Цели и задачи использовании проектного метода в старшем дошкольном возрасте
статья (старшая, подготовительная группа)

Князева Татьяна Николаевна

Результат и успешность применения проектного метода в системе дошкольного образования и воспитания напрямую зависит от умения детей самостоятельно мыслить, рассуждать, анализировать и обобщать полученную информацию, устанавливать причинно-следственные связи, делать умозаключения. Задача педагогов и родителей помочь детям овладеть данными навыками и умениями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл knyazeva_tseli_i_zadachi_proektnogo_metoda.docx32.68 КБ

Предварительный просмотр:

Цели и задачи использовании проектного метода в старшем дошкольном возрасте

Князева Татьяна Николаевна, воспитатель ГБОУ «Школа № 842» г.Москва

        Дети дошкольного возраста стараются все проверить, исследовать, изучить, они задают взрослым вопросы: «Почему? Зачем? Что будет, если…» Дошкольник, в силу своего возраста не может найти ответ на интересующие его вопросы и ему в этом помогают взрослые - педагоги и родители. Для того чтобы ребёнок не растерял природную любознательность, в работе с дошкольниками необходимо использовать такой метод, который был бы интересен детям, давал правдивую и соответствующую их возрасту информацию, безопасный и, что не мало важно, мог объединить в одно образовательное пространство педагогов, детей и родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. Таким методом выступает именно проектная деятельность, которая, вместе с тем, позволяет гармонично соединить процесс воспитания и обучения.

        Проектный метод направлен на развитие и реализацию творческого потенциала дошкольников, способствует повышению их интеллектуального уровня, формирует волевые качества личности.

        Проектный метод является также педагогической технологией, в основе которой лежит самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная. В процессе такой деятельности дети познают окружающий мир и воплощают новые знания в реальные продукты.

        Вместе с тем, применение проектного метода в процессе образования и воспитания детей дошкольного возраста подразумевает под собой совместную деятельность взрослых и детей. Выбор проблемы (темы) проекта, план его реализации, результат (продукт) происходит с учетом интересов и личных качеств воспитанников.

        В особенностях проектной деятельности можно выделить:

        - существует возможность развития у детей умения формулировать проблему, планировать пути ее решения, так как она ориентирована на практические методы приобретения знаний;

        - возможность саморазвития и самореализации в личностно-ориентированном взаимодействии ребенка и взрослого;

        - возможность самостоятельного поиска и отбора информации. Данная возможность положительно влияет на формирование информационной и технологической компетенций участников проекта.

        Проектный метод всегда предполагает решение какой-то проблемы. Проектная деятельность прежде всего ориентирована на самостоятельную деятельность детей - индивидуальную, парную, подгрупповую, которая выполняется в течение определенного отрезка времени.        

        Цель проектного метода заключается в направлении познавательной деятельности дошкольников на определенный и запланированный результат, который получается при решении той или иной теоретически или практически значимой проблемы.

        Задачи проектного метода звучат следующим образом:

        1. Интегрированное развитие у детей умений и навыков (исследовательских, волевых, познавательных, коммуникативных, рефлексивных и др.).

        2. Формирование активной, самостоятельной и инициативной позиции детей дошкольного возраста.

        Проектная деятельность в детском саду может быть индивидуальной или групповой. Как метод обучения и воспитания проектная деятельность предполагает использование различных учебно-познавательных приемов, которые позволяют детям решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий. Результат или продукт проектной деятельности предполагает презентацию результатов, а так же, возможность углубления изучения поставленной проблемы в будущем.

        Технология проектной деятельности предполагает совокупность творчески-исследовательских методов.

        Перечислим основные требования к использованию проектного метода:

- присутствие интересной и значимой в исследовательском, творческом плане проблемы, задачи;

- практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов;

- наличие самостоятельной детской деятельности;

- четкий план проекта.[1]

        Результат и успешность применения проектного метода в системе дошкольного образования и воспитания напрямую зависит от умения детей самостоятельно мыслить, рассуждать, анализировать и обобщать полученную информацию, устанавливать причинно-следственные связи, делать умозаключения. Задача педагогов и родителей помочь детям овладеть данными навыками и умениями.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.        Актуальные проблемы развития психики ребенка // Вопросы детской психологии (дошкольный возраст). Известия АПН РСФСР, вып. 14).М.; Л., 2014, с. 24-37

2.        Алиева, С.В. Социальная педагогика: Учебное пособие / А.В. Иванов, С.В. Алиева - М.: Дашков и К, 2013. - 424 c.

