Родительское собрание: «Воспитание у детей младшего возраста самостоятельности в самообслуживании».
методическая разработка (младшая группа)

Окотэтто Венера Николаевна

Родительское собрание: «Воспитание у детей младшего возраста самостоятельности в самообслуживании».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Воспитание у детей младшего возраста самостоятельности в   самообслуживании»

Цель: Повысить педагогическую компетентность родителей в вопросах воспитания у детей младшего возраста самостоятельности в самообслуживании.

Сформировать у родителей представления о значении самообслуживания в воспитании детей их роли в процессе воспитания самостоятельности.

Познакомить родителей с навыками самообслуживания.

                                     Ход собрания.

Воспитатель: Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады, что Вы отложили все свои дела и присутствуете сегодня на нашем собрании! Перед тем как начать наше собрание давайте встанем и подарим улыбку друг другу.

Тема нашего родительского собрания «Воспитание у детей младшего возраста самостоятельности в самообслуживании».

                                                                                                    (Слайд 1)

                                                                                                    (Слайд 2)

Сегодня мы расскажем, как привить ребёнку навыки самостоятельности в самообслуживании. Уважаемые родители скажите пожалуйста, как вы думаете, что такое самостоятельность?

                                                             (Мнение родителей)

   Самостоятельность – ценное и очень нужное качество. Воспитывать его необходимо с раннего детства. Дети очень активны и часто стремятся выполнять действия самостоятельно. И нам, взрослым, важно поддерживать детей в этом.

Хочу прочитать стихотворение И. Муравейка.                       (Слайд 3)

«Я сам! Я сама!»

Пойдём, будешь умываться…

Я сама! Я сама!

Ну, идём, хоть причешу я…

Я сама! Я сама!

Ну, давай хоть покормлю я…

Я сама! Я сама!

И мамы, которые не обращают внимания на сказанное ребенком, тем самым препятствуют самостоятельности, удерживая его в зависимом состоянии несомненно наносят вред ребёнку. Потому что не все дети отличаются бойким характером, не каждый ребёнок сможет отстоять своё «Я сам» и в результате позволяет родителям делать всё за него чуть ли не до школы, привыкая к подобному обращению.

 А чтобы этого не случилось, формировать навыки самостоятельности в самообслуживания надо вовремя. Возраст 3 года – это тот возраст, когда можно и нужно поддерживать у ребёнка стремление к самостоятельности, чтобы в дальнейшем ему и вам было гораздо легче.

                                                                                                 

В детском саду дети участвуют в различных видах трудовой деятельности: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе. Мы подробнее остановимся на таком виде труда, как самообслуживание.

                                                                                                  (Слайд 4 фотографии детей)

Как вы думаете уважаемые родители, что такое самообслуживание?

                        (Ответы родителей)                     (Слайд 5)

Воспитатель: Самообслуживание – труд, направленный на удовлетворение повседневных личных потребностей. Трудовое воспитание маленьких детей начинается с самообслуживания: умывание, снимание и надевание одежды в определённой последовательности, расстёгивание и застёгивание пуговиц, обуви, складывание одежды. 

Наши дети в сентябре стали посещать детский сад и самых первых дней пребывания в детском саду мы организуем процесс самообслуживания. Для этого требуется огромное трудолюбие, терпение для того, чтобы не погасить детскую инициативу. А терпения как раз порой и не хватает.

Давайте рассмотрим некоторые примеры из жизни.                      (Слайд 6)

Первая ситуация.

Трехлетний Ваня с усердием надевает колготы. Трудное занятие для малыша. После долгих усилий колготы почти надеты, но… наизнанку. Мать прекращает как она говорит “эту бесцельную возню”, быстрым движением с раздражением стягивает с ребёнка колготы и натягивает их сама. Малыш начинает кричать: «Сам! Я сам!».  Мать строго говорит: «Сиди спокойно! Не умеешь, а кричишь «Сам”.

Вопросы к родителям.

  1. Правильно ли поступила мама?
  2. Бывали ли подобные ситуации у вас? Как вы выходили из них?
  3. Как лучше вести себя в таких ситуациях?

