Консультация для родителей по обучению игре в шахматы "Взялся - ходи"
консультация (старшая группа)

Горбунова Ольга Михайловна

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_roditelyami.docx300.26 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ  детский сад

комбинированного вида «Рябинушка»

Подготовила

воспитатель

Горбунова О.М.

город Покачи

2019г.

    Если ребёнок плохо запоминает стишки, невнимателен, не умеет сосредотачиваться и ясно излагать свои мысли, справиться с этими сложностями вам помогут… шахматы.

Выдающийся шахматист Хосе Рауль Капабланка как-то сказал: «Шахматы для умственной работы значат то же, что и спорт для физического совершенствования человеческой натуры». Шахматы как игра в основном сложились около VI в. н. э. в Индии и Арабском Халифате и до сей поры остаются одной из лучших интеллектуальных игр. Решая шахматные задачки, ваш ребёнок учится думать и сравнивать, мыслить более стратегически (то есть предвидеть результаты своих поступков), становится более внимательным. Желание победить вырабатывает у него волю и собранность, плюс развивается не менее важный навык — умение достойно проигрывать, не унывать при неудаче. Ну а «главный приз» достаётся гиперактивным детям — играя в шахматы, они становятся намного спокойнее и уравновешеннее.

Когда начинать?

С какого возраста рекомендуется начинать обучение? На этот счёт нет строгих рекомендаций, но все выдающиеся шахматисты начинали рано. Хосе Рауль Капабланка научился играть в пять лет, наблюдая за отцом. Роберт Фишер своим выдающимся мастерством обязан старшей сестре, которая сама обучила шестилетнего брата премудростям шахматной игры. Гарри Каспаров начал в пять, а в десять уже вошёл в сборную Азербайджана. Отец Анатолия Карпова открыл сыну шахматный мир, когда тому исполнилось пять лет. Судя по всему, для первого знакомства с шахматами наиболее оптимален пяти-шестилетний возраст. У ребёнка уже сформированы основные психологические функции и важные жизненные навыки, он научился оценивать окружающий мир, стал более самостоятельным, делает первые попытки анализа. Если начать обучение шахматам в этом возрасте, то малыш, возможно, и не станет чемпионом, но вырастет здравомыслящим человеком. В последнее время шахматная школа значительно помолодела, и сейчас родители начинают обучать детей с трёх лет. С семи-восьми лет юные шахматисты уже участвуют в турнирах. Правда, преподаватели стараются превратить подобные соревнования скорее в праздник, не акцентируя внимание на спортивной конкуренции.

Мы, взрослые, отлично понимаем, как много даёт умение играть в шахматы. Но объяснить это ребёнку невозможно, он не поймёт. Малыша нужно, прежде всего увлечь. Впрочем, если у родителей нет времени этим заниматься или недостаточно таланта, лучше отдать ребёнка в шахматную студию. Обучаясь игре в коллективе, он учится жить в социуме, подчиняясь его законам.

Если нет возможности водить ребёнка в шахматную студию, то придётся обучать его самостоятельно. Вам придётся запастись огромным терпением, но вы наверняка полюбите этот интересный и творческий процесс. Особенно если вы сами не знакомы с этой игрой. В таком случае вы с ребёнком — соперники одного уровня, но руководить процессом придётся вам. Позаимствуйте методики в книгах лучших инструкторов. Автор Наталья Петрушина более двадцати лет преподаёт шахматы детям. Особенно им нравятся персонажи её сказок: Белочка, Лисичка и Сорока, которые знакомят детей с шахматной страной, полной волшебных превращений и неожиданных открытий. Успехом пользуются методики Игоря Сухина и Натальи Костенюк. Игорь популяризирует свои методы через Интернет, и у него есть книги по обучению даже двухлетних крох. Основная идея заключается в том, что малышу лучше начинать обучение игре тридцатью двумя фигурами, а не шестьюдесятью четырьмя. Поэтому он предлагает сначала учиться играть на небольших фрагментах доски. Наталья считает, что дети лучше обучаются с тренером в мини-группах, чем индивидуально. Её методика — это плавный, незаметный и очень постепенный, переход от сказки к реальной игре. Есть ещё вариант компьютерных тренировок, но в этом случае малыш лишается радости общения с живыми соперниками.

Маленькие хитрости:

  • включайте элементы шахматной игры в обыденную жизнь.

Готовите ужин — расставьте фигурки из макарон разного цвета, предложите ребёнку сыграть в «макаронные шахматы»: пусть вспомнит, как ходят разные фигуры-макароны, и решит хотя бы элементарную задачку. Вот смеху-то будет! Лепите пирожки — попробуйте сделать из теста шахматные фигурки, сочинить для каждой из них маленькую сказку. Можно лепить фигурки из пластилина — и тогда на свет появятся пластилиновые шахматы. Рисуйте, лепите, сочиняйте весёлые истории, стихи и рассказы, придумывайте конкурсы — к примеру, кто быстрее и правильнее расставит шахматные фигуры на доске.

