Консультация для родителей детей с ТНР "Учим детей рассказывать"
консультация

Консультация для родителей детей с ТНР "Учим детей рассказывать"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_detey_s_tnr.docx26.86 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ С ТНР

 Тема: «Учим детей рассказывать»

 Учить ребенка рассказывать — это значит формировать его связную речь. Эта задача входит как составная в общую задачу развития речи детей дошкольного возраста. Овладение связными формами высказываний — сложный и длительный процесс. Обучая ребенка рассказыванию, т.е. самостоятельному связному и последовательному изложению своих мыслей, взрослый помогает ему находить точные слова и словосочетания, правильно строить предложения, логически связывать их друг с другом, соблюдать нормы звуко - и слово произношения.

   Развивая связную монологическую речь, важно научить ребенка пересказывать короткие литературные тексты (сказки, рассказы). Пересказывая сказки с несложным сюжетом («Репка», «Колобок», «Курочка Ряба»), у ребенка вырабатывается умение слушать литературное произведение, отвечать на вопросы взрослых, включать в рассказ взрослого отдельные слова и предложения, как бы помогая ему. Так дошкольник подводится к самостоятельному воспроизведению литературного произведения.

     Учить детей пересказу хорошо помогает так называемый отраженный пересказ. Ребенок включается в рассказ взрослого, повторяя  слово или предложение: «Жили-были дед и...» -- «Баба», «Была у них...» -- «Курочка Ряба» и т.д. Затем можно переходить к пересказу по вопросам: «Кого встретил колобок?» -- «Зайчика», «Какую песенку он ему спел?..» и т.д.

      После того, как ребенок овладел пересказом сказки, можно предложить пересказать маленькие рассказы с несложной фабулой. Хороший образец таких рассказов — лаконичные рассказы Л.Н.Толстого для детей.

     А помогают овладеть умением пересказывать разные зрелища — театр, мультфильмы. Они эмоционально настраивают ребенка, развивают желание передать свои впечатления в рассказе.

      Подводятся дети и к рассказыванию по картине. Они учатся правильно отвечать на вопросы взрослого, а в дальнейшем начинают свободно высказываться по содержанию картины.

     Очень любят ребята рассматривать игрушки. Именно это, скорее всего, побуждает их к высказыванию. Сначала взрослый предлагает ребенку внимательно рассмотреть игрушку. Первые вопросы должны быть направлены на характерные особенности внешнего вида предмета (форма, цвет, величина). Более старшим детям (шестого года жизни) можно предложить сравнить две игрушки. Взрослый учит детей, например, описывать и сравнивать кукол, называя наиболее характерные их признаки, следит, чтобы дети высказывались законченными предложениями. Прежде, чем сравнить, ребенку придется внимательно рассмотреть кукол: как они одеты, какие у них волосы, глаза, а затем уже отметить, чем они похожи и чем различаются.

    Овладел дошкольник описанием отдельных игрушек — переходите к составлению небольших сюжетных рассказов. Предложите ему несколько игрушек, позволяющих наметить простую сюжетную линию: девочка, корзинка; девочка, корзинка, ежик и т.п. Пусть ребенок подумает, что могло произойти с девочкой в лесу, кого она встретила, что принесла домой в корзинке. Взрослый может для образца придумать свой рассказ, а затем предложить ребенку придумать рассказ самому. И не беда, если ребенок сначала просто перескажет ваш рассказ — он упражняется в рассказывании. Постепенно уводите ребенка от подражания, предлагайте придумать самостоятельный рассказ.

     Дети пятого-шестого года жизни уже могут рассказать о некоторых событиях из личного опыта. Взрослый только побуждает ребенка вспомнить, как ходили на новогодний праздник елки, что он видел интересного на прогулке в лесу и т.д. Перед ребенком четко ставится задача: «Расскажи, что ты видел на новогоднем празднике» и т. п.. Здесь можно использовать образец: «Сначала послушай, что я видела на новогоднем празднике елки, а потом ты будешь рассказывать». Рассказ взрослого должен быть близок детскому опыту, четко построен, иметь ясный конец, язык рассказа должен быть живым и эмоциональным.

