"Цели и задачи воспитательно - образовательной работы для детей 5 - 6 лет на 2020 - 2021 учебный год"
консультация (старшая группа)

Макарова Татьяна Михайловна

Старший дошкольный возраст – какой он?

Возраст от 5 до 6 лет – новый важный этап в развитии и воспитании ребёнка-дошкольника. Однако он далеко не всегда верно оценивается родителями, не представляется им столь значимым, как например, последующий 7-й год жизни.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_tseli_i_zadachi.docx24.58 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей: «Цели и задачи воспитательно – образовательной работы с детьми 5 – 6 лет на 2020 – 2021 год»

Подготовила воспитатель Макарова Т. М.

     В новом учебном году наши дети перешли в старшую группу. В ДОУ имеется собственная образовательная программа, которая разработана в соответствии с приказом Министерства образования и Науки Российской федерации от 17 октября 2013 года № 1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования».

Целью Программы является создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Цели Программы достигаются через решение следующих задач:

- обеспечить охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, эмоционального благополучия и своевременное всестороннее развитие каждого ребенка;

- обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса;

- создать в группах атмосферу гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;

- обеспечить максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграцию в целях повышения эффективности воспитательно - образовательного процесса;

- обеспечить творческую организацию воспитательно - образовательного процесса;

- создать условия для вариативности использования образовательного материала, позволяющего развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;

- формировать уважительное отношение к результатам детского творчества;

- обеспечить единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;

- соблюдать в работе детского сада и начальной школы преемственность, исключающую умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивающую отсутствие предметного обучения.

      Эти цели и задачи реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения и другой.

В старшей группе проводится 11 видов организованной образовательной деятельности в неделю (занятий), длительностью 20-25 минут. Ознакомление с миром природы, Социальный мир, Рисование, Лепка, Аппликация, Подготовка к обучению грамоте, Формирование элементарных математический представлений, Развитие речи – проводят воспитатели: Макарова Татьяна Михайловна и Колесниченко Светлана Алексеевна.

Каждое занятие проводится 1 раз в неделю, кроме Аппликации, Социального мира и Ознакомление с миром природы. Они проводятся 1 раз в две недели.

- 1 раз в неделю «Цветик – семицветик» проводит психолог Ганеева Руфина Рафаилевна

- 3 раза в неделю физическую культуру проводит инструктор по физической культуре Зулкарнаева Дания Салаватовна.

- 2 раза в неделю музыку проводит музыкальный руководитель Телетнева Татьяна Анатольевна.

С расписанием образовательной деятельности и режимом дня можно ознакомиться в родительском уголке.

При организации воспитательно - образовательного процесса следует решать поставленные цели и задачи, избегая перегрузки детей.

Одной теме уделяется не менее одной недели. Оптимальный период — 2–3 недели. Тема отражена в подборе материалов, находящихся в группе и центрах (уголках) развития.

 Образовательная работа по ФГОС в детском саду разделены на 5 областей: «Социально – коммуникативная», «Познавательная», «Речевая», «Художественно – эстетическая», «Физическая».

     Мы, педагоги считаем: такое разделение на области очень условным, так как все личностные качества у детей, их знания и навыки, формируются за счет принципа комплексной интеграции тематических процессов.

Например, нельзя отдельно выделять творческое развитие, оно должно присутствовать во всех сферах деятельности детей в детском саду.

1.Физическое развитие:

- развитие физических качеств

- правильное формирование опорно-двигательной системы организма, развитие равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики

- правильное выполнение основных движений

- формирование начальных представлений о некоторых видах спорта

- овладение подвижными играми с правилами

- становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере

- овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни

- формирование начальных представлений о здоровом образе жизни

- физическая культура

2.Художественно - эстетическое развитие:

- развитие предпосылок ценностно – смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы

- становление эстетического отношения к окружающему миру

- формирование элементарных представлений о видах искусства

- восприятие музыки, художественной литературы, фольклора

- стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений

- реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно – модельной, музыкальной и др.)

- приобщение к искусству

- изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация)

- конструктивно – модельная деятельность

- музыкальная деятельность

3.Речевое развитие:

-владение речью как средством общения

- обогащение активного словаря

- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи

- развитие речевого творчества

- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха

- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы

-формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте

- речевое развитие

- приобщение к художественной литературе

4.Познавательное развитие:

- развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации

- формирование познавательных действий становление сознания

- развития воображения и творческой активности

- формирование первичных представлений о себе. Других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме. Цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.)

- формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях природы, многообразии стран народов мира

- развитие познавательно – исследовательской деятельности

- приобщение к социокультурным ценностям

- формирование элементарных математических представлений

- ознакомление с миром природы

5. Социально –коммуникативное развитие:

- присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности

- развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками

- становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий

- развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания

- формирования готовности к совместной деятельности

- формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых в организации

- формирование позитивных установок к различным видам труда и творчестве

- формирование основ безопасности в быту, социуме, природе

- социализация, развитие общения, нравственное воспитание

- ребёнок в семье и сообществе, патриотическое воспитание

- самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание

- формирование основ безопасности

  2. Старший дошкольный возраст – какой он?

Возраст от 5 до 6 лет – новый важный этап в развитии и воспитании ребёнка-дошкольника. Однако он далеко не всегда верно оценивается родителями, не представляется им столь значимым, как например, последующий 7-й год жизни.

6-й год жизни дошкольника характерен нарастанием физических и интеллектуальных сил.

Воспитание 5-летних детей является качественно новой ступенью по сравнению с воспитанием детей среднего дошкольного возраста, нельзя упускать эти возможности.

Переход детей в старшую группу связан с некоторыми изменениями в условиях их жизни и воспитания: они теперь включаются в систематическую и более сложную по содержанию коллективную деятельность (игра, труд, обучение). И программа, и методы обучения приобретают характер учебной деятельности.

Дети 5 лет, если они не изнежены, оказываются физически здоровыми, крепкими, выносливыми.

Самое важное достижение ребёнка этого возраста заключается в том, что многие выполняемые ими движения и действия становятся подконтрольными сознанию. Поэтому, например, дети 6-го года жизни могут точно выполнять правила подвижной игры, более длительно рассматривать книги, рисовать, лепить.

Возможность произвольно регулировать свои движения является наиболее существенным показателем общего развития старшего дошкольника. Понаблюдайте за детской игрой. Вы увидите, что, прежде всего в ней отражается деятельность людей, их взаимоотношения, и уже значительно более содержательно, чем раньше. Играя в детском саду, дети объединяются общим замыслом, действуют согласованно и каждый из них стремится внести в игру свою инициативу, выдумку и опыт.

Дети старшей группы в состоянии выполнять более сложные трудовые обязанности в группе, дома, требующие согласованных действий, способны работать сосредоточенно, не отвлекаясь, вместе с другими, помогать друг другу, чувствовать ответственность перед сверстниками. Ребята умеют уже довольно справедливо оценить, как выполняет ту или иную задачу каждый из детей или он сам.

У 5-летних детей усиливается произвольное внимание. Благодаря более богатому детскому опыту становится содержательным воображение.

Очень важно заботиться о развитии мышления и речи детей, необходимо отвечать на детские вопросы, которые выражают интерес к причинно-следственным связям (почему? зачем, выслушивать их рассказы о замыслах и стремлениях (что и как будут делать, во что играть и т. д)

Жизнь детей этого возраста значительно эмоциональнее, богаче, чем на предыдущем этапе, их чувства более глубоки и продолжительны. Появляются зачатки интеллектуальных чувств. Эстетические переживания детей разнообразны – их радует красота в природе и обстановке, они испытывают удовольствие от хороших песен, картин, стремятся внести элементы красоты в свои рисунки, игры. Особенное развитие получают нравственные чувства – дети радуются, когда помогают товарищам, стремятся быть полезными окружающим, сопереживают близким им людям, стремятся на деле выразить эти чувства.

Итак, учитывая названные выше возрастные особенности детей 6-ого года жизни, необходимо осуществлять следующие задачи:

- развивать движения детей, в том числе тонкие движения руки, необходимые для овладения навыками письма; добиваться большей их координации, точности, быстроты;

- воспитывать самостоятельность при самообслуживании;

- расширять представления детей об общественной жизни, природе, труде взрослых,

- воспитывать правильное отношение к ним;

- воспитывать умение удерживать цель, следовать указаниям взрослого, сосредоточенность и целеустремлённость;

- формировать у детей отдельные понятия, развивать логическое мышление;

развивать связную речь детей;

- совершенствовать художественные умения в рисовании, пении, танце, чтении стихов рассказывании сказок, рассказов, обогащать эстетические восприятия и переживания;

- воспитывать у детей навыки коллективного труда

- развивать произвольное управление детей своим поведением.

При организации воспитательно - образовательного процесса следует решать поставленные цели и задачи, избегая перегрузки детей.

Одной теме уделяется не менее одной недели. Оптимальный период — 2–3 недели. Тема отражена в подборе материалов, находящихся в группе и центрах (уголках) развития. Содержание психолого-педагогической работы с детьми 5-6 лет дается по образовательным областям: «Социально-коммуникативное развитие»«Познавательное развитие»«Речевое развитие»«Художественно-эстетическое развитие»«Физическое развитие».

Более подробно хочу остановиться на некоторых из них:

Развитие речи. Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими. Развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи — диалогической и монологической форм; формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи. Практическое овладение воспитанниками нормами речи.

