«Нравственное развитие детей дошкольного возраста через организацию работы с социумом»
статья

Беля Надежда Витальевна

 

В своей работе использовала новую форму – издание журнала «Социальное развитие». Всего их было издано четыре, которые помогли реализовать работу над проектами: «Кто такие взрослые люди?», «Здоровье не купишь», «Этот день мы приближали, как могли», «Зеленый огонек».

        Cистематическая работа с детьми, участие в мероприятиях детского сада и социальных объектах, организации работы с социумом, помогла более эффективно решить проблемы нравственного воспитания дошкольников.                                 

  Человеческая культура представляет собой сплав материальных и духовных ценностей. Духовные ценности – это достижения в области науки, искусства, просвещения.

   Духовным ребенок может вырасти лишь тогда, когда будет соблюдено главное условие его существование, а, именно, в удовлетворение в счастье.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Нравственное  развитие детей дошкольного возраста через организацию работы с социумом»                                 

  Человеческая культура представляет собой сплав материальных и духовных ценностей. Духовные ценности – это достижения в области науки, искусства, просвещения.

   Духовным ребенок может вырасти лишь тогда, когда будет соблюдено главное условие его существование, а, именно, в удовлетворение в счастье.

   Каждый человек стремиться к счастью. Чтобы сделать ребенка счастливым, т. е. возвысить его духовно, нужно, прежде всего, удовлетворить его внутренние желания: потребность в красоте, доброте, любви, истине, справедливости. Если человек за всю свою жизнь не соприкоснется с подобным нравственным богатством, то он не познает истинной его ценности, будет далек от настоящего счастья. Именно поэтому вопрос о формировании основ духовной этики встает очень остро в наше время, когда получение материальных благ является приоритетным. «Наставь дитяти при начале пути его, он не уклонится от него, когда и состариться.», - советуют нам Соломоновы притчи.

   Одним из путей повышения качества дошкольного образования является – установление прочных связей с социумом, как главного акцентного направления дошкольного образовательного учреждения с культурными центрами дает дополнительный импульс для духовного развития и обогащения личности ребенка с первых лет жизни, совершенствует конструктивные взаимоотношения с родителями, строящиеся на идее социального партнерства. Значение социума для дошкольника так же велико, как и значение семьи. Именно здесь сходятся воедино задачи общества, дошкольного образовательного учреждения и семьи: воспитать духовно-нравственную личность.

   Из бесед с детьми, наблюдений я выяснила противоречие: способность любить у ребенка – глубокая  внутренняя суть, но часто дети не знают, как можно проявить милосердие, благородство, сострадательность по отношению к окружающим, только формально усваивая нормы и правила поведения.

   Проанализировав данное противоречие, я выбрала тему углубленной работы: нравственное развитие детей дошкольного возраста через организацию работы с социумом.

   Поставила цель – формировать  доброжелательное отношение детей друг к другу и окружающим.

  В своей педагогической деятельности отдала предпочтение парциальной программе по социальному развитию «Я – человек» С. А. козловой и методическим пособиям: «Социально-нравственное воспитание детей» И. Ф. Мулько «Социальное развитие детей в ДОУ» Н. В. Ивановой, «Этические беседы с детьми 4-7 лет В.И. Петровой, которые помогли организовать сотрудничество с семьей и социумом и решить основные педагогические задачи:

1.Развитие свободного общения со взрослыми и детьми.

2.Приобщение к общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

3. Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.  

  Так же определила принципы работы:

  1. Принцип психологический комфортности;
  2. Принцип доверительного сотрудничества;
  3. Принцип активности и сознательности;

  Объектом исследования являются нравственные качества детей дошкольного возраста.

  Гипотеза – воздействие целенаправленной планомерной работы по нравственному воспитанию детей дошкольного возраста способствует развитию нравственных качеств детей (милосердия, благородства ).

  Свою работу начала с составления плана совместных мероприятий с детьми и родителями группы, предложила его обсудить на родительском собрании. В планировании работы учитывала уровень педагогической культуры и социальный запрос родителей (нужды, потребности, интересы), который выявила с помощью анкетирования.

    Повышению активности участия родителей в жизни детского сада, осознанию ими доминирующей роли семейного воспитания и роли дошкольного образовательного учреждения, как «помощника» семьи в развитии и воспитании детей способствует открытость  учреждения для родителей, стремление педагогического коллектива к диалогу.

