Родительское собрание"Игры и упражнения для развития наших детей"
консультация

Сорочан  Татьяна  Александровна

Тема родительского собрания: "Игры и упражнения для развития мелкой моторики"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (мелких мышц пальцев, способности выполнять ими тонкие координированные манипуляции) и тактильной чувствительности – мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи.

Этот факт применяют и педагоги, и психологи, и воспитатели, как в составлении, так и в реализации различных обучающих и развивающих программ. Знают об этом так же и производители всевозможных детских игрушек. Именно поэтому в последнее время в детских магазинах появилось великое множество игр, направленных на развитие детской моторики. Современные игрушки отличаются разнообразием ассортимента и яркостью красок. И если в силу своей загруженности на работе и дома вы не в состоянии изготавливать игрушки самостоятельно, вы наверняка сможете приобрести готовые аналогичные игры в магазинах.

Какие игры и упражнения могут помочь маленьким и пока еще не вполне умелым ручкам стать совершеннее?

1. Хороши игры с МОЗАИКОЙ, сначала более крупной, затем мелкой. Они развивают соотносящие движения рук, умение захватывать мелкие предметы двумя пальцами (большим и указательны), совершенствуют движение «глаз-рука», развивают зрительное восприятие и пространственную ориентацию.

2. Ловкость и сноровку приобретают пальчики и в результате упражнений со ШНУРОВКОЙ.

И здесь необходимо:

- показать малышу, как «червячок» (шнурок) залезает из неё через другое отверстие;

- научить этим движениям ребёнка, закрепляя у него понятия «вверх», «вниз»;

- когда этот навык будет освоен, можно будет перейти  к шнуровке обуви.

3. Можно включить задания, направленные на развитие мелкой моторики, используя, например, СЧЁТНЫЕ  ПАЛОЧКИ:

- собрать рассыпавшиеся палочки в стаканчик;

- разложить палочки в 2-4 стаканчика, распределив их по цвету;

- выложить дорожку (заборчик);

- выложить из палочек рисунки, в соответствии с возрастом ребёнка.

Игру на выкладывание необходимо повторять для лучшего усвоения, но поскольку ребёнок развивается на эмоциональном интересе и новизне, то задание при повторении каждый раз надо усложнять: а) выкладывать на образце (методика накладывания); б) выкладывать под образцом; в) выкладывать по памяти; г) выкладывать со сменой материала – от крупного к мелкому (счётные палочки – спички).

Проводя игру на выкладывание мы развиваем щипковый захват указательным и большим пальцами, совершенствуем движения «глаз-рука», совершенствуем зрительное восприятие, развиваем воображение и память.

4. Для развития кисти рук и координации движений будут полезны МЯЧИКИ средних размеров, которые могут быть гладкими, шершавыми, колючими, мягкими, твёрдыми и т.п. С ними можно выполнять следующие упражнения:

- производить круговые движения ладошками, прокатывая по ним мячик;

- сжимать – разжимать;

- можно предложить игру «По дорожке я качусь», в которой ребёнку предлагается прокатить мячик «по дорожке» (по верёвке).

5. ИГРЫ  СО СТРОИТЕЛЬНЫМ  МАТЕРИАЛОМ, КОНСТРУКТОРОМ также способствуют развитию координации движений и развитию мелкой моторики. И здесь можно использовать различные игры.

6. Благоприятное воздействие на развитие движений всей кисти и пальцев руки оказывают  ИГРЫ С ТАКИМИ  ПРЕДМЕТАМИ, как:

  • Для малышей это могут быть наборы колец разной величины для нанизывания их на стержень. Манипуляции с пирамидками способствуют развитию соотносящих движений рук, совершенствуют движение «глаз-рука».
  • Игры с открывающимися игрушками и предметами (например, матрешки).
  • Вкладыши.
  • Домики - копилки. Сначала малышу проще, в основном, проталкивать в отверстия предметы округлой формы или плоские (их легко правильно сориентировать относительно отверстия). Но пробуйте предложить ему «домик», в который нужно проталкивать предметы разной формы, их еще нужно сначала повернуть правильной стороной, чтобы деталь провалилась в отверстие. Сейчас есть и домики-копилки с дверцами и соответствующими ключиками. Здесь для того чтобы продолжить игру, малышу нужно быть открыть дверцы соответствующим ключиком и достать детали.
  • Пазлы крупного размера из картона, поролона или дерева тоже полезны для развития мелкой моторики рук. В дальнейшем размер пазлов уменьшается, а количесво – увеличивается.
  • Маленькие резиновые игрушки-пищалки, груши  небольшого размера укрепляют мышцы пальцев и кистей рук.

