Консультация для родителей "Обучение самообслуживанию и формирование трудовых навыков у детей с ОИН"
консультация

В консультации изложено, как поэтапно обучать  детей с ОИН самообслуживанию и формировать у них трудовые навыки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsul_na_sayt.docx265.06 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение самообслуживанию и формирование трудовых навыков у детей с ОИН.C:\Users\Den\Desktop\315e50c1b094bf294bf57227920722af.jpg

Привить ребенку навыки самообслуживания – значит научить его есть, умываться, одеваться и раздеваться, пользоваться расческой, мылом, зубной щеткой, туалетной бумагой. Обучая ребенка пользоваться ложкой, первоначально управляйте его рукой. По мере взросления дети приучаются есть самостоятельно, но многие делают это торопливо и неаккуратно. В таких случаях поступайте следующим образом: не давайте всю порцию еды сразу, а кладите ее на тарелку частями, по мере надобности. Быстро справившись с первой порцией ребенок вынужден некоторое время ждать, пока вы дадите ему вторую, третью и т.д. Тем самым он невольно приучится есть медленнее.

Научить ребенка самостоятельно умываться непросто. Это длительный процесс, состоящий из нескольких этапов. Прежде всего, пусть малыш привыкнет к воде – сначала теплой, затем холодной.  Чтобы подобная привычка возникла и закрепилась, само действие желательно обратить в игру: вы вместе с ребенком купаете куклу, пускаете лодочку и т.д. Затем поиграйте с ним в умывание: потрите сухие руки одна о другую, сложите ладони так, как это делаете при умывании. Держа руки ребёнка в своих, потрите его ладошки друг о друга, проведите ими по лицу малыша.  Тёплая вода, спокойный темп самой процедуры, поощрение каждого самостоятельного движения сделаю умывание приятным для малыша. Во время умывания, как и в других случаях, обязательно разговаривайте с ним. Показывайте и называйте части тела, предметы туалета, просите ребенка повторить их за вами.

Проблема для ребенка – научиться самостоятельно одеваться. Конечно, вам гораздо проще одеть его самому, чем многократно показывать ему одни и те же действия, не видя при этом никакого результата. Тем не менее будьте терпеливы, систематически проводите эту работу, не меняйте порядок ее выполнения. Вначале, поощряя малейшее самостоятельное движение ребёнка, помогайте ему правильно держать ногу, когда вы надеваете колготки, или поднять руки, когда снимаете с него кофточку, вместе с ним снимайте заранее расшнурованные ботинки. Таким образом действия формируются как совместные. Это важнейший этап первоначального обучения. Позднее, по мере овладения элементарными умениями, ребёнок будет выполнять многие действия самостоятельно.

Чтобы научить детей застегивать и расстегивать пуговицы, шнуровать ботинки, необходима длительная тренировка. Купите или изготовьте для этого специальные пособия. На жилете с пуговицами и петлями различной величины покажите ребёнку, как застёгивать пуговицы, начиная с крупных и постепенно переходя к более мелким. Для тренировки в шнуровании ботинок и завязывании шнурка используйте дощечку, в которой проделайте два вертикальных ряда отверстий. Все операции: вдевание шнурка, шнуровка и завязывание – проводите поэтапно, а затем объединяйте, после чего можете переходить и к настоящим ботинкам.

Внимательно наблюдайте за активностью ребёнка, его словами, жестами, поощряйте его любую попытку самостоятельно выполнить движение, которому обучаете.  Иначе вы можете погасить слабые проблески инициативы, и тогда они сменяться полной пассивностью. Если ребёнок научился надевать и снимать одежду, складывать и убирать её в определённое место, значит, вы воспитали у него привычку к аккуратности и сформировали некоторые положительные навыки поведения.C:\Users\Den\Desktop\315e50c1b094bf294bf57227920722af.jpg

Часто родители, считая своего ребёнка заведомо неспособным выполнять даже самую элементарную домашнюю работу, ставят его в полную зависимость от окружающих. Это глубоко ошибочная позиция. Дети с проблемами развития способны выполнять простейшие виды домашних дел. Например, они могут вытирать пыль, убирать со стола и мыть посуду, выполнять вместе со взрослыми работы в саду или в огороде и т.д. Периодически меняйте эти обязанности, чтобы поддерживать интерес к ним и развивать способность переключаться с одного вида деятельности на другой.

