Мастер-классы, музыкальная гостиная, круглый стол, семинары-практикумы для родителей
материал

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Семинар – практикум для родителей

"Музыка как неотъемлемая часть педагогического процесса ДОУ"

Подготовила и провела музыкальный руководитель  Кучерова О.Л.

Цель.

Совершенствование нетрадиционной формы работы с родителями, формирование их педагогической компетентности и вовлечение в воспитательно-образовательную деятельность детского сада.

Ход семинара

Звучит музыка. В музыкальном зале собираются родители.

Ведущий.

Добрый вечер, дорогие друзья!
Собрались мы здесь не зря.
Что нас всех объединяет?
Коллектив наш отгадает!
Все послушаем загадки,
И в кроссворд внесем отгадки…

Кроссворд.По горизонтали:
1. Поиграем со словами,
Поиграем вместе с вами,
Я – проказник, он – проказник
Приглашаем всех на…
(праздник).
2. Кто на вопросы мне ответит,
Кто расскажет про все вокруг?
Да, волшебники есть на свете,
Книга – лучший спутник и …(
друг).
3. Встань, малыш, еще разок,
Сделай маленький шажок.
Выполз из пеленок маленький …
(ребенок).
4. Здесь всегда гурьбой веселой
Любят дети поиграть.
Поиграли, поплясали. И пора им …
(отдыхать).
5. Отгадайте-ка загадку –
Подскажу я вам разгадку!
Где встречаются цари,
Золушки и короли?
Кто научит нас добру,
Лени дать отпор и злу?
Кто совет нам да подсказка?
Ответ готов! Ведь это…
(сказка).

6. Папа, мама, старший брат,
Маша, дедушка Игнат –
Много разной тут родни.
А все вместе кто они? (
семья)

КРОССВОРД

http://festival.1september.ru/articles/564468/img.gif

Ведущий. Какое же волшебное слово получилось у нас по вертикали? Музыка, правильно! Все угадали!

Этот мир так чудесен, дорогие друзья,

Потому в нем без музыки обойтись нам нельзя!

Доклад «Взаимодействие детского сада и семьи как условие развития музыкальных способностей ребенка».

