семинар-практикум по созданию портфолио дошкольника
консультация (младшая группа)

Хрычева Елена Юрьевна

Цель создания портфолио: формирование позитивного образа  себя, чувства самоуважения, собственного достоинства, помогающего обрести уверенность в себе и своих силах, что позволяет детям активнее включаться в любой вид деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx23.48 КБ

Предварительный просмотр:

Здравствуйте, уважаемые родители. Сегодня мне хочется пообщаться с вами на тему по созданию детского портфолио. Для начала мне хочется рассказать вам что же такое портфолио дошкольника и в чем  его важность.

Портфолио – это такая папка (портфель достижений), в которой собраны все достижения, успехи, мнения и творческие находки ребенка, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни. Основной смысл портфолио , по мнению Т.Н.Новиковой,-"показать все, на что ты способен»

Портфолио дошкольника — это собственность. Это его любимая книга, которую он сам создавал вместе с родителями, воспитателями. В ней он выразил свои интересы, желания, мечты.

Цель создания портфолио: формирование позитивного образа  себя, чувства самоуважения, собственного достоинства, помогающего обрести уверенность в себе и своих силах, что позволяет детям активнее включаться в любой вид деятельности. Самому ребенку и его родителям очень трудно представить и отследить весь путь пребывания в детском саду, сфокусировать свое внимание на положительных моментах жизни, запомнить все удачные, счастливые минуты общения с взрослыми и сверстниками. А ведь это, несомненно, способствует развитию уверенности в себе, повышает социальную компетентность, развивает субъектность и адаптивность в каждом ребенке.

Работа по портфолио дошкольника основана на признании индивидуальной неповторимости ребенка, которая проявляется в его характере, в разнообразии интересов, качестве познавательных процессов. Все эти параметры можно проследить, создавая условия для личностно-делового общения с ним, отдавая предпочтение наблюдению как основному методу изучения личности ребенка.

Для ребенка особое значение имеет оформление портфолио. Портфолио должен привлекать, заинтересовывать. Вместе с тем страницы должны быть оформлены так, чтобы ребенку, который не умеет читать, было понятно. Этому способствуют рисунки, символы, эмблемы. Наше портфолио представляет собой папку с файлами, это позволяет легко вносить изменения, пополнять ее новыми материалами.

Ведение портфолио поможет вам установить более близкие отношения с ребенком, проводить больше времени вместе, создаст атмосферу общности интересов, и вы сможете своевременно отмечать успехи малыша, поддерживать интерес к различным видам деятельности по следующим направлениям:
- социально-личностное развитие,
- познавательно-речевое развитие,
- физическое развитие,
- художественно-эстетическое развитие.
Вы поможете ребенку формировать инструмент самопознания "Какой Я", приобретете опыт, который пригодится вам в дальнейшем. 
Портфолио пригодится родителям, педагогам, а самое главное - самим малышам! 

Стремительное развитие, которое переживает ребенок дошкольного возраста, происходит не только в физической, психической и интеллектуальной сфере,   но и в сфере социального развития. Социализация ребенка включает такое важное новообразование как формирование представлений о себе, а точнее формирование самосознания.

У дошкольника в содержание представлений о себе входит отражение им своих свойств, качеств, возможностей. Данные о своих возможностях накапливаются постепенно благодаря опыту разнообразной деятельности, общения со взрослыми и сверстниками. Представления ребенка о самом себе дополняются соответствующим отношением к самому себе..

Предлагаю вам завести для своего ребенка такую книгу достижений. Структура составления портфолио.

  • Портрет.

         Раздел, раскрывающий личность. В него собираются фотографии, свидетельства, характеризующие любимые занятия, интересы.(титульный лист, Мое имя, моя фамилия-. Моя семья Мои друзья Мой режим дня Мои любимые игры) 

Коллектор.

        Раздел содержит информацию, накопленную в соответствии с целью портфолио, все, что связано с тематикой портфолио, но не является продуктом деятельности автора.( Мои любимые книги Мои путешествия. Мой праздник.)

  • Рабочие материалы.

        Копилка различных видов работ, выполненная самим автором портфолио.( Мое творчество).все детские работы хранить в портфолио не нужно, только те, которые выберет непосредственно сам ребенок. Остальные работы хранятся в отдельной папке.

  • Достижения.

        Раздел содержит работы, которые, по мнению автора портфолио демонстрируют его прогресс в развитии. Мои спортивные достижения. Мои учебные успехи)

В этом году я предлагаю вам оформить странички в портфолио  :

- Ладошка с именем. Возраст. Год текущий.

-«Почему меня так назвали»

- Динамика роста (антропометрические данные).

- Мои достижения за год.

-Профессии моих родителей (что делают на работе?)

- Чем могу помогу(От труда я не бегу маме, папе помогу)

- Мир вокруг нас Мои маленькие путешествия («Мой дом, Моя улица)

- Вдохновение зимы, весны, осени, лета.( Фото с утренников, любимое стихотворение , песня.

- Что ни слово-золото(«Как я говорил» Словотворчество(интересные слова, оригинальные высказывания))

Важно, чтобы каждая страничка портфолио создавалась совместно с ребенком, а не самими родителями, тогда ребенок будет ощущать, что он, как и мама, может гордиться красиво оформленной папкой, ведь он тоже в ней рисовал.

Разделы портфолио, можно  располагать в произвольном порядке (по желанию) 

Данная работа позволяет не только сформировать у детей представления о себе и своих взаимоотношениях с другими людьми, но и выразить их в словесной форме. Важно и то, что портфолио останется у ребенка и будет ценным воспоминанием о таком значимом для каждого человека периоде, как дошкольное детство.

