Мастер-класс с родителями на тему «Влияние мелкой моторики на развитие речи ребенка»
материал (средняя группа)

Родионова Елена Витальевна

Раскрыть влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей. Дать практические рекомендации родителям по развитию мелкой моторики рук. Побудить родителей, через развитие мелкой моторики, способствовать обогащению словаря.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс с родителями

на тему «Влияние мелкой моторики на развитие речи ребенка»

Цель: Раскрыть влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей.

Задачи:

- дать практические рекомендации родителям по развитию мелкой моторики рук.

-  побудить родителей, через развитие мелкой моторики, способствовать обогащению словаря.

Форма проведения: мастер – класс.

Участники: воспитатель, родители.

Оборудование: бусы, орехи, каштаны, цветные салфетки, клей, трафареты для поделок, выставка рекомендуемой литературы.

Предварительная работа: подготовка памяток для родителей, оформление помещения.

Ход мастер-класса:

Здравствуйте дорогие друзья, рада вас видеть в нашей группе.

Еще век назад Мария Монтессори  заметила, что развитие речи и интеллекта тесно связано с тем, насколько сформировано моторное развитие ребенка. Ученые – физиологи подтвердили практическое наблюдение, установив, что центры головного мозга, отвечающие за движение пальцев и за речь, расположены близко друг к другу. И проекция кисти рук занимает почти треть площади участка коры головного мозга, отвечающей за двигательную активность. Стимуляция центра, отвечающего за движение пальцев, приводит к активации процессов в речевом центре.  Таким образом, развитие пальчиков нужно нам не только для того, чтобы правильно держать ложку и карандаш, но и в первую очередь для того, чтобы у малыша происходило правильное и более быстрое формирование речевых навыков.

Наши предки, забавляя детей играми, в «ладушки» и «сороку-белобоку», занимались вовсе не бессмысленным занятием! Поглаживание, похлопывание и разминание пальчиков, которые происходят во всех этих забавах, активирует нервное окончание на ладошке, что автоматически ведет к стимулированию работы речевого центра. К сожалению, милые мамы, увлекшись ранним развитием детей, посчитали «сороку-белобоку» никому ненужной и совершенно напрасной. Можно не учить детей читать – этот навык прекрасно формируется и в старшем возрасте и безо всякого ущерба для интеллектуального развития, а вот развитие мелкой моторики у детей может происходить только в раннем возрасте. С течением времени влияние двигательного центра, на речевой ослабевает и к младшему школьному возрасту практически сходит на нет. Именно поэтому развитие моторики нужно стимулировать как можно раньше.

Дети, которые регулярно выполняют упражнения на развитие мелкой моторики, раньше начинают говорить; у них быстрее формируется правильная речь и реже встречаются логопедические дефекты речи. В школе у них идет быстрее формирование навыка письма и практически не встречается дисграфия.

Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук, что мы и делаем регулярно. Для тренировки пальцев могут быть использованы упражнения, которые мы сейчас выполним вместе: (выполнение упражнений вместе с родителями)

  1. «Пальчики здороваются» - кончик большого пальца, правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца.
  2. «человечек» - указательный и средний палец правой руки «бегают по столу».

Выполняя различные пальчиковые упражнения, дети приобретают хорошую подвижность кисти рук, гибкость, у них исчезает скованность движений. Если вместе с упражнением будет звучать стихотворение, которое будто комментирует действие, то в процессе обязательно будут задействованы речь и память (выполняется вместе с родителями).

  1. «Дома я одна скучала,

Бусы мамины достала,

Бусы я перебираю,

Свои пальцы развиваю». (с использованием бус)

  1. «Научился два ореха

Между пальцами катать.

Это в школе мне поможет

Буквы разные писать». (с использованием орехов)

  1. «Сколько птиц к кормушке нашей прилетело?

Мы расскажем (ритмично разжимают и сжимают кулачки).

    Две синицы, воробей, шесть щеглов и голубей, дятел, в

    пестрых перышках. Всем хватало зернышек».