 Современный мир диктует свои правила жизни. Осваивать их приходится как взрослым, так и детям. Поэтому одна из самых главных задач взрослых – помочь ребенку в развитии социальных навыков, научить его ладить с другими людьми для того, чтобы он стал эмоционально отзывчивым и интересным для окружающих. Различные виды искусства обладают специфическими средствами воздействия на человека. Но именно музыка имеет возможность воздействовать на ребенка на самых ранних этапах. Музыка является одним из богатейших и действенных средств эстетического воспитания, она обладает большой силой эмоционального воздействия, воспитывает чувства человека, формирует вкусы. Успех музыкального развития ребенка зависит, прежде всего, от тесного сотрудничества, взаимопонимания, такта, терпения между семьей и детским садом. Только творческий союз педагогов и родителей могут наполнить жизнь ребенка интересными событиями. Поэтому музыкальные руководители, воспитатели, консультируя родителей по вопросам музыкального воспитания в семье, рассказывают им о том музыкальном опыте, который ребенок приобрел в дошкольном учреждении, а такжео педагогических установках детского сада в области музыкального образования детей. Такая информация есть в каждой группе нашего детского сада в «Уголке специалиста», в ходе, которой родители конкретизируют свои знания, и у них возникает потребность в дальнейшем самообразовании. Но наиболее важную роль во взаимодействии с семьей играют наглядные формы. Это проведение открытых музыкальных занятий, развлечений, праздников, где родители наблюдают за деятельностью детей, педагогов, а иногда и сами являются участниками перечисленных мероприятий. Они узнают детский сад «изнутри», знакомятся с содержанием музыкального образования, с различными видами и формами музыкальной деятельности детей в дошкольном учреждении. Во группах есть папки-передвижки и ширмы, где родители могут ознакомиться с информацией о предстоящем празднике, познакомиться с музыкальным репертуаром, которые дети разучивают на музыкальных занятиях. Воспитатели на группах организуют фотовыставки о проведенных сезонных праздниках или праздниках Народного календаря. В этом году специалисты нашего детского сада начали выпускать газету для родителей. Наш первый выпуск мы назвали «Музыкальная карусель». Сюда вошли рекомендации по музыкальному воспитанию дошкольников, подборка музыкальных игр, музыкальные загадки, кроссворды для родителей, фотоматериалы. Но помимо музыкальных занятий, развлечений, праздников музыка может и должна включаться в разнообразную деятельность ребенка в течение всего дня. Использование музыки в повседневной жизни дошкольного учреждения придает ей большую эмоциональнуюнасыщенность, благотворно сказывается на психофизическом состоянии ребенка. Использование музыки на утренней гимнастике и на занятиях по физической культуре организует движения детей, создает у них приподнятое настроение, способствует лучшему усвоению различных упражнений, развивает координацию движений, активизирует физиологические процессы детского организма. На занятиях по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром, по изобразительной деятельности и по математике, используются музыкальные пальчиковые игры и физминутки. Очень оживит занятие фоновая классическая музыка («Зима», «Весна», «Осень» П. Чайковского или А. Вивальди), которая затронет чувства ребенка, поможет создать определенное настроение и воспринять более полно предлагаемый на занятии материал. На занятиях с учителем-логопедом использование музыкально-дидактических игр («Угадай, на чем играю?», «Угадай по голосу») формируют фонематический слух. Игра на металлофоне, колокольчиках, палочках, погремушках развиваетмелкую моторику и чувство ритма. Пропевание гласных звуков с движением руки формируют у детей правильное дыхание и силу голоса. Успешность решения задач музыкального образования детей в дошкольном образовательном учреждении определяется согласованностью действий всего педагогического коллектива и родителей. Какими бы ни были виды, формы, способы развития музыкальных способностей ребенка, главное, чтобы он испытывал радость от процесса и результатов деятельности, чувствовал поддержку и одобрение со стороны родителей и педагогов. Только от нас зависит, будет ли жизнь ребенка удивительной и интересной

Ведущий. А теперь я предлагаю в путешествие отправиться!

В детство всем нам заглянуть,

Ну а вдруг понравится? Вы согласны? В добрый путь.

Не будем время мы терять, будем с вами начинать!

Раз мы сегодня с вами дети и оказались мы с вами на ОД «Музыка». Любое музыкальное занятие начинается с музыкально – ритмических движений. Мы с вами выходим в круг.

1). Выполняем без музыки и с музыкой:

- марш;

- лёгкий бег;

- подскоки;

- боковой галоп.

(рассказать, как закреплять упражнения дома)

2) Распевка в кругу с движениями «Платье для Наташки»

(направлена на чистоту интонирования и координацию движения)

Под музыку спокойным шагом идем на стульчики.

3) Слушание «Неаполитанская песенка» П.И.Чайковский.

- какая музыка по настроению? Характеру? Темпу? Жанру?

(при ответах использовать карточки – подсказки)

- кто такой композитор? (показать портрет и познакомить с композитором)

- познакомить с названием произведения, попросить показать движения под музыку.

Рассказать родителям, какую музыку лучше слушать дома в разные режимные моменты. Какие задавать вопросы после прослушивания, учить эмоционально реагировать на музыку.

4) Один из любимых видов деятельности наОД «Музыка» игра на ДМИ.

- прохлопывание ритмического рисунка.

- игра на ложках и колокольчиках.

(рассказать, как развивать ритм в домашних условиях)

5) Пение. «Русская зима».

- разучивание слов 1 куплета.

- разучивание мелодии по принципу «эхо»

- пение первого куплета. (стоя)

( Какую роль занимает песня в вашей семье?

Как часто вы поете?)

Молодцы! Сегодня вы мне очень понравились. Давайте поаплодируем себе и всем присутствующим! (хлопаем в ладоши)

Ведущий. Ну вот, проделан долгий путь.

Чему-нибудь и как-нибудь
Вы научились понемногу? 
(Да.)
И в детство вы нашли дорогу? 
(Да.)

