.

Слайд 10

Не поймал Язычок комарики и грустный пошел дальше. Вдруг он услышал веселые звуки гармошки. «Интересно, кто это играет? Пойду, посмотрю!» - подумал Язычок и побежал на полянку.Видит , заяц на пеньке сидит и на гармошке веселые песенки наигрывает. Давай и мы сыграем на гармошке. Гармошка Ну-ка, рот пошире, крошки. Поиграем на гармошке! Язычок не отпускаем, Только ротик открываем. Раз, два, три, четыре, пять, Нам нетрудно повторять! О. Перова

Слайд 11

Сыграл зайчик свою веселую песенку и говорит Язычку: «Помоги мне завести мотор в машине, а я тебе за это дам порулить!» И стал Язычок помогать зайцу мотор заводить. Давай и мы попробуем завести моторчик. Заведи мотор По шоссе машина мчит. Во все стороны рычит. За рулем лихой шофер, « Дын-дын-дын » - гудит мотор. Ну, давай поможем зайке: Заведем скорей мотор. И до солнечной лужайки Довезет его шофер. По ухабам серый зайка – « Дын-дын-дын » - летит вперед, И успеет на лужайке Прополоть он огород.

Слайд 12

МОЛОДЕЦ!!!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение « Детский сад « Алёнка » г. Советский » (МАДОУ д /с « Алёнка » ) Подготовил: учитель-логопед Лобарева Елена Викторовна. Веселая артикуляционная гимнастика (Н.В. Нищева )

Слайд 2

При выполнении упражнений артикуляционной гимнастики следует помнить: 1. Необходимо выполнять в определенной последовательности упражнения. Начинать с простых упражнений, переходить к более сложным. 2. На начальном этапе упражнения выполняются в медленном темпе и перед зеркалом. 3. Повторять каждое упражнение можно до 10 раз. Главное, чтобы упражнение выполнялось правильно. 4. Выполняйте рекомендованный логопедом комплекс артикуляционной гимнастики каждый день. 5. Если для ребенка утомительно выполнять все упражнения подряд, можно разбить гимнастику на блоки и выполнять их в течение дня. 6. Если у ребенка не получится какое-либо движение, помочь ребенку принять нужное положение языка, можно при помощи чайной ложки или чистым пальцем. 7. В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра, поэтому достичь наилучшего результата возможно, если проводить артикуляционные упражнения в игровой форме.

Слайд 3

Учимся делать упражнение «Бегемот». широко и спокойно открывать и закрывать рот. Повторяем упражнение 3-5 раз. Даем ребенку время для отдыха и расслабления. Предлагаем сглотнуть слюну. Вновь повторяем упражнение 3-4 раза. Бегемотик рот открыл, Подержал. Потом закрыл. Подразним мы бегемота — Подшутить над ним охота.

Слайд 4

Учимся делать упражнение «Улыбка ». Широко разводим уголки губ , обнажив сжатые зубы. Возвращаем губы в спокойное положение. Даем ребенку время для отдыха и расслабления. Предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3-4 раза. Улыбается щенок, Зубки напоказ. Я бы точно так же смог, Вот, смотри. Сейчас.

Слайд 5

Учимся делать упражнение «Хоботок». Вытягиваем губы вперед, как для поцелуя, держим в таком положении 3-5 секунд. Возвращаем губы в спокойное положение. Даем ребенку время для отдыха и расслабления. Предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3-4 раза. Хоботок слоненок тянет, Он вот-вот банан достанет. Губки в трубочку сложи И слоненку покажи.

Слайд 6

Хомячок надует щечки, У него зерно в мешочках. Мы надуем щечки тоже, Хомячку сейчас поможем. Учимся делать упражнение «Хомячок». Предлагаем малышу надуть щеки при закрытом рте и подержать в таком положении 3-5 секунд, а потом выдохнуть, расслабиться, сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3-4 раза.

