Статья: Роль сенсорного воспитания в развитии познавательных способностей детей младшего возраста
статья (младшая группа)

Кондратьева Ольга Васильевна

Роль сенсорного воспитания в развитии познавательных способностей детей младшего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_rol_sensornogo_vospitanie_v_doshkolnom_detstve.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Кондратьева Ольга Васильевна,

воспитатель,

МАДОУ Детский сад № 21,

г. Бердск

Роль сенсорного воспитания

 в развитии познавательных способностей

детей младшего возраста

 

       Сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

       Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строится на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие. В детском саду ребенок обучается рисованию, лепке, конструированию, знакомится с явлениями природы, начинает осваивать основы математик4уи и грамоты. Овладение знаниями и умениями во всех этих областях требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов, их учета и использования. Сенсорное воспитание в этот период – основной вид воспитания вообще. Обеспечивая приток все новых впечатлений, оно становится необходимым не только для развития деятельности органов чувств, но и для нормального общего физического и психического развития ребенка. На втором-третьем году жизни задачи сенсорного воспитания существенно усложняются. Хотя ребенок раннего возраста еще не готов к усвоению сенсорных эталонов, у него начинают накапливаться представления о цвете, форме, величине и других свойствах предметов.

 Обычно все стороны предмета или явления не воспринимаются с одинаковым интересов и вниманием. И надо развивать у детей умение направлять свое внимание на те или иные стороны предмета, явления и воспринимать их с особой тщательностью. Необходимо учить детей выделять в предметах и явлениях самое существенное, характерное. Сенсорное воспитание должно осуществляться в неразрывной связи с разнообразной деятельностью. Наибольший эффект для сенсорного воспитания дает продуктивная деятельность, которой способствует задачам умственного воспитания.  Обследование – основной метод сенсорного воспитания детей. Способы обследования, применяемые в сенсорном воспитании, разнообразны и зависят, - во-первых, от обследуемых свойств, а во-вторых, от целей обследования. 

      Обучение обследованию должно проводиться с учетом возрастных различий детей. Так, детям младшего возраста следует предлагать для обследования предметы простые по форме и строению, чтобы процесс выделения частей и установления их взаимоотношений был более легким. Разные виды продуктивной деятельности особым образом связаны с сенсорными процессами. В случае постановки перед детьми новой, более сложной, чем раньше, задачи бывает необходимо указать и некоторые способы действия.

     Включенное в дидактическую систему занятий, сенсорное воспитание является неотъемлемой частью умственного развития.  Представления, которые формируются у детей при получении непосредственного чувственного опыта, обогащения впечатлениями, приобретают обобщенный характер, выражаются в элементарных суждениях. Они поддерживаются теми знаниями, которые дети получают об окружающей действительности, о свойствах вещей и явлений. Источником расширения сенсорного опыта является окружающая детей техника, строительство, бытовой труд.

        Ведущей формой сенсорного воспитания и обучения, как уже отмечалось выше, являются занятия, основанные на прямом обучающем воздействии педагога, его указаниях и образцах словесного, наглядного и действенного характера. Планомерно развитие у детей восприятия и представлений о цвете, форме и величине предметов осуществляется в процессе обучения изобразительной деятельности, конструированию, родному языку и др. Наряду с учебными занятиями определенное место отводится занятиям иного характера, которые проводятся в форме организованных дидактических игр. Развитие восприятий и представлений ребенка, усвоение знаний и формирование умений происходит не в процессе учебной деятельности, а в ходе интересных игровых действий (прятанья и поиска, отгадывания и загадывания, изображения различных жизненных ситуаций, соревнования в достижении результата). Важное значение имеют и упражнения с дидактическими материалами и игрушками (с наборами геометрических фигур, деревянными сборно-разборными игрушками, вкладышами и др.). Они позволяют совершенствовать сенсорный опыт ребенка, являются полезными для закрепления представлений о форме, величине, цвете предметов. Иногда, если упражнения проводятся в течение всего времени, отведенного для обучения, они выступают в форме самостоятельного занятия

