Доклад на МО " Приобщение детей к истокам русской народной культуры"
методическая разработка по рисованию по теме

Доклад об ознакомлении детей с русским народным декоративно - прикладным искусством. Поэтапное знакомство с каждой росписью и ее основными элементами и характерными особенностями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                      ДОКЛАД

к  Методическому объединению учителей начальной школы и воспитателей детского сада

                   на тему

« Приобщение детей к истокам  русской народной культуры».

« Знакомство  детей  с русскими

     народными промыслами»

                          Воспитатель : М.В. Котова.

                     

                       2011 год.            

     Активная  творческая деятельность детей способствует развитию интереса к народному декоративно – прикладному искусству.

      Начиная со второй младшей группы дети начинают знакомиться с дымковской игрушкой, дымковской росписью , её колоритом. Это способствует развитию эстетического вкуса ребёнка, помогает закреплению знания и различия цветов.

    Маленькие дети только начинают освоение дымковской росписи с нескольких элементов – «сеточка», « круг»,

« баранка». В дальнейшем уже в следующих группах; средней, старшей и подготовительной, дети знакомятся с более сложными элементами этой  росписи « змейка»,                   «овал» и т.д. Они учатся самостоятельно создавать узор, обдумывая участие каждого элемента в узоре и используя различные приемы рисования. В подготовительной группе предлагается детям составить рассказ или сказку о сделанной своими руками дымковской игрушке. Это способствует не только закреплению, уточнению  и углублению полученных ранее знаний детей, но и развивает воображение.

     Каждая роспись по – своему неповторима! Каждая отличается своим колоритом, разнообразием, элементами. Начиная со старшей группы дети знакомятся с несколькими новыми росписями – городецкая, хохломская, гжельская, жостовская и другими видами народно – прикладного искусства.

Прежде чем начать знакомить детей с техникой новой росписи, её цветосочетанием, колоритом, воспитатель сначала  рассказывает детям  историю  возникновения росписи, её истоках, о тех мастерах – искусниках, которые издревле придумали  эту роспись. Каждая роспись используется по своему предназначению, как задумал её мастер. Дымковская – значит глиняные игрушки на потеху детям и взрослым; городецкая – это изделия из дерева, дома – терема; если это хохлома – нарядная посуда, расписанная золоченой краской, потому она и зовется «Золотая Хохлома»; гжель – это бело – голубое фарфоровое чудо. С жостовской росписью дети знакомятся только в подготовительной группе, рассматривают подносы с жостовскими цветами, оценивают насыщенность и сочетание цветов, своеобразие колорита и использование техники

« оживка». И только после рассматривания, детям предлагается нарисовать «жостовский цветок». Это очень трудоемкая работа, так как ребенок должен не только видеть но и использовать в своей работе разные оттенки цвета, уметь смешивать краски для получения нужного оттенка, правильно применять в работе технику «мазка»

С городецкой росписью дети знакомятся со старшей группы. Воспитатель знакомит детей с основными элементами росписи: розан, бутон, яблочко, ромашка, травка. Для получения голубого или розового цвета дети учатся смешивать краски, используя в своей работе палитру. Так же дети учатся очередности рисования цветов, контурному рисованию и использованию белого и черного цвета для «оживки» своего узора. В процессе знакомства с разными росписями дети запоминают отличительные особенности каждой росписи, их своеобразный колорит и цветосочитание.

Знакомство детей с  хохломской росписью начинается в старшей и продолжается в подготовительной группе. Сначала с детьми проводится беседа о Хохломе, рассматривается альбом «Золотая Хохлома», изделия мастеров ( посуда расписанная хохломской росписью). Дети учатся находить отличие хохломской росписи от других, уже им знакомых. Рисование хохломы надо начинать с основного элемента – «кудрины» (завиток), и только потом знакомить с другими элементами: ягодка, земляничка, смородинка, рябинка, травка. Во время рисования элемента «ягодка» детей знакомят с новой техникой рисования специальной палочкой – «ляпушкой». В подготовительной группе дети учатся расписывать посуду ( из папье – маше). С детьми закрепляются разные  приемы и типы  рисования «верховое» и «фоновое», а так же понятие о характерных особенностях рисования придающих теплоту и мягкость «искусственному золоту», и усиливающих его сияние.

Давая детям представление о гжельской росписи, нужно обязательно рассказать предысторию возникновения данной росписи, которой расписывают нежный гжельский фарфор. Рассказать о мастерах , которые до сих пор творят это «гжельское чудо», несравнимое по красоте и колориту ни с чем в мире. Дети знакомятся с основными элементами росписи – гжельская роза, птица, травка и т.д. При расписывании посуды ( сначала на плоскостных заготовках, в дальнейшем на заготовках из папье – маше) в первую очередь надо дать детям представления о кайме, ее разнообразных формах. Дети учатся самостоятельно составлять узор, используя знакомые элементы, закрепляют свои знания о цвете и его оттенках.

Рисование каждой росписи и знакомство и ними обогащает знания детей о русской культуре и ее ценностях, своеобразии и колорите народного прикладного искусства. Дети учатся использовать в своих работах разные приемы рисования, проявляют творчество при самостоятельном составлении узора, эстетическом оформлении своей работы.

Знакомя детей с народным декоративно – прикладным искусством мы тем самым развиваем в детях чувство гордости за свою Родину, с ее мастерами – умельцами, создающими для нас эту неповторимую красоту.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русские народные пословицы и поговорки, как средство приобщения детей к истокам Русской народной культуры

В данной статье проанализировано значение использования пословиц и поговорок с целью их воспитания и приобщения к истокам русской культуры....

«Приобщение детей к истокам русской народной культуры через театрализацию русских народных сказок»

В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных жанрах фольклора, семейно-бытовых обычаях, обрядах, ритуалах....

Доклад на тему: «Приобщение детей к истокам русской народной культуры по средствам изобразительной деятельности »

Доклад на методическое объединение на тему :" Приобщение детей к истокам народной культуры по средствам изобразительной деятельности"....

Доклад к методическому объединению "Использование современных образовательных технологий в ДОУ по приобщению детей к истокам русской народной культуры в условиях реализации ФГОС"

Большое значение для развития личности ребенка имеет русская народная культура. Именно она благотворно влияет на развитие нравственности и духовности детей. Русское народное творчество воспринимается ...

Проект по приобщению детей к истокам русской народной культуры и традициям «Русская народная культура и традиции»

Проект решает актуальную проблему – приобщает детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры и традициям. Актуальность проблемы обусловлена тем, что нарушаются традиции, рвутся н...

Конспект развлечения по «Приобщению детей к истокам русской народной культуры» в рамках ежегодного Фестиваля народной культуры для подготовительной группы Тема: « Народные промыслы России»

Конспект развлечения по «Приобщению детей к истокам русской народной культуры» в рамках ежегодного Фестиваля народной культуры для подготовительной группы   Тема: « Народны...