Художественная литература. Воспитание интереса и любви к чтению; развитие литературной речи. Воспитание желания и умения слушать художественные произведения, следить за развитием действия.

Познавательное развитие.

-Развитие познавательно-исследовательской деятельности.

-Приобщение к социокультурным ценностям.

-Формирование элементарных математических представлений.

-Ознакомление с природой и природными явлениями

Формирование элементарных математических представлений:

Учить создавать множества (группы предметов) из разных по качеству элементов (предметов разного цвета, размера, формы, назначения; звуков, движений); разбивать множества на части и воссоединять их; устанавливать отношения между целым множеством и каждой его частью, понимать, что множество больше части, а часть меньше целого множества; сравнивать разные части множества на основе счета и соотнесения элементов (предметов)один к одному; определять большую (меньшую) часть множества или их равенство. Учить считать до 10; последовательно знакомить с образованием каждого числа в пределах от 5 до 10 (на наглядной основе). Сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10 на основе сравнения конкретных множеств; получать равенство из неравенства добавляя к меньшему количеству один предмет или убирая из большего количества один предмет («7 меньше 8, если к 7 добавить один предмет, будет 8, поровну», «8 больше 7; если из 8 предметов убрать

один, то станет по 7, поровну»). Формировать умение понимать отношения рядом стоящих чисел

(5 < 6 на 1, 6 > 5 на 1). Отсчитывать предметы из большого количества по образцу и задан-

ному числу (в пределах 10). Совершенствовать умение считать в прямом и обратном порядке

(в пределах 10). Считать предметы на ощупь, считать и воспроизводить количество звуков, движений по образцу и заданному числу (в пределах 10). Познакомить с цифрами от 0 до 9.

Познакомить с порядковым счетом в пределах 10, учить различать вопросы «Сколько?»«Который?» («Какой?») и правильно отвечать на них. Продолжать формировать представление о равенстве: определять равное количество в группах, состоящих из разных предметов; правильно обобщать числовые значения на основе счета и сравнения групп (здесь 5 петушков, 5 матрешек, 5 машин — всех игрушек поровну — по 5). Упражнять детей в понимании того, что число не зависит от величины предметов, расстояния между предметами, формы, их расположения, а также направления счета (справа налево, слева направо, с любого предмета).

Величина

Учить устанавливать размерные отношения между 5–10 предметами разной длины (высоты, ширины) или толщины: систематизировать предметы, располагая их в возрастающем (убывающем) порядке по величине; Формировать понятие о том, что предмет (лист бумаги, лента, круг,

квадрат и др.) можно разделить на несколько равных частей (на две, четыре). Учить называть части, полученные от деления, сравнивать целое и части, понимать, что целый предмет больше каждой своей части, а часть меньше целого.

Дать детям представление о том, что утро, вечер, день и ночь составляют сутки.

Познавательное развитие.

-Развитие познавательно-исследовательской деятельности.

-Приобщение к социокультурным ценностям.

-Формирование элементарных математических представлений.

-Ознакомление с природой и природными явлениями

Много внимания необходимо уделять безопасности детей по ПДД.

Согласно ФГОС ДО, родители являются участниками образовательного процесса поэтому в течение учебного года мы с вами вместе будем участвовать в выставках и конкурсах, дома вести исследования по проектной деятельности проектной деятельности. Участвовать в обсуждениях, знакомится с информацией в сети интернет на образовательных порталах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание: Цели и задачи воспитательной — образовательной работы Средней группы на 2016–2017 учебный год.

Самойлова Марина ВячеславовнаРодительское собрание: Цели и задачи воспитательной — образовательной работы старшей группы на 2016–2017 учебный год.Задачи: познакомить родителей с задач...

Комплексно-тематическое планирование воспитательно-образовательной работы в средней групп на 2020-2021 г.

Комплексно-тематическое планирование воспитательно-образовательной деятельности в средней группе(4-5 лет)на 2020-2021 г....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ НА 2020-2021 УЧЕБНЫЙ ГОД муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Кваркенский детский сад № 1 «Колосок» с. Кваркено Оренбургской области

Образовательная программа дошкольного образования Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Кваркенский детский сад № 1 «Колосок» п. Кваркено района Оренбургской о...

Комплексно-тематическое планирование воспитательно-образовательной работы по дидактической кукле на 2020 - 2021 учебный год.

Перспективный план составлен по программе "Теремок" . Основным условием для успешного освоения детьми культурного игрового опыта является развивающая среда, предоставляющая каждому ребенку н...

Отчет о воспитательно-образовательной работе в средней группе за 2020 – 2021 учебный год

Форма аналитического отчета воспитателя не регламентирована. Педагогические коллективы свобод-ны в выборе, и нет необходимости в том, чтобы все ДОО использовали единую форму годового анали-т...