Статья на тему: «Методы и формы ознакомления дошкольников с лекарственными растениями Крыма»
статья (средняя группа)

Двинянинова Наталья Александровна

методы и формы ознакомления дошкольников с лекарственными растениями Крыма

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metody_i_formy.docx34.46 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему: «Методы и формы ознакомления дошкольников с лекарственными растениями Крыма»

Подготовила воспитатель МБДОУ № 30 "Березка"  г. Симферополя Двинянинова Наталья Александровна

Педагоги, обучающие и воспитывающие детей, создающие для них пространственно-развивающую среду, - это решающий фактор в экологическом образовании дошкольников.  

Рассмотрим методическую работу в системе экологического воспитания в дошкольном учебном заведении.                                          

Для экологизации образовательного процесса в детском саду важно, чтобы все педагоги осознали ее необходимость и свою ответственность за образование дошкольников.

В структуре экологического образования педагогов-дошкольников можно выделить следующие 3 аспекта:

  1. Понимание экологических  проблем  и причин,  их  порождающих,
    формирование  представлений  о  новых  ценностях,   участие  в  реальной
    деятельности по сохранению и улучшению окружающей среды.
  2. Уровень профессионального развития (педмастерство, способность к
    творчеству, готовность к экологическому образованию дошкольников).

3.Использование личностно ориентированной модели взаимодействия с детьми, забота о психическом и физическом здоровье каждого ребенка.

Успешность реализации задач экологического воспитания дошкольников, определяется системностью построения педагогического процесса:

1)занятия как специально организованная форма обучения, проводимая воспитателями и экологом;

  1. совместная деятельность воспитателя с детьми;
  2. самостоятельная деятельность детей.

В первом блоке обучающая функция принадлежит воспитателю, экологу. Второй блок предполагает позицию равного партнерства взрослого и ребенка. В третьем блоке дошкольнику предоставляется возможность действовать самостоятельно и свободно, применяя накопленный опыт экологически правильного взаимодействия с природными объектами.

Экологические занятия, как одна из форм организации обучения детей, имеют свою совершенно определенную и очень важную функцию.

Занятия имеют определенную дидактическую цель и четкую структуру, представленную в конспекте:

  • Название   отражает   тему   и   область   природоведческих   знаний,
    выбранную для обсуждения.
  • Программное   содержание   -   это   конкретно   сформулированные
    воспитательно-образовательные и развивающие задачи, которые воспитатель
    решает с детьми в процессе обучения.
  • Материал занятия и форма его организации позволяют продумать
    заранее,  в  каком помещении  следует  его  провести,  как преобразовать
    пространство, мебель и др., чтобы сложились оптимальные условия для
    учебной    деятельности;    как    подготовить    необходимую    наглядность,
    атрибутику, оборудование, их пространственное расположение.
  • Ход занятия - последовательное описание всех его частей, разных
    видов деятельности, диалогов с игрушками, вопросов к детям и заданий для
    них, физкультминутки и пр.

Важной особенностью экологических занятий является то обстоятельство, что на них дошкольников знакомят с материалом, который недоступен наблюдению, но представлен наглядно в пособиях или каким-либо другим способом.

Рассмотрим, с какими лекарственными растениями должен познакомить педагог детей старшего дошкольного возраста в ходе экологического воспитания.

Региональная программа «Крымский веночек» в разделе «Природа Крыма» предусматривает знакомство с лекарственными травами: горицвет, тысячелистник, зверобой продырявленный, чабрец, полынь, мать-и-мачеха, подорожник, ромашка аптечная, одуванчик, лопух, крапива, спорыш, душица, мята, пустырник, череда, мелисса и другие.

Ознакомление дошкольников с лекарственными растениями начинается с ближайшего окружения, с зоны, в которой проживает ребенок - в Крыму. Затем продолжая знакомить детей с зонами полуострова, обращается внимание на многообразие растительного покрова, существенные признаки каждой зоны.