Слайд 7

Устала собачка и дышит устало. И даже за кошкою бегать не стала. Широкий язык отдохнет, полежит, И снова собачка за кошкой бежит. Учимся делать упражнение «Лопата». Широко открываем рот. Кладем мягкий спокойный язычок на нижнюю губу. Задерживаем на 3-5 секунд. Убираем язычок. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3-4 раза.

Слайд 8

Котенок любит молоко: Нальешь — и нет ни капли вмиг. Лакает быстро и легко, «Лопаткой» высунув язык. Учимся делать упражнение «Котенок лакает молоко». Широко открываем рот, делаем 4-5 движений широким языком, как бы лакая молоко. Закрываем рот. Убираем язычок. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение.

Слайд 9

Язычка загнем края, Делай так же, как и я. Язычок лежит широкий И, как чашечка, глубокий. Учимся делать упражнение «Чашечка». Широко открываем рот, кладем широкий язык на нижнюю губу, загибаем края языка «чашечкой» и медленно поднимаем ее за верхние зубы. Затем предлагаем ребенку опустить язычок, закрыть рот, расслабиться, сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3-4 раза.

Слайд 10

Выше дуба, выше ели На качелях мы взлетели. А скажите, вы б сумели Язычком «качать качели»? Учимся делать упражнение «Качели». Широко открываем рот, кладем на нижнюю губу спокойный расслабленный язык, переводим его на верхнюю губу, возвращаем на нижнюю, снова поднимаем на верхнюю. Выполняем 6-8 раз. Убираем язычок, закрываем рот. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3-4 раза.

Слайд 11

У птички клювик очень колкий И тонкий, острый, как иголка. Взгляни-ка рядом на страницу: Мой язычок — как клюв у птицы. Учимся делать упражнение «Иголочка». Широко открываем рот, приподнимаем и вытягиваем вперед тонкий язычок. Фиксируем положение на 3—5 секунд. Убираем язычок, закрываем рот. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.

Слайд 12

Язык, как маятник часов, Качаться вновь и вновь готов. Котенок улыбается, Он, как и ты, старается. Учимся делать упражнение «Маятник». Открываем рот, растягиваем губы в улыбку, вытягиваем язык, напрягаем его, касаемся острым кончиком языка то левого, то правого уголков губ. Следим, чтобы язык двигался по воздуху, а не по нижней губе, чтобы не качалась нижняя челюсть. Выполняем 6—8 раз. Убираем язычок, закрываем рот. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.

Слайд 13

Знает это весь народ: Любит мишка вкусный мед. Язычком губу оближет И подсядет к меду ближе. Учимся делать упражнение «Вкусный мед». Широко открываем рот, острым кончиком языка проводим по верхней губе слева направо и обратно. Следим за тем, чтобы не двигалась нижняя челюсть. Выполняем 6—8 раз. Убираем язычок, закрываем рот. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.

Слайд 14

Выгни язычок, как спинку Выгнул этот рыжий кот. Ну-ка, рассмотри картинку: Он по мостику идет. Учимся делать упражнение «Мостик». Открываем рот. Выгнув спинку языка, упираем его кончик в нижние зубы изнутри рта. Удерживаем в таком положении 3—5 секунд. Медленно сближаем и сжимаем зубы, закрываем рот. «Мостик» стоит за закрытыми зубами. Затем предлагаем ребенку выпрямить язычок, расслабиться, сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.

Слайд 15

Белка щелкает орешки Обстоятельно, без спешки. Упираем язычок Влево - вправо , на бочок. Учимся делать упражнение «Орешек». При закрытом рте упираем напряженный кончик языка то в левую, то в правую щеку. Выполняем 6—8 раз. Затем даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.

