Сценарий родительского собрания :«Воспитание у детей младшего возраста самостоятельности в самообслуживании»
методическая разработка (младшая группа)

Николаева Маргарита Леонидовна
Данный материал расширит представления родителей о значении воспитания у детей самостоятельности и культурно- гигиенических навыков в период младшего дошкольного возраста.А так же поможет родителям приобщить ребенка к самообслуживанию в условиях семьи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_roditelskogo_sobraniya.docx25.38 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий родительского собрания

Цель:

1.Способствовать воспитанию у детей самостоятельности.

2.Познакомить родителей с методами и приемами, используемыми при обучении детей  самообслуживанию.

Задачи родительского собрания:

1. Повысить педагогическую компетентность родителей в вопросах воспитания у детей младшего возраста самостоятельности в самообслуживании.

2. Сформировать у родителей представления о значении самообслуживания в воспитании детей, их роли в процессе воспитания самостоятельности.

3. Познакомить родителей с навыками самообслуживания для детей младшего возраста.

4. Дать рекомендации родителям по этой теме.

5. Формировать у детей и родителей привычки к здоровому образу жизни.

6. Развивать у родителей умение работать в группе, сообща, не бояться высказываться по теме собрания.

Форма проведения: семинар – практикум.

Место  проведения:

Подготовка: изучение методической литературы по теме, оформление выставки «Читаем детям», подготовка слайдов, памятки родителям «Правила, которые помогут развивать самостоятельность ребёнка».

Оборудование: мультимедиапроектор.

План проведения.

  1. Вступительная часть.
  2. Педагогический всеобуч «Воспитание у детей младшего возраста самостоятельности в самообслуживании».
  3. Практикум.
  4. Заключительная часть.

Ход мероприятия.  

1.Вступительная часть.

Добрый вечер, уважаемые родители. Мы рады встрече с вами. Спасибо, что вы пришли на родительское собрание.  

Тема нашей встречи “Воспитание  у детей младшего дошкольного возраста самостоятельности в самообслуживании”. Нашу встречу хочется начать с вопроса: «Наблюдаются ли какие – то изменения в развитии самостоятельности вашего ребёнка?», «Что нового появилось?» (высказывания родителей).

Самостоятельность – ценное качество, необходимое человеку в жизни. Воспитывать его необходимо с раннего детства. По своей природе дети активны, очень часто они стремятся выполнять различные действия самостоятельно. И нам, взрослым, важно поддержать их в этом.

Итак, на что же следует обратить особое внимание при обучении дошкольников самостоятельности.

2.Педагогический всеобуч «Воспитание у детей младшего возраста самостоятельности в самообслуживании». (Приложение 1)

3.Практикум.

  1. Разбор ситуаций из книги Л.Ф.Островской «Педагогические знания – родителям». (Работа в группах)

Ситуация для анализа.

«Илюша (3 года) с усердием натягивает колготы. Трудное занятие! Наконец-то, после долгих усилий, колготы почти надеты, но… наизнанку. Малыш, конечно, этого не замечает и продолжает их натягивать. Мать прекращает, как она говорит, эту «бесцеремонную возню», быстрым движением, не скрывая раздражения, старается натянуть ребенку колготки. Малыш поднимает крик:

- Сам! Сам! Сам!

- Сиди спокойно и не капризничай! Не умеешь, а кричишь «Сам».

Вопросы:

  • Правильно ли поступила мама? И почему?
  • Бывают ли подобные ситуации у вас? Как вы выходите из них?

Часто по разным причинам – из-за отсутствия времени (особенно утром, когда мы собираемся на работу), неуверенности в силах ребёнка – мы стремимся сделать всё за него сами.

  • Но действительно ли мы оказываем ребёнку помощь?
  • Как вы считаете?
  • Может ли маленький ребёнок быть самостоятельным?

Важно отметить, что в детском выражении «Я сам» проявляется стремление к самостоятельности, т.е. желание самоутвердиться. Стремясь сделать всё за ребёнка, взрослые причиняют ему большой вред, лишают его самостоятельности, подрывают у него веру в свои силы, приучают надеяться на других. В этом случае дети могут вырасти пассивными, ленивыми.