Богат полуостров и лекарственными растениями - белладонна, валериана, ландыш, белена, горицвет, зверобой, тысячелистник, чистотел, ромашка, бессмертник, пастушья сумка и др.

Очень значительна в Крыму группа эфиромасличных растений, эфироносов - виды шалфея, тимьяна,  мяты, душица,  мелисса,  шалфей

мускатный. Масла этих растений используется как в медицине, так и в косметологии.

Для ознакомления дошкольников с лекарственными растениями, в системе экологического воспитания, используются разнообразные формы и методы работы: это циклы наблюдений за растениями на участке, целевые прогулки, экскурсии, игровые обучающие ситуации с использованием игрушек, кукол и литературных персонажей:

  • экологические занятия;
  • игры экологического содержания;
  • словесные обсуждения и проигрывание ситуаций;
    •трудовой отряд маленьких экологов;
  • экологические экскурсии.

Ведущей формой деятельности для детей дошкольного возраста является игра. Поэтому на занятиях необходимо используются различные игры, в том числе и экологического содержания. В игре ребенок естественным образом усваивает различные сложные представления (обобщенные, динамические) о явлениях природы и закономерностях.

Игра - это эмоциональная деятельность: играющий ребенок находится в хорошем расположении духа, активен и доброжелателен. Эффективность ознакомления детей с природой в большой степени зависит от их эмоционального отношения к воспитателю, который обучает, дает задания, организует наблюдения и практическое взаимодействие с растениями и животными. Поэтому первый момент, который объединяет два аспекта педагогики (игру и ознакомление с природой), заключается в том, чтобы "погрузить" детей в любимую деятельность и создать благоприятный эмоциональный фон для восприятия "природного" содержания.

Второй значимый момент связан с выработкой отношения детей к природе, которое в рамках экологического воспитания является конечным результатом. Психологи рассматривают игровую деятельность как проявление сложившегося у ребенка положительного отношения к тому содержанию, которое она в себе несет. Все, что нравится детям, все, что их впечатлило, преобразуется в практику сюжетной или какой-либо другой игры. Поэтому, если дошкольники организовали игру на природоведческий сюжет (зоопарк, ферма, цирк и пр.), это означает, что полученные представления оказались яркими, запомнились, вызвали эмоциональный отклик, преобразовались в отношение, которое ее и спровоцировало.

В свою очередь усвоение знаний о природе при помощи игры, вызывающей переживания, не может не оказать влияния на формирование у них бережного и внимательного отношения к объектам растительного и животного мира. А экологические знания, вызывающие эмоциональную реакцию у детей, войдут в их самостоятельную игру, станут ее содержанием, лучше чем знания, воздействие которых затрагивает лишь интеллектуальную сферу.

Познание природы, взаимодействие с ней требуют учета специфики живого организма и поэтому накладывают много запретов, ограничивают практическую деятельность ребенка. Именно поэтому игровое взаимодействие с живыми существами, познание природы игровым способом должны строиться по определенным правилам.

В ходе ознакомления детей с лекарственными растениями Крыма можно предложить детям такие игры: «Узнай, назови, опиши», «Лекарственное лото»,

Цель таких игр: закреплять знания детей о лекарственных растений, особенностях их внешнего вида, лекарственных свойствах, месте произростания

Среди разнообразных методов в системе работы воспитателя по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с лекарственными

растениями Крыма важное место следует отвести наблюдению. Его сущность заключается в чувственном познании природных объектов, в познании их через различные формы восприятия - зрительное, слуховое, тактильное, кинестетическое, обонятельное и др. Правильная организация чувственного познания природы обеспечивает формирование и развитие у детей отчетливых представлений о животных и растениях, о сезонных явлениях природы. Руководство наблюдениями дает возможность научить дошкольников выделять самые различные признаки объектов природы и ориентироваться в наиболее значимых, обнаруживать через них взаимосвязь растений с явлениями неживой природы.

