ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К СЕМЕЙНЫМ ТРАДИЦИЯМ
статья (старшая группа)

Статья рассказывает о значении семейных традиций в воспитании детей дошкольного возраста, о видах семейных традиций и о том, как приобщить детей к ним.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_na_temu.docx29.25 КБ

Предварительный просмотр:

                                            Статья на тему

ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К СЕМЕЙНЫМ ТРАДИЦИЯМ      

                                               Иванова Т.А.  – воспитатель  I категории                                                                    

   Детский сад №23 Василеостровского района г. Санкт - Петербурга                                                    

Актуальность темы.

Семья – это отдельный неповторимый мир со своими традициями. Именно семья занимает важное место в жизни человека. В ней он растет, развивается, формируется его характер. Как раз семья дает человеку чувство уверенности и защищенности в окружающем мире.                                                К сожалению, многие современные семьи живут разрозненно, редко собираются вместе, в таких семьях нет совместных занятий, что ведет к угасанию традиций.                                                                                            Психологи уверяют, что детям семейные традиции необычайно важны, потому что сохраняется связь между поколениями, поэтому мне хочется поделиться своим небольшим опытом по данной теме.

Планирование работы с родителями  по приобщению детей к семейным традициям.

Срок

                         Тема

     Форма работы

IX

Рассказ воспитателя о семейных традициях.

Родительское собрание

X

Семейный маршрут выходного дня

Консультация

XI

Как отпраздновать день рождения дома

Папка - передвижка

XII

Новый год – семейный праздник

Консультация

I

Посещение зоологического музея

Выпуск стенгазеты

II

Экскурсия по городу на «Площадь Победы»

Оформление папки - передвижки

III

Приобщение ребенка к произведению искусства – кино.

Выпуск стенгазеты

IV

Родительский конкурс «Защита проектов счастливого выходного дня».

Родительское собрание

                   « Рассказ воспитателя о семейных традициях» - родительское собрание.

Уважаемые родители! Сегодня я хочу обсудить с вами тему «Семейные традиции». Что же такое семейные традиции?  Нормы, правила поведения обычаи, переходящие из поколения к поколению, называются семейными традициями. Именно семье принадлежит ведущая роль в становлении личности ребенка, именно семейные традиции укрепляют в ребенке чувство целостности семьи, дают ему незабываемые детские воспоминания. Связь поколений, сохранение традиций семьи это было важно всегда.

                              Какие же бывают традиции?                                                                                     *Одна из любимых традиций -  это проведение семейных праздников. Это могут быть дни рождения, праздник осени, мамин день, день пожилого человека, всеми любимый Новый год и другие.

*Субботы и воскресенья даны человеку для того, чтобы он отдыхал вместе со своей семьей. В этом плане хороши прогулки или экскурсии по городу. Чем больше экскурсий, тем больше знаний и впечатлений у детей. Вот примерная тематика экскурсий в пределах города: в музеи, в зоопарк, в планетарий, к архитектурным памятникам. После всех экскурсий хорошо иметь собственные фотографии, которые всегда будут напоминать детям о приятном досуге с родителями. Семейные прогулки и экскурсии по городу могут стать доброй традицией вашей семьи                                                      *Очень хорошей семейной традицией является ведение летописи своей семьи, ее предков, которую можно оформить в фотографиях, переписке, описаниях.

*Совместное посещение театров, цирка тоже может стать семейной традицией.

*В прошлом веке были модными семейные чтения. И не только модными, традиционными, но и полезными в плане воспитания своего подрастающего поколения. Дети воочию убеждались, какой интерес имеют домочадцы к книгам, как они выразительно их перечитывают, какие жаркие дискуссии ведут о прочитанном. Вполне понятно, в данном случае формировалась культура речевого общения взрослых и детей.

*Хорошей традицией могут стать  семейные путешествия, совместное приготовление пищи, домашний театр, совместное творчество детей и родителей.

                 «Семейный маршрут выходного дня» - консультация.