Дорогие родители, спасибо за то, что вы пришли! Надеюсь, что это время мы провели с пользой. Буду рада дальнейшим нашим встречам!

Родители пишут отзыв о семинаре.



Предварительный просмотр:

                          Семинар – практикум для родителей

«Творчество П.И.Чайковского на музыкальных занятиях

в детском саду»

Подготовила и провела: музыкальный руководитель   Кучерова О.Л.

Ход мероприятия:

  1. Вступительное слово о направлении работы д/с.
  2. Презентация «П.И.Чайковский».
  3. Знакомство с книгой «Детским альбом».
  4. Слушание «Вальс» П.И.Чайковского в фортепианном        исполнении.
  5. Беседа о прослушанном музыкальном произведении.
  6. Видео «Вальс в оркестровом исполнении.
  7. Просмотр мультфильма «Баба-Яга».
  8. Слушание        «Марш        деревянных        солдатиков»        П.И.Чайковского        в оркестровом исполнении.
  9. Игра – имитация «Угадай, какой инструмент».
  10. Игра на музыкальных инструментах с прочтением стихотворения

«Игрушечный парад» к мелодии «Марш деревянных солдатиков».

  1. Заключительное слово.

Методы и приёмы:

  • Наглядные – наблюдение, демонстрация, использование ТСО и ИКТ.
  • Словесные – объяснение, рассказ, чтение, беседа.
  • Практические и игровые – игра на детских музыкальных инструментах (технология К.Орфа).

Используемая литература:

  • Нина Берберова "Чайковский. Биография".
  • П.Юргенсон «Детский альбом» П.И.Чайковский.
  • М.А.Галямова стихотворение «Игрушечный парад».

В зале звучит музыка П.И.Чайковского. Родители детей старших групп д/с заходят, присаживаются.

Музыкальный        руководитель:        Уважаемые        гости,        мы        пригласили        вас сегодня на семинар – практикум для родителей детей старших групп,

который называется «Творчество П.И.Чайковского на музыкальных занятиях в детском саду».

Одним из направлений работы нашего образовательного учреждения является художественно - эстетическое развитие детей. Художественно– эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок восприятия (слушания)        и понимания произведений искусства: словесного, изобразительного, музыкального; формирование элементарных представлений о видах искусства: восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей в различных областях искусства.

Именно в старшем возрасте мы приступаем к изучению творчества Чайковского в разделе «слушания музыки» и разбора музыкальных произведений из Детского альбома.

Но прежде чем изучать произведения Чайковского, педагоги должны ознакомиться с краткой биографией и творческим наследием этого композитора. Для вас мы приготовили презентацию.

Презентация «П.И.Чайковский»

Музыкальный руководитель: Показывает книгу «Детский альбом».

Детский альбом Чайковского включает в себя 24 небольших произведения. Посвящается этот альбом Володе Давыдову. Кто такой Володя Давыдов и почему ему посвящён Детский альбом? А всё очень просто. В 1877 году Пётр Ильич приехал отдохнуть к своим родственникам, где его маленький племянник с трудом осваивал премудрости игры на фортепиано. Пётр Ильич слышал, как незадачливый «пианист» терзает гаммы и этюды. Ему стало жалко малыша, и он решил написать цикл лёгких фортепианных пьес, разнообразных по характеру. Существует и оркестровое переложение этих музыкальных произведений.

На музыкальных занятиях в детском саду мы приступаем к слушанию таких произведений, как:

  • «Марш деревянных солдатиков»,
  • «Болезнь куклы»,
  • «Новая кукла»,
  • «Баба – Яга»,
  • «Вальс».

Названия произведений понятны и доступны детям. Для более эмоционального восприятия и осознания используются иллюстрации, а так же появилась возможность посмотреть мультипликационные фильмы к некоторым произведениям.

Как правило, музыкальное произведение изучается на протяжении 6-8 занятий. Только когда произведение прослушано, разобрано, детям может быть предоставлен наглядный материал в виде: иллюстрации, мультфильма, художественного слова, игрушки, дабы не навязать зрительный образ.