Памятка для родителей по созданию портфолио

Разделы

Содержание страницы

сроки

Как беседовать и рассматривать странички портфолио с ребёнком

Обложка

Ладошка, в ней фото ребёнка ,под ней возраст (мне 2 года) в пальчиках прилагательные о ребёнке.

ноябрь

Задайте ребёнку вопросы: Это кто у нас? Как тебя зовут? Сколько тебе годиков?. Расскажите ребёнку какой он, как вы к нему относитесь. Приласкайте ребёнка.

Познакомьтесь со мной

Мини сочинение родителей «Как я появился на свет»

Здесь можно поместить любую информацию, которая интересна и важна для ребёнка.

– Моё имя (информация о том, что означает имя, почему родители выбрали именно это имя; если у ребёнка редкая или интересная фамилия, можно пояснить, что она означает).

ноябрь

Прочитайте ребёнку свой рассказ покажите фотографии его с рождения и до настоящего времени. Расскажите почему его так назвали. Порадуйтесь вместе с ребёнком тому, как он вырос.

«Я расту»

Выберите одну картинку для фона на все года одинаковую (дерево) в нём на стволе укажите антропометрические данные ребёнка, на веточках достижения. А в солнышке здоровье. И фотографии ребёнка в этом возрасте. ( Вот как я вырос и могу……)

Так же в этот раздел можно включить фотографии ребенка в дни его рождения.

ноябрь

Эту страничку можно сделать к дню рождения ребёнка.

Моя семья

Фото всех членов семьи .Короткие рассказы о членах семьи .

ноябрь

Задайте ребёнку вопрос: «Кто это?», «Как зовут твою бабушку?» (дедушку, папу, маму). «Что ты любишь делать с бабушкой? (дедушкой, папой, мамой).

Мои друзья

Мои друзья фотографии друзей, общее фото детей детского сада.

Рассказ ребёнка о своём друге, подружке.

март

Спросите ребенка о том, как зовут детей в его группе, с кем ему больше нравится играть. А на вопрос «почему?»- сами дайте характеристику понравившемуся ребенку (добрый, заботливый, не жадный…).

Мои любимые занятия и игры

Фотографии детских увлечений, игр.

Пояснения к фото, чем любит в этом возрасте играть, что читать. Запишите заученное любимое стихотворение ребёнка в этом году.

апрель

Предложите ребенку рассказать о своих любимых играх, игрушках. Вспомнить стихотворение.

Я помощник

Любимые совместные дела в семье. Участие ребёнка, его помощь по дому.

май

Задайте вопросы: «Ты любишь помогать маме? (папе, бабушке, дедушке). А что ты делаешь, как помогаешь?»

:Мой мир вокруг

Мои впечатления

Фото дома где проживает ребёнок

Фото детского сада

Прогулки, путешествия, поездки детей (фотографии и короткие рассказы об этом)

февраль

Вместе с ребенком вспомните о совместных прогулках, поездках. Выразите свои впечатления об этом.

Мои праздники

В этот раздел можно включить фотографии с проведенных дней рождений, фотографии праздников в детском саду: 8 марта, Новый год и пр.

В теч .года после праздников

Задайте вопросы: «Ты любишь праздники? А что ты делаешь вместе с ребятами на празднике в детском саду?

Волшебные пальчики

Рисунки детей, подарки,сделанные самим ребёнком

В теч .года

Вкладывайте интересные или лучшие рисунки.

Достижения ребёнка

Динамика общего развития,

 Достижения в  речи

Ит.д.

Анкеты и индивидуальные карты ,которые  даёт воспитатель.

май

Порадуйтесь сами за успехи в развитии ребёнка на данном этапе, подумайте что этому способствовало, продолжайте  начатое.

Если увидели проблемы в развитии ребёнка, задайте себе вопрос-« почему?»

Подумайте что сделали недостаточно, обратите внимание на общение и игровую среду окружающую ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для педагогов "Создание психологического комфорта в группах детского сада"

Знакомство воспитателей с составляющими психологического комфорта и эмоционального благополучия детей в группе....

Семинар-практикум для педагогов «Создание условий для развития творческих способностей детей в игровой деятельности»

Семинар-практикум для педагогов «Создание условий для развития творческих способностей детей в игровой деятельности»...

семинар-практикум "Одаренные дети": «Создание предметно-развивающей среды в возрастных группах для организации работы с одаренными детьми в соответствии с ФГОС ДО»

Тема: «Создание предметно-развивающей среды в возрастных группах для организации работы с одаренными детьми в соответствии с ФГОС ДО»Актуальность темы.Не так давно, самым важным в воспитании и об...

Семинар-практикум на тему: "Создание условий по формирование здорового образа жизни у дошкольников"

                                             Создания условий по формированию ...

Семинар-практикум «Флипчарты – средство создания программ для работы на интерактивной доске»

Занятия в детском саду имеют свою специфику, они должны быть эмоциональными, яркими, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видео записей. Все это может обеспеч...

Семинар – практикум: «Методические основы создания проблемных ситуаций, и использования поисковых вопросов в проектной деятельности».

Семинар - практикум  поможет педагогам уовершенствовать свои умения в использовании  проектной деятельности  краеведческого содержания (умения создавать проблемные ситуации, поисковые в...

Семинар-практикум для педагогов «Создание бесконфликтной среды в ДОУ»

Конфликты очень часто встречаются в нашей жизни. Мы можем конфликтовать  дома, на улице, в магазине, на работе … Конфликты возникают как с хорошо знакомыми людьми, так и с совершенно незна...