Ситуация для анализа.

«Алёше четвертый год, но он по сравнению с детьми его возраста совершенно беспомощен, протестом встречает любое предложение проявить самостоятельность.Снять пальто или варежки не может, застегнуть пуговицу и развязать шнурок не хочет, за столом сидит в ожидании, когда его накормят. Если ему напоминают, что надо есть самому, как все, мальчик опускает голову, на глазах слезы и жалобно заявляет: «Не хочу, не умею».

Зато дома с взрослыми у Алеши  властный, требовательный тон, на глазах всегда дежурные слезы. И взрослые спешат предупредить их, его жалеют: «Он такой беспомощный!», «Он еще очень маленький», «Нервный ребенок, требуется осторожность». Это часто произносится в присутствии мальчика».

  • Чем обусловлена беспомощность Алеши? Проанализируйте линию поведения взрослых и дайте ей оценку.
  • Можно ли такими методами воспитать у ребенка самостоятельность?

Ситуация для анализа. Научившись убирать за собой после еды, Гена принялся задвигать стул, но тот зацепился ножкой за ножку стола. Гена не приложил какого-либо старания, он отказался от небольшого, но необходимого усилия и тотчас же оставил своё намерение. Когда мама напомнила ему, что нужно задвинуть стул, мальчик плаксиво заявил: «Никак не получается!» Какие действия нужно предпринять взрослым?

б) Просмотр слайда.

  Итак, дети стремятся к самостоятельности. Что же они могут выполнять самостоятельно в младшем дошкольном возрасте? Давайте попробуем вместе определить перечень действий, которые могут выполнять наши малыши (обсуждение с родителями).

 Мыть руки, засучивая рукава; мыть лицо, не разбрызгивая воду; правильно пользоваться мылом; не мочить одежду; сухо вытираться полотенцем, без напоминания вешать его на отведённое место.

 Одеваться и раздеваться в определённой последовательности: одежду снимать, складывать, вешать, выворачивать на лицевую сторону; надевать одежду, пуговицы расстегивать, застёгивать, завязывать шнурки ботинок.

 Замечать непорядок в одежде и самостоятельно устранять его или обращаться за помощью к взрослому.

 Своевременно пользоваться носовым платком, туалетом.

 Пить из чашки; есть, хорошо пережёвывая пищу, с закрытым ртом.

 Правильно пользоваться ложкой, вилкой, салфеткой.

 Убирать игрушки, книжки, строительный материал в определённое место.

Заключительная часть

1.Рефлексия

Что вам понравилось на собрании. Что нового и полезного узнали для себя

2.Подведение итогов.

Решение родительского собрания:

  • Систематически осуществлять совместную работу детского сада и семьи по формированию у детей навыков самообслуживания.
  • Создать условия в семье для воспитания навыков самообслуживания
  • Соблюдать педагогические рекомендации по формированию навыков самообслуживания у детей младшего возраста

Вот и подошло к завершению наше собрание. Конечно, малыш не сразу приобретает необходимые навыки, ему требуется наша помощь, создание необходимых условий для проявления самостоятельности, правильно руководить действиями детей и обязательно хвалить, хвалить за малейшее проявление самостоятельности.

В конце собрания родителям раздаются памятки по воспитанию самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста.

Приложение1: «Воспитание у детей младшего возраста самостоятельности в самообслуживании».

Самообслуживание- основной вид  труда младшего дошкольника. Ежедневное выполнение элементарных трудовых заданий приучает детей к систематическому труду. Именно через  самообслуживание ребенок впервые устанавливает известные отношения с окружающими людьми, осознает свои обязанности по отношению к ним. Через него ребенок узнает цену заботам о себе и постепенно приобретает умение действенно  заботиться о своих близких. В Процессе самообслуживания он узнает много нового о вещах, об их качествах и назначении.  Последовательность процессов одевания,умывания, раздевания требует работы памяти. Для точности выполнения действия  необходимо внимание, сосредоточенность. Повторяемость режимных процессов, постоянство требований к детям  обеспечивает прочность навыков, создает предпосылки  для формирования  потребности  в чистоте и опрятности, привычки к самообслуживающему  труду. Труд по самообслуживанию развивает у ребенка ловкость, координацию движений, приучает к порядку, формирует самостоятельность, меньшую зависимость от взрослого, уверенность в своих силах, желание и умение преодолевать препятствия.

