Рекомендации для родителей "В театр играем - речь развиваем"
консультация (старшая группа)

Соловей Юлия Анатольевна

Рекомендации для родителей «В театр играем - речь развиваем»

Значение театрализованной деятельности для развития речи детей старшего дошкольного возраста.

Нарушение речевого развития детей рассматриваются, прежде всего, как нарушение общения. Отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни ребенка. Совместная со сверстниками и взрослыми театрально-игровая деятельность оказывает выраженное психологическое воздействие на ребенка. Дети в коллективе проявляют индивидуальные особенности, что способствует формированию их внутреннего мира. В игре формируется личность ребенка, реализуется её потенциальные возможности и первые творческие проявления. В театрально-игровой деятельности происходит интенсивное развитие познавательных процессов, эмоционально-личностной сферы. Игра может изменить отношение ребенка к себе и способы общения со сверстниками. Роль, которая доставалась ребенку при игре в театре, может раскрыть в нем потенциальный ресурс. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей. Театрализованная деятельность детей дошкольного возраста включает в себя следующие разделы:

- игры в кукольный театр;

- игры - драматизации;

- игры - представления (спектакли);

- плоскостные и теневые театры.

Виды театров:

Настольный театр

Режиссерские игры

Пальчиковый театр

Стенд-книжка

Плоскостной театр (фланелеграф)

Театр теней

Театр кукол БИБАБО

Театр кукол марионеток

Театрализованная деятельность способствует развитию речи (монолог, диалог). Заниматься с дошкольниками специальной профессиональной подготовкой невозможно, так как у них ещё не достаточно сформирован дыхательный и голосовой аппарат. Стремиться необходимо к тому, чтобы дети понимали: речь актера должна быть более четкой, звучной и выразительной, чем в жизни. Акцент взрослый делает то на дыхание, то на артикуляцию, то на дикцию, то на интонацию или высоту звучания.

В коррекционной работе с детьми с задержкой речевого развития необходимо на их эмоциональный мир, познавательный интерес.

Велика роль стихов в детских театральных играх и упражнениях. Стихотворный текст, как ритмически организованная речь, активизирует весь организм ребенка, способствует развитию его голосового аппарата. Стихи носят тренировочный характер для формирования четкой, грамотной речи.

Особенно нравятся детям диалогические стихи. Говоря от имени определенного действующего лица, ребенок легче раскрепощается, общается с партнером. Затем из стихотворения можно создать целый мини- спектакль и разыграть его в форме этюдов. Кроме того, разучивание стихов развивает память и интеллект.

Создание спектакля с дошкольниками- очень увлекательное и полезное занятие. Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс постановки, помогает ребенку преодолеть трудности в общении.

Как правило, материалом для сценического воплощения служат русские народные сказки. Они несут в себе активизирующее воздействие на речевую деятельность и на эмоциональную сферу ребенка, выполняют лексико-образную функцию, формируют языковую культуру личности, активизируют и развивают внутреннюю слуховую память ребенка. Развиваются основные языковые функции – экспрессивная (вербально образный компонент речи) и коммуникативная (способность к общению, пониманию, диалогу.

Заученные во время подготовки к спектаклю литературные образцы речи дети используют в последствии как готовый речевой материал в свободном речевом общении. Происходит практическое усвоение формальной и содержательной стороны речевой коммуникации.

Инсценировки или отдельные сцены из спектакля, используемые в театрализации, являются готовыми моделями коммуникативных ситуаций.

Распределяя роли в игре- драматизации, следует учитывать речевые возможности каждого ребенка в определенный период логопедической работы. Очень важно дать ребенку выступить наравне с другими хотя бы с самой маленькой ролью, чтобы дать ему возможность, перевоплощаясь, отвлечься то речевого дефекта или продемонстрировать правильную речь.

Неважно, какую роль исполняет ребенок, важно, создает образ, учится преодолевать речевые трудности и свободно вступает в речь.

Желание получить роль какого-либо персонажа – мощный стимул для быстрого обучения говорить чисто и правильно.

В нашем детском саду в каждой группе есть специальные театрализованные уголки для театрализованной деятельности, где имеются куклы для настольного, варежкового, перчаточного, теневого и других видов театра: шапочки - маски для кукольного и теневого театров.

Применение театрализованной деятельности оказывает положительное влияние на развитие экспрессивной речи, воображения, развивает все психические функции ребенка. Наблюдается значительное повышение речевой активности и коммуникативной направленности речи, развивается связная, диалогическая речь.