3.        Баданина Л.П. Диагностика и развитие познавательных процессов. Практикум по общей психологии. - М.: НОУ ВПО МПСИ, 2012. - 264 с.

4.        Баранник, Н. В. Познавательные способности детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема // Молодой ученый. - 2015. - №24. – 67 с.

5.        Безрукова, В. С. Педагогика: учебное пособие / В. С. Безрукова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2013. - 278с.

6.        Бордовская, Н. В. Педагогика: учеб. пособие для вузов / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. - СПб.: Питер, 2011. - 304 с.

7.        Борытко, Н.М. Методология и методы психолого-педагогических исследований: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.М. Борытко, А.В. Моложавенко, И.А. Соловцова; под. ред. Н.М. Борытко. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 320 с.

8.        Буланова – Топоркова, М.В., Духавнева, А.В. и др. Педагогические технологии / М.В. Буланова- Топоркова, А.В. Духавнева - Ростов н/Д: издательский центр «Март», 2002.- 47с.

9.        Бурнышева, М. Г. Развитие познавательной активности детей через экспериментально-исследовательскую деятельность. Проект «Любознайка» / М. Г. Бурнышева // Дошкольная педагогика. – 2011. – № 3. – С. 24–26.

10.        Веракса, Н.Е. Познавательное развитие в дошкольном детстве: Учебное пособие / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. - М.: Мозаика-Синтез, 2012. – 336.

11.        Веракса Н.Е. Развитие умственной одаренности в дошкольном возрасте [Текст] /Н.Е. Веракса, А.И. Булычева// «Вопросы психологии» 2002. -№. 2.-С.24.

12.        Веракса Н.Е. Развитие ребенка в дошкольном детстве: Пособие для педагогов дошкольных учреждений [Текст]/Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. - М.: Мозаика-Синтез, 2006. - 523 с.

13.        Виноградова, Н.А. Дошкольная педагогика. Обзорные лекции по подготовке студентов к итоговому междисциплинарному экзамену: Учебное пособие / Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева, Ф.С. Гайнуллова; под ред. Н.В. Микляева. - М.: Форум, 2012. - 256 c.

14.        Виноградова, Н.А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей и родителей / Н.А.Виноградова, Е.П.Панкова. - М.: Айрис-Пресс, 2008. - 89с.

15.        Волостникова, А. Г. Познавательные интересы и их роль в формировании личности / А. Г. Волостникова. – М.: Просвещение, 2011. – 362 с.

16.        Гуслова, М. Н. Инновационные педагогические технологии / М.Н. Гуслова. - М.: Академия, 2010. - 288 c.

17.        Давидчук, А.Н. Познавательное развитие дошкольников в игре: Методическое пособие / А.Н. Давидчук.. - М.: ТЦ Сфера, 2016. - 96 c.

18.        Диагностика индивидуального развития детей дошкольного возраста / авт.-сост. М.В.Савченко, Котова Л.Н., Губанова Н.В. Донецк: Истоки, 2017. - 76 с.

19.        Дыбина ,О.В., Рахманова, Н.П., Щетина В.В. Неизведанное рядом/ О.В. Дыбина, Н.П. Щетинина - М., 2004. - 49с.

20.        Загвязинский, В.И. Качественные и количественные методы психологических и педагогических исследований: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / В.И. Загвязинский, А.Ф. Закирова, Р. М. Атаханов и др.; под ред. В.И.Загвязинского - М. : Издательский центр «Академия», 2013. - 240 с.

21.        Зубкова, Н.М. Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет / Н.М. Зубкова - М.: Издательство «Речь», 2006. - 108с.

22.        Кирсанова, Т. В., Кузьмина С. П., Савостикова, Е. Л. Условия оптимизации развития познавательной активности детей в ДОУ / Т. В. Кирсанова, С. П. Кузьмина, Е. Л. Савостикова // Дошкольная педагогика. – 2009. – № 5. – С. 11–15.

23.        Королева, Л. А. Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ. Тематические дни / Л. А. Королева. – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 64с.

24.        Ликум, А. Детская энциклопедия "Все обо всем"/ А. Ликум - М.: АЗТ,1997. - 134с.

25.        Лосева, Е. В. Развитие познавательно-исследовательской деятельности у дошкольников. Из опыта работы / Е. В. Лосева. – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 128 с.