    В своей работе учитывала, что положительные результаты в воспитании детей достигаются в сочетании разных форм, методов и приемов сотрудничества с родителями. Поэтому в плане работы, который составила на три года («младшая, средняя, старшая группы) я предусмотрела экскурсии по месту работы родителей, беседы с участием родителей, спортивные развлечения и аттракционы, занятия-показы и т. д. Проведение всех запланированных мероприятий согласовала с родителями, составила конспекты.

    «Разумное воспитание требует, чтобы уже в раннем возрасте, еще прежде, чем дети станут хорошо осознавать себя, внушалось им стремление ко всему доброму, истинному, благородному», - Н.А.Добролюбов.

    Во второй младшей группе поставила задачи:

1.Развитие свободного общения со взрослыми и детьми.

2.Осознание детьми себя и происходящими с ними изменениями.

3. Приучение детей вежливости, к соблюдению элементарных моральных норм.

    В решении данных задач помогла работа над проектом «Что я знаю о себе», целью которого стало – формирование социально-нравственной компетентности. В проекте поставила методические задачи: познакомить детей со своим организмом, чувствами, мыслями, умениями, с семьей, жизнью детского сада.

  Перед детьми поставила проблемные вопросы:

  1. Назначение систем и органов чувств человека?
  2. Как можно узнать настроение человека?
  3. Как можно выразить свои мысли?
  4. Чем отличаются плохие и хорошие поступки?
  5. Почему в семье живется хорошо?

    В рамках данного проекта проводились сюжетно-ролевые игры: «Магазин», «Библиотека», «Больница», драматизации сказок: «Колобок», «Репка», «Лиса и козел», «Лисичка со скалочкой», дидактические игры: «Найди друзей», «Отгадай настроение». Для родителей проводилась консультации «Калейдоскоп проблем общения», «Застенчивые и тревожные дети», результатом совместной деятельности детей и родителей стала выставка поделок из природного материала «Мастерская Лесовичка». Проект получил название «Я, ты, он она – вместе дружная семья», которым мы занимались в течение  второй младшей группы. Оформление результатов проекта – воспитательно- образовательные планы с приложениями.

     В результате проведенной работы дети стали общаться спокойно, без крика, дети смогли осознать себя и происходящие с ними изменения, стали вежливыми, уровень благополучия детей в группе сверстников возрос на 30%. (см. приложение №2)

 В средней группе поставила задачи:

  1. Формировать личное отношения ребенка к соблюдению моральных норм.
  2. Воспитывать чувство долга, способствовать накоплению опыта положительных переживаний.
  3. Развивать навыки вежливого обращения к окружающим.

     Для знакомства с профессиями родителей был оформлен фото альбом «Все работы хороши». В альбоме  «Наши славные дела» , дети находили свои фотографии во время труда в детском саду(дежурство по столовой, труд в уголке природы и т. д.). На развлечении «В гостях у Мойдодыра» дети учились навыкам личной гигиены, во время драматизации сказок «Кошкин дом», «Телефон» ребята упражнялись в навыках коммуникации. Для родителей проводились консультации: «Два разных мира – девочки и мальчики», «Мастерим дома вместе с детьми». На занятии «В гостях у доктора Айболита», которое проводила мама-врач, дети познакомились с витаминами, которые помогают укреплять организм, просмотрели презентацию на данную тему. Кроме того, с детьми каждую неделю проводилась кружковая работа «Мир вокруг нас» (см. приложение № 3)

  Из бесед, наблюдений за детьми в конце учебного года выяснила, что дети стали сопереживать друг другу, с  уважением  относятся к людям и результатам труда, у детей развились навыки вежливого обращения к окружающим, уровень благополучия детей в группе возрос на 15%.(см. приложение №2)

   В старшей группе были поставлены задачи:

  1. Сформировать представление о принципах родословной, об образовании имени, фамилии, отечества.
  2. Познакомить с нормами жизни в коллективе, способствовать переходу нравственных качеств в привычку.
  3. Познакомить детей с событиями великой Отечественной войны, воспитывать уважение к людям, совершившим подвиг.
  4. Систематизировать знания детей о правилах дорожного движения.