Уважаемые родители! Рада видеть вас снова. Сегодня хочу обсудить с вами такую традицию, как совместная поездка на природу, например, прогулка в лес. Собираясь на прогулку,

  • Определите маршрут, приняв во внимание  физические возможности каждого члена семьи, остановки для отдыха в пути.
  • Рассчитайте время прогулки, предусмотрев время для наблюдений, игр в лесу.
  • Создайте у ребенка радостное ожидание предстоящей прогулки, сделайте ее удивительной и неповторимой. Выучите песенку, чтобы идти было весело, например, «Вместе весело шагать по просторам». Пусть малыш вместе с вами участвует в сборах. Возьмите с собой: аптечку, второй завтрак, легкий коврик, фотоаппарат, который запечатлеет неповторимые минуты общения вашей семьи с природой, блокнот с карандашами. Одежда ребенка и взрослых должна быть легкой, проветриваемой, удобной, обувь по размеру.
  • Начиная прогулку с ребенком, поприветствуйте природу: «Здравствуй, солнце золотое, здравствуй, небо голубое!» По ходу прогулки любуйтесь природой. Рассматривая деревья, кусты, обращайте внимание на ствол, ветви, листья. Тонкий ствол дерева березы, клена, рябины можно обхватить руками. Толстый ствол дуба можно обхватить руками, если всей семьей взяться за руки.
  • Вы получите приятные впечатления, организовав совместную подвижную игру «Раз, два, три к дереву беги» (каждый раз ведущий называет дерево, которое следует определить и добежать до него). Обратите внимание на кору деревьев, рассмотрите ее на березе. С южной стороны кора березы – гладкая белая, с северной – грубая шероховатая, с трещинами, наростами. Знания этих особенностей помогает человеку ориентироваться в лесу. Под деревьями поищите желуди, шишки, которые можно взять домой для создания интересных поделок.
  • Встретив  на прогулке по лесу ручеек, остановитесь, послушайте, как журчит вода, спойте вместе с ребенком песенку воды. Бросьте в воду лист дерева, понаблюдайте за его движением по течению.
  • Уходя из леса, наведите порядок на месте стоянки, поблагодарите природу за гостеприимство, радость, испытанную от общения с лесными обитателями. Объясните ребенку, что лес дает чистый и свежий воздух, спасая при этом от зноя, дает грибы и ягоды. Дома предложите ребенку нарисовать свои впечатления от прогулки, из лесных находок смастерите поделки, которыми можно украсить дом.

             «Как отпраздновать день рождения дома» - папка – передвижка.

         Уважаемые родители! Все семьи, независимо от материального уровня, могут себе позволить праздновать детские дни рождения. Предлагаем один из сценариев.

Рано утром поставьте на видное место подарки, чтобы малыш, как только проснется, сразу увидел их. Подарки можно завернуть в красивую бумагу, положить в коробку, завязать яркой лентой, потому что сам процесс разворачивания подарка, его предвкушение – уже радость, игра. Подарки необязательно должны быть дорогими. Только рекомендуем придерживаться правила: не дарить обувь, одежду или что – либо съедобное. Очень важно в свою очередь приучать детей оказывать знаки внимания окружающим – самим выбирать и делать подарки сверстникам. Ребята постепенно должны усвоить, чтобы доставить другим удовольствие надо потрудиться.  Они могут что – либо нарисовать, связать, вышить, выжечь или с помощью взрослых выбрать в магазине интересную, но не дорогую игрушку. На праздник в гости детей можно позвать в послеобеденное время. К их приходу стол уже должен быть накрыт. Как только большинство ребят соберется, кто – либо из родителей  новорожденного дает свисток всем отправиться в путешествие. Дети усаживаются на диван или на ковер и исполняют любую знакомую песню и оказываются на улице Физкультурная, где выполняют разные задания.

«Веселая эстафета». Гости делятся на две команды и выполняют различные задания, например, перепрыгнуть через веревочку, обежать вокруг стула, бросить мячик в ведерко и.т.д.

Конкурс «Кто соберет больше всего шишек?»