26.        Матяш, Н. В. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение. Учебное пособие / Н.В. Матяш. - М.: Academia, 2014. - 160 c.

27.        Микляева, Н.В. Познавательное и речевое развитие дошкольников (под ред. Н.В. Микляевой) / Н.В. Микляева. - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 208 c.

28.        Осмоловская, И. М. Словесные методы обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И. М. Осмоловская. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 128с.

29.        Песков, В.К. Окно в природу: Щепотка соли / В.К. Песков - М., -2000. - 67с.

30.        Поддъяков Н.Н. Очерки психического развития дошкольников. – Просвещение-Альфа, М., 2012. – 341с.

31.        Развитие конструктивной деятельности детей дошкольного возраста: методическое пособие / сост. Сипачева Е.В. - Донецк: ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО», 2018. - 56 с.

32.        Развивающая предметно-пространственная среда как важный фактор формирования личности ребѐнка в условиях ДОО(У): методическое пособие / Авт.-сост. Макеенко Е.П., Сипачева Е.В., Ищук В.С., Бойко Л.П. и др. - Донецк: ГОУ ДПО "Донецкий РИДПО",2018. - 44 с.

33.        Сыпченко, Е. А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ / Е.А. Сыпченко. - М.: Детство-Пресс, 2012. - 920 c.

34.        Шамова, Т.И. Активизация учения школьников / Т. И. Шамова. - Москва: Педагогика, 1982. - 209 с.

35.        Газиева, М. Ю. Роль воспитателя в реализации метода проектов в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения. -Молодой ученый. 2017. - №17 [Электронный ресурс] / URL: https://moluch.ru/archive/151/42751/ (дата обращения 12.01.2019).

36.        Морозова, И.С., Штепина, И.С. Познавательная активность младших дошкольников /И.С. Морозова, И.С. Штепина Теория и практика общественного развития. 2012. [Электронный ресурс] / URL: https://cyberleninka.ru/article/n/poznavatelnaya-aktivnost-mladshih-doshkolnikov (дата обращения 22.09.2020).

37.        Методики диагностики развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] / URL: https://studwood.ru/ (дата обращения 22.09.2020).

38.        Диагностика познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] / URL: https://studbooks.net/ (дата обращения 22.09.2020).

39.        Минюк ,Ю. Н. Метод проектов как инновационная педагогическая технология // Инновационные педагогические технологии: материалы Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г) [Электронный ресурс] / URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/143/6151/ (дата обращения: 22.09.2020).

40.        Исследовательские проекты для дошкольников [Электронный ресурс] / URL: http://raguda.ru/vs/issledovatelskie-proekty-dlja-doshkolnikov.html (дата обращения 22.09.2020).

41.        Науменко, О.П. Методический сборник «Диагностический инструментарий» [Электронный ресурс] / URL: https://studydoc.ru/doc/551627/metodicheskij-sbornik-«diagnosticheskij-instrumentarij (дата обращения 22.09.2020).

42.        Ильин, В.С. Развитие познавательного интереса в дошкольном возрасте [Электронный ресурс] / URL: http://www.bestreferat.ru/referat-343436.html (дата обращения 22.09.2020).

43.        Клочко Елена Диагностика дошкольников: методики, тесты (примеры) [Электронный ресурс] / URL: http://fb.ru/article/252568/diagnostika-doshkolnikov-metodiki-testyi-primeryi (дата обращения 22.09.2020).

44.         Принципы организации опытно-экспериментальной работы в процессе формирования краеведческой компетенции подростков в дополнительном образовании Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика» Шемшурина С. А. – КиберЛенинка [Электронный ресурс] / URL: https://cyberleninka.ru/article/n/printsipy-organizatsii-opytno-eksperimentalnoy-raboty-v-protsesse-formirovaniya-kraevedcheskoy-kompetentsii-podrostkov-v (дата обращения 22.09.2020).

45.        Щукина, Г.И., Морозова, И.С., Штепина, И.С. Познавательная активность младших дошкольников. / И.С. Морозова [Электронный ресурс] / URL: https://www.teoriapractica.ru (дата обращения 22.09.2020).

46.        Лисина, Н.Н. преп.проф.дисциплин ГБПОУ ВЛАТТМетод проектов как современная педагогическая технология. / Н.Н. Лисина [Электронный ресурс] / URL: https://infourok.ru/metod-proektov-kak-sovremennaya-pedagogicheskaya-tehnologiya-1492720.html (дата обращения 22.09.2020).