     Сенсорное воспитание в повседневной жизни предусматривает прежде всего обогащение личности ребенка через непосредственное общение с природой, с явлениями общественной жизни, с миром вещей, созданных руками человека. В условиях повседневной жизни, в процессе игр и труда дети воспринимают целый комплекс различных свойств и сторон явлений. Одни из них более интенсивны и выступают на первый план, другие им сопутствуют.  У детей преобладает целостное восприятие, при котором отдельные свойства и стороны явлений могут и не выделяться, не осознаваться до известного времени.  Для развития сенсорных способностей очень важно, чтобы дети не только получали сведения о том, что для чего употребляется, что как называется, но и углубляли восприятие этих предметов: испытывали различные ощущения от прикосновения к ним, от действия с ними. На эту      сторону воспитателю следует обращать особое внимание, давать детям соответствующие задания: перенося предметы, почувствовать меру их тяжести; беря в руки, ощутить и определить качество поверхности, температуру. Восприятие обостряется с изменением характера действий или жизненной ситуации. Все действия такого рода обогащают сенсорный опыт детей, развивают способность ориентировки в окружающем. Сенсорное воспитание тесно связана с эстетическим восприятием: красивы хорошо расставленная на полках посуда, украшенные цветами столы: мелодично позванивают стеклянные сосуды, в их гранях солнечные лучи отражаются радугой. Мир простых вещей воспринимается маленьким ребенком как чудесный, еще неведомый и прекрасный мир.  Знакомство с предметным миром осуществляется также в играх, когда дети воспроизводят бытовые ситуации. Миниатюрные игрушечные предметы возбуждают у детей приятные чувства, желание действовать с ними. Большинство детей реагируют на новые, острые ощущения бурными движениями: бегают, прыгают, валяются по траве, кричат, смеются. Такая реакция естественна, и надо дать ей проявиться. Дети затевают разнообразные игры- бегают вокруг    деревьев, прячутся за ними, обнимают руками стволы, сбегают с горки. Особенно привлекает детей вода: они опускают в ручей руки, бросают ветки и следят, как они уплывают по течению. Из трав плодов, корней, песка, воды готовят «кушанья».

     Если воспитатель примет участие в детских забавах и играх, сколько интересных свойств вещей и явлений откроет он своим детям, сколько представлений уточнит, не придавая своему общению с детьми обучающего характера!  Как легко и охотно малыши усваивают названия цветов, трав, камней, непосредственно общаясь с природой, как безошибочно их затем находят, ориентируясь по форме, цвету, строению, запаху, по влажности, гладкости, пу4шистости! Достаточно внимания уделяется обычно движению, двигательным ощущениям. Вместе с тем эти ощущения очень важны в процессе познания, а затем и отражения воспринятого. Большое значение для познания имеют движения рук. Путем ощупывания, поглаживания предмета ребенок знакомится с его величиной, объемом, формой. Очень важно также для познания пространственных свойств движение взора по предмету. Общение с природой обогащает слуховые впечатления и необходимо учить детей вслушиваться в пение птиц, шум прибоя, дождя, в раскаты грома. Вслушиваться можно и в звучащую человеческую речь: выделять в ней слова, а в словах – звуки, их повторение, сочетания. Известно, как любят дети считалки, скороговорки, в которых особое внимание уделяется звучанию слов, а иногда и звукосочетаниям.

     Уделяется много внимания эстетике рабочего места, и очень важно воспитывать у   детей интерес к вещи, к ее красоте и целесообразности, приучать бережно хранить орудия труда. Такое отношение к предметам труда, воспитанное в раннем возрасте, сохраняется на всю жизнь. В детском саду детей в течение круглого года знакомят с природой, поручат им уход за растениями, животными. Это создает богатые возможности для чувственного познания свойств земли, воды, солнечного тепла. В любое время года дети испытывают радость от множества ощущений, которые дает природа. Как важно предоставить им возможность полнее испытать все приятные, радостные ощущения!

Список литературы:

Мелёхина, И. В. Сенсорное развитие — фундамент умственного развития детей дошкольного возраста / И. В. Мелёхина. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — Санкт-Петербург : Заневская площадь, 2014. — С. 136-139. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/145/6664/ (дата обращения: 06.10.2022).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительский клуб на тему: «Сенсорное воспитание – фундамент развития умственных способностей детей младшего дошкольного возраста»

Познакомить родителей с дидактическими играми, способствующими сенсорному развитию детей 3-4 лет, направленных на последовательное развитие у детей восприятия цвета, формы, величины предметов, положен...

Роль сенсорного воспитания в развитии познавательных способностей дошкольника.

Сенсорное развитие во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания детей....

Роль сенсорного воспитания в развитии познавательных способностей детей младшего возраста

Сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именн...

Статья «Роль тестопластики в процессе развития творческих способностей детей дошкольного возраста»

Статья«Роль тестопластики в процессе развития творческих способностей детей дошкольного возраста».АННОТАЦИЯСодержание дошкольного образования постоянно обновляется, в последнее время появи...

«Роль сенсорного воспитания в развитии познавательных способностей детей»

Познание ребенком окружающего мира начинается с ощущения и восприятия. Развитие данных процессов является необходимой предпосылкой познавательных психических процессов (памяти, воображения мышления). ...

Роль сенсорного воспитания в развитии познавательных способностей ребенка с ЗПР.

Роль сенсорного воспитания в развитии познавательных способностей ребенка с ЗПР....