Консультация для родителей: "Что такое музыкальность? Что такое музыкальный слух? Как его развить?"
консультация

Ивакина Олеся Владимировна

Консультация для родителей: "Что такое музыкальность? Что такое музыкальный слух? Как его развить?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_chto_takoe_muzykalnost.docx16.97 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Что такое музыкальность

Понятие музыкальная культура чрезвычайно объемно и может иметь разную трактовку. Вот что в содержание этого понятия ставит на первое место Д. Б. Кабалевский: «…способность воспринимать музыку как живое, образное искусство, рожденное жизнью и неразрывно с жизнью связанное, – это “особое чувство” музыки, заставляющее воспринимать ее эмоционально, отличая в ней хорошее от плохого, это способность на слух определять характер музыки и ощущать внутреннюю связь между характером музыки и характером ее исполнения, это способность на слух определять автора незнакомой музыки, если она характерна для данного автора, его произведений, с которыми учащиеся уже знакомы…».Тем самым Д. Б. Кабалевский подчеркивает значение музыкальной грамотности в широком смысле этого слова как основы, без которой музыкальная культура не может сформироваться. Важным в его представлении является также развитие у детей исполнительского, творческого начала.

Музыкальная воспитанность предполагает в первую очередь эмоционально-эстетический отклик на высокохудожественные произведения народного, классического и современного искусства, потребность в общении с ним, сформированность круга музыкальных интересов и вкусов.

Музыкальная воспитанность и обученность в практике музыкального образования существуют неразрывно, и основой их единства является специфика музыкального искусства, его интонационно-образная природа. Генетически заложенная в ребенке музыкальность и ее развитие в процессе целенаправленного воспитания и обучения являются основой успешного становления его музыкальной культуры.

Л. В. Школяр, характеризуя музыкальную культуру школьников, особо подчеркивает, что «становление ребенка, школьника как творца, как художника (а это и есть развитие духовной культуры) невозможно без развития фундаментальных способностей – искусства слышать, искусства видеть, искусства чувствовать, искусства думать…». Автор выделяет три компонента музыкальной культуры: музыкальный опыт школьников, их музыкальную грамотность и музыкально-творческое развитие.

Основные задачи музыкального образования выступают как ближайшая педагогическая интерпретация его цели и в своей совокупности направлены на музыкальное воспитание, обучение и развитие ребенка.

К таким задачам могут быть отнесены:

• развитие в детях культуры чувств, художественной эмпатии, чувства музыки, любви к ней; творческого эмоционально-эстетического отклика на произведения искусства:

• знакомство учащихся с народной, классической, современной музыкой, прежде всего с шедеврами музыкального искусства во всем богатстве его форм и жанров: педагогическое руководство процессом усвоения учащимися знаний о музыке в их духовной связи с жизнью;

• развитие музыкально-творческих способностей, умений и навыков у учащихся в слушательской, исполнительской и «композиторской» деятельности;

• воспитание у учащихся музыкально-эстетического чувства, восприятия, сознания, вкуса;

• развитие потребности в общении с высокохудожественной музыкой;

• арттерапевтическое воздействие на учащихся средствами музыки:

• целенаправленная подготовка воспитанников к осуществлению музыкального самообразования;

• помощь ребенку в осознании себя как личности в процессе общения с музыкой.

Музыкальность — искусство познания красоты посредством органа слуха — зависит не только от развития кортиева органа, но, главным образом, и от расширения сознания в познании красоты в звуках, и восприятии идеи, которую композитор хотел выразить в своей музыке. Слух, как и всякий орган, будет постольку развиваться, поскольку на него обращается внимание, которое проявляется благодаря двум факторам: интереса и воли. 

       Не подлежит сомнению, что секрет Паганини в его громадной силе воли, удивительной концентрации внимания и сознания на исполняемом предмете, оригинальной индивидуальности, которая благодаря воле и концентрации внимания, проявлялась во всей силе и блеске.

Что такое музыкальный слух? Как его развить?

Слух бывает абсолютным и относительным. Абсолютный слух — это способность определять абсолютную высоту (частоту) музыкального звука, не сравнивая с эталоном. Например, человек с абсолютным слухом, мельком услышав пение птицы, может уверенно сказать: прозвучали такие-то ноты. Если же человек может без музыкального сопровождения точно воспроизвести голосом любую ноту (допустим, сказали ему «спой до диез» - споет именно до диез), то его слух будет называться активным абсолютным.

Такие способности не часто встречаются даже в среде профессионалов: абсолютный слух имеют около 9% музыкантов, а из них лишь 35% обладают активным абсолютным слухом.

Среди обычных людей абсолютных слух встречается ещё реже — у одного человека на десять тысяч. К счастью для тех, кому не посчастливилось родиться с абсолютным слухом, есть и другой способ распознавать звуки, называемый относительным слухом. Его суть, как и следует из названия, заключается в сравнении высоты одних звуков с другими. Для того, чтобы набор звуков воспринимался как мелодия, важны не столько абсолютные частоты, сколько их соотношение. По этой причине относительный слух позволяет успешно распознавать и играть мелодии. И во многом заменяет абсолютный.

Считается, что навык сравнения звуков может приобрести любой человек в любом возрасте. В музыкальных школах относительный слух развивают на уроках сольфеджио. Для взрослых занятых людей хорошим решением могут стать компьютерные обучающие программы. Принцип их работы следующий. Программа воспроизводит определённый звук, а человек определяет его и тем или иным способом сообщает ответ программе.

Список источников:

1 Электронная библиотека iknigi.net «Е. Николаева. Теория музыкального образования» онлайн чтение [Режим доступа: https://iknigi.net/avtor-e-nikolaeva/116493-teoriya-muzykalnogo-obrazovaniya-e-nikolaeva/read/page-6.html]. (дата обращения: 15.04.2021).

2 Панасюк, Н. Н. Роль расширенного сознания в развитии музыкальности / Н. Н. Панасюк. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 5 (191). — С. 184-185. — URL: https://moluch.ru/archive/191/48168/ (дата обращения: 15.04.2021).

3 MEDПОРТАЛ [Электронный ресурс] [Режим доступа: https://yandex.ru/turbo/medportal.ru/s/budzdorova/advice/yesli-medved-na-ukho-nastupil/]. (дата обращения: 15.04.2021).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей. Что такое хорошо? Что такое плохо?

Дети наша радость, и главной целью в жизни каждого родителя является правильно воспитать своего ребёнка. Но стоит вопрос, какое поведение является правильным? Каждый ребёнок уникален и неповторим. Его...

Консультация для родителей «Весна — такая прекрасная и такая опасная»

Советы родителям - ка избежать неприятностей в этот замечательный период пробуждения природы....

Консультация для родителей "Что такое хорошо, что такое плохо"

Консультация для родителей "Что такое хорошо, что такое плохо"...

Консультация для родителей «Весна — такая прекрасная и такая опасная»

Советы родителям - ка избежать неприятностей в этот замечательный период пробуждения природы....

Консультация для родителей «Весна — такая прекрасная и такая опасная»

Консультация для родителей«Весна — такая прекрасная и такая опасная»...

Консультация для родителей «Весна — такая прекрасная и такая опасная»

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ЛЕНИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Д/ С № 39 «РОМАШКА»...