47.        Сергеев, И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений / И.С. Сергеев [Электронный ресурс] /URL: http://s17001.edu35.ru/attachments/article/264 (дата обращения 20.09.2020).

48.        Педагогической технологии метод проектов[Электронный ресурс] /URL: https://megapredmet.ru/1-18032.html (дата обращения 20.09.2020).

49.        Канайкина, Т.А. Педагогическая технология «Метод проектов»[Электронный ресурс] / URL: http://www.informio.ru/publications/id4554/Pedagogicheskaja-tehnologija-Metod-proektov (дата обращения 22.09.2020).

50.        Скопина, М.С. Экспериментальная деятельность в детском саду по ФГОС[Электронный ресурс] / URL: https://melkie.net/vidy-deyatelnosti-v-dou/eksperimentalnaya-deyatelnost-v-detskom-sadu.html (дата обращения 22.09.2020).

51.        Как организовывать эксперименты в детском саду?[Электронный ресурс] / URL: https://podrastu.ru/deyatelnost/eksperimentalnaja-dejatelnost-detei-detskom-sadu.html (дата обращения 22.09.2020).

52.        Горошилова, Е.П. Занятия-эксперименты [Электронный ресурс] / URL:http://doshkolnik.ru/zaniatia-s-detmi/16600-eksperimentalnaya-deyatelnost-v-dou.html (дата обращения 19.09.2020).

53.        Кириллова, И. М. Экспериментальная деятельность в детском саду // Педагогическое мастерство: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2016 г.). [Электронный ресурс] / URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/191/10616/ (дата обращения: 18.09.2020).

54.        Метод проектов как педагогическая технология[Электронный ресурс] / URL: https://pandia.ru/text/77/413/23612.php (дата обращения: 19.09.2020).

55.        Канайкина, Т.А. Педагогическая технология «Метод проектов»[Электронный ресурс] / URL: https://www.informio.ru/publications/id4554/Pedagogicheskaja-tehnologija-Metod-proektov (дата обращения: 19.09.2020).

56.        Метод проектов как педагогическая технология[Электронный ресурс] / URL: http://edu.znate.ru/docs/2381/index-10911-30.html (дата обращения: 21.09.2020).

57.        Лукова, Н.Л. развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в различных видах деятельности[Электронный ресурс] / URL: https://infourok.ru/nauchnaya-statya-razvitie-tvorcheskih-sposobnostey-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-v-razlichnih-vidah-deyatelnosti-3298364.html (дата обращения: 21.09.2020).


[1] Сергеев, И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений / И.С. Сергеев


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование логопедической ритмики в целях формирования слухо-речевого внимания у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР

В своей работе с детьми, имеющими нарушения речевой функции, мы используем различные методы и приемы. Помимо традиционных логопедических занятий по исправлению нарушенного звукопроизношения можно испо...

Проектная деятельность в решении задач нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Проектирование как метод работы в нашем детском саду появился сравнительно недавно. Это новый, емкий, интересный метод работы с детьми, который позволяет взглянуть на предмет исследования с разн...

"Проектная деятельность детей старшего дошкольного возраста как инновационный метод осуществления преемственности между дошкольным и начальным уровнем общего образования"

В настоящее время Министерство образования Российской Федерации рассматривает преемственность как главное условие непрерывного образования, а идею приоритета личностного развития, как ведущий принцип ...

Цель, основные задачи и принципы психологической коррекции в дошкольном возрасте

Главная цель, основные задачи и принципы организации и проведения психологической коррекции в пространстве нормального дошкольного детства. Понимание психологической коррекции как особой психолого-пед...

Презентация для воспитателей и родителей на тему: "Ознакомление с целями и задачами программы воспитания и обучения младшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС"

В презентации рассказывается о целях, задачах, содержании программы воспитания и обучения младшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС....

Цели и задачи развития речевых навыков у детей дошкольного возраста в образовательном учреждении

Коммуникативные навыки дошкольников жизненно важны для их общего развития, которое закладывает основу для успешного будущего. Познание, социальное взаимодействие - ключевые факторы, влияющие на к...

Цели, задачи, особенности использования проектного метода в старшем дошкольном возрасте

Проектный метод является также педагогической технологией, в основе которой лежит самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная. В процессе такой деятельно...