"Занимательная сенсорика". Формирование сенсорных эталонов у детей раннего возраста. Картотека дидактических игр.
картотека

Черткова-Сыдеева Дарима Владимировна

В презентации "Занимательная сенсорика" представлен сборник дидактических игр по сенсорному развитию детей младшего дошкольного  возраста. В этом возрасте  начинает формироваться система сенсорных эталонов:  цвет, форма, величина, количество. Дидактические игры изготовлены из подручного материала: цветной картон, пластиковые  бутылки, пластмассовые крышки и т.д. Красочно оформленные, с применением сюжетов знакомых сказок и произведений  художественной литературы, игры  вызывают положительные эмоции и соответствуют возрастной категории.

На слайдах указаны ссылки в Инстаграм практических занятий.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ГБОУ «Школа № 1015» ДО №2 г. Москва Картотека дидактических игр «Занимательная сенсорика » (ранний возраст) гр. «Светлячки» Воспитатель: Д.В.Черткова-Сыдеева Май, 2021г.

Слайд 2

Актуальность Ранний возраст – это тот возраст, когда восприятие окружающего мира, накопление багажа знаний об окружающем мире, совершенствовании органов чувств необходимо для сенсорного развития. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие. Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка, имеет самостоятельное значение, т.к. полноценное восприятие необходимо для успешного обучения.

Слайд 3

Цель : Формирование сенсорных эталонов у детей раннего возраста Задачи: знакомить детей с сенсорными эталонами: цвет, форма, величина; формировать представления о свойствах, качествах и отношениях предметов; развивать интерес к познавательной деятельности; развивать мелкую моторику рук детей; активизировать словарь.

Слайд 4

Сенсорные эталоны- это общепринятые образцы внешних свойств и качеств. В раннем возрасте основными признаками сравнения предметов/ объектов являются: цвет (красный, синий, зелёный, жёлтый) форма (круг, квадрат, треугольник) величина (большой, маленький) количество (один- много) Сенсорное воспитание наиболее успешно осуществляется в условиях различных дидактических игр. Осваивая сенсорный опыт стихийно, без систематического руководства со стороны взрослых, ребенок длительно идет путем проб и ошибок. И только посредством различных дидактических игр ребенку наиболее легко усвоить признаки предметов.

Слайд 5

Ожидаемые результаты В дидактических играх у детей сформируются навыки, позволяющие различать свойства предметов: цвет, форма, величина. При помощи словесного обозначения предмета ребенок быстрее начнёт ориентироваться в окружающем мире. Развитие внимания, наблюдательности и памяти. Дидактические игры на занятиях позволят ребенку обогащать сенсорный опыт.

Слайд 6

Игры с бельевыми прищепками https://www.instagram.com/p/CMpvCwbjmQ5/?utm_medium=copy_link Цель: Основная цель дидактических игр с бельевыми прищепками — развитие мелкой моторики рук у детей младшего возраста. Также эти игры направлены на формирование умения сличать и объединять предметы по признаку цвета. Кроме того, игры с прищепками способствуют развитию ощущений собственных движений и формированию положительного настроя на совместную с взрослым работу. Они стимулируют речевую активность детей.

Слайд 9

«Зайчик на полянке» https://www.instagram.com/p/CMpvWBUjv05/?utm_medium=copy_link Цели: - побуждать ребенка к самостоятельной деятельности; формировать цветовое представление, выработать навык завинчивания крышек; -развивать мелкую моторику рук, связную речь; -обогащение словарного запаса. Можно использовать следующие упражнения с пробками - дети раскручивают и закручивают пробки от пластиковых бутылок к их горлышкам. Для закрепления цвета прикручивают разноцветные пробки к соответствующим по цвету горлышкам.

Слайд 11

«Гусеница» https://www.instagram.com/p/CMpvWBUjv05/?utm_medium=copy_link

Слайд 12

«Полянка», «Машины», «Бабочка» https://www.instagram.com/p/CMxcDeojBXm/?utm_medium=copy_link

Слайд 13

«Новогодняя Ёлка» https://www.instagram.com/p/CNAxoOVjJj_/?utm_medium=copy_link

Слайд 14

«Подбери по цвету овощи и фрукты» https://www.instagram.com/p/CNAyWvRDTK8/?utm_medium=copy_link Цели: -учить детей группировать предметы по цвету; -закреплять знания об овощах, о понятиях много - один, большой – маленький; -развивать мелкую моторику.

