Доклад на тему: «Приобщение детей к истокам русской народной культуры по средствам изобразительной деятельности »
методическая разработка по рисованию

Манухина Марина Михайловна

Доклад на методическое объединение на тему :" Приобщение детей к истокам народной культуры по средствам изобразительной деятельности". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_priobshchenie_k_rus_kulture.docx17.6 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  дошкольное общеобразовательное учреждение

« Детский сад «Солнышко»

г.Уварово, Тамбовская область  

Доклад на тему: «Приобщение детей к истокам русской народной культуры по средствам изобразительной деятельности »

Подготовил воспитатель :

Манухина Марина Михайловна

(1 квалифицированная категория)

г. Уварово 2020 г.

«К народным традициям должно быть величайшее внимание,

их надо изучать и воспринимать всей душой, их надо осваивать».

А. Б. Салтыков.

Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своему краю.

Многие  ремесла уже позабыты, многое утрачено и наша задача помнить, возрождать эти потери, чтобы наши дети видели и знали, на что были способны  предки.

Обращение к народному искусству завоевало прочное место в работе современного педагога с детьми. В последние годы занятия декоративно-прикладным творчеством стали очень популярны.

 Декоративно – прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности. Декоративно-прикладное искусство всегда тесно было связано с бытом. Для того, чтобы детям было легче понять многогранность русского народного искусства, в изобразительную деятельность мы включаем стихи, поговорки, танцы, пляски, хороводы. Все занятия проводятся в игровой форме

Знакомя детей с народно-прикладным творчеством с простейшими композициями городецкой росписи по дереву, хохломской росписью и гжелью. В результате систематического обучения детей у них складывается прочный интерес к изобразительной деятельности.

Знакомство с народным искусством происходит постепенно, последовательно, выделяя то одни его виды, то другие. Познакомившись в течении года с 2-3 видами прикладного искусства дети могут сравнивать их, отмечать особенности.

Ознакомление с народным искусством оказывает большое влияние на дошкольников, способствует формированию эстетического вкуса, воспитывает чувство любви к родному краю.

Основные виды декоративно – прикладного искусства:

Городецкая роспись по дереву состоит из бутонов, цветов и листьев. Особенность этой росписи заключается в том, что для одного бутона используются 2 оттенка темно-красный и розовый или темно-синий и голубой. Эту особенность дети усваивают очень хорошо. Самый крупный цветок – бутон рисуют по середине, по бокам все мельче. Цветы, бутоны, листья украшают усиками. Ветка с цветами может быть расположена поперек (по горизонтали) и направлена вверх (вертикально) или в бок (по диагонали). Стебель изгибается дугой. Научившись рисовать бутоны, листья, цветы, используя 2 оттенка одного цвета  дети придумывают различные варианты декоративных композиций. По - разному украшают цветы и листья, проявляя свое творчество вместе с ним сохраняя особенности

Знакомство с изделиями Хохломы. Вазы, ложки, тарелки, миски и другие предметы при знакомстве с этой росписью даем на каждый стол. Обращаем внимание детей на то, что вещи эти красивые, нарядные, сделаны из дерева, а затем украшены народными мастерами из Хохломы. Так и называются эти вещи - хохломские. Дети рассматривают предметы, рассматривают элементы узора (травка, цветы, ягоды, листья). На солонках, чашах, ложках - узор расположен на узкой полосе, ритмически чередуется и соединяется между собой кустиками травки.

Для рисования узоров гжельской росписи сначала предлагаем детям образцы окаймляющего орнамента (кончиком кисти и мазки). Мазки повторяются по одному или комбинируются по 2-3. Их комбинации постепенно позволяют упражнять детей в умении строить рисунок из отдельных частей в виде горизонтально развивающейся каймы разной степени сложности. Закрепляются эти умения на занятиях по росписи круглых силуэтов (тарелка или блюдце) с включением в замкнутый орнамент.

Занятия декоративно-прикладным искусством, несомненно, откроют для многих детей новые пути познания народного творчества, обогатят их внутренний мир, позволят с пользой провести свободное время.

Желательно не ограничивать декоративные работы только рисованием на бумаге, а учить детей нанесению узоров на предметы из глины, дерева, картона, бересты.

Поддерживая интерес детей к русскому народному творчеству, мы приоткрываем дверь в сокровищницу русской национальной культуры!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на МО " Приобщение детей к истокам русской народной культуры"

Доклад об ознакомлении детей с русским народным декоративно - прикладным искусством. Поэтапное знакомство с каждой росписью и ее основными элементами и характерными особенностями....

Перспективный план по самообразованию в средней группе Тема: «Приобщение детей к истокам русской народной культуры через изобразительную деятельность».

В средней группе уже на более высоком уровне, чем в младшей, продолжается работа по приобщению детей к истокам  русской народной культуры через изобразительную деятельность. Чтобы выр...

Приобщение детей к истокам русской народной культуры по средствам знакомства с обычаями и традициями русского народа

Представляю опыт по приобщению к истокам русской народной культуры по средствам знакомства с обычаями и традициями русского народа. Знакомлю с народными праздниками и традициями, которые неразрывно св...

Семинар – практикум для воспитателей «ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ ЧЕРЕЗ РАЗНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Семинар – практикум для воспитателей «ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ ЧЕРЕЗ РАЗНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»...

Консультация для родителей «Приобщение детей к истокам русской народной культуры по средствам изобразительной деятельности»

Консультация для родителей «Приобщение детей к истокам русской народной культуры по средствам изобразительной деятельности»...

Тема: «Приобщение детей к истокам русской народной культуры через народные промыслы»

Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности. Посредством общения с народнымискусством происходит обогащение души ребенка, любовь к своей Родине. Народн...

Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему: ««Приобщение детей к истокам русской народной культуры, через изготовление куклы - оберега»» Образовательная область «Познание».

Куклы-обереги принято считать достоянием прошлого. Славянские куклы, или как их еще называли, ляльки, защищали, помогали собирать урожай, исцеляться от болезней, укреплять семью. До наших дней дошло...