(Мама поступила неправильно, мама может отбить у ребенка всякое стремление к самостоятельности, в последствии ребенок может вырасти пассивным, ленивым.

Правильнее было бы обыграть ситуацию, а не накидываться на ребёнка с претензиями и показывать своё раздражение. Сказать ребёнку:” Ой, смотри какие глупые колготочки - перевернулись наизнанку! Давай им поможем – вывернем их обратно”)

Воспитатель: Теперь рассмотрим вторую ситуацию.

Кате 3,5 года, она категорически отказывается сама одеваться. Аргументирует свой протест тем, что она еще маленькая. 

Вопросы к родителям.

  1. Почему так происходит?
  2. Посоветуйте, как быть родителям в сложившейся ситуации.

(Вероятно, в какой – то момент родители перехватили инициативу по одеванию- раздеванию в свои руки, не поддержали стремление к самостоятельности. Можно данный процесс превратить в увлекательную игру: вот змея заползает в нору (одевание колгот, носок), вот поезд едет через туннель (натягивание свитеров и футболок через голову). Можно поиграть в прятки. Одежда закрыла лицо – где наш малыш? В процессе игры ребенок сможет незаметно для самого себя перехватить инициативу, почувствовать желание одеваться самостоятельно.)

Воспитатель: Мы с вами рассмотрели 2 ситуации. Они разные, но есть то, что их объединяет. Как вы думаете, что это?

                                                    (Ответы родителей)

(Само разрешение ситуации, оно происходит в игровой форме)

Воспитатель: Верно! Так как ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, наша с вами задача именно через игру научить детей самообслуживанию.

                                                                          (Слайд 6)

Большое значение по формированию этих навыков является чтение и обыгрывание литературных произведений, потешек по теме, дидактических игр.

                             (Обратить внимание родителей на выставку книг по данной теме)

Через такой вид труда, как самообслуживание, ребёнок впервые устанавливает отношения с окружающими людьми, осознаёт свои обязанности. Становится более уверенным в своих силах, воспитывается такая черта как самостоятельность. Постоянство требований обеспечивает прочность навыков, повышает работоспособность, выносливость организма. Развивает ловкость, координацию движений, доставляет эстетическое удовлетворение.

                                                                        (Слайд 7)

Как происходит формирование навыков самообслуживания?

1. Обязательно с прямого показа действия с объяснением. Затем взрослый выполняет действия вместе с детьми.

2. Обучая детей мыть руки, взрослый заворачивает рукава своей одежды, намыливает руки, трет их, смывает мыло, вытирает руки и только после этого побуждает детей повторить все операции в той же последовательности. 

3. Умение пользоваться туалетом проходит под присмотром взрослого (снимает нижнее бельё, штанишки, садится на унитаз, надевает нижнее бельё и штанишки сам).

Так же необходимо учить ребёнка самостоятельно пользоваться туалетной бумагой.

  1. Ребёнок должен пользоваться как минимум ложкой (к концу 4-го года жизни вилкой), правильно держать её в руках. Справиться с ложкой – нужное умение, можно сказать – жизненно важное.

Одевание - это важный процесс в воспитании. Ребенок учится трудиться, аккуратности, опрятности, узнает названия предметов одежды, развивается моторика рук, закрепляется название частей тела, цвета, учится соотносить одежду с изменениями погоды.

                                                                     (Слайд 8)

Одежда и обувь должны быть удобными, эстетичными и практичными:

  • Снимать и надевать одежду должно быть удобно ребенку и воспитателю;
  •  Желательна обувь не на шнурках, а на липучке;
  •  Не перчатки, а варежки; -
  •  Одежда и нижнее белье ребенка ежедневно должны быть чистыми и опрятными;
  •  В шкафчике ребенка всегда должна быть сменная одежда и нижнее белье;
  • Одежда должна соответствовать размеру ребенка. 
  • Использование словесных дидактических игр.

А для того, чтобы вам было легче организовать дома работу по развитию самостоятельности в самообслуживании мы подготовили вам памятки.