Слайд 16

«Подбери по цвету шарики» https://www.instagram.com/p/CNLDRGrjWOM/?utm_medium=copy_link

Слайд 17

«Найди окошко мышке» https://www.instagram.com/p/CNS0iCkDwQ_/?utm_medium=copy_link Цель: -учить детей соотносить форму деталей с формой отверстия; -у чить детей различать цвета и использовать названия цветов в речи; -закреплять умение распознавать геометрические фигуры и называть их (круг, квадрат, треугольник); -развивать мелкую моторику рук, цветовое восприятие, внимание.

Слайд 18

«Подбери окошко» https://www.instagram.com/p/CNXfvwTjO-R/?utm_medium=copy_link

Слайд 19

«Помоги зверятам собрать шарики» https://www.instagram.com/p/CNp30BZjxme/?utm_medium=copy_link

Слайд 20

«Большой- маленький» https://www.instagram.com/p/CPRNo2oj-0G/?utm_medium=copy_link Цель: -упражнять в сравнении предметов по величине; -формировать умение различать предметы по величине и выбирать их по словесному указанию; -формирование умения детей группировать предметы по величине.

Слайд 21

«Собери пирамидку» https://www.instagram.com/p/CPRLp8DDAlZ/?utm_medium=copy_link Цель: -формировать умение группировать по цвету, количеству; -различать и называть цвета; -умение составлять пирамидку из пяти полос; -развивать внимание, мышление. -обогащать словарь (самая длинная, короче, короче, короче, самая короткая )

Слайд 22

Заключение Сенсорное развитие детей раннего возраста более благоприятно в познавательной деятельности и в создании эмоционально-положительного настроения. Главное, раскрыть природный талант ребёнка и сделать это весело, непринужденно, доверяя малышам и своей интуиции.



Предварительный просмотр:

Приложение к Презентации

Картотека дидактических игр "Занимательная сенсорика"

Формирование сенсорных эталонов у детей раннего возраста.

Игры с бельевыми прищепками»

Цель: развивать мелкую моторику рук у детей раннего возраста, формировать  умение различать и объединять предметы по признаку цвета, способствовать  развитию ощущений собственных движений и формированию положительного настроя на совместную с взрослым работу, стимулировать  речевую активность детей.

Ход игры:

Взрослый: Отгадайте загадку.

 Плаваю под мостиком

 И виляю хвостиком.

Дети: Это рыбка. Воспитатель: (показывает картинку с изображением рыбки). Правильно, это рыбка. Посмотрите на картинку и покажите, где у рыбки глазик?

Дети показывают глазик

Воспитатель: А где у нее ротик?

Дети показывают на рисунке ротик рыбки.

Воспитатель: А где у нее хвостик и плавники?

Дети показывают хвостик и плавники.

Воспитатель: А теперь давайте сами сделаем рыбок.

 Детям необходимо выбрать подходящие по цвету прищепки и добавить каждой рыбке хвостик и плавники.

Воспитатель: Отгадайте, кто это такой:

На спинке иголки, длинные, колкие.

А свернется в клубок — ни головы, ни ног.

Дети: Это ежик. Взрослый: (показывает картинку с изображением ежа). Правильно, это ежик. Покажите, где у него глазки, носик, ушки?

Дети показывают

Воспитатель: Давайте поможем нашему ежику найти иголочки.

Воспитатель дает ребенку вырезанную из цветного картона заготовку ежика, на которой нарисованы глаза, уши, нос, но нет иголок. Дети прикрепляют к спинке ежика прищепки.

Воспитатель: (поглаживая ежика по его новым иголкам).Ой!  Какой ежик стал колючий!

Воспитатель: А где же солнышко? Оно потеряло свои лучики. Какого цвета лучики у солнца?

Дети. Желтого.

Воспитатель: Правильно. Давайте поможем солнышку.  Солнышко, выгляни, жёлтое, высвети.

"Зайчик с шариками на полянке"

Цель:  развитие сенсорного восприятия; развитие мелкой моторики пальцев рук, формирование сенсорных эталонов, активизация словаря, побуждать ребенка к самостоятельной деятельности; формировать цветовое представление, выработать навык завинчивания крышек.

Игровой материал: представлен в виде  игрового панно с изображением зайчика с шарами на полянке. На шариках и полянке находятся  горловины от бутылок. Дети прикручивают крышки, соответствующего цвета и размера.