    Для решения данных задач с детьми проводилась соответствующая работа: дети совместно с родителями изготовили стенгазеты на тему: «Бессмертный подвиг народа в годы Великой Отечественной войны», поделки из бросового материала к празднику победы. Много положительных эмоций дети и родители получили, участвуя в победных стартах. Для родителей был проведен праздник, посвященный 70-летию  победы в Великой Отечественной войне.  На развлечении «Мама, папа, я – спортивная семья», были проведены конкурсы, направленные на сближение детей и родителей друг с другом.  Дети и родители поделились друг другом опытом семейного отдыха. Результатом данной работы стала фотовыставка с мини сочинениями «Как мы отдыхали летом». На развлечении «Красный, желтый, зеленый»   с детьми  закреплены знания правил дорожного движения. Для родителей проводилась консультация «Когда родители ссорятся», фотовыставки: «Дом, в котором мы живем», «Наши любимые домашние животные» сопровождались мини-рассказами детей, изготовлен журнал «Зеленый огонек», в который вошли материалы по ознакомлению детей с правилами  дорожного движения.    Родителями   были составлены семейные древа, которые помогли лучше запомнить родственников детей.  Так же дети занимались в кружке «Мир вокруг» (см. приложение № 4).                    

                 

    В результате проведенной работы дети стали знать своих ближайших родственников, историю происхождения фамилий, имен, отчеств, уровень благополучия детей в группе повысился по сравнению с началом учебного года на 20 % (см. приложение №2), дети стали соблюдать правила дорожного движения, стали более внимательны по отношению к пожилым людям.

  Гипотеза о том, что планомерная работа по нравственному воспитанию детей дошкольного возраста способствует развитию нравственных качеств детей, нашла свое подтверждение.

    В своей работе использовала новую форму – издание журнала «Социальное развитие». Всего их было издано четыре, которые помогли реализовать работу над проектами: «Кто такие взрослые люди?», «Здоровье не купишь», «Этот день мы приближали, как могли», «Зеленый огонек».

        Таким образом, систематическая работа с детьми, участие в мероприятиях детского сада и социальных объектах, организации работы с социумом, помогла более эффективно решить проблемы нравственного воспитания дошкольников.  

   

Приложение №1

Библиографический список.

  1. Воспитателю о работе с семьей/ под ред. Н.Ф. Виноградовой М:

Просвещение, 1989;

  1. Козлова С. А. , Мой мир: Приобщение ребенка к социальному миру, - М: ЛИНКА-ПРЕСС,2000;
  2. Мулько И.Ф., Социально-нравственное воспитание детей 5-7 лет, Методическое пособие, - М: ТЦ Сфера, 2007;
  3. Островская Л. Ф., Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников, - М: Просвещение, 1990;
  4. Петрова В. И., Стульник Т. Д., Этические беседы с детьми 4-7 лет, - М: Мозаика-Синтез, 2007;
  5. Степанова Г., Социальное  развитие дошкольников и его педагогическая оценка в условиях детского сада// Дошкольное воспитание, - 1999, №10 – с.29-40.

Приложение № 2

Оценка благополучия ребенка в группе

Показатели:

1.Играет в одиночестве.

2.Сидит в стороне и наблюдает за другими детьми.

3.Его попытки установить контакт с другими детьми терпят неудачу.

4. Играет только с одним и тем же партнером.

5. Не отходит от воспитателя, избегает других детей.

6. Вступает в конфликт с другими детьми.

7.Ссорится, обижает других детей.

8. Плачет.

9. Жалуется воспитателю.

10.Намеренно мешает другим детям.

Вторая младшая группа

  Средняя группа.

 

Старшая группа

Приложение № 3

Кружок по социальному развитию

«Мир вокруг» ( с детьми 4-5 лет)

   Цель – формировать доброжелательное отношение детей друг к другу и окружающим.

Задачи:

1.Формирование личного отношения ребенка к соблюдению моральных норм.

2.Воспитывать чувство долга, способствовать накоплению опыта положительных переживаний.

3.Развивать навыки вежливого обращения к окружающим.

Перспективный план кружка.

Октябрь:

  1. Что означают наши имена.
  2. О происхождении фамилий.
  3. Мой дом.
  4. Моя семья.

Ноябрь:

1. «Экскурсия» по Москве.

2.Развлечение  с родителями «Дружная семейка».

3.Моя семья.

4.Рисование «Моя семья».

Декабрь:

1.Подари мне радость

2.Физкультурное развлечение «Мама, папа, я – спортивная семья».

3.Встречи с интересными людьми.

