Развитие творческих способностей детей с ОНР в изобразительной деятельности
статья

Боницкая Наталья Владимировна

материал для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorch_poobnosti_u_detey_onr.docx18.08 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие творческих способностей детей с ОНР в изобразительной деятельности

В 5 лет дети дают 90% оригинальных ответов, в 7 лет – 20%, а взрослые лишь 2%.

Это как раз те, кто выдержал давление социума и остался творческой личностью. Цифры заставляют задуматься о том, как важно не упустить момент и не оттолкнуть человека от творческой деятельности, а наоборот, приблизить к ней, заинтересовать, научить видеть и реализовывать свои возможности. Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность. Влияние изодеятельности на развитие творческих способностей считается общепризнанным и является традиционным предметом психолого-педагогического анализа. В целом ряде исследований и методических разработок Т.Н.Дороновой, Т.Г.Казаковой, Т.С.Комаровой, А.И.Сакулиной, Е.А.Флериной показаны различные аспекты творчески развивающего потенциала рисования, лепки, аппликации на разных этапах дошкольного детства.

Изобразительная деятельность способствует:

  • Разностороннему развитию личности ребенка.
  • Углублению представлений об окружающем мире.
  • Приобретению знаний о предметах и явлениях, о художественных возможностях изобразительного искусства.
  • Решению задач речевого развития детей: обогащению словарного запаса, развитию связной речи, правильного произношения, умению описывать увиденное, рассказать о созданном изображении.

И, наконец, в процессе изодеятельности  ребенок испытывает разные чувства: радуется, огорчается, стремиться преодолеть трудности или пасует перед ними.
Все мы в детстве были художниками. Почему же увлечение это проходит? Почему верным рисованию остаются только художественно-одаренные люди? Ведь все дети любят рисовать. У ребенка возникает вполне естественное желание передать в рисунке свои впечатления от увиденного. Однако практика  показывает,  что дети с нарушением речи слабо владеют изобразительными навыками, а при отсутствии коррекционного развивающего обучения самостоятельная деятельность нередко носит репродуктивный характер: дети наизусть рисуют то, что умеют.  В  детских работах однообразие, бедность цвета, одноплановость. Наблюдения показали, что у современного ребенка, который живет в непростых условиях художественного социума, исчез интерес к искусству, ослабло стремление к творческому проявлению.

Причины, препятствующие стремлению детей к творческому проявлению:

  • Отсутствие определенного опыта, ограниченность необходимых знаний, умений, навыков
  • Формализм в организации педагогического процесса (важно помнить о специфике изодеятельности. Это не обычное занятие, на котором дети просто чему-то учатся, что-то узнают, это художественно-творческая деятельность, требующая от ребенка положительного эмоционального отношения, желания творить).
  • Несоответствие изодеятельности как части воспитательно-образовательной работы с дидактическими принципами.
  • Ограниченное количество материалов, предлагаемых детям для изодеятельности.
  • Небольшое число  используемых детьми способов изображения.
  • Недостаточный уровень квалификации педагога и недостаточно развитое восприятие педагогов формирует «штампы», которые внедряются в сознание детей – «это надо так, а это так» и определяет формальный, нетворческий подход к организации занятий (использование одних и тех же методов, не включающих игровые приемы, подача прямого показа изображения).
  • Низкая заинтересованность родителей в развитии художественно-творческих способностей детей.
  • Недостаточная грамотность родителей в области коррекционной работы по развитию творческих способностей детей, имеющих речевые нарушения. Художественная среда, окружающая детей дома, ограничивается в основном только развлекательными играми, фломастерами, карандашами. Лишь некоторые родители создают все условия для развития творческих способностей, большинство полагают, что никакое творчество их детям не нужно, в жизни оно не пригодится.

Нужно найти такие стимулы к творчеству, которые бы рождали у ребенка подлинное желание творить.  Развить творческий потенциал всех детей, ибо каждый ребенок одарен и талантлив, оберегая индивидуальное, самобытное, опираясь на его природу, и стараясь не заглушить  способности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие творческих способностей детей через нетрадиционные формы изобразительной деятельности"

quot;Развитие творческих способностей детей через нетрадиционные формы изобразительной деятельности"...

Статья на тему "Педагогические условия развития творческих способностей детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности"

В статье говорится о наиболее важных условиях успешного развития детского художественного творчества....

Родительское собрание: "«Развитие творческих способностей детей с ОНР через изобразительную деятельность»"

«Развитие творческих способностей детей с ОНР через изобразительную деятельность»...

Доклад на тему «Развитие творческих способностей детей на занятиях по изобразительной деятельности»

Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше маст...

Консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности»

Консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности»...