Нужно: шишки, корзинки, колокольчик. Шишки высыпаются на пол. По команде ( колокольчик ) дети начинают собирать шишки, но не горстями, а поштучно. После того, как снова зазвонит колокольчик, все участники эстафеты останавливаются, а взрослые подсчитывают, кто больше всех собрал шишек. Победителю вручают приз.

Игра «Скачки на шариках».

Участникам игры раздают по одному воздушному шарику. Они на него садятся и начинают на нем скакать, как на лошадке. У кого дольше шарик не лопнет, тот и победил. Победителю вручают приз.

Затем дети усаживаются на диван или ковер и перемещаются на улицу Фантазии, где участникам предлагают поиграть в игры на развитие воображения.

                          Игры.

«Разноцветное меню».

Детям предлагают составить меню из продуктов одного цвета. Для начала вместе решите, сколько продуктов будет входить в меню. Например, «Красное меню» из трех блюд: помидора, перца, свеклы. Эта игра помогает развить логическое мышление и воображение ребенка, способствует сенсорному развитию.

«Что любит огненный дракон?»

Предложите детям представить будто к вам в гости должен прийти сказочный герой, а гостей надо обязательно угощать. Пусть дети подумают, чем можно угостить сказочного героя. Например, дракону, наверное, нужно есть много перца, чтобы лучше полыхать огнем. Эта игра поможет вам развить логическое мышление детей и их воображение.

Дальше ребята заворачивают в переулок загадок ( подбираются хозяевами ).

После конкурса загадок все отправляются на площадь Игр.

«Угадай- ка».                                                                                                         Возьмите несколько предметов и внимательно рассмотрите их с детьми. Одному из игроков завяжите глаза платком. Потом положите один из предметов в мешочек и предложите ребенку на ощупь определить, что он держит в руках. Игра способствует развитию тактильного восприятия, мышления и воображения ребенка.

«Маленький сыщик».                                                                                         Поставьте перед ребенком пять – семь предметов. Предложите ему хорошо их рассмотреть и запомнить. Затем попросите его отвернуться или крепко закрыть глаза, а сами уберите один предмет. Теперь ребенок должен назвать исчезнувший предмет и описать его. Игра помогает развить память ребенка, внимание и мышление.

После игр всем детям вручают воздушные шары и они отправляются на проспект Сладкоежек. С помощью воздушных шаров гости производят оглушительный салют в честь новорожденного и усаживаются за праздничный стол. В конце вечера юбиляр задувает свечи.

«Новый год – семейный праздник» - консультация.                             Уважаемые родители! Сегодня я хочу поговорить с вами о таком семейном празднике, как праздник Новый год. Подготовку материалов для новогоднего праздника и изготовление игрушек лучше начинать задолго до праздника. Занятие это увлекательное, творческое, которое может объединить всю семью : и старых, и малых. Можно приготовить игрушки – сюрпризы в тайне от других, а потом развесить их на елке в новогоднюю ночь.                                                                                                                                   Для детского праздника лучше заранее наметить день, когда придут друзья. Затем надо приготовить пригласительные билеты: на плотной бумаге нарисовать или наклеить разные фигурки, вырезанные из старых открыток. Цветными фломастерами написать приглашение. Заранее вручить билеты и попросить приготовить свои сюрпризы, танцы, игры или стихи. Праздник лучше начать в двенадцать часов дня. На столе на тарелочках можно разложить грибы, рыбки, сделанные из яиц; бутерброды, на которых колбаса и сыр нарезаны цветочками и кружочками. В центре стола могут стоять «шашлыки»: на деревянную палочку нанизать кусочки сыра, вареного мяса, моркови, свеклы, фруктов . Палочки можно воткнуть в круглый каравай хлеба. Также вашему вниманию предлагаются несколько праздничных блюд для детского праздника. «Чернослив в сугробе». Чернослив, фаршированный сыром и орехом, залить сметаной. «Снежный барс» Картошку и мясной фарш, запеченные в духовке, залить сметаной. Бутерброды «Дед Мороз» Ломтики булки намазать маслом. Положить на них желтком вниз четвертинки яиц. Из зеленого лука сделать «глаза», из моркови – «нос», а из майонеза – «бороду». «Бутерброды с орехами»  Печенье намажьте растертым сырком и посыпьте измельченными орехами. «Корзина с ягодами». Разрежьте яйцо пополам. Острый конец яйца срежьте так, чтобы корзиночка хорошо стояла на блюде. Осторожно выберите ложечкой часть желтка. Края белка нарежьте зубчиками. Внутрь положите изюм и зерна граната. Из зеленого сладкого перца сделайте ручку для «корзиночки».   После обеда ребятам можно дать новогодние костюмы: маски, очки из бумаги, колпачки клоунов. Когда гости наденут маскарадные костюмы, появится Дед Мороз. Он с помощью волшебной палочки отгадает имена детей, и по типу «горячо – холодно» дети в самых укромных уголках найдут подарки. После этого можно провести конкурсы, игры, шутки, хороводы с Дедом Морозом.