                                         Памятка: «Что должны уметь дети?»

1. Мыть руки, засучив рукава; мыть лицо, не разбрызгивая воду; правильно пользоваться мылом; не мочить одежду; сухо вытираться полотенцем, развернув его; без напоминания снимать и вешать его на отведённое место.

2. Одеваться в определённой последовательности; одежду снимать, складывать, вешать, выворачивать на лицевую сторону, надевать одежду, расстёгивать и застёгивать пуговицы.

3. Замечать непорядок в одежде и самостоятельно устранять его или обращаться за помощью к взрослому.

4. Своевременно пользоваться носовым платком без над поминания.

5. Пить из чашки, есть аккуратно, хорошо пережёвывать пищу с закрытым ртом, не торопясь.

6. Правильно пользоваться вилкой, ложкой, салфеткой.

7. Убирать игрушки, книжки на свои места.

                                              (Воспитатель раздает памятки родителям)

Наша встреча подходит к концу. У меня в руках очень красивый клубок умений и навыков, которым предстоит научиться нашим детям. Давайте с вами посмотрим, а сколько же наши малыши уже могут. Поиграем в игру: «Клубок умений».

                                                                               (Слайд 9)          

Продолжите предложение «Мой ребёнок умеет или делает…».

На каждое сказанное умение ребенка разматываем наш клубок знаний.

                                         (Родители называют, что умеют делать их дети)

Посмотрите как много всего умеют делать наши ребята, какие они молодцы.          (Воспитатель обращает внимание на количество размотанных ниток)

Но сколько им ещё предстоит узнать.

                                   (Воспитатель обращает внимание на оставшийся клубок)

 И сделать они это смогут только если мы с вами будет работать вместе, сообща.

Конечно, малыш не сразу приобретает необходимые навыки, ему требуется наша помощь. Прежде надо создать необходимые условия для проявления самостоятельности: в домашних условиях приспособить к росту ребенка вешалку для одежды, выделить индивидуальное место для хранения предметов туалета (носовых платков, расчески, носков, нижнего белья, постоянное удобное место для полотенца, для игрушек и т. д. Необходимо также правильно руководить действиями детей.

Прежде чем ожидать от ребенка положительных результатов, его нужно научить действиям которые необходимы в процессе воспитания самостоятельности в самообслуживании.

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание у детей младшего возраста самостоятельности в самообслуживании

Консультация для родителей поможет развить самостоятельность в самообслуживании детей младшего возраста....

Родительское собрание на тему: «Воспитание у детей младшего возраста самостоятельности в самообслуживании»

Родительское собрание на тему:«Воспитание у детей младшего возраста самостоятельности в самообслуживании» План подготовки и проведения собрания1.     Посещение семьи.Цел...

Консультация "Воспитание у детей младшего возраста самостоятельности в самообслуживании"

Консультация "Воспитание у детей младшего возраста самостоятельности в самообслуживании"...

Родительское собрание на тему: «Воспитание у детей младшего возраста самостоятельности в самообслуживании».

Родительское собрание на тему: «Воспитание у детей младшего возраста самостоятельности в самообслуживании».Задачи родительского собрания.1. Повысить педагогическую компетентность родителей...

Сценарий родительского собрания :«Воспитание у детей младшего возраста самостоятельности в самообслуживании»

Данный материал расширит представления родителей о значении воспитания у детей самостоятельности и культурно- гигиенических навыков в период младшего дошкольного возраста.А так же поможет родителям пр...

Родительское собрание на тему: «Воспитание у детей младшего возраста самостоятельности в самообслуживании»

Самостоятельность – ценное качество, необходимое человеку в жизни. Самостоятельность воспитывается с раннего возраста.Дети по своей природе активны. Задача взрослых развивать эту активность, нап...

Родительское собрание на тему: «Воспитание у детей младшего возраста самостоятельности в самообслуживании»

ЗАДАЧИ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ:Повысить педагогическую компетентность родителей в вопросах воспитания у детей младшего возраста самостоятельности в самообслуживании. Сформировать у родителей предс...