Статья на тему "Приобщение детей дошкольного возраста к семейным традициям"
материал (старшая группа) на тему

Петелина Светлана Игоревна

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К СЕМЕЙНЫМ ТРАДИЦИЯМ.

Светлана Игоревна Петелина

Педагог-психолог МБДОУ №82,

 г. Иркутск

Рождаясь, ребенок попадает в мир сложных социальных отношений и на протяжении всей своей жизни социализация играет большую роль в становлении и формировании личности, так самым первым социальным институтом для ребенка является семья. Семья представляет собой систему, имеющую черты социального института и малой социальной группы. Для дошкольника семья является первой общественной средой.

Важнейшим фактором семейного воспитания считается его эмоциональный, интимный характер, основанный на родственных чувствах и выражающийся в глубокой любви к детям (И. Р. Колтунова, Т. А. Маркова, А.Г. Харчев). Стойкость, постоянство воспитательных воздействий на детей со стороны всех членов семьи — это основные факторы, которые отличают семью от других институтов. В семье существуют возможности для включения ребенка в бытовую, хозяйственную, воспитательную деятельность, опосредованное приобщение их к производственному труду родителей (Т. А. Маркова).

Семья как социальный институт характеризуется совокупностью норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимоотношения между супругами, родителями и детьми, другими родственниками. В качестве норм, образцов поведения выступают семейные традиции.

Семейные традиции - это духовная атмосфера дома, которую составляют распорядок дня, обычаи, уклад жизни и привычки его обитателей.

Наблюдая за детьми наших группы, мы увидели, что детям необходимо ласковое прикосновение взрослых, т.е. они, нуждаются в эмоциональном и тактильном контакте. Порой они откладывают игру, чтобы подойти, прижаться к воспитателю.  Родители, забирая своих детей, постоянно торопят их, спешат. Возникает некоторая напряженность, которая перерастает в капризы детей и раздражённость взрослых.

Анкетирование показало, что в наших группах много молодых семей, не имеющих своих традиций. Они считают это лишним, не актуальным.  В результате дети недополучают эмоционального контакта, понимания в семье. Хотелось бы отметить, что семейных традиций в воспитании детей это неотъемлемая часть для развития ребенка, но к великому сожалению в наше время многие семьи и родственники утратили между собой связь, отсутствуют семейные традиции, следовательно, современные родители не видят важности влияния семейных традиций на развитие ребенка.

Исходя из этого мной и педагогическим коллективом МБДОУ №82 был разработан проект «Свиток семейных традиций».

Цель проекта: приобщение  дошкольников к семейным традициям на основе взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи

Задачи: - Оптимизировать детско-родительские отношения и выявить лучший опыт семейных традиции.

-Развивать преставления о семье, семейных и родственных отношениях, семейных традициях.

-Воспитывать любовь к членам семьи, уважения к семейным традициям.

Реализация данного педагогического проекта строиться с учетом следующих принципов:

- Ориентация на субъект- субъектное взаимодействие.

- Единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;

- Принцип открытости

- Построение воспитательно -  образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми;

- Принцип кооперации (в процессе работы над проектом осуществляется широкое взаимодействие воспитанников с педагогом, с родителями и между собой).

Мы предполагаем, что в ходе реализации данного проекта все его участники – дети, педагоги, родители – приобретут определенные знания.  В результате работы по проекту у детей появятся свики семейных традиций, альбом рисунков «Солнечные традиции большой семьи», коллекция фильмов «Эти чудные мгновенья», которые демонстрируются в вечерние часы в музыкальном зале посредством цифровых образовательных ресурсов, куклы «Кукла Веснянка с любовью от мамы»

  Проведенная работа будет способствовать укреплению детско-родительских отношений, возрождению традиций семейного воспитания, а следовательно -воспитанию у  дошкольников духовно-нравственных качеств, любви к своей семье.

Мы думаем, что при реализации данного проекта родители станут непосредственными творцами интересной жизни детей и дома и в детском саду.

Интерес и доверие друг к другу позволит родителям узнать о культурных традициях других семей, поделиться опытом воспитания, появится желание перенять традиции, создать новые. Польза, и удовольствие, полученное всеми участниками проекта, вызовут искреннее желание продолжить сотрудничество в новых проектах.

Проведение совместной работы поможет развить искреннюю заинтересованность родителей, поднять авторитет семьи, сплотить детей, родителей, педагогов.

В перспективе предполагаю продолжить работу в данном направлении с расширением форм взаимодействия с семьей.

Список литературы

1. Азаров, Ю. Н. Семейная педагогика. Педагогика Любви и Свободы / Ю.Н. Азаров. – М.: Аргументы и факты, 1993. – 608 с.

2. Арнаутова, Е.П. Педагог и семья / Е.П. Арнаутова. – М.: Изд. дом «Карапуз», 2001. – 264 с.

3.Веракса, Н.  Е. Проектная деятельность дошкольников. пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 112 с.

4. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. – СПб. : СОЮЗ, 1997. – 224 с.

5. Диалоги о воспитании. Педагогика семейных отношений / под ред. В.Н. Столетовой. – М.: Педагогика, 1979. –320с.

6. Доронова, Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями / Т.Н. Доронова // Дошкольное воспитание. – 2004. – №1. – С. 60-68.

7. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития / Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева, А.Е. Жичкина и др. – М.: Линка-Пресс, 2001. – С.25-26.

8. Дыбина, О.В. Диагностика направленности ребенка на мир семьи : учебно-методическое пособие / О.В. Дыбина, Е.Ф. Акулова, С.Е. Анфисова, О.А. Еник, А.Ю. Кузина, Е.А. Сидякина, В.В. Щетинина. – М. : Центр педагогического образования, 2009. – 77 с.

9. Дыбина, О.В. Направленность ребенка на мир семьи в контексте патриотического воспитания / О.В. Дыбина // Ребенок в детском саду. – 2012. – № 4. – С. 7-10.

10. Еник, О.А. Формирование семейных ценностей как психолого-педагогическая проблема / О.А. Еник, Е.А. Сидякина // Психолого-педагогические и технологические аспекты патриотического воспитания детей дошкольного возраста : сборник трудов Всерос. науч.-практ. конф. 30-31 октября 2008 г. – Тольятти : ТГУ, 2008. – Ч. II. – С. 28-35.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста через семейные традиции

Важнейший элемент культуры семьи – семейные традиции. Решить проблему формирования патриотических чувств у детей, можно через семейные традиции....

Приобщение детей дошкольного возраста к семейным традициям через совместную деятельность с родителями

         Семейные традиции – это духовная атмосфера дома, которую составляют: распорядок дня, уклад жизни, обычаи, а также привычки обитателей. Формирование традиций ну...

Воспитание уважительного отношения детей дошкольного возраста к семейным традициям.

Проблема возрождения семейных традиций становится актуальной и определяется той огромной ролью, которую играет семья и семейные традиции в развитии и формировании социально-нравственной культуры ребён...

Презентация по Самообразованию воспитателя" Приобщение.детей старшего дошкольного возраста к семейным традициям"

Система работы со старшими дошкольниками, по приобщению к русской народной культуре.Народное творчество раскрывает перед дошкольниками дверь в мир прекрасного....

ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К СЕМЕЙНЫМ ТРАДИЦИЯМ

Статья рассказывает о значении семейных традиций в воспитании детей дошкольного возраста, о видах семейных традиций и о том, как приобщить детей к ним....

Консультация "Воспитание уважительного отношения детей дошкольного возраста к семейным традициям."

Семья-это та первичная среда,где человек должен учиться творить добро.(В.А.Сухомлинский)...