Воспитатель предлагает детям украсить цветочную поляну и собрать шарики для зайчика.

"Гусеница"

Цель:  развитие сенсорного восприятия; развитие мелкой моторики пальцев рук, формирование сенсорных эталонов, активизация словаря, побуждать ребенка к самостоятельной деятельности; формировать цветовое представление, выработать навык завинчивания крышек.

Игровой материал: представлен в виде  игрового панно с изображением гусеницы. На ней находятся  горловины от бутылок. Дети прикручивают крышки, соответствующего цвета.

Воспитатель предлагает детям найти гусеницу.

"Бабочка"

Цель:  развитие сенсорного восприятия; развитие мелкой моторики пальцев рук, формирование сенсорных эталонов, активизация словаря, побуждать ребенка к самостоятельной деятельности; формировать цветовое представление, выработать навык завинчивания крышек.

Игровой материал: представлен в виде  игрового панно с изображением бабочки. На ней находятся  горловины от бутылок. Дети прикручивают крышки, соответствующего цвета.

Воспитатель предлагает украсить бабочку цветным узором.

"Цветы"

Цель:  развитие сенсорного восприятия; развитие мелкой моторики пальцев рук, формирование сенсорных эталонов, активизация словаря, побуждать ребенка к самостоятельной деятельности; формировать цветовое представление, выработать навык завинчивания крышек.

Игровой материал: представлен в виде  игрового панно с изображением цветов. На них находятся  горловины от бутылок. Дети прикручивают крышки, соответствующего цвета.

Воспитатель предлагает детям украсить поляну цветов.

"Наряди Ёлку"

Цель:  развитие сенсорного восприятия; развитие мелкой моторики пальцев рук, формирование сенсорных эталонов, активизация словаря, побуждать ребенка к самостоятельной деятельности; формировать цветовое представление, выработать навык завинчивания крышек.

Игровой материал: представлен в виде  игрового панно с изображением новогодней ёлки. На ней находятся  горловины от бутылок. Дети прикручивают крышки, соответствующего цвета и размера.

Воспитатель предлагает детям украсить Ёлку новогодними цветными шарами.

 «Подбери колеса к машине» 

Цель: формировать знания детей основных цветов, формирование сенсорных эталонов, активизация словаря, побуждать ребенка к самостоятельной деятельности; формировать цветовое представление, выработать навык завинчивания крышек.

Игровой материал: представлен в виде  игрового панно с изображением машинки. На ней находятся  горловины от бутылок. дети прикручивают крышки, соответствующего цвета.

Ход игры:

Легковая я машина,

Жу-жу-жу, жу-жу-жу.

Маму, папу, дочку, сына

Целым скопом я вожу.

А ещё в меня бывает

Загружают двух собак,

Или папа разъезжает

Налегке и просто так.

Воспитатель предлагает ребенку (детям) рассмотреть машину. Ребенок (дети) рассматривают и определяют, что у машин не хватает колёс. Воспитатель предлагает назвать цвета машин. Обратить внимание детей на цвет колёс, объяснить, что нужно подобрать колёса подходящего цвета.

 «У котят рассыпались шарики. Помоги собрать»

Цель:  закреплять знание цвета, развивать мелкую моторику рук, формирование сенсорных эталонов, активизация словаря.

Игровой материал: шарики  разного цвета, изображение котёнка с бантом на контейнере. Также на контейнере кайма- ориентир красного, зелёного, жёлтого и синего цвета.

Воспитатель предлагает детям помочь котятам собрать шарики, ориентируясь на цвет шарфика и кайму- ориентир контейнера.

«Помоги зверятам собрать шарики»

Цель:  закреплять знание цвета, развивать мелкую моторику рук, формирование сенсорных эталонов, активизация словаря.

Игровой материал: шарики  разного цвета, на панно изображение героев русской народной сказки "Теремок". Контейнеры закреплены на панно, по краю контейнера  кайма- ориентир красного, зелёного, жёлтого, оранжевого и синего цвета. Возле каждого контейнера изображение героев сказки: мышка, лягушка, заяц, лиса и волк.

Воспитатель предлагает детям помочь зверятам собрать шарики, ориентируясь на цвет  каймы- ориентира на контейнере.