Домашний кукольный театр

У каждого из нас в раннем детстве был свой кукольный театр. В нем не было ширмы, декораций и специально изготовленных кукол. Он просто возникал в окружающем нас мире и немножко в нашем воображении. Но как он был богат и разнообразен! В песочнице воздвигались крепости, и на штурм шли полки оловянных солдатиков. В воде плавали простые бумажные кораблики - быстроходные фрегаты и каравеллы…

Игры - драматизации

Как часто, в погоне за новым и оригинальны мы забываем о том, что уже выдержало испытание временем! Мы стараемся предложить своим детям то, чего не было у нас, то, что отражает последние достижения технического прогресса: компьютерные и электронные игры, игровые приставки, игрушки-роботы, интерактивные игрушки и пр. Но нужно ли все это нашим детям? Способствуют ли эти новые занятия их умственному, душевному и общему психическому развитию. Единого мнения о вреде новомодных игрушек пока не существует, зато польза многих традиционных игр известна давно. К таким играм относится и игра-драматизация

Игры-драматизации - это особые игры, в которых ребенок разыгрывает знакомый сюжет, развивает его или придумывает новый. Важно, что в такой игре малыш создает свой маленький мир и чувствует себя хозяином, творцом происходящих событий. Он управляет действиями персонажей и строит их отношения. Малыш в игре превращается и в актера, и в режиссера, и в сценариста. В такие игры ребенок никогда не играет молча. Своим голосом или голосом персонажа ребенок проговаривает события и переживания. Он озвучивает героев, придумывает историю, проживает то, что в обычной жизни ему прожить бывает нелегко. Во время таких игр происходит интенсивное развитие речи, качественно и количественно обогащается словарный запас, развивается воображение, творческие способности ребенка, способность управлять собой, удерживать внимание в соответствии с сюжетом, логичность и самостоятельность мышления. Все это приобретает особое значение в познавательном развитии и дальнейшей учебной деятельности. Поэтому игры-драматизации необычайно полезны и нужны ребенку на разных этапах его развития. Но для таких игр необходимы особые игрушки – игрушки-артисты. Такими артистами, как правило, бывают куклы. Самый простой вариант игры-драматизации в домашних условиях – спектакль игрушек. Уже в возрасте 6-7 месяцев вы можете «устраивать»представления для своего ребенка. Например, любимый утенок будет приходить и петь песенки. Это простое представление не оставит равнодушным вашего малыша. Он будет улыбаться, пытаться достать утенка и, выразит желание участвовать в этом представлении. Позже, после 1 года, когда ребенок начнет понимать речь, родителимогут разыгрывать маленькие сценки перед ним уже между двумя игрушками. Мишкой и Куклой, например. Кукла с Мишкой могут танцевать, прыгать, играть в прятки, догонять друг друга. Для такого театра также ничего особенного не потребуется: всего лишь две игрушки. А чудо, которое ребенок видит, стоит ваших усилий! Ребенок открыт воображаемому миру, воображаемой ситуации. Он существует в фантазии, как в реальности. Малыш не замечает ваших рук, он видит историю, которая перед ним разыгрывается и сопереживает. В возрасте около 2,5 лет, попробуйте разыгрывать классические сюжеты с помощью обычных домашних игрушек. Например, сказки «Колобок», «Курочка Ряба» и т. д. Достаточно лишь подобрать необходимые для спектакля игрушки из тех, которые у вас есть. Они должны быть средних размеров и с выразительной знаковой внешностью. Лучше, если они будут в одежде, которую можно менять. Возможно, для игры потребуются аксессуары, которые могут понадобиться в игре: мячик (его можно катать друг другу, тряпочки (с их помощью можно прятать игрушку, одевать ее или укрывать) и т. д.

Сначала ребенок видит маленький спектакль в ваших руках, а затем ему захочется взять игрушку в свои руки и заговорить от ее имени. Очень важно играя, обращаться к ребенку, включая его в игру. Чтобы игрушка стала артистом, нужно самому быть немножко артистом. Если такие спектакли в ваших руках достаточно выразительны и «заразительны», то с 3-4 лет дети сами активно играют с игрушками-артистами, имеющимися у них под рукой.

Театр в жизни детей

Существуют разнообразные виды детского театра. Самый распространенный — это театр игрушек. Уже в период заучивания потешек и незатейливых стишков на столе, своеобразной эстраде, разыгрываются спектакли-миниатюры, где роли действующих лиц «исполняют» игрушки. Если театр игрушек не требует никаких поделок и дети в основном выступают в роли зрителей, то театр пяти пальчиков, или театр петрушек, создает обстановку по-настоящему театрального представления

Мы рекомендуем в каждой семье создать свой домашний театр.

Домашний театр - это совокупность театрализованных игр и разнообразные виды театра. Доступные для домашнего пользования кукольный, настольный, теневой театры.

Театр на пальчиках

Пальчиковый театр - это уникальная возможность расположить сказку на ладошке у ребенка, в которой он сможет занять, роль любого героя. Ребенок может одеть любого персонажа себе на пальчик, и поиграть, или, как вариант, одеть его на специальную подставку и разыгрывать сказку на столе. Если кроха совсем еще мал, за него это сделает мама - и благодарности вашего малыша не будет предела

Театр – это еще и прекрасный речевой и сенсорно – двигательный тренажер, подходящий для деток старше 1 года. Куклы развивают подвижность пальцев обеих рук, помогают освоить речь персонажей, и научат ставить домашние мини –представления.

