Методы и формы ознакомления дошкольников с объектами природы
статья

Скворцова Вероника Сергеевна
Методы и формы ознакомления дошкольников с объектами природы
 
В педагогике принято определять метод как способ совместной деятельности взрослого и ребенка, направленной на достижение определенного результата, такого как: усвоение знаний, выработка навыков и умений, развитие способностей, формирование нравственных качеств, привычек поведения.
 
В процессе ознакомления детей с природой в детском саду используются разнообразные методы: наглядные (наблюдение, рассматривание иллюстраций книг, демонстрация диа - и кинофильмов) практические (игровой метод, труд, элементарные опыты, изготовление книги, раскраски), словесные (рассказ воспитателя, чтение художественного произведения, беседы, составление сказки природоведческого содержания).
 
К группе наглядных методов относятся наблюдение, рассматривание картин, демонстрация моделей, кинофильмов, диафильмов, диапозитивов. Использование этих методов помогает решать разнообразные задачи: уточнять и конкретизировать представление детей, систематизировать и обобщать их, формировать эстетическое восприятие.
 
Рассматривание картин – картины дают возможность подробно рассмотреть явления природы, длительно сосредоточить на них внимание, что часто бывает невозможно сделать при непосредственном наблюдении в силу динамичности и изменчивости природы
 
 Учебный экран - при ознакомлении детей с природой в детском саду используются диафильмы, кинофильмы, телефильмы. С их помощью воспитатель формирует у детей представления о динамике явлений природы – росте и развитии растений и животных, о труде взрослых, показывая явления, которые протекают в природе длительное время.
 
К практическим методам относятся игры, элементарные опыты, моделирование. Наряду с наблюдениями для расширения представлений детей о доступных явлениях и предметах природы широко используются разнообразные игры: дидактические, подвижные и творческие. В них дети накапливают чувственный опыт, творчески осваивают приобретенные знания.
 
Дидактические игры - в дидактических играх дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся представления о предметах и явлениях природы, растениях и животных.
 
Предметные игры - игры с листьями, семенами, цветами, фруктами и овощами: «Чудесный мешочек», «Вершки и корешки», «Чьи детки на этой ветке?». Широко используются в младших и средних группах. Настольно-печатные игры: «Зоологическое лото», «Ботаническое лото», «Четыре времени года», «Ягоды и фрукты», «Растения» - дают возможность систематизировать знания детей о растениях, животных, явлениях неживой природы. Словесные игры «Кто летает, бегает, прыгает», «Нужно - не нужно» - проводятся с целью закрепления знаний.
 
Труд в природе – организуют в форме индивидуальных и коллективных поручений. Индивидуальные поручения дают возможность более тщательно руководить действиями детей, коллективный труд даёт возможность формировать трудовые умения и навыки одновременно у всех детей группы.
 
Элементарные опыты - это наблюдение, проводимое в специальных условиях. Оно предполагает активное воздействие на предмет или явление, их преобразование в соответствии с поставленной целью. Опыт используют как способ решения познавательной задачи.
 
Словесные методы – это рассказы детей и воспитателя, чтение художественных произведений о природе, беседы.
 
 Рассказ воспитателя – рассказывать детям можно с разными целями: для расширения знаний об уже знакомых явлениях, животных, растениях, для ознакомления с новыми явлениями и фактами. Рассказ обязательно сопровождается иллюстративным материалом – фотографиями, картинами, диафильмами. Продолжительность рассказа для детей старшего дошкольного возраста должна быть не более 10 - 15 минут.
 
Решая определённые образовательные задачи, воспитатель строит рассказ с учётом опыта и интереса дошкольников, адресует его конкретным детям, конкретной возрастной группы. Восприятие рассказа для детей является достаточно сложной умственной деятельностью. Ребёнок должен уметь слушать и слышать речь взрослого, по ходу рассказа осмыслить его, на основе словесного описания активно воссоздать образы, о которых говорит воспитатель, соотнести новое в содержании рассказа со своим прежним опытом.
 
Знания, сообщаемые в рассказе, должны отвечать требованиям достоверности, научности. Рассказ должен быть занимательным, ярким, иметь динамичный сюжет, быть эмоциональным. Яркость, образность и конкретность языка - обязательное требование к рассказу воспитателя.
 
