Интерактивные игры как средство познавательного развития дошкольника
статья (средняя группа)

Шелудько Наталья Николаевна

В статье рассматривается проблема познавательного развития дошкольников средствами интерактивных игр.

. Научно обоснован выбор методов и  средств познавательного  развития  детей дошкольного  возраста

. Раскрываются  особенности использования  интерактивных  игр как средства познавательного развития детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx26.46 КБ

Предварительный просмотр:

Автор:

                                           Шелудько Наталья Николаевна,

                   воспитатель ВКК

                                       Детский сад №43 «Буратино»

Интерактивные игры как средство познавательного развития дошкольника

Аннотация.

В статье рассматривается проблема познавательного развития дошкольников средствами интерактивных игр.

. Научно обоснован выбор методов и  средств познавательного  развития  детей дошкольного  возраста

. Раскрываются  особенности использования  интерактивных  игр как средства познавательного развития детей дошкольного возраста.

Согласно  Федеральному  государственному  образовательному  стандарту дошкольного  образования  (ФГОС ДО),  «Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей,  любознательности  и  познавательной  мотивации; формирование  познавательных  действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности».

Фундамент  активной,  инициативной,  творческой  личности  закладывается  в дошкольном детстве. Именно в этот период создаются важные предпосылки для развития познавательных интересов детей. Эти направления нашли отражение в трудах таких авторов как: А. Н. Поддьяков, А. Г. Гогоберидзе, Н. Б. Шумакова, А. М. Матюшкин, Я. А. Пономарев и др.

На современном этапе развития информационных технологий средства ИКТ (информационно - коммуникативных  технологий)  все  более  активно  внедряются в процесс образования. На ступени дошкольного образования интерактивные игры могут стать помощником в организации познавательного развития.

Так как игра – ведущий вид деятельности дошкольников, она имеет широкие возможности для всестороннего развития детей.

Интерактивная игра – это метод обучения и воспитания, в котором воедино соединяются  функции  образования,  развития  и  воспитания  детей.  Одним  из ведущих направлений применения интерактивной игры является исследовательская и познавательная деятельность ребенка.

Ребенок получает информацию через познавательные процессы: восприятие, мышление, воображение, ощущение, внимание, речь, память. В основе развития познавательных  процессов  лежат  анализаторы,  благодаря  им  ребенок  более эффективно и полно познает окружающий его мир.

Главным преимуществом интерактивных игр является наглядность –инструмент усвоения новых понятий, свойств,  явлений.

Кроме  наглядности,  дети  так  же  воспринимают  новую информацию на слух, с помощью движения объектов. Кроме того, занимаясь с интерактивными играми самостоятельно, ребенок может сам контролировать темп и количество  выполняемых  заданий,  что  отвечает  принципу  индивидуализации,  в соответствие с ФГОС ДО.

С  помощью  интерактивных  и  мультимедийных  средств,  возможно моделировать различные ситуации из окружающей среды, составлять наглядные загадки на различные темы, знакомить детей с временами года, профессиями, жилищами животных, овощами и фруктами и т.д.

Работу с интерактивными технологиями можно организовать в разных формах: индивидуальная  форма  предполагает  самостоятельное  решение  ребенком поставленных перед ним задач; для решения заданий в паре используется парная форма;  при  использовании  групповой  формы,  детей  делят  на  подгруппы; если задание  выполняют  все  участники  одновременно, данная  форма  называется коллективная или фронтальная.

Так же существует планетарная форма – наиболее сложная  форма  интерактивного  обучения. При  планетарной  форме  дети разбиваются на  подгруппы,  работают  над  проектами,  а затем  озвучивают  свои исследования.

Для  проведения  интерактивных  игр  авторами  Н.Л.Кряжевой,  К.Фопелем, Е.К.Лютовой, Г.Б.Мониной предложен определенный алгоритм:

1)  Подбор  интерактивных  игр  педагогом  для  группы  детей.  Возможна предварительная работа;

2) Знакомство детей с целью игры, правилами и инструкцией. Информация должна быть сформулирована доступно и четко;

3) Взаимодействие детей друг с другом в процессе игры. При затруднительных моментах педагог корректирует действия дошкольников;

4) Подведение итогов игры. После окончания интерактивной игры проводится анализ  результатов,  который  включает  рефлексию  эмоционального  и содержательного аспектов. Отличительной  чертой  интерактивных  игр  является  то,  что  они  могут использоваться во всех образовательных областях:

1. Физическое развитие – формирование представлений о здоровом образе жизни,  развитие  инициативы,  самостоятельности  и  творчества  в  двигательной активности, способности к самоконтролю, самооценке при выполнении движений, развитие  интереса  к  участию  в  подвижных  и  спортивных  играх  и  физических упражнениях, активности в самостоятельной двигательной деятельности, интереса и любви к спорту;

2. Экологическое образование - формирование первичных представлений о природном  многообразии  планеты  Земля. Формирование  понимания  того,  что человек — часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать ее, что в природе все взаимосвязано, воспитание умения правильно вести себя в природе, воспитание любви к природе, желания беречь ее;

3. Развития элементарных математических представлений - усвоение понятий формы, цвета, величины, числа и множества, пространства и времени;

4. Нравственное воспитание – формирование таких качеств как сочувствие, отзывчивость, взаимопомощь, толерантность;

5. Художественно - эстетическое развитие - развитие эстетических чувств детей, художественного   восприятия,   образных   представлений,   воображения, художественно - творческих  способностей,  приобщение  к  искусству,  музыкальная деятельность, знакомство с художественной литературой.