Игру можно использовать для знакомства и изучения счета (например сказка Теремок, стали жить лягушка-квакушка и зайчик- побегайчик вдвоем, потом втроем, и т. д., для знакомства с героями и сюжетом сказки, для знакомства с понятиями «Справа-слева», «рядом», для развития речи и мелкой моторики (в ходе игры ребенок, повторяя движения взрослого, активизирует моторику рук. С помощью этого вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности).

А еще маленькие фигурки пальчикового театра создадут вам компанию во время прогулки или посещения поликлиники, в дороге. Они не займут много места в маминой сумочке и помогут развлечь малыша. С их помощью можно оживить любимые стихи, сказки, потешки. Незамысловатая игрушка разовьет интонацию, исполнительские умения, творческие способности в передаче образа героя из сказки.

Что вам понадобится:

- разноцветные кусочки ткани, желательно разной фактуры

- флизелин (для проклейки тонких и маленьких деталей)

- нитки мулине (вышивать мордочки животных)

- деревянная рейка для каркаса театра (2 шт по 45 см – горизонтальные, и 2 шт по 30 см – вертикальные)

- плотный картон, гуашевые краски и скотч

- шелк для шторок театра и блестящий шнурок

- цветные картинки для заднего вида

Изготовление:

Скрепить между собой деревянные рейки – при помощи клея.

Готовую рамку покрасить белой краской (я красила остатками водоэмульсионки, после ремонта).

На плотном листе белого картона (лучше взять картон от упаковки бытовой техники, он большого размера и довольно плотный) нарисовать шаблон вывески для театра, раскрасить гуашью (или фломастерами, и после высыхания покрыть картинку скотчем.

Вырезать по контуру вывеску, и сделать 2 продольных пазла, чтобы закрепить ее на деревянной основе.

Делаем задний фон – из белого плотного куска картона вырезаем прямоугольник размером 45х30 см, и в нем делаем насечки – для того чтобы можно было в них вставлять картинки из разных сказок формата А4. Делаем прорези, чтобы картон закрепить на нашей деревянной основе.

Картинку для заднего фона распечатала из диска Сказок Вундеркинд с пеленок (сказка Теремок).

Рисунок упаковала в файл, и заклеила его скотчем, чтобы картинка была «вечная». Сразу заготовила картинки и для других самых любимых сказок - Колобок, Курочка ряба, Репка.

Закрепляем готовые детали на деревянной основе и вешаем шторки.

Шторки сзади повесила на проволоке, и закрепила скотчем, по бокам для красоты подвязала золотым декоративным шнуром.

Шьем героев

Для начала на листе бумаги рисуем будущих кукол – делаем выкройки.

По ним и будем дальше шить кукол.

- Все выкройки тщательно вырезаем, и обводим на кусочке ткани. Туловище каждой куклы состоит из двух одинаковых частей.

- Выкройки ушей, глаз, носиков и прочего обвести на кусочках ткани других цветов, или вышить эти части нитками мулине. Вырезаем все детали из ткани.

Совет - лучше шить по одной кукле, у меня получалась 1 кукла за один вечер, после того как дочка укладывалась спать и никто не дергал за рукав

- Если ткань у вас очень тонкая, то вырезанную часть надо проклеить флизелином.

- На передней части туловища наших героев вышиваем мордочки, ушки, носики, глазки.

Например, у кота, собаки, лисы и зайки мордочки вырезаны из белого флизелина и приклеены утюгом, и только после этого на них можно вышивать носик, ротик, глазки.

Внучке и бабке из шерстяных ниток делаем волосы, пришиваем бантики внучке, и платочек бабушке. На лице у бабушки и дедушки вышиваем морщинки, для натуральности:)

- Теперь вручную сшиваем полностью готовые переднюю и заднюю детали.

Для того чтобы разыгрывать сказки можно было на столе, делаем для кукол специальные подставки – самую большую пластиковую пробку под шурупы наклеиваем клеем Момент на пятикопеечную монету.

Если шить кукол не очень хочется, или не получается, можно пойти другим путем - покупаете маленькие детские брелочки, в виде нужных вам зверюшек, распарываете у них низ, вынимаете синтепон и вшиваете во внутрь каркас из очень плотной ткани.

Чтобы куколки из вашего пальчикового театра не «разбегались» по квартире и не «прятались» под диваны и шкафы, поселите их в уютный деревянный домик.

Объясните малышу, что у каждой вещи есть свое место, ее «домик», где она должна находиться, когда ей не пользуются. Она там отдыхает. Куколки из пальчикового театра будут «жить» в своем домике и отдыхать там между «спектаклями». Когда вы показываете сказку, ребенок может держать домик и подавать нужного героя, а после «спектакля» уложить куколок «спать» в домике. Так ему так будет гораздо интереснее убирать игрушки на место.

Игры на столе

Малыши очень любят настольно-плоскостной театр – это картонные или фанерные силуэты на устойчивых подставках. Все персонажи окрашены с двух сторон и передвигаются скольжением по столу. Фанерный аналог более долговечен, и расширяет период использования театра. Это особенно актуально, если в семье двое и более детей.

