Статья на тему: «КЛАССИЧЕСКИЙ РЕПЕРТУАР КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ»
статья

Штанченко Оксана Николаевна

Статья «КЛАССИЧЕСКИЙ РЕПЕРТУАР КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья21.43 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

В современном мире музыка является  уникальным средством коммуникации общества, социума. Она передает мысли и настроения, чувства, эмоции и идеи, которые способны объединить самые различные по  своей структуре и специфике слои населения. Поэтому можно утверждать, что влияние музыки на сознание общества очевидно, функции, социальные и культурные роли многогранны, контрастны и несхожи друг с другом.

Формирование музыкальной культуры человека важно начинать с самого раннего возраста, потому как впечатления, пережитые и осознанные ребенком в детстве, становятся достаточно глубокими, оставляя отпечаток на всю жизнь. Они могут стать основным импульсом для дальнейшего эстетического развития, так как, научившись чувствовать и осмысливать музыку, ее выразительность, ребенок будет испытывать потребность в ней.  Кроме того, дошкольное и школьное детство – это период, в котором основу психического  развития  ребёнка играет эмоциональная сфера, одной из  основных  составляющих  которой является музыка.

В настоящее время у детей основы музыкальной культуры и грамотности сформированы не на должном уровне, да и ориентир  проложен не в ту сторону. Наблюдается стойкая тенденция недостаточной культурной грамотности современного подрастающего поколения. Музыка окружает их   повсюду, начиная от первых игр в социуме, будь  то  родители, воспитатели детского  сада или дети в группе, и заканчивая повседневными поездками в транспорте, просмотром телевизора. Однако,  нужно четко  понимать, что тот музыкальный контент, который дети будут слушать в  возрасте постарше, когда сами смогут выбирать, сейчас зависит во многом от родителей. Поэтому  не лишним будет прививать эстетическую культуру, начиная с дошкольного возраста.  И здесь  возникает  закономерный и вполне резонный вопрос: как, с помощью  чего и кого привить детям чувство возвышенного, эмоционально-позитивного  отношения к музыке, как научить отличать настоящее искусство, проверенное людьми и временем,  от низкопробной массовой культуры? Где та «золотая середина», которая поможет устоять в мире музыки и выбрать  правильный ориентир? Начинать решать эту нелегкую задачу надо с самого раннего возраста. Теоретически  структура музыкальной культуры ребенка состоит  из  следующих компонентов: музыкального опыта и  музыкальной грамотности. Музыкальный опыт позволяет судить о музыкальных интересах ребёнка, его пристрастиях, широте  и качестве музыкального  кругозора.

 Можно констатировать тот  факт, что основы музыкальной культуры детей ещё недостаточно сформированы. Причины этого видятся в недостатке музыкально-образных впечатлений у ребенка, отсутствии музыкально-творческой деятельности.

Можно смело  утверждать, что главной задачей  музыкального воспитания детей является не столько обучение  теории  и практике музыки само по себе, сколько воздействие на весь духовный мир детей, формирование эмоционального  отзыва, эстетической музыкальной грамотности. Она, по своей сути, и является музыкальной культурой, которая проявляется в качествах и степени глубины восприятия музыки, ее эмоционального осмысления.  В процессе формирования музыкальной культуры у ребенка должна появиться   способность воспринимать музыку как живое образное искусство, рожденное реальностью и с ней же связанное.  В процессе прослушивания музыкальных  произведений должно зарождаться и развиваться  особое чувство музыки, позволяющее воспринимать ее эмоционально, отличать в ней хорошее от плохого, умение на слух определять характер музыки. Эмоциональная отзывчивость на художественные произведения музыкального искусства является центром, ядром понятия «музыкальная культура», играет для ребенка роль первоначальной эмоционально-положительной оценки и способствует формированию интереса к музыке,  развитию  начала вкуса, построению его первичных представлений о красоте.

Влияние семьи на формирование основ  музыкальной культуры ребенка и ее развитие в правильном направлении определяется ее традициями, музыкальным вкусом,  отношением членов семьи к музыкальному искусству, общей социальной культурой членов семьи. Ведь  музыкально-эстетическое сознание, проявляющееся у ребенка в дошкольном возрасте, не соответствуют полностью аналогичным элементам, которые характерны для музыкально-эстетического сознания взрослого человека.                      

  Музыкально-эстетическое воспитание детей станет значительно полнее и богаче, если знакомить их с народным музыкальным искусством и высокими образцами музыкальной классики. Прослушивание  и восприятие классической музыки оказывает благотворное влияние на развитие высоких нравственных качеств и творческих способностей у ребенка.

Однако помимо  семьи, большую  роль  в формировании музыкально-эстетического  вкуса и музыкальной культуры ребенка играют  социальные дошкольные учреждения, а именно - личность  педагога-воспитателя, его качества, талант и мастерство, общекультурный уровень. Музыкальный руководитель формирует интерес к музыке на том репертуаре, который традиционно используется в работе детского сада.