    Программой дошкольного образования «От рождения  до школы» у детей четвертого года жизни предусматривается воспитание следующих навыков самообслуживания: самостоятельно и аккуратно есть, хорошо пережевывая пищу с закрытым  ртом;  пользоваться ложкой, вилкой; без напоминания пользоваться салфеткой; самостоятельно мыть руки, засучивая руки, мыть лицо, не разбрызгивая воду, пользоваться мылом, сухо вытираться полотенцем, без напоминания вешать его на отведенное место, пользоваться личным полотенцем, самостоятельно одеваться и раздеваться  в определенной последовательности, аккуратно складывать и вешать одежду, замечать неполадки в костюме и исправлять либо самостоятельно, либо обратившись за помощью к взрослому или товарищу; убирать игрушки, книжки, строительный материал на определенное место.

Эти навыки могут быть сформированы, стать достаточно устойчивыми, если в семье созданы, необходимы условия. Но, конечно, только лишь условия, созданные взрослыми, не гарантируют овладения детьми навыками самообслуживания. Для этого необходимо руководство действиями детей со стороны взрослых членов семьи.

Трехлетние дошкольники еще недостаточно умелые, ловки, и многие матери стремятся избавить ребенка от трудного, с их точки зрения, дела, потому что им или некогда ждать, или не хватает терпения. Поэтому они сами быстро натягивают ребенку колготки, зашнуровывают ботинки. Кажется, все хорошо: ребенок одет и играет. Но родители даже не осознают, что тем самым  они отнимают у сына (или дочери)  его дело, его работу. Упускается драгоценный момент, которого потом не вернешь. Младший дошкольник, как правило, охотно делает только то,что ему интересно, а в этом возрасте ему интересно все: ведь он только познает мир, и каждая вещь, ее качества и изменения для него новы. Вот коготки собраны «гармошкой» и вдруг распрямились на ноге. Где же гармошка? Резинка маленькая, а потянешь -она вытягивается, становится длинной  и вырывается из рук, как живая. Хочет застегнуть пуговицу, она не слушается- и вдруг пролезла в петлю. Ребенок чувствует себя победителем. Вот здесь-то и надо положить начало навыку самостоятельного одевания. Для ребенка - это интересный, занимательный труд.

Пусть малыш повозится со своими колготками, ботинками - надо ему предоставить по возможности на это время. А родителям, занимаясь своим делом, незаметно оказывать помощь, поощрять, помогать довести начатое до конца. Для ребенка четвертого года жизни результат его усилий становится значимым, прежде всего в оценке взрослого. Поэтому его стремлению  быть самостоятельным  способствует, прежде всего, одобрение. Замечать нужно не только достижения ребенка в данный момент. «Молодец, Саша, сам застегнул курточку»,  но и то, что еще плохо получается, щадя при этом зарождающееся детское самолюбие. Надо внимательно относиться ко всему,  что делает ребенок, вместе с ним разобраться, что тут хорошо, а что плохо и почему. Это поможет ребенку быстрее понять свои ошибки, утвердиться в достигнутом и в следующий раз постараться сделать лучше.

    Элементарная трудовая деятельность ребенка 3-4 лет еще очень тесно связана с игрой. Любовь ребенка к игре можно использовать с целью повышения его интереса к самообслуживанию, если это интерес угас или  ребенок по какой-то причине не хочет выполнять,  то или иное дело. Например, ребенок отказывается вечером убирать игрушки. Можно напомнить ему, что завтра к мишке придут гости, поэтому все нужно очень хорошо убрать, чтобы ему не было стыдно. Или сказать, что завтра вы вместе будете ремонтировать машины, а для этого их надо сегодня аккуратно поставить в гараж и.д.