6. Социально - коммуникативное  развитие - усвоение  норм  и  ценностей, принятых в обществе, развитие навыков самообслуживания, формирование основ безопасности);

7.  Развитие  речи - развитие  всех  компонентов  устной  речи  детей:

грамматического  строя  речи,  связной  речи — диалогической  и  монологической форм, формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи.

Существует несколько видов интерактивных игр для дошкольников:

− Развивающие игры: направлены на развитие познавательных способностей, эмоционального и нравственного развития, развития воображения. В них нет четко выделенной дидактической задачи – они являются инструментами для творчества, самовыражения  ребенка.  К  этому  виду  относятся  разнообразные  графические редакторы  («раскрашки»  и  «рисовалки»),  музыкальные  редакторы,  конструкторы

сказок, работа с иллюстрациями и др.

−Обучающие игры: ребенку предлагается в игровой форме решить ту или иную дидактическую задачу. Сюда относятся игры на формирование у детей начальных математических  представлений,  обучением  родному  и иностранному  языкам,  с эстетическим и нравственным воспитанием, с развитием речи и др.

− Логические игры: направлены на развитие логического мышления ребенка - дошкольника. К  таким  играм  относятся  головоломки  с  одной  или  несколькими задачами, которые должен решить ребенок.

− Игры – забавы: дают возможность ребенку в развлекательной форме полезно провести  время.  Здесь  он  может  отправиться  в  увлекательное  путешествие  с любимым героем сказки или придумать дальнейшее развитие сюжета мультфильма.

Интерактивные игры в союзе с высоким педагогическим мастерством делают образовательный  процесс  дошкольного  образования  разнообразным,  живым  и ненавязчивым для детей.

Применяя интерактивные игры, повышается мотивация детей к обучению (что особо важно в подготовительной к школе группе), дети учатся новым формам сотрудничества, формируется рефлексия ребенка, оценка своих достижений.

Многие родители задаются вопросом о пользе или вреде компьютер для ребенка - дошкольника.  Педагоги  ДОО  должны  проводить  консультации  для родителей, в которых говорится о том, что если соблюдать гигиенические нормы при взаимодействии ребенка с компьютером, осуществлять содержательный отбор игр и систематично  проводить  физминутки,  физпаузы  и  гимнастики  для  глаз,  то интерактивные  игры  могут  стать  отличным  помощником  в  образовательном процессе ребенка. Кроме того, интерактивные игры – настолько универсальное средство обучения, что его может использовать и создавать каждый родитель.

Используя простые программы (Microsoft Office PowerPoint, Paint), можно создать мультфильм,  игру,  задания  и  упражнения  с  индивидуальными  предпочтениями ребенка, с совместным участием родителей, так познавательный процесс будет проходить еще интереснее.

Таким образом, нельзя недооценивать применение метода интерактивных игр в образовательном   процессе   дошкольного   образования.   Использование интерактивных  игр  наравне  с  традиционными  методами  обучения  повышает эффективность образования и воспитания детей, усиливает уровень понимания информации, развивает творческие способности детей.

Ссылки на источники

1.Виноградова, Н. А. Образовательные проекты в детском саду [Текст]:

Пособие для воспитателей / Н. А. Виноградова, Е. А. Панкова. М. Айри спресс, 2008.

2. Киселева Л.С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения [Ткст]: Учеб.—метод. пособие /Киселева Л.С. 2010.

3. Горвиц Ю.М. Новые информационные технологии в дошкольном образовании [Текст]: Учеб.—метод. пособие /Горвиц Ю.М. М, 1998.

4. Комарова  Т.С.  Информационно-коммуникационные  технологии  в  дошкольном  образовании [Текст]: Учеб.—метод. пособие /Комарова Т.С. М, 2011

5. Новосёлова С. Л. Компьютерный мир дошкольника [Текст]: учеб. для вузов /Новосёлова С. Л. М.: Новая школа, 1997

6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]: ФГОС ДО — 2013.Введ.2013—17—10—М.: Изд -во «Просвещение»,2013


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Круглый стол " Игра как средство познавательного развития дошкольников в условиях внедрения ФГОС" ( районный семинар)

Разработка круглого стола на тему " Игра как средство познавателоьного развития дошкольников в условиях внедрения ФГОС" предназначена для воспитателей детских садов...

"Квест-игра – как средство познавательного развития дошкольника"

Квест (от англ. Quest - «поиск, предмет поисков, поиск приключений»)– это вид сюжета (литературного, компьютерного, игрового), в котором путешествие к намеченной цели проходит через преодоление р...

Интерактивные игры как средство познавательного развития дошкольника

В статье рассматривается проблема познавательного развития дошкольников средствами интерактивных игр. Научно обоснован выбор методов и        средств познавател...

Буклет (фотоотчет) "Лэпбук (интерактивная папка) как средство познавательного развития дошкольников "

Вашему вниманию представлен буклет фотоотчета работы по проекту "Лэпбук как современное средство обучения дошкольников"....

Интерактивная игра, как средство речевого развития дошкольника

Хорошая речь – важное условие развития личности ребенка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать ему свои мысли, тем шире его возможности познания окружающего мира, тем акт...

Интерактивные игры как средство познавательного развития дошкольника

В докладе рассматривается проблема познавательного развития дошкольников средствами интерактивных игр. Научно обоснован выбор методов и средств познавательного развития детей дошкольного возраста. Рас...