       «Посещение зоологического музея» - выпуск стенгазеты.           Уважаемые родители!          Расскажите  ребенку, что зоологический музей основан Петром Великим, купившим в 1698 году за границей коллекции птиц, рыб и насекомых. В1714 году коллекцию из Москвы перевезли в новую столицу Санкт – Петербург. Коллекция пополнялась и несколько раз переезжала. В настоящее время музей зоологического института является одним из самых крупных в мире. Очень важно, что у нас в городе есть такой музей, потому что не все могут увидеть то или иное животное в природе или в зоопарке, тем более тех животных, которые давно вымерли.                                                                         При посещении музея, если есть возможность, присоединитесь к экскурсии, которую ведет экскурсовод. Если нет, то обязательно подготовьтесь сами (дома необходимо почитать специальную литературу о животных, продумать, что и как вы будете рассказывать, с чем хотите познакомить ребенка в музее в первую очередь). После посещения музея составьте альбом из фотографий и рисунков вашего ребенка. Запишите его устные впечатления. Можно вылепить из пластилина то животное, которое понравилось больше всего.

Экскурсия по городу на «Площадь Победы» - папка – передвижка.                  Уважаемые родители!    Вместе с ребенком купите цветы, которые вы возложите к подножию памятника. Обойдите мемориал, рассмотрите все скульптуры подробно. Расскажите ребенку, что в защите нашего города участвовали солдаты, летчики, моряки, рабочие, женщины, старики, дети. Благодаря этим героическим людям наш родной город выстоял и выжил в тяжелые блокадные дни.                                                                                                    Издалека виден сорока восьми метровый обелиск, на котором золотом горят памятные даты: 1941 – 1945. На постаменте – бронзовые скульптуры защитников Ленинграда: летчиков, солдат, моряков, народных ополченцев, партизан, снайперов, строителей оборонительных сооружений, тружеников осажденного города.                                                                                                          В 1978 году был открыт Памятный зал, на стенах которого начертаны названия всех населенных пунктов Ленинградской земли, где шли бои, всех предприятий и учреждений, принимавших участие в битве за Ленинград. У северной стены находится « летопись блокадного Ленинграда»: 900 бронзовых листов, на которых день за днем запечатлен ход событий героической эпопеи.                                                                                              

«Приобщение ребенка к произведению искусства - кино» - выпуск стенгазеты.      Уважаемые родители! Наверное, никто из нас не может представить себе воспитание ребенка вне приобщения его к художественной культуре своего народа: литературе, живописи, музыке. К культуре относится и кино. Думается, что большинство из нас согласится с тем, что детей надо знакомить с произведениями отечественной культуры. Своим детям мы читаем любимые книжки своего детства, мы поем им свои любимые песни, мы показываем им любимые картины. И как естественно будет показать им и свои любимые фильмы, любимых актеров, тем более, что современная видео технология позволяет нам это обыкновенное чудо.  Фильмы старые, но это для нас. Дети растут новые, и фильмы нашего детства для них появляются в первый раз, также как и произведения А. С. Пушкина.  Для каждого человека – это снова открытие. И, может быть, именно на этом материале разовьется у наших детей вкус к хорошему качественному кинематографу. В настоящее время студия «Союзмультфильм» перевела свой фонд на видеокассеты, это проект «Сказки нашего детства». И теперь, где бы вы не жили, купив видеокассету, вы имеете возможность познакомить детей с работами лучших российских актеров и режиссеров. Это можно делать в вечернее время для отдыха или в выходной день.  Перед показом фильма или мультфильма можно прочесть или рассказать соответствующую сказку. Интересно посмотреть фильм перед постановкой домашней сказки с аналогичным сюжетом. Желаем  успехов.