Используя музыку на занятиях, педагоги должны стремиться сделать процесс общения детей с музыкой радостным и увлекательным. Особое внимание должно уделяться педагогами-воспитателями отбору музыкального материала для работы с детьми. Эта музыка должна быть привлекательной для детей и вызывать у них эмоциональный отклик Нужно  учитывать разный уровень музыкального и общего развития детей, особенности их   характера и восприятия информации, природные возможности. Построение педагогического процесса формирования музыкальной грамотности и музыкальной культуры ребенка должно строиться на принципе интеграции, то  есть  органическом сочетании разных видов музыкальной, игровой деятельности, позволяющей успешно и результативно работать над музыкальным воспитанием детей.  Данная работа станет продуктивной и результативной, если педагогом будут разработаны специальные занятия с использованием разных методов и форм,  будет  осуществляться  руководство музыкальной деятельностью детей для достижения высоких результатов формирования их музыкальной культуры.

Музыкальный репертуар, который дети изучают  в дошкольных  учреждениях,  определяет содержание музыкального образования.  Музыкальный руководитель  формирует интерес ребенка  к музыке на том репертуаре, который проверен временем и традиционно используется в работе дошкольного  учреждения. То, что представляет  ценность  для окружающих людей, приобретает ценность и для самого ребенка. Однако, ситуация в большинстве современных  семей такова, что дети, как правило, слышат преимущественно развлекательную музыку. Классическая музыка не имеет ценности в представлении многих родителей, которые сами выросли без нее.

Используя музыку на занятиях в детском саду, педагоги должны стремиться сделать процесс общения детей с музыкой радостным и увлекательным.  Педагог должен стремиться сделать  так, чтобы   накопление музыкальных впечатлений ребенком стало важнейшим этапом для последующего развития музыкального восприятия детей. Для этого  важно жанровое разнообразие  музыки в процессе слушания, во  время которого дети учатся определять музыкальные жанры, знать их признаки после прослушивания. В итоге, по  истечению  интервала времени, почти у каждого ребенка должно появиться любимое музыкальное произведение. Некоторые дети мотивируют свой выбор, объясняя его.

Музыкальная классика во  всем своем разнообразии обладает поистине волшебной силой. Ее можно слушать бесконечно, и каждый раз в моменты прослушивания  открывать для себя что-то новое, красивое, возвышенное, эмоционально-окрашенное. Дети, с их пока еще чистым, незаштампованным  сознанием воспринимают классическую музыку легко и по-своему уникально. Поэтому  прослушивание именно  классической музыки обязательно в итоге ведет к формированию у ребенка  позитивного мировосприятия и эмоционального мироощущения, Говоря другими словами, у ребенка появляется позитивная жизненная доминанта. А это имеет огромную практическую ценность и эстетическое  значение как для   настоящего, так и для успешного будущего ребенка. Именно положительный эмоциональный настрой, устойчивая эмоциональная сфера способствуют общему интеллектуальному развитию, позволяют повысить уровень внимания ребенка и увеличить его устойчивость к стрессам.   

Подводя итог  всему вышесказанному, хочется сказать, что, разумеется, не все дети станут в дальнейшем профессиональными музыкантами, но любовь к искусству и эстетический вкус, привитые в дошкольных  учреждениях, музыкальных школах, студиях могут стать прочным первоначальным  фундаментом для формирования творческой и всесторонне развитой личности. И хотя популярность классической музыки сегодня, к сожалению,  не велика, настоящим искусством среди множества современных музыкальных продуктов является именно она. А непопулярность ее в наше время объясняется тем, что эту музыку нужно уметь не только слушать, но и слышать. И именно поэтому эффективность формирования основ музыкальной культуры ребенка  станет  выше, если в детский музыкальный репертуар включить классические музыкальные  произведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творчество в музыкально-ритмических движениях, как средство формирования основ музыкальной культуры

Трудно переоценить значение движения в развитии ребенка дошкольного возраста. Телесные ощущения для него первостепенны в освоении окружающего мира. Телесный опыт способствует полноценному развитию реб...

Творчество в музыкально -ритмических движениях как средство формирования основ музыкальной культуры детей.

Выпускная квалификационная работа слушателя программы повышения квалификации "Московского городского педагогического университета" на тему: "Творчество в музыкально -ритмических движениях как средство...

Статья на тему "Влияние музыкально-театрализованной деятельности на формирование основ музыкальной культуры дошкольников"

Влияние музыкально-театрализованной деятельности на формирование основ музыкальной культуры дошкольников...

Индивидуальный план профессионального развития педагога Тема: «Творчество в музыкально-ритмических движениях как средство формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста»

Одним из видов музыкальной деятельности, которая в большей степени способствуетразвитию творчества, является музыкальное движение. Это наиболее продуктивный вид деятельности с точки зрения форми...

Презентация на тему ВКР «КЛАССИЧЕСКИЙ РЕПЕРТУАР КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Презентация на тему ВКР «КЛАССИЧЕСКИЙ РЕПЕРТУАР КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ»...

Статья "Формирование основ музыкальной культуры дошкольников"

Современный детский сад — это уникальное образовательное учреждение нового типа, совершенно непохожее на детский сад ещё десятилетней давности....