Инструментальное исполнительство и его влияние на развитие музыкальной культуры школьников
статья

Главная задача музыкального воспитания детей— «влюбить» их в музыку. А для этого надо помочь им  войти в её мир, разнообразный и сложный, научить слушать и слышать музыку, чувствовать и сознавать её красоту. «Первую скрипку» на пути к достижению этой цели  играет музыкальная деятельность самих детей. Важно привлечь их к этой деятельности, «зажечь», чтобы ребёнок почувствовал, что он может создавать музыку.  

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Инструментальное исполнительство и его влияние на развитие музыкальной

культуры школьников

Введение

Главная задача музыкального воспитания детей— «влюбить» их в музыку. А для этого надо помочь им  войти в её мир, разнообразный и сложный, научить слушать и слышать музыку, чувствовать и сознавать её красоту. «Первую скрипку» на пути к достижению этой цели  играет музыкальная деятельность самих детей. Важно привлечь их к этой деятельности, «зажечь», чтобы ребёнок почувствовал, что он может создавать музыку.  

Инструментальное исполнительство

            Инструментальное музицирование является одной из самых доступных форм ознакомления ребёнка с миром музыки. Творческая игровая атмосфера этих занятий предполагает активное участие детей в учебном процессе. Радость и удовольствие от индивидуального и совместного музицирования – это залог интереса ребёнка к этому виду музыкальной деятельности.

           Игра на детских музыкальных инструментах—один из видов коллективной исполнительской деятельности учащихся. Её назначение на уроках—способствовать проявлению и развитию музыкальных способностей ребёнка, обогащать его художественный опыт, развивать интерес к исполнительской деятельности. При этом важно эмоциональное отношение ребёнка к музицированию, восприятия им звучания отдельных инструментов в их выразительном звучании, усвоение определённых приёмов игры.

          Вовлечение детей в процесс игры на элементарных музыкальных инструментах связано с решением следующих задач:

  1. Стимулировать музыкально-исполнительскую деятельность детей, как на уроках, так и во внеклассной работе и в свободное время.
  2. Способствовать формированию у школьников художественных потребностей и вкуса.
  3. Воспитывать интерес к игре в оркестре
  4. Различать тембр инструментов, чувствовать гармонию их звучания.
  5. Способствовать формированию представлений о сущности элементов музыкальной речи и средств музыкальной выразительности.
  6. Активизировать развитие музыкальных способностей школьников.

        Младший школьный возраст более всего предласположен к художественно-исполнительской деятельности. Этому способствует и социальная ситуация, в которой происходит художественно- творческое развитие личности и те психические особенности, которые присущи для данного возраста школьников: любознательность, потребность в гармонии звуков и красок, интерес к коллективной импровизации, стремление выразить своё видение окружающего мира средствами музыкального искусства.

       В основе программ по обучению различным видам исполнительской деятельности лежит методика Карла Орфа, основным положением которой является  «принцип активного музицирования» и « обучение в действии». По мнению Карла Орфа, детям нужна своя музыка, специально предназначенная  для музицирования  на начальном этапе, первоначальное музыкальное образование должно быть полно положительных  эмоций и радостного ощущения игры. Комплексное обучение музыке предоставляет детям широкие возможности для творческого развития  способностей. К.Орф считает, что самое главное – атмосфера занятий: увлечённость детей, их внутренний комфорт, то, что позволяет говорить о желании детей проявить себя на занятиях в роли активного участника.

      Прогрессивные идеи К.Орфа (всеобщее музыкально—творческое развитие, детское музыкальное творчество как метод активного музыкального развития и становления творческой личности, связь детского музыкального творчества с импровизаторскими традициями народного музицирования) легли в основу и других программ коллективного инструментального музицирования (авторы С.Бублей, Г.А.Жуковская и другие).

       Одной из форм коллективной музыкальной деятельности является игра в оркестре. Такое совместное музицирование решает многие задачи и проблемы общения: застенчивый ребёнок станет участником общего дела, неуправляемый подчинится единому, строгому замыслу, одарённый сможет воплотить свои творческие фантазии. Становится ощутимой ценность каждого в общем деле, и дети чувствуют это. На таких занятиях в процессе коллективного музицирования формируется эмоциональная сфера ребёнка, его здоровье.

       Создание оркестра школьников очень сложное и трудоёмкое дело.  Различают различные составы детских оркестров: шумовые, инструментальные.

.    Шумовой оркестр самый распространённый вид коллективного творчества у младших школьников. Первые занятия по овладению шумовых инструментов проводятся индивидуально. Сначала дети учатся  правильно держать инструменты, затем  передавать простейшие ритмические рисунки, ритмы знакомых песен. При отработке этих рисунков отрабатывается качество звука, издаваемого на разных шумовых инструментах.