Январь:

1.Знакомсво с трудовой деятельностью младшего воспитателя.

2.Создание альбома «Все работы хороши».

3.Праздники нашей жизни.

Февраль:

1.Экскурсия  на пищеблок.

2.Знакомство с профессией врача.

3.Домашний труд.

4.Экскурсия в прачечную.

Март:

1.Страна детей.

2.Как живется в стране  бездельников.

3.Поговорим о профессиях.

Апрель:

1.Моя улица.

2.Труд людей.

3.Составление плана пути в детский сад.

4. Составление альбома «Наши славные дела».

Приложение № 4

Кружок по социальному развитию

«Мир вокруг» ( с детьми 5-6 лет)

  Цель – формировать доброжелательное отношение детей друг к другу и окружающим.

Задачи:

1.Сформировать представление о принципах родословной, об образовании  имени, фамилии, отчества.

2.Представлять общий ход развития человека, формировать положительное отношение к взрослым.

3. Познакомить с нормами жизни в коллективе, способствовать перехода нравственных качеств в привычку.

Перспективный план кружка

Октябрь:

1.Работы всякие важны, работы всякие нужны.

2.Кого называют скромным.

3.Я среди людей.

Ноябрь:

1.Устное народное творчество в жизни людей.

2.Папа, мама, я – спортивная семья.

3.Если ты гуляешь один.

4.Кто такие мудрецы.

Декабрь:

1.Необычные сувениры.

2.Мальчики и девочки.

3.Гиганты прошлого.

4. О чем рассказывают знаки на улицах.

Январь:

1.Откуда берется одежда.

2.Работа с политической картой мира.

3.Кто и как считает и измеряет время.

Февраль:

1.Что такое магазин.

2.Земной шар на столе.

3.Создание коллекции «Ткани».

4. Опасные ситуации вокруг нас.

Март:

1.Первый раз в первый класс.

2.Праздник «Зеленого Светофорчика».

3.Мои зеленые друзья.

4.Добрый и злой огонь.

Апрель:

1.Мастера – умельцы.

2.Нужно ли беречь вещи.

3.О чем рассказали звери.

4.Опасные предметы.

                       Содержание

  1. Опыт работы по теме «Социально-нравственное развитие детей дошкольного возраста через организацию работы с социумом» стр.1-6

  1. Приложение № 1

      Библиографический список                                                        стр.7

  1. Приложение №2

( оценка благополучия ребенка в группе)        стр.8

  1. Приложение № 3

 (перспективный план работы кружка «Мир вокруг нас» с детьми 4-5 лет)  

                                                                                                       стр.9-10

  1. Приложение № 4.

  ( перспективный план работы кружка «Мир вокруг нас» с детьми 5-6 лет)  

                                                                                                         стр.11-12


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование и развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста через организацию театральной деятельности

Театральная деятельность всегда широко использовалась в дошкольной педагогике, как средство развития устной речи детей. Для детей с речевым недоразвитием этот вид деятельности является ещё и к...

"Формирование готовности руки к письму у детей дошкольного возраста через организацию игр и упражнений".

Одним из немаловажных аспектов подготовки ребёнка к школьному обучению является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Эта проблема не теряет своей актуальности.Замечательный пед...

26 ноября 2013 года состоялся педагогический совет по теме: "Работа по развитию социальной компетентности и познавательной активности детей дошкольного возраста через организацию мини-музеев"

26 ноября 2013 года состоялся педагогический совет по теме: "Работа по развитию социальной компетентности и познавательной активности детей дошкольного возраста через организацию мини-музеев"Цель...

Распространения опыта работы : "Познание окружающего мира детей дошкольного возраста через организацию познавательно-исследовательской деятельности"

Представлен опыт работы по созданию макетбука с целью формирования у детей знаний о цикличности явлений природы, времен года[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"17149355","attributes":{"...

Самообразование на тему: Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста через организацию формы взаимодействия «педагог-дети-родители»

Данный проект рассчитан на детей дошкольного возраста и затрагивает актуальный вопрос интеллектуального развития дошкольников.Проект призван формировать у воспитанников элементы интеллектуального созн...

Проект. Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста через организацию формы взаимодействия «педагог-дети-родители»

Данный проект рассчитан на детей дошкольного возраста и затрагивает актуальный вопрос интеллектуального развития дошкольников.Проект призван формировать у воспитанников элементы интеллектуального созн...