Среди словесных методов в первую очередь необходимо отметить беседу с детьми. В педагогической литературе беседа определяется как целенаправленный, организованный разговор с детьми. Будучи одним из методов обучения, она применяется для активизации умственной деятельности детей, поскольку в процессе ее создается возможность для использования полученных ими ранее знаний.
 
Процесс обучения мы строим таким образом, чтобы основные сведения дети усваивали не вербальным, а наглядным методом.
 
 Одним из основных методов ознакомления с окружающим миром является наблюдение. Наблюдения на прогулке обогащают представления об окружающем мире, способствуют формированию доброжелательного отношения к природе, стимулируют детскую любознательность, учат делать самостоятельные выводы. 
 
Ознакомление детей с природой осуществляется в разнообразных формах: на занятиях, экскурсиях, в повседневной жизни (в труде, наблюдениях, играх на участке и в уголке природы).
 
Занятия по ознакомлению дошкольников с природой дают возможность формировать знания последовательно, с учетом возможностей детей и особенностей природного окружения. На занятиях под руководством воспитателя формируется система элементарных знаний у всех детей группы в соответствии с требованиями программы. Главное в занятии – это усвоение всеми детьми программного материала. Для этого используются разнообразные методы – наблюдение натуральных объектов, труда взрослых, дидактические игры, работа с картинами, чтение художественных произведений, рассказы, беседы и др.
 
Преимущества экскурсий - занятий и в том, что здесь дети имеют возможность видеть растения и животных в среде их обитания. Экскурсия помогает формировать у ребят первичные мировоззренческие представления о взаимосвязях, существующих в природе, материалистическое миропонимание. На экскурсиях дети знакомятся с растениями, животными и одновременно с условиями их обитания, а это способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе. Экскурсии способствуют развитию наблюдательности, возникновению интереса к природе.
 
По содержанию экскурсии делятся на два вида: природоведческие экскурсии - в парк, лес, на реку, луг - и экскурсии на сельскохозяйственные объекты (ознакомление с трудом взрослых) в поле, на птицеферму, в сад, на огород и так далее.
 
Наблюдения на занятиях и экскурсиях проводят в тесной связи с другими формами работы в повседневной жизни.
 
Для ознакомления детей с природой широко используют прогулки. Здесь воспитатель может ознакомить ребят с теми явлениями природы, представлениями о которых складываются длительное время. На прогулках воспитатель организует игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды). Для таких игр на участке следует иметь оборудование (песочные дворики, ящики с песком, бассейн, плескательницы). Формочки, сосуды, совочки, печатки периодически выносятся на прогулку. Кроме этого, широко используются разнообразные игровые упражнения на узнавание деревьев, кустарников, цветов, животных (по звукам и следам и т.д.), игры с игрушками, приводимыми в движение ветром.
 
Работу по ознакомлению дошкольников с природой в детском саду проводят ежедневно. Форма организации детей разная. Изредка к труду и наблюдениям привлекают всех детей, однако чаще труд и наблюдения осуществляют в таких формах, как поручения и дежурства.
Основная форма деятельности дошкольника - игра, которая одновременно является для него главным способом познания внешнего мира, основным элементом детского развития, в том числе и экологического воспитания. Игра - это творческая и эмоциональная деятельность детей, полна радости, поэтому введение ее в образовательный процесс способствует созданию эмоционального настроения и мотивации экологической деятельности. Для решения образовательных необходимо использовать дидактические игры экологического содержания, сюжетно-ролевые игры, игры с правилами – сюжетно-подвижные, подвижные, настольно-печатные, а также упражнения экологического содержания, которые развивают самостоятельность детей, способствуют приобретению знаний об окружающей действительности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методы и формы ознакомления дошкольников с объектами природы

В педагогике принято определять метод как способ совместной деятельности взрослого и ребенка, направленной на достижение определенного результата, такого как: усвоение знаний, выработка навыков и умений, развитие способностей, формирование нравственных качеств, привычек поведения.

