Психолого-педагогические основы организации общения
методическая разработка

Материал подготовлен для ознакомления родителям в организации общения "взрослый-ребенок"

Скачать:


Предварительный просмотр:

1. Понятие «Общение». Структура и средства общения

Общение – специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества; в общении реализуются социальные отношения людей.

Структура общения – это совокупность основных элементов, из которых складывается процесс общения.

При этом структурная характеристика общения может быть дана и применительно к основным элементам, и относительно внутренней структуры каждого из них.

Основные компоненты общения:

  • субъекты;
  • средства;
  • потребности, мотивация и цели;
  • способы взаимодействия, взаимовлияния и отражения влияний в процессе общения;
  • результаты.

Средства общения:

1.Язык – система слов, выражений и правил их соединения в осмысленные высказывания, используемые для общения. Слова и правила их употребление едины для всех говорящих на данном языке, это и делает возможным общение при помощи языка. Если я говорю "стол", я уверен, что любой мой собеседник соединяет с этим словом то же понятие, что и я, – это объективное социальное значение слова можно назвать знаком языка. Но объективное значение слова преломляется для человека через призму его собственной деятельности и образует уже свой личностный, "субъективный" смысл, поэтому не всегда мы правильно понимаем друг друга.

2.Интонация, эмоциональная выразительность, которая способна придавать разный смысл одной и той же фразе.

3.Мимика, поза, взгляд собеседника могут усиливать, дополнять или опровергать смысл фразы.

4.Жесты как средства общения могут быть как общепринятыми, т.е. иметь закрепленные за ними значения, или экспрессивными, т.е. служить для большей выразительности речи.

5.Расстояние, на котором общаются собеседники, зависит от культурных, национальных традиций, от степени доверия к собеседнику.

2.Характеристика ситуативных форм общения ребёнка со взрослым

Ситуативно-личностная форма общения

Ребенок не рождается на свет с готовой потребностью в общении. В первые две-три недели он не видит и не воспринимает взрослого. Но, несмотря на это, родители постоянно разговаривают с ним, ласкают его, ловят на себе его блуждающий взгляд. Именно благодаря любви близких взрослых, которая выражается в этих, на первый взгляд бесполезных, действиях, в конце первого месяца жизни младенцы начинают видеть взрослого, а потом и общаться с ним.

Сначала это общение выглядит как ответ на воздействия взрослого: мать смотрит на ребенка, улыбается, разговаривает с ним, и он в ответ тоже улыбается, машет ручками и ножками. Потом (в три-четыре месяца) уже при виде знакомого человека ребенок радуется, начинает активно двигаться, гулить, привлекать к себе внимание взрослого, а если тот не обращает на него никакого внимания или уходит по своим делам, громко и обиженно плачет. Потребность во внимании взрослого - первая и основная потребность в общении - остается у ребенка на всю жизнь. Но позднее к ней присоединяются другие потребности, о которых будет рассказано дальше.

Некоторые родители считают все эти воздействия ненужными и даже вредными. Стремясь не баловать своего ребенка, не приучать его к излишнему вниманию, они сухо и формально исполняют свои родительские обязанности: кормят по часам, перепеленывают, гуляют и т. д., не выражая при этом никаких родительских чувств. Такое строгое формальное воспитание в младенческом возрасте очень вредно. Дело в том, что в положительных эмоциональных контактах с взрослым происходит не только удовлетворение уже существующей потребности малыша во внимании и доброжелательности, но и закладывается основа будущего развития личности ребенка - его активное, деятельное отношение к окружающему, интерес к предметам, способность видеть, слышать, воспринимать мир, уверенность в себе. Зародыши всех этих важнейших качеств появляются в самом простом и примитивном на первый взгляд общении матери с младенцем.

Если же на первом году жизни ребенок в силу каких-то причин не получает достаточного внимания и тепла от близких взрослых (например, оторванность от матери или занятость родителей), это так или иначе дает о себе знать в дальнейшем. Такие дети становятся скованными, пассивными, неуверенными или, напротив, очень жестокими и агрессивными. Компенсировать их неудовлетворенную потребность во внимании и доброжелательности взрослых в более позднем возрасте бывает очень трудно. Поэтому родителям необходимо понимать, как важно для младенца простое внимание и доброжелательность близких взрослых.

Младенец еще не выделяет отдельных качеств взрослого. Ему совершенно безразличны уровень знаний и умений старшего человека, его социальное или имущественное положение, ему даже все равно, как он выглядит и во что одет. Малыша привлекает только личность взрослого и его отношение к нему. Поэтому, несмотря на примитивность такого общения, оно побуждается личностными мотивами, когда взрослый выступает не как средство для чего-то (игры, познания, самоутверждения), а как целостная и самоценная личность. Что касается средств общения, то они на данном этапе имеют исключительно экспрессивно-мимический характер. Внешне такое общение выглядит как обмен взглядами, улыбками, вскрики и гуление ребенка и ласковый разговор взрослого, из которого младенец улавливает только то, что ему нужно, - внимание и доброжелательность.

Ситуативно-личностная форма общения остается главной и единственной от рождения до шести месяцев жизни.