Слайд 16

МОЛОДЕЦ!!!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение « Детский сад « Алёнка » г. Советский » (МАДОУ д /с « Алёнка » ) Подготовил: учитель-логопед Лобарева Елена Викторовна. «Сказка о Веселом Язычке» (Т.В. Мецлер )

Слайд 2

При выполнении упражнений артикуляционной гимнастики следует помнить: 1. Необходимо выполнять в определенной последовательности упражнения. Начинать с простых упражнений, переходить к более сложным. 2. На начальном этапе упражнения выполняются в медленном темпе и перед зеркалом. 3. Повторять каждое упражнение можно до 10 раз. Главное, чтобы упражнение выполнялось правильно. 4. Выполняйте рекомендованный логопедом комплекс артикуляционной гимнастики каждый день. 5. Если для ребенка утомительно выполнять все упражнения подряд, можно разбить гимнастику на блоки и выполнять их в течение дня. 6. Если у ребенка не получится какое-либо движение, помочь ребенку принять нужное положение языка, можно при помощи чайной ложки или чистым пальцем. 7. В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра, поэтому достичь наилучшего результата возможно, если проводить артикуляционные упражнения в игровой форме.

Слайд 3

В одном домике, дружок, Живет Веселый Язычок,

Слайд 4

Ох, и шустрый он мальчишка И немного шалунишка.

Слайд 5

Приоткрыл Язык окно, А на улице тепло. Упражнение «Окошко»; « Бегемотик »

Слайд 6

Язычок наш потянулся, Широко нам улыбнулся. Упражнение «Улыбка»

Слайд 7

Распластался, как лопатка, Полежал на губе И опять ушел к себе. Упражнение «Лопатка»

Слайд 8

З атем он решил попить чаю из чашечки. Упражнение «Чашечка»

Слайд 9

Поел вкусного варенья, облизнулся. Упражнение «Вкусное варенье»

Слайд 10

Решил Язычок отправиться на прогулку. Сел на свою лошадку и поскакал. Упражнение «Лошадка»

Слайд 11

Прискакал на полянку, а там грибы растут. Стал он их срывать: один гриб, второй, третий... Упражнение «Грибок»

Слайд 12

И вдруг ему навстречу ползет змейка, она не злая, Язычок поиграл и с ней. Скачет он дальше. Упражнение «Змея»

Слайд 13

Видит - маляры красят кисточ­ками дом. Язык превратился в кисточку и помог им. Упражнение «Маляр»

Слайд 14

А около дома стояли качели. Язычок покачался на них вверх-вниз, вверх-вниз. Упражнение «Качели»

Слайд 15

Посмотрел он на часики: тик-так, тик-так, пора домой тебе, чудак! Упражнение «Часики»

Слайд 16

По дороге домой Язычок познакомился с лягушкой и слоником. Лягушка научила его широко улыбаться: очень нравится ей тянуть ротик прямо к ушкам! Потянули, перестали, потянули, перестали и ни сколько не устали! Упражнение «Лягушка»

Слайд 17

А слоник показал, как он играет с хоботком: Подражаю я слону - Губы хоботком тяну. Потянули, перестали, Потянули, перестали И нисколько не устали! Упражнение «Слоник»

Слайд 18

Скрылось солнце за горой, Язычок пошел домой. Дверь он запер на замок, Лег в кроватку и умолк.

Слайд 19

МОЛОДЕЦ!!!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение « Детский сад « Алёнка » г. Советский » (МАДОУ д /с « Алёнка » ) Лобарева Елена Викторовна, учитель-логопед Консультация для родителей группы № 8 «Речецветик» Тема: «Упражнения на формирование речевого дыхания»

Слайд 2

Дыхание – энергетическая основа звучащей речи. От развития речевого дыхания во многом зависит формирование у ребенка связной речи, а именно правильное звукопроизношение, способность поддерживать нормальную громкость речи, ее плавность и интонационная выразительность. Формирование речевого дыхания – это один из первых этапов коррекционной работы с ребенком , имеющим какие-либо речевые нарушения. Правильное речевое дыхание имеет следующие признаки: Короткий вдох через нос; Плавный выдох, воздух выходит через рот; Выдох осуществляется до конца; После каждого выдоха должна быть небольшая пауза (2-3 секунды).