Сегодня мы прослушаем и просмотрим несколько произведений из

«Детского альбома» и вы исполните роль детей.

Музыкальный руководитель после прослушивания произведения «Вальс»

разбирает его.

Вопросы:

  1. Какое настроение у произведения?
  2. Как вы думаете, музыка звучала быстро или медленно; громко или тихо; плавно или отрывисто?
  3. Что бы вам хотелось делать под эту музыку?

Воспитатели отвечают на вопросы.

Музыкальный руководитель: Это произведение называется «Вальс». Мы его прослушали в исполнении фортепиано. А сейчас мы будем смотреть, и слушать это произведение в оркестровом исполнении.

Видео «Вальс»

Музыкальный руководитель: Одним из ярких произведений детского альбома является «Баба – Яга».

Видео «Баба – Яга»

Музыкальный руководитель: А сейчас ещё одно произведение из Детского альбома «Марш деревянных солдатиков».

Слушание (оркестровое переложение)

«Марш деревянных солдатиков»

Музыкальный руководитель: Звучание каких инструментов вы услышали? А вы хотите сыграть с нами это произведение? Давайте представим, что мы музыканты военного оркестра и сыграем на воображаемых инструментах.

Игра – имитация «Угадай, какой инструмент»

Для        этого        мы        возьмём        эти        инструменты:        барабаны,        колокольчики, металлофоны и тарелки.

Игра на музыкальных инструментах

с прочтением стихотворения «Игрушечный парад» к мелодии «Марш деревянных солдатиков»

1-ая часть (1-8 такты): барабаны Раз, два, левой, правой,

Раз, два, левой, правой,

Мы шагаем дружно на парад.

  1. часть (9-16 такты): колокольчики Нас народ встречает,

Динь, динь, динь играет. Динь, динь, динь

Колокольчики звенят.

  1. часть (1-8 такты): металлофоны – играют глиссандо Сабли в руки взяли,

Саблей помахали, Сабли в ножны

Спрятали скорей.

  1. часть (9-16 такты): детские тарелки Пушки заряжаем,

Метко мы стреляем, Нам не страшен Никакой злодей.

  1. часть (1-8 такты): барабаны Раз, два, левой, правой,

Раз, два, левой, правой, Вот окончен

Дружный наш парад.

3 часть (9-16 такты): колокольчики Все нас провожают,

«Динь, динь, динь» играют.

«Динь, динь, динь»

Колокольчики звенят.

Музыкальный руководитель: А сейчас исполним «Марш деревянных солдатиков» на инструментах.

Заключительное исполнение

Марш звучит в исполнении фортепиано.

Родители играют на инструментах. Музыкальный руководитель читает стихотворение «Игрушечный парад».

Музыкальный руководитель: На нашем семинаре мы ближе познакомились с биографией и творчеством композитора П.И.Чайковского. Сегодня мы показали вам доступные способы слушания музыки, которые вы сможете повторить с детьми в группах.



Предварительный просмотр:

           Круглый стол для родителей

" Как устроить детский праздник дома"

Подготовила: музыкальный руководитель Кучерова О.Л.

Задачи:

  1. Познакомить с некоторыми правилами проведения детского дня рождения.
  2. Дать совет, как подготовить малыша к приходу гостей.

  1. Дать советы в составлении сценария праздника, выборе игр, музыки и детских забав.

  1. Рассказать об организации детского театра на празднике.

Сегодня наша встреча посвящена детским домашним праздникам. Уже в самом сочетании этих двух слов "детский праздник" есть специфический аромат родного дома, они всегда ассоциируются с чем-то очень светлым и радостным.

  • каждой семье складываются свои традиции, связанные с организацией праздников. Одни любят, когда приходит много гостей, и праздник отмечается шумно; другие предпочитают тихие праздники в узком кругу родных. Такие семейные мероприятия часто проводятся по случаю дня рождения ребенка.

Итак, вашему малышу уже три года (а может быть, он и постарше). Ребенок подрос и способен более осмысленно участвовать в праздниках. Понятно желание родителей пригласить на день рождения ребенка друзей, у которых есть дети такого же возраста или чуть постарше. И такие праздники уже можно проводить, но при этом следует соблюдать несколько правил.

