Консультация для родителей «Приобщение детей к истокам русской народной культуры по средствам изобразительной деятельности»
консультация

Зеленова Валентина Александровна

Консультация для родителей

«Приобщение детей к истокам русской народной культуры по средствам изобразительной деятельности»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Приобщение детей к истокам русской народной культуры по средствам изобразительной деятельности»

В настоящее время продолжает оставаться одной из главных проблем в дошкольном воспитании- развитие творческой личности ребенка, его художественно- творческих способностей. Творчество-не новый предмет исследований, оно всегда привлекало внимание ученых практиков. Необходимым условием построения современной системы эстетического воспитания и развития эстетической культуры личности является использование народного творчества в педагогической работе с детьми. Народное искусство способствует глубокому воздействию на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры. Важную роль народного и декоративно- прикладного искусства в эстетическом воспитании отмечали многие отечественные искусствоведы, исследователи детского изобразительного творчества ( А. П. Усова, Н. Д. Сакулина, Т .С .Комарова, Н.С. Картинская, Т. Н. Доронова). Они убедительно показывают , что ознакомление с произведениями народного творчества побуждают в детях первые яркие впечатления о Родине, о ее культуре, способствуют воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного, и поэтому их надо включать в педагогический процесс в детском саду .Народное искусство имеет ярко выраженные характерные черты: традиционность, коммуникативность, коллективный  характер творчества, высокое совершенство языка, связь с окружающей жизнью .Важное воспитательное значение народного искусства неоднократно подчеркивала в своих работах Н. П. Сакулина : « Детям дошкольного возраста близки и понятны многие работы мастеров декоративной росписи, понятно искусство игрушечников. Маленькие дети воспринимают их глубже и полнее, чем большие полотна живописи, и это очень помогает педагогу детского сада в формировании художественного вкуса детей и в руководстве их изобразительным творчеством. Декоративность, выразительность цвета и пластики, узорчатость орнамента, разнообразие фактур материалов- вот характерные особенности произведений народного декоративно- прикладного искусства. Наличие художественно- творческих способностей у детей 5-7 лет является залогом успешного обучения в школе, поэтому развивать эти способности следует как можно раньше. Занятия рисованием, лепкой способствуют развитию творческого воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти ребенка. Развивая интерес к изобразительной деятельности, следует быть внимательным к каждому ребенку, уметь помочь ему, дать нужные указания, поддержать стремление хорошо выполнять работу и объективно оценивать его старания. Именно в изобразительной деятельности каждый ребенок может проявить свою индивидуальность. Знакомство с народным декоративно- прикладным искусством способствует решению труднейших задач, стоящих перед педагогом в области эстетического воспитания подрастающего поколения, расширения и развития у детей художественных представлений, духовных потребностей, навыков оценки произведений искусства, становления художественного вкуса, эстетического отношения к окружающему. Системность овладения всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества. Предметная развивающая среда активизирует художественно- творческую деятельность детей и формирует эстетическое отношение к окружающей действительности. Необходимо продолжать работу по развитию интереса к предметам народного декоративно- прикладного искусства, по воспитанию любви и уважения к народным мастерам, гордости за свой народ. Дети знакомятся с разными видами народного искусства, учат их различать по содержанию, материалам, средствам выразительности, характерным признакам. Важно начинать с рассматривания тех видов народного искусства, с которыми дети знакомились в предыдущей группе. Это положительно влияет на эмоциональное воспитание детей, кроме того, восприятие знакомых предметов будет проходить на новом уровне: выделяя общее, дети заметят то, на что раньше не обращали внимания. В геометрическом орнаменте выделяются знакомые элементы и их украшения. Уделяется внимание закономерностям цвета и чередованию элементов, ритмичности, построению симметричного узора. Важно показать геометрические элементы, которые входят в изображение растительных элементов- ягод, цветов, листьев (городецкая, хохломская росписи). Соединяя круги, овалы, черточки создают необычные цветы, листья, ягоды, не копируя при этом окружающую природу. Формы ознакомления с каждым видом разные: это выставки, занятия по искусству, декоративному рисованию, лепке на основе подлинных предметов народного искусства, репродукций, что позволяет показать разнообразие содержания предметов, некоторые способы и этапы работы. На занятиях по народному искусству детей знакомят сначала с одним из его видов, а затем с двумя- тремя видами в сравнении. Важно показать общие образы народных игрушек и их характерное различие, учить детей по одному двум признакам узнавать знакомые виды. Организация таких занятий может быть разнообразна: экскурсия на выставку, экскурсия в музей декоративно- прикладного искусства, художественную школу, где дети попадают в необычный мир искусства, приобщаются к художественной культуре. Знакомя детей с народным промыслом, даются некоторые сведения о нем, название, его местонахождение, определяется вместе с детьми содержание и назначение предметов. В целях эмоционального восприятия, рассматривание предметов сопровождается художественным словом, потешками, прибаутками, образными словами, звучанием народной музыки, песен, что создает у детей хорошее настроение, вызывает желание напевать знакомые мелодии. Закреплять знания детей о творчестве русских мастеров, выделять в росписи характерные особенности, составлять узор на бумажных силуэтах, формировать эстетическое отношение к народному искусству помогают дидактические, сюжетно- ролевые, народные подвижные игры, дидактические куклы в народных костюмах, уголок изодеятельности для самостоятельной художественно- творческой деятельности. Нравственно- эстетическое воспитание обеспечивается с помощью разнообразных методов: методов побуждения к сопереживанию, метод убеждения при формировании первоначальных проявлений эстетического вкуса, метод поисковых ситуаций, метод эмоционального настроя, метод путешествия. Разная организация занятий, использование наглядного материала, художественного слова, музыки делают эти занятия живыми и интересными. Это экскурсия в сказку и встреча с разными видами искусства. Работа по развитию эстетического восприятия детьми продолжается вне занятий – на выставке, организованной в группе, где материал периодически меняется в зависимости от содержания последующих занятий по декоративному рисованию, лепке, проводимых в данный период. В педагогическом процессе велико эстетическое воздействие искусства. Оно способно возбуждать и воспитывать глубокие человеческие эмоции и чувства. Используя возможности и средства разных видов искусства, можно успешно влиять на формирование личности ребенка, с самого раннего возраста вкладывая в его душу ростки прекрасного и доброго, развивая его воображение, фантазию, побуждая стремление к творчеству. Творческие игры и игры с правилами, театрализованная деятельность, ознакомление со средствами речевой выразительности, с различными видами искусства, создание атмосферы доверия, свободы способствует развитию творчества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для воспитателей "Приобщение детей к истокам русской народной культуры через устное народное творчество".