   Постепенно дети отучаются от копирования образца и подходят к самостоятельному творческому рассказыванию, обучение которому начинается  уже после пяти лет. Дети шести и семи лет вполне подготовлены к этому виду речевой деятельности: усложняется их мыслительная деятельность, возрастает произвольность целенаправленность воображения, его устойчивость и активность. Дошкольники шести-семи лет обнаруживают способность к простому, логическому аргументированному комбинированию представлений, образов.

    Рассказывание по сюжету усиливает интерес детей к рассказыванию в целом, подготавливает к литературно-словесному творчеству, с которым они встретятся в школе.

    Успехов Вам, уважаемые родители, и Вашим детям!

Консультация для родителей
по теме:
«Домашняя игротека»
(группа компенсирующей направленности для детей с ТНР)

Домашняя игротека

Раздел «Домашняя игротека» знакомит родителей с играми, игровыми упражнениями и заданиями на закрепление различных речевых навыков. Отбирая и разрабатывая материал для данного раздела, учитываю и большую загруженность родителей ежедневными домашними делами, и накопленную к концу дня усталость. Среди прочего, дома рекомендуется «играть на кухне». Предлагаю игровые упражнения и развитие мелкой моторики рук, на обогащение словаря ребенка, на слоговую структуру слов, на развитие грамматического строя речи.

* «Перепутаница»

Жили-были слова. Однажды они веселились, играли, танцевали, и не заметили, что перепутались. Помоги словам распутаться. Слова: босака (собака), ловосы (волосы), лекосос (колесо), носаги (сапоги) и т.п.

* «Доскажи словечко»

Вы начинаете фразу, а ребенок заканчивает ее. Например: ворона каркает, а воробей …(чирикает). Сова летает, а заяц… (прыгает). У коровы теленок, а у лошади… (жеребенок).

* «Упрямые слова»

Расскажите ребенку, что есть на свете «упрямые» слова, которые никогда не изменяются (кофе, платье, какао, кино, пианино, метро). «Я надеваю пальто, на вешалке висит пальто. Я гуляю в пальто. Сегодня тепло, и все надели пальто». Задавайте вопросы ребенку и следите, чтобы он не изменял слова в предложениях – ответах.

* «Игры с мячом»

«Я буду называть предметы и бросать тебе мяч. Ты будешь ловить его только тогда, когда в слове услышишь звук «Ж». Если в слове нет этого звука, то мяч ловить не надо. Итак, начинаем: жаба, стул, ежик, жук, книга…».

*« Лягушка»

Выделение звука из ряда гласных: а, о, у, и, е, я, ю, э, ы. «Будешь прыгать как лягушка, если услышишь «А», а на другие звуки опускаем низко руки». (То же с другими звуками).

* «Мастерская Золушки»

— пока Вы заняты пришиванием пуговиц, ребенок может выкладывать из пуговиц и ярких ниточек красивые узоры.

— попробуйте вместе с ребенком сделать панно из пуговиц. Пуговицы можно пришивать (с Вашей помощью), а можно укрепить их на тонком слое пластилина (без Вашей помощи).

— очень красивые картинки получаются из кнопок, особенно цветных. В детском саду педагоги не могут дать детям кнопки (в целях безопасности). Но дома Вы можете проконтролировать своего ребенка. Кнопки лучше всего втыкать в плотный поролон.

«Я заметил»

(По дороге из детского сада или в детский сад). «Давай проверим, кто из нас самый внимательный. Будем называть предметы, мимо которых мы проходим; а еще обязательно укажем – какие они. Вот почтовый ящик – он синий. Я заметил кошку – она пушистая». Ребенок и взрослый могут называть увиденные объекты по очереди.