Для детей 3- х лет они особенно значимы, хотя касаются всех возрастов.

  • Количество приглашенных на детский праздник - не больше трех- четырех детей (ведь они будут с родителями).

  • Чем младше ребенок - тем меньше гостей.

  • Все приглашенные - как дети, так и взрослые - должны быть знакомы друг другу: "чужие" дяди и тети одних малышей насторожат, других просто напугают. Это может скомкать праздник или сделать его проведение вовсе невозможным.

  • Длительность праздника - не более часа, активная фаза - до получаса. При этом малышу важно действовать, участвовать в событиях, а не быть зрителем. Дети в этом возрасте уже могут поплясать под веселую, задорную детскую мелодию, подражая простым движениям взрослых, подпеть песенку.

  • Сценарий праздника - все, что происходит, - должен быть понятен присутствующим детям. Также следует чередовать активные игры со спокойной деятельностью.

  • Угощение должно быть легким и непродолжительным по времени - это не главная часть детского праздника.

Не используйте телевизор, компьютер в качестве развлечения на детском празднике. Короткий мультфильм (продолжительностью 5-6 минут) может стать частью сценария праздника, но не его основой.

Малыши любят сюрпризы, поэтому хорошо, если каждый ребенок уйдет с подарком, пусть даже символическим, но внешний вид этих подарков

должен быть одинаковым у всех детей. Если раньше день рождения своего любимца родители отмечали по большей части для себя, ничего не понимающий малыш сидел на маминых коленях и смотрел по сторонам, то трехлетние дети уже вполне осознанно воспринимают этот праздник, и их можно и нужно подготовить к нему. Следует наглядно и доступно объяснить малышу, что произошло в этот день, почему он так важен для взрослых, окружающих и любящих его, почему другие дети вместе со своими родителями придут его поздравлять. Обязательным атрибутом праздника должен стать торт или сладкий пирог со свечами. На дне рождения устройте для детей танцы, чтобы они могли порезвиться под какую-нибудь ритмичную мелодию. При этом непременно показывайте им танцевальные движения (лучше, если в детском танце участвуют несколько взрослых), поощряйте доступные детям этого возраста прихлопывания, притопывания, кружение и т.д., предложите попрыгать, как зайчик, помахать "крыльями", как птички. Покажите, как собачка виляет хвостиком, как переваливается с ноги на ногу косолапый мишка и пр.

Можно организовать театр. Детям этого возраста понятен сюжет, в котором действуют не более двух-трех узнаваемых и знакомых им персонажей. Это могут быть медвежонок, кошечка, девочка, солнышко. Не пренебрегайте постановками уже известных ребенку сказок, которые вы читали ему: "Машенька и медведь", "Курочка ряба", "Репка", "Колобок". Они понятны малышу, хотя персонажей в них несколько больше. Кроме того, здесь можно импровизировать, но так, чтобы не сбить маленьких зрителей с толку и не нарушить сюжетную линию. Это оживит привычный сюжет, обогатит характеры героев. Избегайте длинных монологов, придайте действию динамизм. Придумывайте свои сюжеты, состоящие из двух-четырех эпизодов, наглядные и зрелищные. Хорошо, если среди зрителей находятся взрослые, которые будут живо реагировать на происходящее на сцене, - смеяться, хлопать в ладоши, отзываться на обращенные к залу реплики героев спектакля. Такой пример по- кажет детям, как вести себя при просмотре спектакля и получать от этого удовольствие. Организация домашнего театра - очень увлекательное, интересное занятие и проведение досуга не только для детей, но и для родителей. Конечно, это довольно сложно и хлопотно, однако результаты оправдывают затраченные время и энергию. При организации спектакля можно использовать имеющиеся в доме резиновые или мягкие игрушки. Кроме того, можно сделать фигуры героев спектакля из картона. Главное, игрушки должны быть подобраны по размеру.