Родительский конкурс «Защита проектов счастливого выходного дня» (собрание).

                                 Уважаемые родители!                                                                                 В нашей группе проводится интересный конкурс «Защита проектов счастливого выходного  дня». Мы уверены, что у каждой семьи есть интересный, а, возможно, и уникальный опыт проведение выходных дней всей семьей. Предлагаем вам поделиться своим опытом в творческой форме. Для защиты проекта используйте стихи, фотографии, музыку. Обратите внимание на следующие моменты:

  • Время выступления 5-7 минут.
  • Расскажите о целом дне с самого утра и до вечера.
  • Принимал ли участие ребенок в подготовке такого особенного дня или для него это было сюрпризом?
  • Какие воспитательные моменты были реализованы в этот день?
  • Что нового узнал ваш малыш? А вы?
  • Почему вам запомнился этот день?

Защита проектов состоится в мае. Желаем успехов!

                                   

Библиография

 *Л. Б. Фесюкова «От трех до семи» Семейный альбом, Харьков, «Фолио», СПБ, « Кристалл» 1996

* Л. Е. Осипова «Работа детского сада с семьей» Издательство «Скрипторий 2003», 2008

* О. Л. Зверева, Т. В. Кротова «Родительские собрания в ДОУ», Айрис  дидактика, Москва, 2007

* Е. С. Евдокимова «Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника», Творческий центр СФЕСС, Москва, 2005

* Доронова Т. Н., Соловьева Е. В, Жичкина А. Е, Мусиенко С. И.,  «Дошкольные учреждения и семья», Линка – Пресс, Москва, 2005

Г. Т. Алифанова «Петербурговедение для малышей от 3 до 7 лет», СПБ, «Паритет» 2005

                                           Содержание    

Актуальность темы…………………………………………………………………………………….. -1

Планирование работы с родителями по приобщению детей к семейным традициям ………………………………………………………............................................. -1

Рассказ воспитателя о семейных традициях……………………………………………..-1-2

Семейный маршрут выходного дня……………………………………………………………- 2-3

Как отпраздновать день рождения дома……………………………………………………-4-5

Новый год – семейный праздник………………………………………………………………. -5 -6

Посещение зоологического музея…………………………………………………………….. – 6 -7

Экскурсия по городу на «Площадь Победы»……………………………………………… -7

Приобщение ребенка к произведению искусства……………………………………… - 7-8

Родительский конкурс «Защита проектов счастливого выходного дня»…..- 8

Библиография………………………………………………………………………………………………. - 9

 

                                                                                                                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический опыт воспитателя МБДОУ «Кочкуровский сад «Улыбка» Пузиной Анны Павловны по теме «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам, традициям малой родины»

Целью опыта является совершенствование нравственно-эстетического воспитания, развитие личностной культуры ребенка, как основы его любви к Родине....

«Приобщение детей дошкольного возраста к истокам, традициям малой родины» (инновационный опыт работы по нравственно - патриотическому воспитанию)

«Приобщение детей дошкольного возраста к истокам, традициям малой родины»(инновационный опыт работы по нравственно - патриотическому воспитанию)1. Цель:Воспитание у детей гуманного отношения к окружаю...

Опыт работы Приобщение детей дошкольного возраста к кубанским традициям через народную куклу — скрутку.

Приобщение детей дошкольного возраста к кубанским традициям через народную куклу — скрутку....

Приобщение детей дошкольного возраста к семейным традициям через совместную деятельность с родителями

         Семейные традиции – это духовная атмосфера дома, которую составляют: распорядок дня, уклад жизни, обычаи, а также привычки обитателей. Формирование традиций ну...