Полезно упражнять руку ребенка в процессе рисования изображений, в которых сочетаются горизонтальные, вертикальные, прямые линии, наклонные, вогнутые, волнистые, замкнутые формы.

Изготовление игрушек, разных поделок из природного материала расширяют представление детей об окружающем мире, развивает внимание, способствует совершенствованию сенсомоторики, согласованность работе глаза и руки, координации движения и их точности.

Уважаемые родители, я приглашаю Вас принять участие в изготовлении поделки из бросового материала, но сначала нам нужно выполнить пальчиковую гимнастику (звучит музыка с текстом, родители и воспитатель выполняют стоя физкультминутку).

Три медведя шли домой Дети шагают на месте вперевалочку
Папа был большой-большой.
Поднять руки над головой, потянуть вверх.
Мама с ним поменьше ростом,
Руки на уровне груди.
А сынок — малютка просто. Присесть.
Очень маленький он был, Присев, качаться по-медвежьи.
С погремушками ходил. Встать, руки перед грудью сжаты в кулаки.
Дзинь-дзинь, дзинь-дзинь.
Дети имитируют игру с погремушками

 

Проведение мастер-класса с родителями.

Взяв цветной картон, клей и  салфетки, родители скатывают салфетки в шарики, делают поделки, создавая каждый свою композицию, при этом воспитатель немного помогает.  Комментирует действия родителей: «При выполнении такой работы происходит быстрая неоднократная смена тонуса мускулатуры руки: напряжение, расслабление, силовые упражнения. Продолжает формироваться щепоть.  Какие, вы, молодцы!»

Вы ознакомились и даже попробовали, как надо развивать мелкую моторику, а не могли бы вы поделиться с нами своим опытом развития мелкой моторики. (Родители делятся своим опытом).

В.: Овладеть методикой этих игр может каждый взрослый (в настоящее время издается достаточное количество специальных пособий). Вашему вниманию представлены книги (выставка литературы по развитию мелкой моторики).

Очень надеемся, что работа, которая проводится в  группе, будет продолжаться и дома, поэтому позвольте дать вам несколько советов (воспитатель раздает памятки родителям). Большое спасибо за то, что вы пришли к нам в гости.

Рефлексия. Мастер-класс прошел в непринужденной остановке, благоприятная атмосфера была на всем протяжении мероприятия. Родителям очень понравилась встреча, они с удовольствием делились опытом, рассматривали предложенную литературу.

D:\Users\Elena\Desktop\ВОСП-ЛЬ\ФОТО 16\STH70014.JPG

D:\Users\Elena\Desktop\ВОСП-ЛЬ\ФОТО 16\STH70018.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект родительского собрания в форме мастер-класcа на тему «Влияние мелкой моторики на развитие речи детей»

В данной теме раскрывается влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей и даются практические рекомендации родителям по развитию мелкой моторики рук....

Консультация для родителей на тему: "Влияние мелкой моторики на развитие речи

Рекомендации родителям о развитии мелкой моторики и её влиянии на речевое развитие детей....

Мастер-класс для родителей и детей: «Роль мелкой моторики в развитии речи ребенка»

Цель проведения мастер-класса: 1. расширить знания родителей о значении пальчиковых игр в развитии ребенка; 2. заинтересовать проблемой; 3. приобщить к пальчиковым играм ребенка в условиях семьи...

статья на тему: "Влияние мелкой моторики на развитие речи детей дошкольного возраста с нарушением развития."

в статье писаны способы развития мелкой моторики с детьми младшего дошкольного возраста...

Влияние мелкой моторики на развитие речи ребенка с 2 до 3 лет

Уважаемые родители, развитие речи – главное в этом возрасте, поэтому нужно сделать всё возможное, использовать все бытовые ситуации, фантазию и терпение, чтобы помочь ребёнку в этом.  В воз...

Влияние мелкой моторики на развитие речи ребенка

Зависимость речевого развития от уровня сформированности мелкой моторики...

Влияние мелкой моторики на развитие речи ребенка

Консультация полезна родителям детей младшего дошкольного возраста. Рассказывается о влиянии мелкой моторики пальцев рук  на становление его речималыша. Даны примеры игр , упражнений по развитию ...