Далее изучаются основные ритмические длительности. Освоение длительностей проходит на основе ритмо-слогов. Затем учатся записывать ритмы  уже изученных мелодий с помощью длительностей или ритмо-слогов.

         Постепенно переходят от индивидуальных занятий к групповым, где ребята учатся работать по парам, в коллективе, прислушиваться к игре товарища и одновременно контролировать свою игру. На следующем этапе осваиваются способы игры на шумовых инструментах под аккомпанемент.

       Для аккомпанемента шумового оркестра используется в основном репертуар народных мелодий в исполнении оркестров народных инструментов. На занятиях прослушивается отдельно фонограмма аккомпанемента, разбирается состав оркестра, тем самым знакомятся с тембрами и звучанием других музыкальных инструментов.

       Кроме  шумового оркестра существуют инструментальные коллективы различных составов. В состав таких коллективов входят  металлофоны, ксилофоны, вермоны, симоны, свирели, гусли и т.д.                                      

          Отбор ребят для инструментального коллектива проходит намного строже, чем в шумовой оркестр. Помимо проверки ритма, музыкальной памяти, необходимо чтобы ребёнок мог элементарно интонировать простейшие мелодии на 2-3 звука и проиграть эту мелодию на фортепиано.

       Занятия на первоначальном этапе проводятся индивидуальные и групповые. На групповых занятиях проводится изучение теоретического материала музыкальной грамоты: правописание нот и расположение их на нотном стане, основные длительности, буквенные обозначения звуков и их расположение на разных инструментах, исполнение остинато сначала простых ритмов, затем основных ритмоформул размеров 2\4, 3\4, 4\4.

        На индивидуальных занятиях  ребята непосредственно осваивают игру на инструментах. На металлофонах и ксилофонах ученики изучают правильную посадку, правильную постановку рук. Овладевают различными приёмами игры одной и двумя руками  (поочерёдное, совместное движение рук, параллельное, сходящееся и расходящееся движение, перекрещивание рук, тремоло, глиссандо), знакомятся с правильным исполнением различных штрихов, которые впоследствии  используются в исполнении разучиваемого репертуара.

           Ребята, которые осваивают духовые инструменты, на первых этапах работают над правильным взятием дыхания, экономного его расходования при извлечении отдельных звуков, простых  попевок.        

         После того, как  освоены простейшие приёмы игры на инструментах, приступают к освоению приёмов ансамблевой игры в отдельных группах инструментов. Музыкальной основой для первых опытов совместного исполнения являются небольшие пьесы, песни, где партии инструментов исполняют ритмический аккомпанемент, затем разучиваются попевки, которые исполняются  каноном.

        На следующем этапе музыкантов делят  на партии и в оркестр вливаются  металлофоны, духовые и ударные группы исполнителей, у которых  свои оркестровые линии. И оркестровые партии выстраиваются в оркестровую партитуру.  Все эти этапы обучения  игры в ансамбле воспитывают в каждом участнике:1.умение контролировать свою безошибочную игру, так как ошибка одного исполнителя ведёт к искажению звучания всего оркестра, 2.умение прислушиваться к звучанию инструментов входящих в твою партию, чтобы звучание партии металлофонов звучало, как исполнение одного инструмента в тембровом и ритмичном отношении.

3.умение прислушиваться к звучанию остальных  инструментальных групп  оркестра, чтобы целостно наслаждаться исполнением музыкального произведения.

        Участие детей разного возраста, разных способностей в оркестрах разных составов развивает их во всех направлениях: развивает  музыкальные способности (звуковысотный, ритмический, тембровый слух), творческую активность, художественный вкус, расширяет музыкальный кругозор. Формируются такие черты характера, как целеустремлённость, чувство коллективизма, ответственность, дисциплинированность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние семьи на развитие музыкальной культуры ребёнка

Взаимодействие семьи и детского сада...

Влияние семьи на развитие музыкальной культуры ребенка

Данная консультация раскрывает значение колыбельной песни для малыша...

Влияние семьи на развитие музыкальной культуры ребенка

Семья - первая «среда», окружающая ребёнка и ежесекундно влияющая на него. Она воздействует всем: укладом быта, каждым произнесенным словом, высказанной мыслью, интонацией. Еще больше - пр...

Влияние семьи на развитие музыкальной культуры ребенка

Влияние семьи на развитие музыкальной культуры ребенкаСемья - первая «среда», окружающая ребёнка и ежесекундно влияющая на него. Она воздействует всем: укладом быта, каждым произнесенным с...