  • Ищите различные ребусы, загадки, кроссворды, связанные с шахматами, включайте их в регулярное обучение шахматной игре.
  • Не начинайте изучать новое, пока малыш твёрдо не усвоит пройденный материал. Двигайтесь от простого к сложному.
  • Учите ребёнка не только выигрывать, но и проигрывать. Объясняйте, что научиться играть можно только методом проб и ошибок. Лишь поняв, что сделал не так, он сможет двигаться дальше.

         Постепенно приучайте его к мысли, что шахматы — это серьёзная игра, которая требует вдумчивых решений. Не разрешайте возвращать ходы, «перехаживать». Пусть заканчивает партию, соблюдает основное правило шахматистов: «взялся — ходи». Пусть малыш постепенно приучается к тому, что прежде чем действовать, нужно хорошо подумать. В будущем это убережёт его от многих ошибок уже в реальной, а не шахматной жизни.

          Вы заинтересованы в интеллектуальном развитии своего ребенка, направьте его неуемную энергию, желание узнать, как можно больше об окружающем мире в конструктивное русло. Ведь дети очень любознательны и активны, они удивительно быстро схватывают и запоминают новую, интересную для них, информацию.

Нужно помнить о том, что интеллектуальное развитие ребенка проходит определенные закономерные стадии: каждая предыдущая стадия подготавливает последующие. С возникновением новых форм мышления, старые формы никоим образом не исчезают, а сохраняются и развиваются. Например, словесно-образное мышление дошкольника в школьном возрасте переходит на более высокую ступень, что выражается в усвоении изобразительного искусства, музыки, поэзии. Для интеллектуального развития ребенка необходимо?

  • Поощрять его активность (разумеется, в пределах возможного). Например, поощряйте его стремление что-либо разбирать, собирать, открывать, закрывать, ломать и чинить - в процессе такой самостоятельной и увлекательной деятельности ребенок учится мыслить, думать, проявляет смекалку и сообразительность.
  • Подбирать интересную для обоих (родителя и ребенка) интеллектуальную задачу, вместе ее решайте (полистайте книги по биологии, астрономии). Зачастую именно в такой совместной деятельности ребенок начинает любить то или иное занятие, предмет.
  • Научите любить чтение. Поначалу это будет только техническое чтение (грубо говоря, просто «навык» чтения), а затем наступит содержательный этап - когда понятен сюжет, содержание книги. Самое главное - не принуждайте силой ребенка к чтению, он должен получать удовольствие от процесса.
  • Выбирая для ребенка школу, обратите внимание на отношение педагогов к детям (особенно это важно для младших школьников): достаточно ли они добры к ним, дают ли возможность полюбить занятия. Также важно наличие различных кружков, секций, факультативов, которые ребенок может посещать по желанию.
  • Одним из важных аспектов интеллектуального развития ребенка является творчество - детское или же совместно с родителями. Особенно это важно для дошкольного возраста. Всячески поощряйте малыша, хвалите его за различные поделки и рисунки.
  • Интеллектуальное развитие ребенка начинается в семье: с простых игр, со сказок, которые вы рассказываете ему на ночь, с отношениями между малышом и взрослым... Это накладывает отпечаток на его дальнейшее развитие, образ мышления. Если внимательно наблюдать за ребенком, в какие сюжетно-ролевые игры он предпочитает играть, можно определить тип отношений семьи, в которой он воспитывается. Поэтому все взрослые своим поведением должны подавать малышу достойный пример для подражания. Так, в семье, где царит спокойная доверительная атмосфера, где никто не препятствует всестороннему развитию ребенка, где каждый член семьи всячески поддерживает друг друга, будет расти любознательный, умный карапуз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: «Как изготовить игру». Игра А.З. Зака «Как гусеница и муравей в гости ходили».

Из белого картона вырезать силуэт дома, расчертить нужное количество этажей и окошек. В каждое окошко поселить жителя. Так, жителями дома №1 являются: чёрная точка и круг (они живут на втором этаже), ...

Консультация для родителей "Роль дидактической игры в обучении ребенка"

"Игра - это жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора ее была бы бесполезна для человечества"С.Т. Шацкий...

Консультация для родителей " Что делать если ребенок начал ходить в ясли".

Период начала систематического посещения детского учреждения очень сложен для каждого ребенка.Врачи и психологи различают три степени адаптации ребенка к детскому саду: легкую, среднюю и ...

Консультация для родителей "Советы родителям при обучении игре в шахматы"

Есть  Есть  мнение, что одарённые дети не нуждаются в помощи взрослых. Но как бы ни был одарён ребёнок, его нужно учить. Важно приучить к усидчивости, приучить трудиться, самостоятельно прин...

Видео-консультация для родителей по обучению игре в резиночку.

Ссылки на полезное видео для родителей по игре в резиночку....

Консультация для родителей "КАК ПРАВИЛЬНО ИГРАТЬ С РЕБЕНКОМ?" «Воспитание детей – это преимущественно обучение тому, в какие игры следует играть…»

Консультация для родителей "КАК ПРАИЛЬНО ИГРАТЬ С РЕБЕНКОМ" "Воспитание детей - это преимущественно обучение тому, в какие игры следует играть...."   Эрик Берн...