Мастер-класс для родителей на тему: «Приобщение детей к художественной литературе по средством пальчиковых игр"
материал (младшая группа)

Кузнецова Ольга Сергеевна

Мастер-класс для родителей  на тему: «Приобщение детей к художественной литературе по средством пальчиковых игр" 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Приобщение детей раннего возраста к художественной литературе посредством пальчиковых игр»

Из всех чудес, созданных человеком, наиболее сложным и великим М. Горький считал книгу.

Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают ум ребенка. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок.

В. Сухомлинский

Цель мастер – класса:

Повышение профессиональной компетентности родителей по использованию пальчиковой гимнастики в работе с детьми, пропаганда и распространение разновидностей форм работы.

Задачи:

1. Познакомить родителей с эффективным методом использования пальчиковой гимнастики в жизни ребёнка.

2. Активизировать самостоятельную работу родителей, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного.

3. Познакомить родителей с рекомендациями по проведению пальчиковой гимнастики

  1. Вступительная часть.

Наше время – время великих достижений науки, техники, время замечательных открытий. Но из всех чудес, созданных человеком, наиболее сложным и великим М. Горький считал книгу. В книге заключен огромный духовный мир человечества. Художественная литература помогает ребёнку уже в раннем возрасте познавать окружающий его мир. Она развивает мышление и воображение у ребёнка, даёт прекрасные образы русского литературного языка, обогащая его эмоции. Огромно её воспитательное, познавательное и эстетическое значение.

Однако, в настоящее время общество соприкоснулось с проблемой получения информации из общедоступных источников (телевидение и компьютеры, таким образом, фактически сводится к минимуму такой вид деятельности как чтение. В таком случае, страдают, прежде всего, дети, ведь из-за нехватки психо – эмоционального общения со взрослыми и сверстниками у детей появляются ложные представления о общении между людьми как таковом. Поэтому перед педагогами встала задача – приобщение дошкольников к художественной литературе, чтению.

Существует много форм работы по формированию у детей интереса к художественной литературе, чтению. Так как я работаю с детьми раннего возраста, в своей работе я использую одну из этих форм – пальчиковые игры. Пальчиковые игры на основе устного народного творчества (потешек) развивают не только интерес к книге, но и мозг ребенка, стимулируют творческие способности, развивают фантазию и речь. В своей практике я использую игры, которые являются синтезом поэтического слова и движения. Так как движения конкретизируют образ, а слово помогает чётко выполнять движения.

Тексты упражнений – это рифмованные подсказки к заданным движениям. Они легко ложатся на слух ребенка, и настраивают на игру. С помощью стихотворного ритма совершенствуется произношение, происходит постановка правильного дыхания, отрабатывается определённый темп речи, развивается речевой слух, воспитывается интерес к художественным произведениям, книге.

Пальчиковые игры усиливают согласованную деятельность речевых зон и способствуют лучшему развитию памяти и воображения ребенка, а его пальцы и кисти рук приобретают гибкость и ловкость.

В своей работе мы ежедневно используем пальчиковую гимнастику. Дети с удовольствием выполняют ее. Сначала надо объяснить, показать, как надо выполнять действия. Пока ребенок не запомнил, надо выполнять медленно, а затем ускорять темп выполнения.

Пальчиковая игра – простое, но очень полезное занятие. Ее можно использовать в дороге, в очереди и др. если ребенок воспринимает пальчиковую гимнастику как игру, то он с удовольствием выполняет все задания.

                                   2. Основная часть.

Активизация родителей:

– Крикните громко и хором, друзья,

Деток вы любите? Нет или да?

Пришли на собрание, сил совсем нет,

Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет.)

Я вас понимаю. Как быть, господа?

Проблемы детей решать нужно нам? (Да.)

Дайте мне тогда ответ:

Помочь откажетесь мне? (Нет.)

Последнее спрошу вас я:

Активными все будем? (Да.)

- У меня есть волшебная палочка, которая нам сегодня поможет. Она превратит нас в детей. Нужно дружно всем подуть, нашей палочкой взмахнуть, раз, два,три снова в детство нас верни. …. Куда же мы с вами попали? (звучит музыка «в гостях у сказки»).  Правильно, мы попали в сказку.

Давайте вспомним  хорошо всем знакомые русские народные сказки  рассказать и показать с помощью наших пальчиков.

                                       

Будем пальчики считать

Будем сказки называть:

(хлопок, кулачок)

Эта сказка – «Теремок»,

Эта сказка – «Колобок»,

Эта сказка – «Репка»

Про внучку и про дедку.

«Волк и семеро козлят» -

(поочерёдно загибать пальчики на каждое название сказки)

Этим сказкам каждый рад!

