РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ
статья

Безлаковская Елена Сергеевна

Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, такова будет его жизнь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья для родителей17.09 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, такова будет его жизнь. Именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия  творческого потенциала каждого ребенка. Особенно сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. В связи с этим, перед педагогами дошкольных учреждений стоит задача создания оптимальных условий для развития у детей основных мыслительных операций диалектического характера.

Творческое мышление – один из интереснейших феноменов, выделяющих человека из мира животных.  Творческое осмысление действительности является одним из способов активного познания мира, делает возможным прогресс, как отдельного индивида, так и человечества в целом. Творческие способности проявляются в умении адекватно реагировать на происходящие в жизни изменения, в готовности использовать новые возможности, предоставляемые постоянно обновляющейся жизнью, в стремлении избежать очевидных, традиционных решений, в выдвижении нестандартных, неординарных идей. Но самое главное состоит в том, что творчество дает возможность удовлетворять  высшую человеческую потребность – потребность в самореализации.        

В настоящее время можно определить несколько важных условий успешного развития творческих способностей ребенка – дошкольника.

Первым шагом является раннее физическое развитие малыша: раннее плавание, гимнастика, раннее ползание и хождение. Затем раннее чтение, счет, знакомство с различными инструментами и материалами.

Вторым важным условием является создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо, насколько это возможно заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность.

Третье, наиболее важное, условие эффективного развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил, так как способности развиваются тем успешнее, чем чаще ребенок добирается до «потолка» своих возможностей и постепенно поднимает этот потолок все выше и выше.  

Четвертое условие заключается в предоставлении ребенку большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в выборе способов и т. д. Тогда желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъем послужат надежной гарантией того, что уже большее напряжение умственной деятельности не приведет к переутомлению, и пойдет ребенку на пользу.   Но предоставление ребенку такой свободы не исключает, а, наоборот предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых – это и есть пятое условие успешного развития творческих способностей. Самое главное здесь – не превращать свободу во вседозволенность, а помощь в подсказку. Для развития творческих способностей ребенка так же необходима комфортная психологическая обстановка и наличие свободного времени, поэтому шестое условие – это теплая дружелюбная атмосфера в семье и в детском коллективе. Взрослые должны создать безопасную психологическую базу для возвращения ребенка из творческого поиска и собственных открытий. Важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству, проявлять сочувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям, не свойственным в реальной жизни. Важно так же исключить замечания и осуждения.  

Полноценное развитие интеллекта человека возможно только в том случае, если в раннем возрасте в равной мере формируются стандартные социокультурные навыки и развиваются творческие способности. Именно развитие творческого мышления создает базу для интеллектуального развития ребенка, и уровень развития интеллекта в старших возрастах напрямую зависит от развития творческого мышления в младшем возрасте. Именно поэтому так необходимо в детских садах проводить специальную работу, направленную на развитие творческого воображения детей, тем более что дошкольный возраст – сензитивный период для развития этого процесса.

Библиографический список

Венгер Л.А. Педагогика способностей. – М.: Знание, 1973.- 117с.

Гальперин П.Я. К психологии творческого  мышления // Вопросы психологии. – 1982. - №5

Дьяченко О.М., Кириллова А.И. О некоторых особенностях развития воображения детей дошкольного возраста//Вопросы психологии. - 1987. - №1. – С. 44-51


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО КОНСТРУИРОВАНИЯ

Описан опыт работы воспитателя по развитию творческого мышления у дошкольников на занятиях по художественному конструированию....

Развитие творческого мышления у дошкольников.

Актуальность выбранной темы.  Необходимые условия для развития творческого мышления. Какие игры можно использовать для его развития....

Консультация для родителей "Развитие творческого мышления у дошкольников"

Консультация дает умения применять разные аналогии в повышении эффективности творческого мышления. ...

Возможности развития творческого мышления у дошкольников в условиях реализации ФГОС.

Наше время – это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Однообразное, шаблонное повторение одних и тех же действий убивает интер...

Мастер-класс"ТРИЗ-технология в ДОУ, как средство развития творческого мышления старших дошкольников"

В конспекте представлены материалы мастер-класса по использованию ТРИЗ-технологии в детском саду....

Мастер-класс"ТРИЗ-технология в ДОУ, как средство развития творческого мышления старших дошкольников"

В конспекте представлены материалы мастер-класса по использованию ТРИЗ-технологии в детском саду....

Стимулирование творческой активности и развитие творческого мышления старших дошкольников

Как стимулировать творческую активность у старших дошкольников? Какое лучше развивать творческое мышление: дивергентное или конвергентное? Что важнее и почему? И главное как это делать, чтоб было поле...