Роль сенсорного воспитания в развитии познавательных способностей дошкольника.
консультация

Светлана Николаевна Садомова

Сенсорное развитие во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания детей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sensornoe_vospitanie.docx176.81 КБ

Предварительный просмотр:

Роль сенсорного воспитания в развитии познавательных способностей дошкольника.

Познание ребенком окружающего мира начинается с ощущения и восприятия. Развитие данных процессов является необходимой предпосылкой познавательных психических процессов (памяти, воображения мышления). Психическое развитие невозможно без опоры на восприятие.https://cs2.livemaster.ru/storage/e3/e3/b93981f3659fdfe7a15a57a183si--kukly-i-igrushki-taktilnye-doschechki-ded-moroz-2-10par-dosch.jpg

Сенсорные эталоны – это выработанные человечеством представления об основных разновидностях каждого вида свойств и отношений – цвета, формы, величины предметов, их положения в пространстве, высоты звуков.

Сенсорное способности – функциональные возможности организма, которые обеспечивают ощущение и восприятие человеком окружающего мира и себя самого. Сенсорное способности составляют основу общего интеллектуального развития ребенка и имеют самостоятельное значение.

Развитие ощущения и восприятия проходит успешнее в детских видах деятельности – рисование, лепка, аппликация, конструирование, игра. Такая деятельность должна быть целенаправленной и содержательной, должна вызывать потребность в овладении формой цветом, пространственными ориентировками.

Развитие сенсорных способностей происходит при непосредственном контакте ребенка с окружающей средой. Представления, которые ребенок получает путем конкретного чувственного навыка, подкрепленные эмоциями и чувствами, имеют обобщающий хаpактер, выpажаются в элементарных суждениях. Данные представления поддерживаются теми знаниями, которые ребенок приобретает об окружающей мире, о свойствах предметов и явлений. Источником увеличения сенсорного опыта является окружающая ребенка природа, домашний труд, строительство, техника.

Ведущая деятельность в раннем возрасте предметная, поэтому сенсорные задания целесообразно включать именно в эту деятельность. Учет цвета, формы и величины объектов необходимое условие выполнения предметных действий, так как без выделения цвета, формы, величины не могут быть развиты полноценные представления.

Методика развития сенсорных способностей у детей 3–4 лет предполагает обучение их обследованию предметов, формирование преставлений о сенсорных эталонах.

Для сенсорного развития детей в группе создается центр сенсорного развития, в который входят  игрушки  для развития мелкой моторики: сенсорные коврики, прищепки, бусы, бросовый материал, природный материал, крышки, шнуровки, крупные пазлы, шишки, камни, крупы, массажные мячи.

Для восприятия величины и формы – пирамидки, с помощью них дети учились нанизывать колечки, соединять, разъединять, составлять по убыванию и возрастанию, сравнивать их друг с другом; геометрические фигуры-вкладыши: конусы, цилиндры, кубы.

Для развития тактильных ощущений используется  панно-игрушки из тканей различной фактуры (шершавая, гладкая, ворсистая – наждачная бумага, липучка, шёлк, атлас, сукно, мех, пух и т.п.), природный материал (шишки, желуди, камешки, каштаны, ракушки), «тактильный коврик» (панно со съемными деталями из разных материалов с карманами на пуговицах, замочках, крючках и т.п.).

Игры на развитие эталонов формы: 

  • «Покажи такую же»
  • «Формы»
  • «Собери и разбери пирамидку»
  • «Собери ягоды в корзину»
  • «Чудесный мешочек»
  • «Дорисуй фигуру»
  • «Опиши предмет».

Игры на развитие эталонов цвета: 

  • «Разноцветные льдинки»
  • «Летите в стайку»
  • «Цвета»
  • «Какого цвета предмет»?

Игры на развитие эталонов величины: 

  • «Зверушки выстраиваются»
  • «Длинный – короткий».

Игры на развитие тактильных ощущений: 

  • «Сухие материалы»
  • «Найди Машу»
  • «Сравни предметы»
  • «Большой, поменьше, маленький.
  • «Кисточки»
  • «Сложи картинку».

Игры  на развитие зрительного восприятия: 

  • «Чего не стало»
  • «Запомним и повторим»
  • «Поймай взглядом».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль и место игры в развитии познавательных способностей дошкольника

Роль и место игры в развитии познавательных способностей дошкольника...

Роль сенсорного воспитания в развитии познавательных способностей детей младшего возраста

Сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именн...

Статья: Роль сенсорного воспитания в развитии познавательных способностей детей младшего возраста

Роль сенсорного воспитания в развитии познавательных способностей детей младшего возраста...

«Роль сенсорного воспитания в развитии познавательных способностей детей»

Познание ребенком окружающего мира начинается с ощущения и восприятия. Развитие данных процессов является необходимой предпосылкой познавательных психических процессов (памяти, воображения мышления). ...

Роль дидактических игр в развитии познавательных способностей дошкольников

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"28680824","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...

Роль сенсорного воспитания в развитии у дошкольников способностей к изобразительной деятельности.

Современное общество ставит перед собой цель воспитать активную, адаптированную, творческую личность, способную устанавливать бесконфликтное общение....

Роль сенсорного воспитания в развитии познавательных способностей ребенка с ЗПР.

Роль сенсорного воспитания в развитии познавательных способностей ребенка с ЗПР....