(сжать, разжать кулачок)

Сказки просят: а сейчас вы узнайте нас друзья!!!!!!!!!!

В этом доме без забот
Жили звери, только вот,
Медведь к ним пришел потом,
Поломал звериный дом.
(Теремок). Правильно. А теперь давайте покажем эту сказку:

                                    Теремок

В чистом поле теремок, был ни низок ни высок. («домик»)

Звери разные в нем жили, жили дружно, не тужили. («Здравствуй»)

Там и муха, и лягушка, зайчик с лисонькой –подружкой,

Ёж колючий, серый волк – в дружбе знали они толк. («загибать пальчики по одному»)

 Но набрел на теремок мишка косолапый («Замок»), поворачивать его вправо-влево),

Раздавил он теремок, своей огромной лапой («Лучики»)

Звери очень испугались, поскорее разбежались («Волны)

А потом собрались снова, чтоб построить терем новый. («Здравствуй»)

В нем живут теперь все вместе, и поют такие песни («Колечки»)

- Стоит в поле теремок, он ни низок,  ни высок..(«Веер»).

Вот ещё одна загадка:

Как-то мышка невеличка
На пол сбросила яичко.
Плачет баба, плачет дед.
Что за сказка, дай ответ!
(Курочка Ряба)

Про курочку Рябу

Курочка Ряба, бабе и деду( показать бороду и платочек и бабушки)

Яйцо золотое снесла к обеду. («руки лодочкой»)

Били яичко и баба, и дед

Но не смогли разбить на обед. («Молоточки»)

Мышка-норушка мимо бежала ( «бег на месте»)

Мышка хвостиком виляла (имитация движения)

Яичко смахнула, оно и упало. ( «смахнуть и развести руки»)

Плакали горько баба и дед («Колечки»)

Яйцо их разбилось, пропал их обед («Лучики»)

С тех пор уже Ряба бабе и деду  («Колечки»)

Несет лишь простые яйца к обеду. («Кулачки»)

Третья нам дана загадка, отгадаем ?

 сказке лисонька плутовка
Обманула зайку ловко,
Из избушки выгнав прочь.
Плакал зайка день и ночь.
Но в беде ему помог
Один смелый петушок.
(Зайкина избушка)

Заюшкина избушка

В лубяной избушке , жил заяц на опушке («показать зайку»).

А в ледяной избушке – лисица на горушке. («Лучики»)

Растаяла весной избушка на горушке («Волны» ),

Лисица побежала к зайцу на опушку («Колечки»)

Выгнала зайчишку из лубяной избушки («Лучики»),

Да сама жить стала в избушке на опушке . («Кулачки»)

И ни волк и ни медведь  не смогли помочь. («Колечки»)

Петушок отважный прогнал лисицу прочь. («Гребешок»)

 Так остался петушок у заюшки в избушке («Здравствуй») ,

В лубяной избушке, в избушке на опушке. (домик»).    

Какие мы с вами молодцы!!!!!!!!! Много сказок знаем. Ну а теперь нам пора возвращаться домой. Снова палочкой взмахнем и домой мы попадем.

                         3 . Заключительная часть.

В результате приобщения детей раннего возраста к художественной литературе, используя пальчиковые игры, убедилась в том, что дети с большим удовольствием слушают произведения художественной литературы, рассматривают иллюстрации в книгах, активно пополняется словарный запас .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительская встреча на тему: "Приобщение детей к художественной литературе"

Возможно пригодиться и педагогам других возрастных групп...

методическая разработка на тему"Приобщение детей к художественной литературе через сказку"

методическая разработка на тему"Приобщение детей к художественной литературе через сказку"...

Презентация на тему „Приобщение детей к художественной литературе“

Презентация на тему  „Приобщение детей к художественной литературе“ Живое слово, образная сказка, рассказ, в должное мгновение и должной выразительностью прочитанное стихотворение, мелодии н...

Паспорт проекта на тему "Приобщение детей к художественной литературе через сказку".

Знакомство  с  литературой  у  ребенка  начинается  со  сказок,  которые  сопровождают  его  все  детство  и  остаются  с ...

Консультация на тему «Приобщение детей к художественной литературе»

Воспитание детей средствами искусства слова — сложный педа­гогический процесс. Художественные образы литературы глубоко затрагивают чувства детей. Дети дошкольного возраста еще не чита­т...

Проект на тему: "Приобщение детей к художественной литературе через "книжки-малышки"

Приобщение к книге – одна из основных задач художественно-эстетического воспитания ребенка. Вспоминая детство, старшее поколение вспоминает: «Мне всегда читали! Читали родители, а бабушка ...

«Приобщение детей к художественной литературе по средствам мнемотехники»

laquo;Приобщение детей к художественной литературе по средствам мнемотехники»...