Настольно-плоскостной театр отечественного производства широко представлен на прилавках магазинов, и в основном «посвящен» какой-либо сказке. Но можно встретить наборы животных, семью насекомых и т. п. Этот вид театра подойдет детям начиная с четырех лет.

В начале этот театр привлекает ребенка не только сюжетными возможностями, но и декорациями. В ходе игры дети увлекаются деталями. Например, Аленушка, убегающая от Бабы Яги, будет долго-долго бежать по лесу, плыть через реку, прятаться под деревом и, наконец, попадет домой. Поэтому в комплекте набора такого театра всегда есть дополнительные предметы: деревья, домики, ручейки и т. д. Играя, ребенок с удовольствием озвучивает роли всех персонажей сказки. Ему приходится придумывать каждому герою свой неповторимый голос, а это не только звери и люди. Придумать голос бывает необходимо и ветру, и дереву, и даже волшебным феям. Такая игра развивает и воображение, и речь, и голосовой диапазон ребенка.

В детских садах часто используют в играх с детьми - конусный театр. Он также имеется в продаже в виде альбома, в котором все необходимые детали вырезаются и склеиваются. Все детали, из которых состоят игрушки-артисты – геометрические фигурки. Голова – круг, туловище и руки – конусы, ушки – треугольники, а усы – прямоугольные полоски. Готовый корпус фигурки можно раскрасить, дополнить аппликацией и т. п. Куклы получаются объемными и занимают на столе достаточно много места, поэтому в спектакле используются не более трех куколок. Полуподвижная (а что у нее двигается) фигурка «скользит» по столу. Т. к. поле деятельности с конусными игрушками-артистами в этом виде театра ограничено, поскольку каждый набор предназначен только для одного сюжета, а конусные фигурки имеют маленькую степень подвижности, то все творчество и фантазия ребенка воплощается в озвучивании ролей. Здесь каждый ребенок может проявить все свои возможности. Особенно хорошо удается инсценировать потешки, песенки и мини-сказки. Как правило, такой театр предпочитают дети старшего дошкольного возраста. Малышам его не рекомендуют, т. к. бумажные куклы очень непрочные и требуют осторожного обращения.

Удачной альтернативой могут стать куклы-статуэтки или животные, деревянные, сшитые или связанные и наполненные овечьей шерстью. Они теплые, как живые, устойчивые и долговечные. Образцы для изготовления можно найти в журналах для рукоделия.

Как организовать сценическое пространство для настольного театра?

Накроем стол большим куском ткани, свисающим до пола. (Вместо стола можно поставить в ряд несколько стульев с высокими спинками и накрыть их голубой тканью; в качестве сценической площадки можно использовать также диван, но стол или сдвинутые стулья все-таки удобнее.) Однотонные куски ткани разных цветов и шейные платки, живописными складками разложенные на столе, изобразят луг, озеро, дорогу. Подушечка, накрытая коричневым куском материи, превратится в гору, а сучковатая ветка, укрепленная на подставке, с наброшенным на нее полупрозрачным зеленым платком, станет деревом. Добавим в этот пейзаж камни, коряги, шишки, ракушки. Хорошо закрепить за сценой задник, накрытый плотной голубой тканью. Это небо. К заднику можно булавками прикрепить контуры домиков или деревьев, сделанные из легкой ткани.

Сцена готова, расставим кукол и закроем все плотной голубой тканью. Это наш занавес.

Зрители расселись. Пора звать сказку.

Рекомендации для родителей :

• Организовывая кукольный театр дома, следует помнить, что он является не только средством развлечения. Но имеет и большое воспитательное значение. Поэтому нужно серьезно относиться к подбору репертуара, учитывать интерес ребенка. Его возраст и развитие. Малыши любят спектакли с простым, ясным и забавным сюжетом, знакомыми персонажами и благополучным концом. Пьесы должны быть увлекательными и в то же время развивать фантазию ребенка, способствовать формированию положительных черт характера. Хорошо, если в спектаклях показываются образцы дружбы, товарищества, взаимопомощи.

• Для организации домашнего кукольного театра можно использовать игрушки и куклы, выпускаемые промышленностью, но наибольшую ценность имеют игрушки, изготовленные родителями совместно с детьми.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_teatr_igraem_-_rech_razvivaem.docx24.68 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации для родителей «В театр играем - речь развиваем»

Значение театрализованной деятельности для развития речи детей старшего дошкольного возраста.

Нарушение речевого развития детей рассматриваются, прежде всего, как нарушение общения. Отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни ребенка. Совместная со сверстниками и взрослыми театрально-игровая деятельность оказывает выраженное психологическое воздействие на ребенка. Дети в коллективе проявляют индивидуальные особенности, что способствует формированию их внутреннего мира. В игре формируется личность ребенка, реализуется её потенциальные возможности и первые творческие проявления. В театрально-игровой деятельности происходит интенсивное развитие познавательных процессов, эмоционально-личностной сферы. Игра может изменить отношение ребенка к себе и способы общения со сверстниками. Роль, которая доставалась ребенку при игре в театре, может раскрыть в нем потенциальный ресурс. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей. Театрализованная деятельность детей дошкольного возраста включает в себя следующие разделы:

- игры в кукольный театр;

- игры - драматизации;

- игры - представления (спектакли);

- плоскостные и теневые театры.