Важным является вопрос о содержании наблюдений - что может и должен видеть ребенок, какие особенности объектов природы замечать. Для проведения наблюдений важными являются три момента: наличие природных объектов; определение содержания наблюдений; поиск соответствующей их организации и оптимальных форм и приемов включения в них детей.

Во всех группах дошкольного учреждения дети знакомятся с небольшим количеством растений на участке. Рассматривая их, наблюдая за их ростом и развитием в разных условиях внешней среды, дошкольники учатся их различать, правильно называть, ориентируясь на характерные признаки - форму, размер и окраску листьев, цветов, плодов, стеблей. Знакомятся с функциями органов: корнями растение удерживается в земле, высасывает из нее воду и питательные вещества, которые по стеблю (стволу, веткам) переходят в листья, цветы, плоды. Главная функция листьев - это поглощение солнечного света (с детьми можно наблюдать, как листья разворачиваются к потоку солнечных лучей). Цветок - это орган размножения, на его месте появляется плод с семенами, из которых в дальнейшем могут вырасти новые растения. Знание функций отдельных органов обеспечивает понимание работы живого организма в целом. Именно через функции дети начинают понимать зависимость состояния и жизни растения от факторов внешней среды .

В экологическом воспитании детей предпочтительно применять методы многоразового наблюдения объектов природы, обсуждение увиденного, отражение своих впечатлений в различных видах деятельности, моделирование явлений природы и т.д. Экологическое воспитание является важным и необходимым элементом в формировании отношения человека к окружающей природе, миру, к человеку и обществу в целом. Оно должно решать проблемы нравственности, этики и эстетики, обращаясь к рассудку, чувствам и впечатлениям человека.

Ознакомление дошкольников с лекарственными растениями родного края в дошкольных учреждениях может проводиться как в комнатной обстановке, так и на природе: в сквере, в саду, в лесу, на водоеме и т.д. Наблюдения над жизнью природы под руководством воспитателя дают много для развития ребенка. Сказки, рассказы, яркие, красочные герои не могут заменить наблюдений природных явлений, изменяющихся по временам года. Такие наблюдения дают детям нужные им навыки, знания и определяют бережное отношение к природе.

Занятия в помещении, в комнатных условиях могут быть самыми разнообразными. Это и чтение рассказов о растениях, экологические сказки, беседы о растительном мире родного края; рисование детьми любимых растений и т.д.; наблюдение за растениями под руководством воспитателя.

Под руководством воспитателя на занятиях у детей формируется система элементарных знаний, осуществляется развитие основных познавательных процессов и способностей. Это является важным условием овладения детьми элементарными способами познавательной деятельности и развития их умственной активности и самостоятельности. Занятия дают возможность уточнить и систематизировать личный опыт детей, который накапливается у них во время наблюдений, игр и труда в повседневной жизни .

Обучение детей на занятиях осуществляется разными методами -наглядными, практическими и словесными. Эти группы методов обеспечивают наглядно-действенное усвоение детьми содержания знаний о природе.

Процесс формирования на занятиях знаний, навыков и умений длительный. Он включает ряд этапов. На одних занятиях идет формирование первичных знаний о лекарственных растениях. С этой целью воспитатель использует наблюдение, рассматривание картин, просмотр диафильмов и кинофильмов. На других занятиях идут углубление, расширение, конкретизация знаний. Для этого используются рассказ воспитателя, чтение художественного произведения, повторные наблюдения.

И наконец, занятия, связанные с обобщением и систематизацией знаний детей о природе. С этой целью проводят беседы, дидактические игры, обобщающие наблюдения. Для закрепления знаний используются труд и игра.

Можно выделить несколько типов занятий, которые принципиально отличаются друг от друга дидактическими задачами, логикой построения, ходом организации и проведения.