«Волшебные очки»

«Представь, что у нас есть волшебные очки. Когда их надеваешь, то все становиться красным (синим, зеленым и т.д.). Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета все стало, скажи: красные сапоги, красный мяч, красный забор и пр.»

«Помогаю маме»

Большую часть времени Вы проводите на кухне. Все заняты приготовлением ужина. Малыш крутится возле Вас. Предложите ему перебрать горох, рис, гречку или пшено. Тем самым он окажет Вам посильную помощь, и потренирует свои пальчики

«Волшебные палочки»

Дайте малышу счетные палочки или спички (с отрезанными головками). Пусть он выкладывает из них простейшие геометрические фигуры, предметы и узоры. А вырезанные из бумаги круги, овалы, трапеции дополнять упражнения.

* «Давай искать на кухне слова»

Какие слова можно «вынуть» из борща? Винегрета? Кухонного шкафа? Плиты? и пр.

«Угощаю»

«Давай вспомним вкусные слова и угостим ими друг друга». Ребенок называет «вкусное» слово и «кладет» к Вам на ладошку, затем Вы, и так до тех пор, пока все не «съедите». Можно проиграть в «сладкие», «кислые», «соленые», «горькие» слова.

«Приготовим сок»

Из яблок сок…(яблочный), из груш…(грушевый), из вишни…(вишневый), из моркови…(морковный), из лимона…, апельсина… и т.д.. А теперь наоборот: апельсиновый сок из чего? и т.д.

«Я дарю тебе словечко»

Цель: расширить словарь детей, объяснить лексическое значение слов.

Один раз в неделю, например, в выходной день, родители «дарят» ребенку новое слово: не просто называют его, но и объясняют значение. Слова самые разные: «весенние» (капель, проталина, наст и т.д.), «сладкие» (мармелад, шербет, джем и т.д.), «тяжелые» (гиря, штанга и т.д), «легкие» (пух, снежинка, перышко и т.д.), «холодные, «горячие» и т.д.

Каждый понедельник дети приносят в группу «подаренные слова и знакомят с ними других детей. Родители пишут на маленьких листочках слово, а с другой стороны имя своего ребенка. Все бумажки складываются в «шкатулочку». Затем любой вытаскивает слово, воспитатель его читает, а дети объясняют его значения. За каждое правильное объясненное слово ребенок получает фишку. В конце каждого квартала подводится итог.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей детей раннего возраста. «Дети любят потешки!»

Койносова Елена Станиславовна Воспитатель МАДОУ ЦРР Д/С№14 Консультация для родителей раннего возраста "Дети любят потешки!"...

Консультация для родителей детей раннего возраста «Дети любят потешки!».

В раннем возрасте, основные сферы взаимодействия взрослого с ребёнком – речевое развитие и эмоциональный отклик. Дети начинают познавать мир, учатся полноценно общаться, познают нормы правильного...

Консультация для родителей на тему" Учим детей рассказывать"

Развивая связную монологическую речь, важно научить ребенка пересказывать короткие литературные тексты ....

Консультация для родителей детей раннего возраста " Дети любят- потешки! "

Консультация для родителей " Дети любят - Лети любят потешки! "...

Консультация для родителей детей раннего возраста «Дети любят потешки»

В раннем возрасте, основные сферы взаимодействия взрослого с ребёнком – речевое развитие и эмоциональный отклик. Дети начинают познавать мир, учатся полноценно общаться, познают н...

Консультация для родителей детей раннего возраста. «Дети любят потешки!»

Консультация для родителей детей раннего возраста.                                       «Дети любя...

Консультация для родителей на тему: «Научить детей рассказывать».

Одна из самых важных задач обучения дошкольников  — развитие связной речи. Каждый ребенок должен уметь содержательно, грамматически правильно, связно и по­следовательно излагать свои мы...