С такими игрушками можно организовать следующие игры:

- Дать игрушку-пищалку (например, котёнка) и предложить сжать её в кулачке. В это время читать двустишие: «Ты, котёнок, не пищи! Лучше маму поищи!»

- Показать резиновую грушу, продемонстрировать, как можно сжать её в ладони, выпуская из отверстии воздух: «Вот так дует ветерок! Давай сделай ветер вместе». Чтобы ребёнок смог лучше ощутить струю воздуха, необходимо поднести грушу к его рукам или щёчкам, а затем дать резиновую грушу и предложить «сделать ветерок». Можно предложить детям сдуть со стола ватку, пёрышко, небольшой бумажный комочек, направив на эти предметы струю воздуха.

- Дать резиновую грушу, наполненную водой, и предложить поиграть: «Давай сделаем дождик! Вот как брызги полетели!» Предварительно следует продемонстрировать, как сжать грушу, чтобы получить брызги. Затем предложить ребенку самостоятельно наполнить груши водой. Для этого грушу необходимо сжать, выпустив воздух, затем опустить под воду и подождать, пока она наполнится водой.

7. Хорошо, если у малыша есть свой НАБОР: лопатка, совочек, формочки, грабельки, лейка.

Предлагаю показать, как правильно пользоваться ими, при этом давать конкретное задание: взрыхлить, вскопать, прополоть, полить. Следует поощрять стремление ребенка строить башни и крепости из песка. Если под рукой  строительный материал - снег, перед ребёнком открывается прекрасная возможность разгребать снег, сгребать его в кучу, расчищать дорожки, строить снежные горки и т.д.

8. Советую не упускать возможность познакомить сына или дочку с  ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫМИ  МАТЕРИАЛАМИ.

  • Можно рисовать на альбомных лисах восковыми мелками, карандашами или  фломастерами. Можно приобрести тетради для развития мелкой моторики руки; трафареты (обводка и последующая их штриховка).
  • Можно рисовать гуашью, в дальнейшем, красками.
  • Познакомьте малыша с пластилином.

9. И наконец, хорошим средством для развития тонкой моторики пальцев рук является игра «ПАЛЬЧИКОВЫЙ  ТЕАТР».

И  ПОМНИТЕ! Внимательно изучите покупаемые игры, обратите внимание на то, чтобы игры были изготовлены из безопасных материалов, не стесняйтесь требовать сертификаты качества и соответствия, ведь речь идет о здоровье ваших детей. Берегитесь подделок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в средней группе «Мы и наши дети».

Разработка родительского собрания направлена на улучшение взаимопонимания между родителями и детьи....

Родительское собрание «Игры и упражнения для преодоления нарушений звуко - слоговой структуры слова у детей» Мастер класс

laquo;Игры и упражнения для преодоления нарушений звуко - слоговой структуры слова у детей»Цель:  помочь родителями овладеть основными приемами коррекции и развития слоговой структур...

Родительское собрание в младшей разновозрастной группе «Здоровье наших детей в наших руках»

Цель: Создание условий для повышения педагогической грамотности родителей (законных представителей) о здоровом образе жизни семьи и его значении в воспитании детей....

Родительское собрание во второй младшей группе "Безопасность наших детей в наших руках!"

МБДОУ Сухобезводнинский детский сад «Звездочка»Родительское собраниево второй младшей группы«Безопасность детей – в наших руках»Подготовила: воспитатель Кощеева Наталья В...

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ «Как повзрослели и чему научились наши дети за этот год. Организация летнего отдыха детей». Младшая группа

"РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ - "Как повзрослели и чему научились наши дети за этот год. Организация летнего отдыха детей"...