Виды театров:

Настольный театр

Режиссерские игры

Пальчиковый театр

Стенд-книжка

Плоскостной театр (фланелеграф)

Театр теней

Театр кукол БИБАБО

Театр кукол марионеток

Театрализованная деятельность способствует развитию речи (монолог, диалог). Заниматься с дошкольниками специальной профессиональной подготовкой невозможно, так как у них ещё не достаточно сформирован дыхательный и голосовой аппарат. Стремиться необходимо к тому, чтобы дети понимали: речь актера должна быть более четкой, звучной и выразительной, чем в жизни. Акцент взрослый делает то на дыхание, то на артикуляцию, то на дикцию, то на интонацию или высоту звучания.

В коррекционной работе с детьми с задержкой речевого развития необходимо на их эмоциональный мир, познавательный интерес.

Велика роль стихов в детских театральных играх и упражнениях. Стихотворный текст, как ритмически организованная речь, активизирует весь организм ребенка, способствует развитию его голосового аппарата. Стихи носят тренировочный характер для формирования четкой, грамотной речи.

Особенно нравятся детям диалогические стихи. Говоря от имени определенного действующего лица, ребенок легче раскрепощается, общается с партнером. Затем из стихотворения можно создать целый мини- спектакль и разыграть его в форме этюдов. Кроме того, разучивание стихов развивает память и интеллект.

Создание спектакля с дошкольниками- очень увлекательное и полезное занятие. Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс постановки, помогает ребенку преодолеть трудности в общении.

Как правило, материалом для сценического воплощения служат русские народные сказки. Они несут в себе активизирующее воздействие на речевую деятельность и на эмоциональную сферу ребенка, выполняют лексико-образную функцию, формируют языковую культуру личности, активизируют и развивают внутреннюю слуховую память ребенка. Развиваются основные языковые функции – экспрессивная (вербально образный компонент речи) и коммуникативная (способность к общению, пониманию, диалогу.

Заученные во время подготовки к спектаклю литературные образцы речи дети используют в последствии как готовый речевой материал в свободном речевом общении. Происходит практическое усвоение формальной и содержательной стороны речевой коммуникации.

Инсценировки или отдельные сцены из спектакля, используемые в театрализации, являются готовыми моделями коммуникативных ситуаций.

Распределяя роли в игре- драматизации, следует учитывать речевые возможности каждого ребенка в определенный период логопедической работы. Очень важно дать ребенку выступить наравне с другими хотя бы с самой маленькой ролью, чтобы дать ему возможность, перевоплощаясь, отвлечься то речевого дефекта или продемонстрировать правильную речь.

Неважно, какую роль исполняет ребенок, важно, создает образ, учится преодолевать речевые трудности и свободно вступает в речь.

Желание получить роль какого-либо персонажа – мощный стимул для быстрого обучения говорить чисто и правильно.

В нашем детском саду в каждой группе есть специальные театрализованные уголки для театрализованной деятельности, где имеются куклы для настольного, варежкового, перчаточного, теневого и других видов театра: шапочки - маски для кукольного и теневого театров.

Применение театрализованной деятельности оказывает положительное влияние на развитие экспрессивной речи, воображения, развивает все психические функции ребенка. Наблюдается значительное повышение речевой активности и коммуникативной направленности речи, развивается связная, диалогическая речь.

Домашний кукольный театр

У каждого из нас в раннем детстве был свой кукольный театр. В нем не было ширмы, декораций и специально изготовленных кукол. Он просто возникал в окружающем нас мире и немножко в нашем воображении. Но как он был богат и разнообразен! В песочнице воздвигались крепости, и на штурм шли полки оловянных солдатиков. В воде плавали простые бумажные кораблики - быстроходные фрегаты и каравеллы…

Игры - драматизации

Как часто, в погоне за новым и оригинальны мы забываем о том, что уже выдержало испытание временем! Мы стараемся предложить своим детям то, чего не было у нас, то, что отражает последние достижения технического прогресса: компьютерные и электронные игры, игровые приставки, игрушки-роботы, интерактивные игрушки и пр. Но нужно ли все это нашим детям? Способствуют ли эти новые занятия их умственному, душевному и общему психическому развитию. Единого мнения о вреде новомодных игрушек пока не существует, зато польза многих традиционных игр известна давно. К таким играм относится и игра-драматизация