Данная тема знакомит детей с народными потешками, расширяет кругозор, обогащает их речь, формирует отношение к окружающему миру. Воспитывает уважение к народной культуре и фольклору....

Консультация для воспитателей "Приобщение детей к истокам русской народной культуры через народные игры"

Весёлые подвижные игры - наше детство. Кто не помнит весёлых пряток, жмурок, салок, догонялок? Эти игры, как песни и сказки созданы народом. Во многих языках понятие «игра» передается...

Консультация для педагогов «Приобщение детей к истокам русской народной культуры через театрализацию русских народных сказок»

Сегодня в связи с изменениями в различных сферах жизни актуализировались вопросы, связанные с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизни....

Приобщение детей к истокам русской народной культуры по средствам знакомства с обычаями и традициями русского народа

Представляю опыт по приобщению к истокам русской народной культуры по средствам знакомства с обычаями и традициями русского народа. Знакомлю с народными праздниками и традициями, которые неразрывно св...

Консультация для педагогов «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».

Консультация для педагогов«Приобщение детей к истокам русской народной культуры»....

Доклад на тему: «Приобщение детей к истокам русской народной культуры по средствам изобразительной деятельности »

Доклад на методическое объединение на тему :" Приобщение детей к истокам народной культуры по средствам изобразительной деятельности"....

Консультация для педагогов «Приобщение детей к истокам русской народной культуры через театрализацию русских и хакасских народных сказок"

laquo;Приобщение детей к истокам русской народной культуры через театрализацию русских и хакасских народных сказок"...