В процессе ознакомления детей с природой в детском саду используются разнообразные методы: наглядные (наблюдение, рассматривание иллюстраций книг, демонстрация диа - и кинофильмов) практические (игровой метод, труд, элементарные опыты, изготовление книги, раскраски), словесные (рассказ воспитателя, чтение художественного произведения, беседы, составление сказки природоведческого содержания).

К группе наглядных методов относятся наблюдение, рассматривание картин, демонстрация моделей, кинофильмов, диафильмов, диапозитивов. Использование этих методов помогает решать разнообразные задачи: уточнять и конкретизировать представление детей, систематизировать и обобщать их, формировать эстетическое восприятие.

Рассматривание картин – картины дают возможность подробно рассмотреть явления природы, длительно сосредоточить на них внимание, что часто бывает невозможно сделать при непосредственном наблюдении в силу динамичности и изменчивости природы

 Учебный экран - при ознакомлении детей с природой в детском саду используются диафильмы, кинофильмы, телефильмы. С их помощью воспитатель формирует у детей представления о динамике явлений природы – росте и развитии растений и животных, о труде взрослых, показывая явления, которые протекают в природе длительное время.

К практическим методам относятся игры, элементарные опыты, моделирование. Наряду с наблюдениями для расширения представлений детей о доступных явлениях и предметах природы широко используются разнообразные игры: дидактические, подвижные и творческие. В них дети накапливают чувственный опыт, творчески осваивают приобретенные знания.

Дидактические игры - в дидактических играх дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся представления о предметах и явлениях природы, растениях и животных.

Предметные игры - игры с листьями, семенами, цветами, фруктами и овощами: «Чудесный мешочек», «Вершки и корешки», «Чьи детки на этой ветке?». Широко используются в младших и средних группах. Настольно-печатные игры: «Зоологическое лото», «Ботаническое лото», «Четыре времени года», «Ягоды и фрукты», «Растения» - дают возможность систематизировать знания детей о растениях, животных, явлениях неживой природы. Словесные игры «Кто летает, бегает, прыгает», «Нужно - не нужно» - проводятся с целью закрепления знаний.

Труд в природе – организуют в форме индивидуальных и коллективных поручений. Индивидуальные поручения дают возможность более тщательно руководить действиями детей, коллективный труд даёт возможность формировать трудовые умения и навыки одновременно у всех детей группы.

Элементарные опыты - это наблюдение, проводимое в специальных условиях. Оно предполагает активное воздействие на предмет или явление, их преобразование в соответствии с поставленной целью. Опыт используют как способ решения познавательной задачи.

Словесные методы – это рассказы детей и воспитателя, чтение художественных произведений о природе, беседы.

 Рассказ воспитателя – рассказывать детям можно с разными целями: для расширения знаний об уже знакомых явлениях, животных, растениях, для ознакомления с новыми явлениями и фактами. Рассказ обязательно сопровождается иллюстративным материалом – фотографиями, картинами, диафильмами. Продолжительность рассказа для детей старшего дошкольного возраста должна быть не более 10 - 15 минут.

Решая определённые образовательные задачи, воспитатель строит рассказ с учётом опыта и интереса дошкольников, адресует его конкретным детям, конкретной возрастной группы. Восприятие рассказа для детей является достаточно сложной умственной деятельностью. Ребёнок должен уметь слушать и слышать речь взрослого, по ходу рассказа осмыслить его, на основе словесного описания активно воссоздать образы, о которых говорит воспитатель, соотнести новое в содержании рассказа со своим прежним опытом.

Знания, сообщаемые в рассказе, должны отвечать требованиям достоверности, научности. Рассказ должен быть занимательным, ярким, иметь динамичный сюжет, быть эмоциональным. Яркость, образность и конкретность языка - обязательное требование к рассказу воспитателя.

Среди словесных методов в первую очередь необходимо отметить беседу с детьми. В педагогической литературе беседа определяется как целенаправленный, организованный разговор с детьми. Будучи одним из методов обучения, она применяется для активизации умственной деятельности детей, поскольку в процессе ее создается возможность для использования полученных ими ранее знаний.

Процесс обучения мы строим таким образом, чтобы основные сведения дети усваивали не вербальным, а наглядным методом.