Первично-ознакомительный тип занятий. На протяжении дошкольного периода значительная доля первоначальных экологических сведений о разных сторонах жизни природы и деятельности человека в ней передается детям на занятиях первично-ознакомительного типа. Чаще всего эти занятия посвящаются ознакомлению детей с видами растений, условиями их жизни и обитания, которые не представлены в ближайшем природном окружении и не могут быть познаны через наблюдения. Главным компонентом таких занятий становятся различные демонстрационные и учебные пособия, т.е. наглядность, позволяющая формировать у детей отчетливые и правильные представления. На занятиях этого типа дети знакомятся с внешним видом растений, учатся их распознавать, узнают о среде их обитания, о приспособленности к ней, о сезонной жизни.

Обучение детей на таких занятиях осуществляется через рассматривание картин и беседу. Нередко их компонентом становятся чтение детской литературы, рассматривание иллюстраций, просмотр диафильма или слайдов, рассказ воспитателя. Во всех вариантах занятий этого типа первостепенное значение приобретает словесный метод экологического воспитания - от слова воспитателя (его вопросов, пояснений, их системы и последовательности) зависят успешность и качество восприятия детьми новых образов, представленных наглядно, а также понимание связи событий, связи объектов. Продуманное и спланированное слово воспитателя организует содержание занятия, обеспечивает успешный результат обучения.

Обобщающий тип занятий. Систематическая работа в повседневной жизни по ознакомлению детей с различными явлениями и объектами природы ближайшего окружения позволяет им накопить большое количество конкретных знаний, основанных на чувственном обследовании и восприятии. На протяжении ряда лет дети младшего и среднего возраста обстоятельно знакомятся растениями ближайшего окружения, с их внешним видом и свойствами. Это позволяет в старшем дошкольном возрасте сформировать обобщенные представления об лекарственных растениях, что и происходит на занятии обобщающего типа, когда ставится цель - выделить ряд значимых признаков (существенных и характерных) для группы знакомых объектов - и на их основе формируется обобщенное представление.

Сформированные обобщенные представления имеют большое значение для умственного развития: они позволяют самостоятельно оперировать новыми знаниями, новыми фактами о природе.

Формирование обобщенных представлений осуществляется в процессе специальной беседы, стержнем которой является система вопросов. Их специфика состоит в следующем: формулировки носят общий характер, так как они охватывают не одно, а ряд конкретных явлений; содержание вопросов направлено на выявление тех существенных и характерных признаков, на основе которых строится обобщенное представление; каждому признаку соответствует специальный вопрос. Важное место в беседе занимает также формулировка выводов (заключений), т.е. собственно построение обобщений: частных по каждому значимому признаку и затем общего, которое соответствует обобщенному представлению.

Рассмотрим этот процесс на примере формирования у детей обобщенного представления о лекарственных растениях. За предыдущий период дошкольники накопили достаточное количество конкретных знаний о разнообразных лекарственных растениях ближайшего окружения: одуванчике, подорожнике, ромашке, васильке, чабреце, мать-и-мачихе, моживельнике, рябине, калине и других растениях - это важное исходное условие.

Комплекс признаков, на основе которых осуществляется формирование обобщенного представления, включает в себя следующие:

  1. растения растут в ближайшем для ребенка окружении, в Крыму;
  2. многие растения дикоратущие - сами рассеменяются и произростают,
    не требуют ухода человека;

3)приносят человеку пользу - лекарственные свойства каждого растения;

  1. лекарственные растения    - цветы имеют одно строение: корень,
    листья, стебель, цветок;
  2. объединение по лекарственным свойствам: собирают цветы, плоды,
    листья, корень.

Формирование обобщенного представления происходит на примере 2-3 хорошо знакомых детям растений. Воспитатель вывешивает картины или фотографии с изображением, например, одуванчика, ромашки, подорожника, затем строит беседу следующим образом: просит детей назвать растения, спрашивает, к каким растениям они относятся. Сообщает: «Мы сегодня с вами узнаем, какие рестения называются лекарственными. Потом вы сами сумеете разобраться в разных примерах».