Выработать у ребёнка какие бы то ни было трудовые навыки можно только многократно показывая все операции. Объясняете ребёнку задания простыми, привычными для него словами и выражениями. Если малыш не справляется, не настаивайте на своем. Предложите выполнить ему более лёгкие действия с предметами, но в дальнейшем обязательно вернитесь к заданию, которое ранее оказалось для него трудным. Обязательно контролируйте все действия ребенка.

Как только ваш ребёнок достигнет определённых результатов, он станет отказываться от вашей помощи. Очень быстро вы убедитесь в том, что сформировавшийся практический навык быстро упрочивается и совершенствуется. Но иногда ни с того ни с сего малыш начинает капризничать: не хочет самостоятельно одеваться, протягивает одежду вам. В таком случае не спешите выполнять прихоть вашего малыша, вначале проанализируйте, не было ли допущено с вашей стороны какой-нибудь ошибки. Не окажется ли, что вы продолжали помогать, например, надевать рубашку, хотя он умел это сам. Иногда ребёнок протестует без каких-либо причин. Это происходит, если его чрезмерно опекают. Он отказывается мыть руки, одеваться, убирать на место игрушки. Малыш как бы проверяет, не станут ли взрослые опять его обслуживать. В подобных случаях будьте настойчивы, иначе вы можете потерять темп в обучении и развитии вашего ребёнка.

Если вы заметите, что малыш не может выполнить какие-то действия с предметами, не отчаивайтесь, старайтесь разделить занятия на несколько этапов. Сначала вам придётся все делать самим. Со временем ребёнок станет активнее и сможет выполнять простейшие операции самостоятельно. Далее одни действия будете выполнять вы, другие – ребёнок, а некоторые – вы вместе с малышом. В начале обучения активность ребёнка минимальна, но главное - он не бездействует, а становится самостоятельнее. Поощряйте любой его порыв, стройте занятия так, чтобы постепенно его активность увеличивалась.

Помните, что вы должны научить ребёнка элементарным санитарно-гигиеническим и бытовым навыкам. Для этого вам потребуется не мало сил и времени. Правильный подход к ребёнку – не безграничная опека, а постоянная доброжелательная требовательность – поможет достичь определённых результатов в его воспитании. Ребёнок будет хорошо воспитан, опрятен и в определённой мере самостоятелен в быту. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Взаимодействие с семьей по формированию трудовых навыков у детей у дошкольников»

Стоит только привыкнуть к труду, как уже нельзя жить без него.Все в этом мире зависит от труда.Л. ПастерЭффективность трудового воспитания в дошкольном учреждении и его уровень не может происходить бе...

«Формирование трудовых навыков у детей младшего дошкольного возраста»

Вы желаете, чтобы ваш ребенок был чутким и отзывчивым, чтобы он был хорошим товарищем и верным другом – создайте условия, при которых он ежедневно работал бы вместе с другими и повседневно учился помо...

Формирование трудовых навыков у детей младшего дошкольного возраста в различных видах деятельности

Формирование трудовых навыков у детей младшего дошкольного возраста в различных видах деятельности...

ФОРМИРОВАНИЕ ТРУДОВЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ 2-7 ЛЕТ ПО СРЕДСТВАМ ИГРЫ В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ

Аннотация. В статье представлены результаты экспериментального исследования по проблеме формирования трудовых навыков у детей 2-7 лет по средствам игры в условиях сельской местности....

Формирование трудовых навыков у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации

О важности трудового воспитания написано много философских, психологических и педагогических работ. В истории воспитания и образования общества созданы уникальные системы, в основе которых лежит трудо...