В этот период общение младенца с взрослым протекает вне какой-либо другой деятельности и само составляет ведущую деятельность ребенка.

Ситуативно-деловая форма общения

Во втором полугодии жизни при нормальном развитии ребенка внимания взрослого уже недостаточно. Малыша начинает притягивать к себе не столько сам взрослый человек, сколько предметы, с ним связанные. В этом возрасте складывается новая форма общения ребенка с взрослым - ситуативно-деловая и связанная с ней потребность в деловом сотрудничестве. Эта форма общения отличается от предыдущей тем, что взрослый нужен и интересен ребенку не сам по себе, не своим вниманием и доброжелательным отношением, а тем, что у него есть разные предметы и он умеет что-то с ними делать. «Деловые» качества взрослого и, следовательно, деловые мотивы общения выходят на первый план.

Средства общения на этом этапе также существенно обогащаются. Ребенок уже может самостоятельно ходить, манипулировать предметами, принимать различные позы. Все это приводит к тому, что к экспрессивно-мимическим добавляются предметно-действенные средства общения - дети активно пользуются жестами, позами, выразительными движениями.

Сначала дети тянутся только к тем предметам и игрушкам, которые показывают им взрослые. В комнате может находиться много интересных игрушек, но дети не будут обращать на них никакого внимания и начнут скучать среди этого изобилия. Но как только взрослый (или старший ребенок) возьмет одну из них и покажет, как можно с ней играть: двигать машину, как может прыгать собачка, как можно причесывать куклу и пр. - все дети потянутся именно к этой игрушке, она станет самой нужной и интересной. Это происходит по двум причинам.

Во-первых, взрослый человек остается для ребенка центром его предпочтений, в силу этого он наделяет привлекательностью те предметы, к которым прикасается. Эти предметы становятся нужными и предпочитаемыми потому, что они - в руках взрослого.

Во-вторых, взрослый показывает детям, как можно играть в эти игрушки. Сами по себе игрушки (как и вообще любые предметы) никогда не подскажут, как ими можно играть или пользоваться. Только другой, старший человек, может показать, что на пирамидку нужно надевать колечки, что куклу можно кормить и укладывать спать, а из кубиков можно построить башню. Без такого показа ребенок просто не знает, что делать с этими предметами, а потому и не тянется к ним. Чтобы дети стали играть с игрушками, взрослый обязательно должен сначала показать, что можно делать с ними и как играть. Только после этого игра детей становится содержательной и осмысленной. Причем, показывая те или иные действия с предметами, важно не просто совершать их, но постоянно обращаться к ребенку, разговаривать с ним, смотреть ему в глаза, поддерживать и поощрять его правильные самостоятельные действия. Такие совместные игры с предметами и представляют собой деловое общение или сотрудничество ребенка с взрослым. Потребность в сотрудничестве является основной для ситуативно-делового общения.

Значение такого общения для психического развития ребенка огромно. Оно состоит в следующем.

Во-первых, в таком общении ребенок овладевает предметными действиями, учится пользоваться бытовыми предметами: ложкой, расческой, горшком, играть с игрушками, одеваться, умываться и т. д.

Во-вторых, здесь начинает проявляться активность и самостоятельность ребенка. Манипулируя предметами, он впервые чувствует себя независимым от взрослого и свободным в своих действиях. Он становится субъектом своей деятельности и самостоятельным партнером по общению.

В-третьих, в ситуативно-деловом общении с взрослым появляются первые слова ребенка. Ведь для того, чтобы попросить у взрослого нужный предмет, ребенку необходимо назвать его, то есть произнести слово. Причем эту задачу - сказать то или иное слово - опять же ставит перед ребенком только взрослый. Сам ребенок, без побуждения и поддержки взрослого, говорить никогда не начнет. В ситуативно-деловом общении взрослый постоянно ставит перед малышом речевую задачу: показывая ребенку новый предмет, он предлагает ему назвать этот предмет, то есть произнести вслед за ним новое слово. Так во взаимодействии с взрослым по поводу предметов возникает и развивается главное специфически человеческое средство общения, мышления и саморегуляции - речь.

3. Разработать рекомендации для родителей: «Особенности общения с ребёнком в период возрастных кризисов»

В развитии каждого ребёнка происходят кризисные периоды. Это естественный процесс. У разных детей он проходит по-разному. Если заметно, что ребёнок стал вести себя непривычным образом, слишком капризный, раздражительный, конфликтный, то, возможно, этот период уже наступил. Но, несмотря на то, что каждый период указывается конкретным возрастом, наступить он может чуть раньше или чуть позже. Всё строго индивидуально.

С самого рождения, когда ребёнок меняет внутриутробное существование на самостоятельную жизнь, это является кризисом новорожденности. Ребёнку необходимо адаптироваться к новым, непривычным условиям жизни: к новому типу дыхания и питания, к свету, к звукам и т. д. В этот период рекомендуется родителям окружить младенца вниманием, максимальной заботой, уходом (кормить грудью, обнимать, защищать от тревог и стрессов, и самое главное, быть терпеливыми и спокойными!