Задает вопрос, который соответствует первому признаку обобщенного представления: «Где растет это растение? Ответы. Это растение одуванчик, оно растет у нас на участке, подорожник - около дороги, ромашка - в поле.

Эти растения высаживает человек? Нет, эти растения произрастают сами, никто за ними не ухаживает.

Какую пользу приносят эти растения человеку? Подорожник -останавливает кровь при порезе. Одуванчик можно класть в салат - в его листьях много витаминнов, что особенно важно ранней весной. Ромашка -

противоспалительное, антивирусное средство. Настой ромашки можно использовать при купании, ополаскивать волосы.

Какое строение у этих растений? Это цветы, у них есть корень, листья, стебелек и цветочек.

Какие лекарственные свойства растений вы знаете? Много витаминов, противовоспалительное, антивирусное, заживляющее, останавливает кровь.

Хотя на картинах и фотографиях изображены конкретные растения, воспитатель ведет беседу в обобщенном виде: говорит «вообще» о растениях, включая и тех, которые перед глазами детей.

Это обсуждение завершается обобщением: воспитатель говорит, что теперь дети знают, кто такие лекарственные растения, просит их повторить весь комплекс признаков, по которым можно узнать, какое растение: лекарственное или нет. Помогает им в перечислении признаков.

Важную роль в формировании обобщенных представлений выполняет вторая часть занятия, на которой воспитатель учит детей применять новое знание в новых ситуациях. Убирает картины с изображением одуванчика, ромашки и подорожника, ставит другую, например с изображением календулы: «Мы сейчас с вами уточним: календула это лекарственное растение или нет». Задает вопросы в той же последовательности, выслушивает детей, по каждому признаку делает обобщение, т.е. учит их делать вывод, заключение, а потом они вместе подводят общий итог.

В целом обобщающие занятия позволяют интенсивно развивать интеллект детей - умения сравнивать, сопоставлять, анализировать, делать выводы, заключения, развивают речь и абстрактное мышление дошкольников, т.е. осуществляют глубокую интеллектуальную подготовку их к школе.

Углубленно-познавательный тип занятия. Это занятия, которые строятся на разнообразных конкретных знаниях, полученных детьми во время наблюдений в повседневной жизни за объектами природы из непосредственного окружения, и на которых воспитатель дополняет знания новыми сведениями, углубляет их демонстрацией приспособительных зависимостей, экологических связей в природном сообществе.

На занятиях этого типа педагог использует картины, модели, муляжи, делает яркие сообщения, читает дошкольникам познавательную литературу. На базе одних и тех же конкретных чувственных знании воспитатель может спланировать разные по содержанию занятия углубленно-познавательного типа.

Занятия углубленно-познавательного типа строятся по-разному: на них можно использовать различный наглядный материал, демонстрировать модели, включать рассказ воспитателя, проблемные ситуации и вопросы -важно, что в своей основе они строятся на конкретных чувственных представлениях детей, расширяют и углубляют их, позволяют устанавливать приспособительные взаимосвязи объектов в природе.

Экскурсии - один из основных видов занятий и особая форма организации работы по экологическому воспитанию, одна из очень трудоемких и сложных форм обучения. Проводятся экскурсии вне дошкольного учреждения. Это своего рода занятия под открытым небом.

Преимущество экскурсий в том, что они позволяют в естественной обстановке познакомить детей с лекарственными растениями растущими радом с детьми. На экскурсиях дети знакомятся с лекарственными растениями, и одновременно с условиями их существования, а это способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе. Экскурсии способствуют развитию наблюдательности, возникновению интереса к природе.

Эффективна такая форма работы, как знакомство детей с экологическими сказками, так как наиболее полно можно использовать средства эмоционального воздействия на психику ребенка, прививая любовь к природе и бережное отношение к ней.

Детям нравится содержание экологических сказок, потому что цветы, растения    разговаривают,    совершают    хорошие    и    плохие    поступки, вызывающие у детей сочувствие, радость,  нежность или гнев,  досаду, недовольство.