Игры-драматизации - это особые игры, в которых ребенок разыгрывает знакомый сюжет, развивает его или придумывает новый. Важно, что в такой игре малыш создает свой маленький мир и чувствует себя хозяином, творцом происходящих событий. Он управляет действиями персонажей и строит их отношения. Малыш в игре превращается и в актера, и в режиссера, и в сценариста. В такие игры ребенок никогда не играет молча. Своим голосом или голосом персонажа ребенок проговаривает события и переживания. Он озвучивает героев, придумывает историю, проживает то, что в обычной жизни ему прожить бывает нелегко. Во время таких игр происходит интенсивное развитие речи, качественно и количественно обогащается словарный запас, развивается воображение, творческие способности ребенка, способность управлять собой, удерживать внимание в соответствии с сюжетом, логичность и самостоятельность мышления. Все это приобретает особое значение в познавательном развитии и дальнейшей учебной деятельности. Поэтому игры-драматизации необычайно полезны и нужны ребенку на разных этапах его развития. Но для таких игр необходимы особые игрушки – игрушки-артисты. Такими артистами, как правило, бывают куклы. Самый простой вариант игры-драматизации в домашних условиях – спектакль игрушек. Уже в возрасте 6-7 месяцев вы можете «устраивать»представления для своего ребенка. Например, любимый утенок будет приходить и петь песенки. Это простое представление не оставит равнодушным вашего малыша. Он будет улыбаться, пытаться достать утенка и, выразит желание участвовать в этом представлении. Позже, после 1 года, когда ребенок начнет понимать речь, родителимогут разыгрывать маленькие сценки перед ним уже между двумя игрушками. Мишкой и Куклой, например. Кукла с Мишкой могут танцевать, прыгать, играть в прятки, догонять друг друга. Для такого театра также ничего особенного не потребуется: всего лишь две игрушки. А чудо, которое ребенок видит, стоит ваших усилий! Ребенок открыт воображаемому миру, воображаемой ситуации. Он существует в фантазии, как в реальности. Малыш не замечает ваших рук, он видит историю, которая перед ним разыгрывается и сопереживает. В возрасте около 2,5 лет, попробуйте разыгрывать классические сюжеты с помощью обычных домашних игрушек. Например, сказки «Колобок», «Курочка Ряба» и т. д. Достаточно лишь подобрать необходимые для спектакля игрушки из тех, которые у вас есть. Они должны быть средних размеров и с выразительной знаковой внешностью. Лучше, если они будут в одежде, которую можно менять. Возможно, для игры потребуются аксессуары, которые могут понадобиться в игре: мячик (его можно катать друг другу, тряпочки (с их помощью можно прятать игрушку, одевать ее или укрывать) и т. д.

Сначала ребенок видит маленький спектакль в ваших руках, а затем ему захочется взять игрушку в свои руки и заговорить от ее имени. Очень важно играя, обращаться к ребенку, включая его в игру. Чтобы игрушка стала артистом, нужно самому быть немножко артистом. Если такие спектакли в ваших руках достаточно выразительны и «заразительны», то с 3-4 лет дети сами активно играют с игрушками-артистами, имеющимися у них под рукой.

Театр в жизни детей

Существуют разнообразные виды детского театра. Самый распространенный — это театр игрушек. Уже в период заучивания потешек и незатейливых стишков на столе, своеобразной эстраде, разыгрываются спектакли-миниатюры, где роли действующих лиц «исполняют» игрушки. Если театр игрушек не требует никаких поделок и дети в основном выступают в роли зрителей, то театр пяти пальчиков, или театр петрушек, создает обстановку по-настоящему театрального представления

Мы рекомендуем в каждой семье создать свой домашний театр.

Домашний театр - это совокупность театрализованных игр и разнообразные виды театра. Доступные для домашнего пользования кукольный, настольный, теневой театры.

Театр на пальчиках

Пальчиковый театр - это уникальная возможность расположить сказку на ладошке у ребенка, в которой он сможет занять, роль любого героя. Ребенок может одеть любого персонажа себе на пальчик, и поиграть, или, как вариант, одеть его на специальную подставку и разыгрывать сказку на столе. Если кроха совсем еще мал, за него это сделает мама - и благодарности вашего малыша не будет предела

Театр – это еще и прекрасный речевой и сенсорно – двигательный тренажер, подходящий для деток старше 1 года. Куклы развивают подвижность пальцев обеих рук, помогают освоить речь персонажей, и научат ставить домашние мини –представления.

Игру можно использовать для знакомства и изучения счета (например сказка Теремок, стали жить лягушка-квакушка и зайчик- побегайчик вдвоем, потом втроем, и т. д., для знакомства с героями и сюжетом сказки, для знакомства с понятиями «Справа-слева», «рядом», для развития речи и мелкой моторики (в ходе игры ребенок, повторяя движения взрослого, активизирует моторику рук. С помощью этого вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности).

А еще маленькие фигурки пальчикового театра создадут вам компанию во время прогулки или посещения поликлиники, в дороге. Они не займут много места в маминой сумочке и помогут развлечь малыша. С их помощью можно оживить любимые стихи, сказки, потешки. Незамысловатая игрушка разовьет интонацию, исполнительские умения, творческие способности в передаче образа героя из сказки.