Слайд 3

Н аучившись правильно дышать (глубокий короткий вдох и плавный длинный выдох) ребенок сможет в полной мере овладеть своим голосом. Наиболее эффективными методами работы с дошкольниками являются дыхательные упражнения. Условно их можно разделить на две большие группы, в зависимости от их цели: 1.Формирование правильного выдоха; 2.Тренировка дыхания с использованием различного речевого материала (отработка произношения звуков и их сочетаний, разучивание стихов). Развитие речевого дыхания у дошкольников позволяет: Ускорить процесс постановки и автоматизации звуков речи; Увеличить количество слов, которые ребенок произносит на одном выдохе; Сформировать внятную связную речь; Скоординировать процессы речи, дыхания и движений.

Слайд 4

Рекомендации по выполнению дыхательных упражнений Занятия необходимо проводить в хорошо проветренном помещении; Все упражнения стоит выполнять до еды; Мышцы шеи, плеч, рук, груди и живота у ребенка должны быть расслаблены; Вдох должен происходить через нос; Выдох должен быть длинным и плавным; Следите за тем, чтобы, выполняя дыхательные упражнения, ребенок не надувал щеки. Первое время можно придерживать их ладонями; Достаточно 3-5 повторений каждого упражнения, между которыми следует сделать 2-3 секундную паузу. Общая продолжительность дыхательной гимнастики не должна превышать 5 минут . Очень важно дозировать количество дыхательных упражнений и выполнять их в умеренном темпе, чтобы избежать гипервентиляции.

Слайд 5

Формирование речевого дыхания – важнейший этап на пути становления связной и правильной речи дошкольника. Наиболее эффективным способом его развития у детей дошкольного возраста являются дыхательные упражнения , которые способствуют формированию плавного и достаточно длительного выдоха и отработке произнесения звуков и слогов.

Слайд 6

Упражнения на формирование речевого дыхания

Слайд 7

В своей работе применяю различные упражнения .

Слайд 8

Предлагаю провести выставку – конкурс : «Лучшая игрушка на формирование речевого дыхания» Необходимо изготовить одну игру на формирование речевого дыхания, принести в группу воспитателям, все игры будут оформлены на выставке и останутся в группе для пополнения уголка «Формирование речевого дыхания»

Слайд 9

Спасибо за внимание! Успехов Вам и нашим детям!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека комплекса артикуляционной гимнастики на тему: «Сказочные истории про Язычок» для детей старшей группы (5 – 6 лет).

Задача  совершенствования  артикуляционного аппарата заключается в том, чтобы в процессе речевой гимнастики или специальных игр и упражнений укреплять мышцы детей, учить их при разговоре дос...

Комплекс артикуляционной гимнастики на тему: «Сказочные истории про Язычок» для детей старшего дошкольного возраста

Картотека. Комплекс артикуляционной гимнастики на тему: «Сказочные истории про Язычок» для детей старшего дошкольного возраста...

Комплекс артикуляционной гимнастики для детей в картинках и стихах.

Звуки речи формируются благодаря сложным и согласованным движениям артикуляционного аппарата. У ребёнка, который искажает или пропускает некоторые звуки, правильный уклад не сформирован.Чтобы правильн...

Артикуляционная гимнастика в стихах (комплекс)

Комплекс артикуляционной гимнастики в стихах...

Комплекс артикуляционной гимнастики на тему: «Сказочные истории про Язычок»

     Л.Г.Выгодский писал: "Ребёнок начинает понимать, что звуки и их комбинации могут означать определённые предметы, что с их помощью можно достигнуть очень многого, что, с...

Комплекс артикуляционной гимнастики для детей 2-3 лет. Автор: Жиба Илона Олеговна, учитель - логопед

Комплекс артикуляционной гимнастики для детей 2-3 лет. Автор: Жиба Илона Олеговна, учитель - логопед...

Комплекс артикуляционной гимнастики со стихами

Артикуляционная гимнастика − комплекс специальных упражнений, помогающих развивать мышцы речевого аппарата. Вводить занятия можно начиная с 2 лет, когда у ребенка возникает потребность в об...