КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ«Развитие памяти и внимания у детей старшей группы»
консультация (старшая группа)

Коробченко Галина Григорьевна

Многие родители, сталкиваясь с проблемой концентрации внимания у детей дошкольного возраста, не знают, как её решить.

Ведь достаточная концентрация внимания и устойчивая память обеспечивают не только успешное обучение, но и легкую социализацию ребенка.

Для начала необходимо определиться с понятиями внимания и концентрация вниманияВнимание – это психический процесс, посредством которого человек концентрируется на некоторых особенностях окружающей среды относительно других объектов и событий. При этом концентрация внимания – это продолжительность времени, когда ребенок может сосредотачиваться на какой-то идее или деятельности.

К 6 годам внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Они могут заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 20-25 минут вместе со взрослым. Ребёнок этого возраста уже способен действовать по правилу, которое задаётся взрослым (например, отобрать несколько фигур определённой формы и цвета, найти на картинке изображения предметов и заштриховать их определённым образом). Развивать и совершенствовать внимание так же важно, как и обучать чтению, счету, письму. Развитие внимания находится в неразрывной связи с развитием памяти.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx18.79 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Развитие памяти и внимания у детей старшей группы»

Подготовила Коробченко Г.Г.

Многие родители, сталкиваясь с проблемой концентрации внимания у детей дошкольного возраста, не знают, как её решить.

Ведь достаточная концентрация внимания и устойчивая память обеспечивают не только успешное обучение, но и легкую социализацию ребенка.

Для начала необходимо определиться с понятиями внимания и концентрация вниманияВнимание – это психический процесс, посредством которого человек концентрируется на некоторых особенностях окружающей среды относительно других объектов и событий. При этом концентрация внимания – это продолжительность времени, когда ребенок может сосредотачиваться на какой-то идее или деятельности.

К 6 годам внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Они могут заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 20-25 минут вместе со взрослым. Ребёнок этого возраста уже способен действовать по правилу, которое задаётся взрослым (например, отобрать несколько фигур определённой формы и цвета, найти на картинке изображения предметов и заштриховать их определённым образом). Развивать и совершенствовать внимание так же важно, как и обучать чтению, счету, письму. Развитие внимания находится в неразрывной связи с развитием памяти.

Память дошкольника в этом возрасте носит непроизвольный характер - ребенок чаще всего не ставит перед собой осознанных целей что-либо запомнить, запоминание и припоминание происходит независимо от его воли и сознания, но в то же время определяется, скорее всего, интересом, деятельностью и желаниями ребенка. Развитие произвольной памяти дошкольника происходит тогда, когда взрослый побуждает ребенка к сознательному воспроизведению своего опыта в игре, в продуктивной и речевой деятельности, при пересказе, заучивании, рассказывании, сочинении сказок, т. е. ставит цель: «Вспомни!» Напомним, что очень важно, чтобы цель, поставленная перед ребенком, соответствовала потребностям той деятельности, в которую включается дошкольник. Ребенок должен понимать, зачем нужно запоминать.

Совершенствование памяти и внимания предполагает развитие мыслительной деятельности, так как научить детей думать - значит научить их анализировать, сравнивать предметы и явления между собой, находя в них сходство и различие, осуществлять обобщение, классифицировать предметы и явления. Именно мыслительные операции становятся при определенных условиях способами логического запоминания. Гораздо быстрее осваивается материал в игре, чем при простом объяснении. Дети запоминают лучше то, что привлекло их своей яркостью, необычностью; запоминают лучше то, с чем они активно действовали. Именно дидактическая игра способствует развитию внимания и произвольной памяти.

Вот некоторые примеры игр и игровых упражнений, направленных на развитие памяти и внимания:

• Сравни картинки и найди отличия

• Найди пары предметов

• Найди лишний предмет в ряду

• Соотнеси предмет и тень

• Раскрась по цифрам

• Шахматы

• Три задания

Эта игра помогает расширить объем внимания. Вы даете ребенку подряд три инструкции, которые он должен выполнить в той последовательности, которую вы ему задали. Например:

1. Подпрыгни два раза

2. Назови какой-нибудь цветок

3. Подойти к деревянному предмету

Когда ребенок справится, давайте задания посложнее,:

1. Хлопай столько раз, сколько тебе лет

2. Назови дикое животное

3. Дотронься до предмета на букву К

Количество заданий можно увеличивать до 4-5 и усложнять их в зависимости от возраста и развития ребенка.

• Разучи стихотворение

Для развития памяти ребенка 5—б лет, особенно слуховой, можно рекомендовать заучивание стихотворений о временах года, их признаках, это будет способствовать развитию восприятия и мышления у ребенка, умения сравнивать.

• Опиши игрушку

В течение 1-2 минут ребенок рассматривает незнакомую игрушку, а затем описывает её. Далее игрушку следует убрать. Через 30 минут предложите ребёнку по памяти описать игрушку и её свойства.

• Какой игрушки не хватает?

Поставьте перед ребёнком 5-6 игрушек на 15-20 секунд. Затем попросите ребёнка отвернуться и уберите одну игрушку. После чего, повернувшись, ребёнок отвечает на вопрос, какой игрушки не хватает?

• Запомни слова и воспроизведи

Эту игру необходимо начать с трех-четырех слов и по мере того как ребенок справляется с этими словами, необходимо увеличить их количество до десяти и более. Если ребенок не запомнил трех-четырех слов, необходимо еще раз их прочитать и затем повторить задание.

• Продолжай (мнемоцепочка)

Это совместное упражнение. Вы произносите фразу, например: «У нас в огороде растёт горох». Ребёнок должен повторить вашу фразу и добавить слово, подходящее в данной ситуации: «У нас в  огороде растёт горох и бобы». Постепенно фраза становится длиннее, приходится вспоминать новые и новые слова.

Надеемся, что наши советы помогут вам весело, интересно и с пользой проводить время с вашими детьми, а так же наметить верный путь к развитию их произвольного внимания и памяти.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей. "Развитие слуховой памяти дошкольников"

В данной консультации родители смогут познакомиться с особенностями развития памяти у детей и способами развития слуховой памяти....

Консультация для родителей "Развитие зрительной памяти у детей старшего дошкольного возраста"

Данный материал может быть полезен педагогам и родителям (законным представителям) воспитанников ДОО....

Консультация для родителей «Развитие слухоречевой памяти у дошкольников»

Консультация для родителей«Развитие слухоречевой памяти у дошкольников» Подготовила учитель-логопед МБДОУ Детский сад №3 «Петушок»села Кушнаренково      ...

Познавательно – творческий, информационный проект " Год памяти и славы" для детей старшей группы.

Патриотизм – это всегда актуальная тема, которая будет существовать всегда. Его прививают с самых ранних лет. Отечественная война – это подвиг наших  дедов и бабушек, многие из которы...