Кризис одного года характеризуется желанием ребёнка быть самостоятельным и неподчинением взрослому.

Рекомендации родителям:

• Будьте терпеливы и спокойны;

• Не нервничайте и не кричите на ребёнка;

• Уберите с зоны доступа острые предметы и дорогие вещи;

• Не потакайте всем капризам и не балуйте. Запомните: кризис пройдёт, а капризы останутся;

• Не проявляйте излишнюю строгость и запреты, позволяйте небольшую свободу, разрешайте поиграть с крышками от банок, небьющейся посудой;

• Купите пальчиковые краски, барабан, металлофон и т. д., и начинайте заниматься с ребёнком.

Самый острый кризисный период, когда поведение ребёнка практически не поддаётся коррекции, относится к кризису трёх лет. Именно в этот период самым частым выражением становится «не хочу».

Рекомендации родителям:

• Не сердитесь на ребёнка и не пытайтесь его «переломить»;

• Не отвечайте криком на его крик и не наказывайте, иначе у ребёнка может закрепиться неправильное поведение;

• Постарайтесь понять причину капризов (обиды от старших детей, излишняя строгость или частые запреты);

• Будьте терпеливы и сохраняйте спокойствие!;

• Дайте ребёнку больше самостоятельности, предоставляйте делать выбор (например, при выборе одежды);

• Снизьте количество запретов;

• Не заставляйте, а просите; следите за тоном, проявляя твёрдость, а не приказы;

• Хвалите ребёнка, если он этого заслуживает;

• При очередном капризе, переключите его внимание на что-то не имеющее отношение к данной ситуации;

•Самое главное: Терпение! Игры! Понимание! Творчество и чувство юмора!

Интенсивный физический рост, совершенствование моторики рук, развитие ряда нервно-психических функций совпадает с периодом кризиса семи лет. Появляется тревожность, боязнь что-то сделать не так.

Рекомендации родителям:

• Создайте дома спокойную обстановку;

• Не предъявляйте непосильных требований;

• Поощряйте самостоятельность и активность ребёнка;

• Привлекайте ребёнка к обсуждению «взрослых» проблем на семейном совете и будьте готовы принять точку зрения ребёнка;

• Уважайте достижения ребёнка, оказывайте понимание и дайте понять, что поможете в случае неудачи;

• Не критикуйте и не отчитывайте ребёнка при других людях;

• Не сравнивайте ребёнка с другими детьми, это снижает самооценку ребёнка;

• Отвечайте на вопросы ребёнка максимально честно, не отмахивайтесь;

• Будьте последовательны в своих требованиях. Если что-то не разрешаете, то стойте на своём до конца;

• Станьте примером для ребёнка;

• Будьте внимательным к ребёнку, любите его независимо от поведения или оценок;

• Прежде чем отдать ребёнка в школу, проверьте уровень зрелости и психологической готовности к школьному обучению;

• Создайте условия для развития речи и интеллекта ребёнка (беседы, чтение сказок и стихов, развивающие игры и упражнения);

• Учите управлять своими эмоциями;

• Следите за состоянием здоровья;

• Поощряйте общение со сверстниками; не «привязывайте» к себе, пусть у него будет свой круг общения;

• Пересмотрите свои требования, не завышены ли они, нет ли излишней строгости;

• Приказы и назидания замените на убеждения, рассуждения и совместное анализирование;

• Будьте консультантом, а не запретителем;

• Побольше оптимизма и юмора!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого – педагогические основы организации общения детей дошкольного возраста.

В помошь педагогу:Гиперактивные дети.Медлительный ребенок.Аутичные дети.Синдром Дауна у детей: причины возникновения, симптомы и признаки, диагностика, лечение.Тревожные дети.Агрессивные дети....

Психолого - педагогические основы организации общения детей дошкольного возраста. Презентация на тему: "Особенности общения с застенчивыми детьми".

Презентация содержит в себе материал на тему: "Особенности общения с застенчивыми детьми", где расскрываются - понятие застенчивости, что оно в себя включает, причины застенчивости, особенности п...

Психолого-педагогические основы организации общения детей дошкольного возраста

Уже с первых месяцев жизни у ребенка возникает потребность в других людях, которая постепенно развивается и преобразуется - от потребности в эмоциональном контакте к потребности в глубоко личностном о...

Психолого педагогические основы организации общения детей дошкольного возраста

Игры и упражнения напрвленные, на знакомство детей друг с другом, создание положительных эмоций, развитие эмпатии. К этой группе относятся игры: Назови себя, Снежный ком, Представь свое имя в дв...

Конспекты занятий по психолого-педагогическим основам организации общения

Конспект занятия по психолого-педагогическим основам организации общения детей дошкольного возраста .в средней группе группе МОУ «Бужаровская СОШ», корпус 2-10студента 2 курса группы ДО.21...

ПСИХОЛОГО ¬– ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ «ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ С ЗАСТЕНЧИВЫМИ ДЕТЬМИ»

Застенчивость -это сложное комплексное состояние, которое проявляется в разнообразных формах. Это может быть и легкий дискомфорт, и необъяснимый страх, и даже глубокий невроз. Во-вторых, это может быт...