 «Подбери по цвету овощи и фрукты»

Цель:  закреплять знание цвета, развивать мелкую моторику рук, формирование сенсорных эталонов, активизация словаря.

Игровой материал: на картоне изображения овощей и фруктов, изображение котёнка с бантом на контейнере. Также на контейнере кайма- ориентир красного, зелёного, жёлтого, оранжевого и синего цвета.

Воспитатель предлагает детям помочь котятам собрать овощи и фрукты по цветам, ориентируясь на цвет шарфика и кайму- ориентир контейнера.

«Закрой окошки»

Цель:  учить детей соотносить форму деталей с формой отверстия, закрепление  знаний о геометрических формах– квадратом, кругом, треугольником, прямоугольником формирование сенсорных эталонов, активизация словаря..

Игровой материал: плоские изображения домиков разных цветов с вырезанными окошками в виде геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) и окошки. Окошки должны отличаться по цвету от домиков.

Воспитатель предлагает детям найти соответствующие окошки из  геометрических фигур в домики.

«Найди окошко для мышки»

Цель:  учить детей соотносить форму деталей с формой отверстия, закрепление  знаний о геометрических формах– квадрат, круг, треугольник, прямоугольник. Формирование сенсорных эталонов, активизация словаря..

Игровой материал: плоские изображения домиков разных цветов с вырезанными окошками в виде геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) и окошки. Окошки должны отличаться по цвету от домиков.

Воспитатель предлагает детям найти соответствующие окошки из  геометрических фигур в домики.


«Сбор урожая»

Цель: развивать умение детей сравнивать два предмета по величине, активизировать в речи детей слова «большой, маленький».

Ход игры. Воспитатель рассказывает о том, что зайка вырастил очень большой урожай, теперь его надо собрать. Рассматриваем, что выросло на грядках (свекла, морковь, капуста). Уточняем, во что мы будем собирать овощи. Воспитатель спрашивает: «Какая эта корзина по величине? Какие овощи мы в нее положим?» В конце игры обобщаем, что в большой корзине лежат большие овощи, а в маленькой – маленькие.

«Осенние листочки»

Цель: Учить группировать листочки по признаку величины - «большой», «маленький».

Материал: Разноцветные листочки из картона большие и маленькие.

«Собери пирамидку»

Цель: закреплять умение устанавливать размерные отношения между предметами разной ширины, упорядочивать ряд по возрастанию.

Игровой материал: цветные полоски  разной ширины. На полоске вырезанное отверстие для крышек разного цвета.

Воспитатель предлагает детям собрать пирамидку по возрастанию и подобрать крышки по цвету полоски пирамидки.

«Найди домик»

Цель: воспитывать умение различать предметы по величине.

Игровой материал: изготовленные из картона домики разной величины, изготовленные из

картона медведи разной величины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры, как средство формирования сенсорных эталонов у детей раннего возраста

В данном материале представлены дидактические игры с помощью которых у детей раннего возраста можно знакомить с сенсорными эталонами. Данные игры можно использовать в домашней обстановке, что является...

Формирование сенсорных эталонов у детей раннего возраста посредством дидактических игр

 Сенсорное развитие служит основой познания мира. Видные представители дошкольной  психологии и педагогики  Я.А. Коменский, Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, Е. И. Тихеева, ...

Работа по самообразованию на тему: «Формирование представлений о сенсорных эталонах у детей раннего возраста через дидактическую игру».

Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомиться он и с произведениями искусства – музыкой, живопись...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Формирование представлений о сенсорных эталонах у детей раннего возраста через дидактическую игру»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ   «Формирование представлений о сенсорных эталонах у детей раннего возраста через дидактическую игру»...

Художественная литература как средство формирования сенсорных эталонов у детей раннего возраста. (Картотека стихов)

Ведущим видом деятельности и основой становления ребенка до 3 лет является предметная игра. С детьми данного возраста проводятся игры-занятия, в которых усвоение какого-либо  материала протекает ...

педагогический проект "Формирование представлений о сенсорных эталонах у детей раннего возраста через дидактическую игру"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Комсомольский детский сад №3 «Радуга» с.Комсомольское ПЕДАГОГИЧЕСКИЙПРОЕКТ«Формирование представлений о сенсорных эталонах у детей р...

Опыт работы на тему: «Формирование сенсорных эталонов у детей раннего возраста посредством дидактических игр»

Сенсорное развитие ребенка-это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положение в про...