Экологические сказки учат детей не быть равнодушными, побуждают к размышлению, развивают положительные эмоции, воспитывают бережное отношение к природе, формируют правильное поведение в парке, сквере, в лесу и т.д.

Элементарная поисковая деятельность как форма организации используется в старшем дошкольном возрасте. В соответствии с программой воспитатель разрабатывает систему познавательных задач, которые постепенно ставит перед детьми. Важным условием постановки познавательных задач является создание проблемных ситуаций на природоведческих занятиях или в разнообразной деятельности, связанной с природой (труд, наблюдения, игры) .

Проблемная ситуация возникает, когда задача поставлена, но сразу решить ее дети не могут, необходимо усилие мысли, чтобы сопоставить известные факты, сделать предварительные выводы. Самостоятельная работа детей в такой ситуации носит поисковый характер. При постановке перед детьми познавательных задач следует учитывать их жизненную значимость, интерес к ним. Познавательная задача всегда содержит вопрос. Она включает некоторые данные, известные детям, которые можно использовать в решении. Часть данных дети должны отыскать в процессе комбинирования, преобразования уже известных знаний и способов действий. Незнание должно быть частичным, тогда познавательную задачу можно решить с помощью опыта, сравнительного наблюдения или в процессе эвристического рассуждения. Если задача непосильна детям или слишком легка, не требует умственных усилий, то проблемной ситуации не возникает.

Познавательные задачи должны предъявляться детям в определенной последовательности: вначале - простые, содержащие однозвенные связи, затем - более сложные, содержащие цепочки связей .

Экологический проект - это, прежде всего, решение определенных задач в процессе исследования. Масштаб задач может быть разным, он определяется сроками проведения проекта, возрастом и, соответственно, возможностями детей, содержанием образовательных программ дошкольного учреждения (любой проект должен вписываться в общее образовательное пространство).

Обычно проект состоит из трех основных этапов:

1-й - подготовительный: постановка цели и задач, определение методов исследования, подготовительная работа с педагогами и дошкольниками, выбор и подготовка оборудования и материалов.

2-й - собственно исследовательский: поиск ответов на поставленные вопросы.

3-й - заключительный: обобщение результатов работы, их анализ, формулировка выводов.

Проекты могут быть краткосрочными и долгосрочными: их длительность определяется педагогическим коллективом дошкольного учреждения в зависимости от решаемых задач.

Важно сформировать у детей потребность в самостоятельном изучении природы. Осуществить эту задачу можно, создав развивающую среду экологического направления, где воспитанники самостоятельно познают окружающий мир, выделяют связи и зависимости, существующие в природе, наблюдая за объектами и явлениями живой и неживой природы, и активно взаимодействуя со взрослыми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект беседы "Лекарственные растения Крыма"

Содержит сведения о ромашке, зверобое, подорожнике, шалфее и т.д....

Статья на тему: " Методы и приемы мотивации дошкольников на занятиях по физической культуре в ДОУ"

Данный материал пригодится инструктору по физической культуре в детском саду....

Статья на тему: Методы работы с агрессивными дошкольниками.

В своей работе я использую  следующие методические средства в профилактике и преодолении агрессивного поведения детей дошкольного возраста....

презентация экологического проекта "Лекарственные растения Крыма"

Презентация экологического проекта в средней группе "Лекарственные растения Крыма"...

Статья на тему: "Методы и приемы ознакомления детей с искусством".

Какие методы и приемы можно использовать при ознакомлении детей с искусством....

Методы и формы ознакомления дошкольников с объектами природы

Методы и формы ознакомления дошкольников с объектами природы В педагогике принято определять метод как способ совместной деятельности взрослого и ребенка, направленной на достижение определенного...

Методы и формы ознакомления дошкольников с природой.

Значение природы в жизни людей очень велико и многообразно. Восприятие красоты и гармонии форм, красок и звуков, наблюдение происходящих в природе явлений, вызывает чувство радости и даёт огромное нас...