Рекомендации родителям "Как говорить так, чтоб дети слышали"
консультация

Макухина Елена Геннадьевна

В статье представлены наиболее типичные ошибки, которые родители допускают при общении со своими детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pochemu_deti_ne_slushayut.docx16.32 КБ

Предварительный просмотр:

Почему дети не слушают?

Рассмотрим наиболее типичные ошибки, которые допускают родители в общении со своими детьми.

  1. Ошибка №1. «Отсутствие зрительного контакта»

Прежде чем давать указания ребенку, необходимо переключить внимание карапуза на себя. Присядьте на корточки, посмотрите ребенку в глаза, можно прикоснуться или взять за руку. Обратитесь к нему по имени: «Даша, посмотри на меня», «Тема, послушай, что я скажу» и т.п. Ребенка старше 3,5 полезно попросить повторить, что он услышал. Задания, которые выдаешь сам себе, выполнять гораздо приятней.

  1. Ошибка №2. «Просьба, состоящая из нескольких указаний»

«Сними валенки, вымой руки и за стол», - на наш взгляд, просьба проста, как дважды два. А вот для ребенка младше 3,5-4 лет это довольно сложный алгоритм. Попробуй запомнить последовательность и не пропусти ничего… Вот малыш и «застревает» в прихожей. Лучше всего разбить сложную задачу на простые. «Сними валенки». К следующему пункту переходите, когда указание №1 будет выполнено.

  1. Ошибка №3. «Косвенные» указания

«Тебе что, нравится ходить с липкими руками?». Малыши понимают все буквально. Догадаться, что в мамином вопросе заключено руководство к действию, им пока трудновато. Родителям стоит помнить, что их ребенок только еще осваивает родной язык. Поэтому все просьбы должны звучать так, чтобы их можно было понять однозначно.

  1. Ошибка №4. Многословность

Выслушивая длинную нотацию, ребенок только путается в словах и забывает, о чем, собственно, идет речь. Не стоит припоминать ребенку прошлые проступки. Не нужно пугать грядущими неприятностями. Малыш живет «здесь и сейчас», поэтому попытка повлиять на него долгими объяснениями бессмысленна. Лучше всего в такой момент сказать коротко: «Прыгать с кресла нельзя, это опасно». После этого превратить ситуацию в шутку – например, снять шалуна с кресла и покружить, поиграть в самолетики. Или переключить внимание – например, предложить посоревноваться, кто лучше перепрыгнет через разложенные на ковре листики бумаги. Одним словом, найти более безопасный выход для энергии, переполняющей малыша. И самое главное – если не можете изменить поведение ребенка, меняйте обстоятельства, которые провоцируют опасное поведение. Например, перенесите кресло в другую комнату.

  1. Ошибка №5. Крик

Ребенок попросить прощения, на самом деле он ничего не услышал, не до того было. Главной его целью было – предотвратить наказание. Кроме того, крик вызывает тревогу, страх. А страх снижает способность мыслить. Лучший способ удержать эмоции под контролем – быть последовательным.

  1. Ошибка №6. Ожидание немедленного изменения поведения.

Быстро переключаться с того, что интересно ребенку, на то, что интересно вам ребенок младше шести лет не может. Ему нужно дать еще минут 5-10 на окончание игры. Дать «временной запас». Например, вам пора домой, а малыш никак не может оторваться от игры. Договоритесь с ним, сколько раз он сможет съехать с горки перед уходом домой, тогда ваша просьба наверняка будет услышана. Так же можно использовать игровой момент: если ребенок «не слышит», что пока оставить машинки и пойти обедать, - предложите машинкам посоревноваться – кто быстрее доедет до кухни и т.п.

  1. Ошибка №7. Метод «просьба - отрицание»

«Не лезь в лужу!», «Не хлопай дверью!». Детское восприятие чаще всего «пропускает» частицу «не», и малыш то и дело воспринимает родительский запрет как заманчивое предложение. Лучше предложить ребенку интересную для него альтернативу. Например: «Давай попробуем обойти лужу по этому узкому бордюрчику» или «Сможешь закрыть дверь, чтобы никто не слышал?».

  1. Ошибка №8. Постоянное одергивание.

Попробуйте посчитать, сколько раз за час или за прогулку вы делаете ребенку замечания. Какие из этих замечаний вполне можно было и не делать? Не одергивайте его по любому поводу, а старайтесь быть рядом, когда малыш активен. Залезайте вместе с ним на горку, сходите за компанию посмотреть, что там лежит в кустах, вместе посмотрите на собаку. Ребенок обязательно «скопирует» ваше безопасное поведение.

  1. Ошибка №9. Неумение слышать ребенка.

Ребенок учится у нас всему, в том числе и искусству коммуникации. Не так важно, сколько времени вы проводите с малышом, важнее, как вы его проводите. Попробуйте на час-два полностью погрузиться в игру, сосредоточившись только на общении с малышом. Он наверняка «насытится» вниманием и захочет поиграть самостоятельно, оставив вам время на домашние дела. А вот ребенок, с которым проводят целый день «рядом, но не вместе», привыкает «выпрашивать» внимание с помощью шалостей.

  1. Научи другого!

Как дать указания ребенку, не ругаясь и тп? Можно делегировать ему полномочия «старшего». Ребенок дает указания своим игрушкам, мама помогает ему составить более правильную инструкцию: «Накалываешь кусочки котлеты? Опусти вилочку зубцами вниз. А чтобы донести до рта пюре, поверни вилку изгибом вниз».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка "Как говорить так, чтобы дети слушали и слушать так, чтобы дети говорили"

Рекомендации А.Фабер и Э. Мазлиш для педагогов и родителей  из одноименной книги "Как говорить так, чтобы дети слушали и слушать так, чтобы дети говорили" - золотые правила общения с детьми...

Как говорить так,чтобы дети слушали вас. Т. Гордон.

КАК ГОВОРИТЬ ТАК, ЧТОБЫ ДЕТИ СЛУШАЛИ ВАС. Т. Гордон.Родители должны знать эффективные пути обращения с ...

Как говорить, чтобы дети слышали

                    Как говорить, чтобы дети слушали   Иногда вы что-то говорите ребенку и видите, что он вас просто не слышит, ...

Анонс книги Адель Фабер, Элейн Мазлиш. "Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14445254","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","style":"height: 300px; width: 179px;","width":"287"}}]] К моему стыду, я тольк...

"Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили" Памятка для воспитателей

Данная памятка разработана по книге А.Фабер и Э. Мазлиш "Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили"...

"Как говорить с детьми, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили"

Никогда не начинайте расспрашивать детей, что и как было (кроме одного вопроса, все ли в порядке), они сами рассказывают гораздо больше, если не спрашиваешь. Начать разговор можно с отвлеченной темы....