Что вам понадобится:

- разноцветные кусочки ткани, желательно разной фактуры

- флизелин (для проклейки тонких и маленьких деталей)

- нитки мулине (вышивать мордочки животных)

- деревянная рейка для каркаса театра (2 шт по 45 см – горизонтальные, и 2 шт по 30 см – вертикальные)

- плотный картон, гуашевые краски и скотч

- шелк для шторок театра и блестящий шнурок

- цветные картинки для заднего вида

Изготовление:

Скрепить между собой деревянные рейки – при помощи клея.

Готовую рамку покрасить белой краской (я красила остатками водоэмульсионки, после ремонта).

На плотном листе белого картона (лучше взять картон от упаковки бытовой техники, он большого размера и довольно плотный) нарисовать шаблон вывески для театра, раскрасить гуашью (или фломастерами, и после высыхания покрыть картинку скотчем.

Вырезать по контуру вывеску, и сделать 2 продольных пазла, чтобы закрепить ее на деревянной основе.

Делаем задний фон – из белого плотного куска картона вырезаем прямоугольник размером 45х30 см, и в нем делаем насечки – для того чтобы можно было в них вставлять картинки из разных сказок формата А4. Делаем прорези, чтобы картон закрепить на нашей деревянной основе.

Картинку для заднего фона распечатала из диска Сказок Вундеркинд с пеленок (сказка Теремок).

Рисунок упаковала в файл, и заклеила его скотчем, чтобы картинка была «вечная». Сразу заготовила картинки и для других самых любимых сказок - Колобок, Курочка ряба, Репка.

Закрепляем готовые детали на деревянной основе и вешаем шторки.

Шторки сзади повесила на проволоке, и закрепила скотчем, по бокам для красоты подвязала золотым декоративным шнуром.

Шьем героев

Для начала на листе бумаги рисуем будущих кукол – делаем выкройки.

По ним и будем дальше шить кукол.

- Все выкройки тщательно вырезаем, и обводим на кусочке ткани. Туловище каждой куклы состоит из двух одинаковых частей.

- Выкройки ушей, глаз, носиков и прочего обвести на кусочках ткани других цветов, или вышить эти части нитками мулине. Вырезаем все детали из ткани.

Совет - лучше шить по одной кукле, у меня получалась 1 кукла за один вечер, после того как дочка укладывалась спать и никто не дергал за рукав

- Если ткань у вас очень тонкая, то вырезанную часть надо проклеить флизелином.

- На передней части туловища наших героев вышиваем мордочки, ушки, носики, глазки.

Например, у кота, собаки, лисы и зайки мордочки вырезаны из белого флизелина и приклеены утюгом, и только после этого на них можно вышивать носик, ротик, глазки.

Внучке и бабке из шерстяных ниток делаем волосы, пришиваем бантики внучке, и платочек бабушке. На лице у бабушки и дедушки вышиваем морщинки, для натуральности:)

- Теперь вручную сшиваем полностью готовые переднюю и заднюю детали.

Для того чтобы разыгрывать сказки можно было на столе, делаем для кукол специальные подставки – самую большую пластиковую пробку под шурупы наклеиваем клеем Момент на пятикопеечную монету.

Если шить кукол не очень хочется, или не получается, можно пойти другим путем - покупаете маленькие детские брелочки, в виде нужных вам зверюшек, распарываете у них низ, вынимаете синтепон и вшиваете во внутрь каркас из очень плотной ткани.

Чтобы куколки из вашего пальчикового театра не «разбегались» по квартире и не «прятались» под диваны и шкафы, поселите их в уютный деревянный домик.

Объясните малышу, что у каждой вещи есть свое место, ее «домик», где она должна находиться, когда ей не пользуются. Она там отдыхает. Куколки из пальчикового театра будут «жить» в своем домике и отдыхать там между «спектаклями». Когда вы показываете сказку, ребенок может держать домик и подавать нужного героя, а после «спектакля» уложить куколок «спать» в домике. Так ему так будет гораздо интереснее убирать игрушки на место.

Игры на столе

Малыши очень любят настольно-плоскостной театр – это картонные или фанерные силуэты на устойчивых подставках. Все персонажи окрашены с двух сторон и передвигаются скольжением по столу. Фанерный аналог более долговечен, и расширяет период использования театра. Это особенно актуально, если в семье двое и более детей.

Настольно-плоскостной театр отечественного производства широко представлен на прилавках магазинов, и в основном «посвящен» какой-либо сказке. Но можно встретить наборы животных, семью насекомых и т. п. Этот вид театра подойдет детям начиная с четырех лет.

В начале этот театр привлекает ребенка не только сюжетными возможностями, но и декорациями. В ходе игры дети увлекаются деталями. Например, Аленушка, убегающая от Бабы Яги, будет долго-долго бежать по лесу, плыть через реку, прятаться под деревом и, наконец, попадет домой. Поэтому в комплекте набора такого театра всегда есть дополнительные предметы: деревья, домики, ручейки и т. д. Играя, ребенок с удовольствием озвучивает роли всех персонажей сказки. Ему приходится придумывать каждому герою свой неповторимый голос, а это не только звери и люди. Придумать голос бывает необходимо и ветру, и дереву, и даже волшебным феям. Такая игра развивает и воображение, и речь, и голосовой диапазон ребенка.