Игра используется и для закрепления навыков самообслуживания. С помощью дидактической игры с куклой можно закрепить знания детей о последовательности в одевании и раздевании. Или с помощью игровых персонажей (куклы, мишки) понаблюдать за тем, как ребенок ест, одевается, умывается, или же, как эти персонажи сами выполняют различные действия, отражающие моменты самообслуживания.

Особое значение в формировании навыков самообслуживания имеет соблюдение в жизни детей твердо установленного режима, последовательное проведение бытовых процессов.

Предъявляя требования к ребенку, родители в то же время должны предъявлять требования и к себе, так как деятельность младшего дошкольника имеет подражательный характер, он берет пример, прежде всего, с родителей.

Памятка родителям «Правила, которые помогут развивать самостоятельность ребёнка».

 1. Включать ребенка в такую деятельность, где он может добиться успеха, и не выполнения пока еще трудного для него или неопределенного задания.

2. Постепенно расширять круг достижений ребенка, поощряя и поддерживая его в трудные моменты и одновременно обучая необходимым «правилам игры» (естественным ограничениям и запретам, которые ребенку понятны).

3. Помогая преодолевать трудности, не делать за ребенка то, что он уже может делать сам. («Вместе» с ребенком, а не «вместо» него.)

4. Позволить ребенку принимать самостоятельные решения и отвечать за себя, стимулируя возникновение у него естественного чувства ответственности и внутренней дисциплины.

5. Подсказать ребенку, когда он может помочь кому-либо, защитить более слабого, поделиться игрушками, сладостями и т.п., чтобы он получал опыт самоутверждения в роли дающего (умение отдавать – признак позитивной силы).

6. Поддерживать в ребенке чувство самоценности и уверенности в себе всегда, даже в ситуациях критики или запрещения его нежелательных действий (плохой поступок, а не сам ребенок).

7.В любой ситуации оставаться, прежде всего, любящими родителями, в чутком отношении которых – главный источник душевных сил ребенка, его успешного психического развития.

Литература:

  1. Акимова Г.Е., Федорова Е.В., Яковлева В.Н. Психологические особенности развития детей от 2 до 7 лет. СПб.: Речь, 2002.
  2. Борисова О.Ф. Самостоятельность как база формирования социальных компетенций дошкольника. // Детский сад от А  до Я. - 2008. - №1
  3. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Родительские собрания в ДОУ. Методическое пособие. – М.: «АЙРИС ПРЕСС», 2008.
  4. Островская Л.Ф. Педагогические знания родителям. Пособие для воспитателей дошкольных учреждений – М. : Просвещение, 1983


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание у детей младшего возраста самостоятельности в самообслуживании

Консультация для родителей поможет развить самостоятельность в самообслуживании детей младшего возраста....

Родительское собрание на тему: «Воспитание у детей младшего возраста самостоятельности в самообслуживании»

Родительское собрание на тему:«Воспитание у детей младшего возраста самостоятельности в самообслуживании» План подготовки и проведения собрания1.     Посещение семьи.Цел...

Консультация "Воспитание у детей младшего возраста самостоятельности в самообслуживании"

Консультация "Воспитание у детей младшего возраста самостоятельности в самообслуживании"...

Родительское собрание на тему: «Воспитание у детей младшего возраста самостоятельности в самообслуживании».

Родительское собрание на тему: «Воспитание у детей младшего возраста самостоятельности в самообслуживании».Задачи родительского собрания.1. Повысить педагогическую компетентность родителей...

Родительское собрание: «Воспитание у детей младшего возраста самостоятельности в самообслуживании».

Родительское собрание: «Воспитание у детей младшего возраста самостоятельности в самообслуживании»....

Родительское собрание на тему: «Воспитание у детей младшего возраста самостоятельности в самообслуживании»

Самостоятельность – ценное качество, необходимое человеку в жизни. Самостоятельность воспитывается с раннего возраста.Дети по своей природе активны. Задача взрослых развивать эту активность, нап...

Родительское собрание на тему: «Воспитание у детей младшего возраста самостоятельности в самообслуживании»

ЗАДАЧИ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ:Повысить педагогическую компетентность родителей в вопросах воспитания у детей младшего возраста самостоятельности в самообслуживании. Сформировать у родителей предс...