 Одним из основных методов ознакомления с окружающим миром является наблюдение. Наблюдения на прогулке обогащают представления об окружающем мире, способствуют формированию доброжелательного отношения к природе, стимулируют детскую любознательность, учат делать самостоятельные выводы. 

Ознакомление детей с природой осуществляется в разнообразных формах: на занятиях, экскурсиях, в повседневной жизни (в труде, наблюдениях, играх на участке и в уголке природы).

Занятия по ознакомлению дошкольников с природой дают возможность формировать знания последовательно, с учетом возможностей детей и особенностей природного окружения. На занятиях под руководством воспитателя формируется система элементарных знаний у всех детей группы в соответствии с требованиями программы. Главное в занятии – это усвоение всеми детьми программного материала. Для этого используются разнообразные методы – наблюдение натуральных объектов, труда взрослых, дидактические игры, работа с картинами, чтение художественных произведений, рассказы, беседы и др.

Преимущества экскурсий - занятий и в том, что здесь дети имеют возможность видеть растения и животных в среде их обитания. Экскурсия помогает формировать у ребят первичные мировоззренческие представления о взаимосвязях, существующих в природе, материалистическое миропонимание. На экскурсиях дети знакомятся с растениями, животными и одновременно с условиями их обитания, а это способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе. Экскурсии способствуют развитию наблюдательности, возникновению интереса к природе.

По содержанию экскурсии делятся на два вида: природоведческие экскурсии - в парк, лес, на реку, луг - и экскурсии на сельскохозяйственные объекты (ознакомление с трудом взрослых) в поле, на птицеферму, в сад, на огород и так далее.

Наблюдения на занятиях и экскурсиях проводят в тесной связи с другими формами работы в повседневной жизни.

Для ознакомления детей с природой широко используют прогулки. Здесь воспитатель может ознакомить ребят с теми явлениями природы, представлениями о которых складываются длительное время. На прогулках воспитатель организует игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды). Для таких игр на участке следует иметь оборудование (песочные дворики, ящики с песком, бассейн, плескательницы). Формочки, сосуды, совочки, печатки периодически выносятся на прогулку. Кроме этого, широко используются разнообразные игровые упражнения на узнавание деревьев, кустарников, цветов, животных (по звукам и следам и т.д.), игры с игрушками, приводимыми в движение ветром.

Работу по ознакомлению дошкольников с природой в детском саду проводят ежедневно. Форма организации детей разная. Изредка к труду и наблюдениям привлекают всех детей, однако чаще труд и наблюдения осуществляют в таких формах, как поручения и дежурства.

Основная форма деятельности дошкольника - игра, которая одновременно является для него главным способом познания внешнего мира, основным элементом детского развития, в том числе и экологического воспитания. Игра - это творческая и эмоциональная деятельность детей, полна радости, поэтому введение ее в образовательный процесс способствует созданию эмоционального настроения и мотивации экологической деятельности. Для решения образовательных необходимо использовать дидактические игры экологического содержания, сюжетно-ролевые игры, игры с правилами – сюжетно-подвижные, подвижные, настольно-печатные, а также упражнения экологического содержания, которые развивают самостоятельность детей, способствуют приобретению знаний об окружающей действительности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы и формы ознакомления детей с природой.

Формирование у детей научного познавания природы....

Статья на тему: «Методы и формы ознакомления дошкольников с лекарственными растениями Крыма»

методы и формы ознакомления дошкольников с лекарственными растениями Крыма...

Консультация для педагогов "Методы и формы ознакомления детей с природой"

Всесторонее развитие и воспитание детей осуществляется разными средствами. Одно из них- ознакомление с природой....

Методы и формы ознакомления дошкольников с природой.

Значение природы в жизни людей очень велико и многообразно. Восприятие красоты и гармонии форм, красок и звуков, наблюдение происходящих в природе явлений, вызывает чувство радости и даёт огромное нас...

"Использование элементарных опытов при ознакомлении дошкольников с объектами природы"

Дошкольники-природные исследователи окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Ребёнок  рождается исследователем.В дошкольном детстве ребенок...