В детских садах часто используют в играх с детьми - конусный театр. Он также имеется в продаже в виде альбома, в котором все необходимые детали вырезаются и склеиваются. Все детали, из которых состоят игрушки-артисты – геометрические фигурки. Голова – круг, туловище и руки – конусы, ушки – треугольники, а усы – прямоугольные полоски. Готовый корпус фигурки можно раскрасить, дополнить аппликацией и т. п. Куклы получаются объемными и занимают на столе достаточно много места, поэтому в спектакле используются не более трех куколок. Полуподвижная (а что у нее двигается) фигурка «скользит» по столу. Т. к. поле деятельности с конусными игрушками-артистами в этом виде театра ограничено, поскольку каждый набор предназначен только для одного сюжета, а конусные фигурки имеют маленькую степень подвижности, то все творчество и фантазия ребенка воплощается в озвучивании ролей. Здесь каждый ребенок может проявить все свои возможности. Особенно хорошо удается инсценировать потешки, песенки и мини-сказки. Как правило, такой театр предпочитают дети старшего дошкольного возраста. Малышам его не рекомендуют, т. к. бумажные куклы очень непрочные и требуют осторожного обращения.

Удачной альтернативой могут стать куклы-статуэтки или животные, деревянные, сшитые или связанные и наполненные овечьей шерстью. Они теплые, как живые, устойчивые и долговечные. Образцы для изготовления можно найти в журналах для рукоделия.

Как организовать сценическое пространство для настольного театра?

Накроем стол большим куском ткани, свисающим до пола. (Вместо стола можно поставить в ряд несколько стульев с высокими спинками и накрыть их голубой тканью; в качестве сценической площадки можно использовать также диван, но стол или сдвинутые стулья все-таки удобнее.) Однотонные куски ткани разных цветов и шейные платки, живописными складками разложенные на столе, изобразят луг, озеро, дорогу. Подушечка, накрытая коричневым куском материи, превратится в гору, а сучковатая ветка, укрепленная на подставке, с наброшенным на нее полупрозрачным зеленым платком, станет деревом. Добавим в этот пейзаж камни, коряги, шишки, ракушки. Хорошо закрепить за сценой задник, накрытый плотной голубой тканью. Это небо. К заднику можно булавками прикрепить контуры домиков или деревьев, сделанные из легкой ткани.

Сцена готова, расставим кукол и закроем все плотной голубой тканью. Это наш занавес.

Зрители расселись. Пора звать сказку.

Рекомендации для родителей :

• Организовывая кукольный театр дома, следует помнить, что он является не только средством развлечения. Но имеет и большое воспитательное значение. Поэтому нужно серьезно относиться к подбору репертуара, учитывать интерес ребенка. Его возраст и развитие. Малыши любят спектакли с простым, ясным и забавным сюжетом, знакомыми персонажами и благополучным концом. Пьесы должны быть увлекательными и в то же время развивать фантазию ребенка, способствовать формированию положительных черт характера. Хорошо, если в спектаклях показываются образцы дружбы, товарищества, взаимопомощи.

• Для организации домашнего кукольного театра можно использовать игрушки и куклы, выпускаемые промышленностью, но наибольшую ценность имеют игрушки, изготовленные родителями совместно с детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В театр играем - речь развиваем

Успешность обучения детей в школе во многом зависит от овладения ребенком связной речью.Формирование связной речи у детей осуществляется в процессе разнообразной практической деятельности,при проведен...

Проект: «В театр играем - речь развиваем».

Проект: «В театр играем - речь развиваем».Цель проекта:·        ознакомление с различными видами театра, для повышения речевой активности.·...

Паспорт педагогического проекта «В театр играем - речь развиваем»

Паспорт педагогического проекта «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность». «В театр играем - речь развиваем» Проект «В ...

Педагогический проект «В театр играем - речь развиваем». Вторая младшая группа

Младший дошкольный возраст является наиболее сенситивным (восприимчивым)для всестороннего развития ребенка. Именно в 3-4 года происходит активное становление всех психических процессов,...

Консультация для родителей В театр играем - речь развиваем

Консультация для родителей В театр играем - речь развиваем...

Проект «В театр играем – речь развиваем!»

Цель: профилактика речевых нарушений и развитие речи детей через театрально – игровую деятельность. Задачи: Вызвать интерес к театрально- игровой деятельности, знакомить с различными видами прои...

Буклет для специылистов ДОУ и семей воспитанников "В театр играем-речь развиваем"

Буклет для специалистов ДОУ и семей воспитанников "В театр играем- речь развиваем" . в буклете представлены игры и игровые упражнения, способствующие коррекции речевых нарушений у детей стар...