  • качестве сцены можно использовать стол или большую коробку. Для ширмы подойдет конструкция из двух стульев, накрытых тканью, или открытый чемодан, крышка которого украшена в соответствии с содержанием спектакля. Декорацию лучше сделать из кубиков, а деревья, цветы и другие элементы вырезать из бумаги. Герои спектакля должны выходить и двигаться из глубины сцены к зрителю. Имитация движения достигается покачиваниями из стороны в сторону или подскоками. Когда необходимо изобразить героя спектакля спящим, его поворачивают спиной к

детям. Если персонаж сказки говорит, то куклу нужно слегка двигать и оставлять неподвижной, если он слушает. По окончании представления обязательны поклоны артистов и приветствие их зрителями. Может быть, кто-то "из зала" преподнесет исполнителям цветы, которые нужно подготовить заранее, объяснив малышам смысл этого действия. Есть еще несколько рекомендаций, связанных с возрастными особенностями детей. Так, малышей необходимо подготовить к спектаклю: познакомить с главными действующими лицами, показать, назвать и дать потрогать фигуры героев и предметы декорации. Такое предварительное знакомство необходимо для того, чтобы по ходу действия у ребенка не возникло желание взять какой-нибудь атрибут оформления спектакля в руки. Только после этого можно расставлять на столе (коробке) весь необходимый для начала представления реквизит. К участию в спектакле можно привлечь старших детей. Привлечение старших братьев и сестер к домашней театральной постановке делает пред- ставление действительно семейным творчеством. В современной жизни стало популярным отмечать детские праздники "на стороне" - в детских игровых центрах, в детских кафе с участием аниматоров

  • т.д. Все это позволяет взрослым избежать лишних хлопот и затраты времени. Хочу призвать всех родителей - не отказывайтесь от домашних праздников! Когда праздник отмечается в семье, он имеет свою особенность, которая заключается в наличии импровизации, стремлении сделать так, чтобы всем было по-домашнему уютно, весело. Все должно идти от души! Праздники - это особые дни в жизни любого человека, они несут заряд радости и эмоциональный подъем, обещают приятные каждому сердцу подарки и открытое общение с друзьями. Для ребенка праздники и торжественные дни особенно значимы, поскольку дарят ему новые впечатления и приятные волнения, приобщают к традициям, сближают с родными и друзьями. И когда он становится взрослым, то с особым теплом вспоминает те детские праздники, которые для него устраивали родители.
  • Расскажите, как в Вашей семье организуются детские праздники организовываете свои праздники?

Родители делятся своим опытом. Обсуждаются положительные стороны

  • возможные трудности.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Музыкальная гостиная для родителей

«Звуки музыки вокруг нас»

        Подготовила и провела: музыкальный руководитель Кучерова О.Л.

Цель занятия:

Приобщать родителей и детей старшего дошкольного возраста к музыкальному  искусству путем активизации творчества и экспериментирования со звуками.

Ход занятия

Музыкальный руководитель встречает детей и родителей у дверей музыкального зала.

Музыкальный руководитель: Здравствуйте, ребята, здравствуйте, уважаемые взрослые! Видите эту дверь, она не случайно похожа на букву «П». Сегодня мы отправимся в музыкальное Путешествие, где нас ждут Представления, Превращения, Приключения.

Двери в музыкальный  зал торжественно распахиваются, звучит «Вальс цветов» П. И. Чайковского, музыкальный руководитель предлагает всем присесть на заранее приготовленные места.

Музыкальный руководитель: Вот стоят два кресла, в одно сяду я, а в другом уже кто-то сидит. Познакомьтесь: это Гудоня,(воспитатель берет ростовую куклу и руководит ею, сидя в кресле), вместе с ней мы совершим путешествие в музыкальный зал.

Как-то раз папа взял Гудоню в гости к Маэстро (музыкальный руководитель надевает цилиндр и галстук-бабочку). Маэстро был большим знатоком и любителем  музыки и часто устраивал у себя дома музыкальные вечера. Ребята, вы ведь знаете, как люди слушают музыку?(Ответы.) Гудоня, а как ты слушаешь музыку?

Гудоня: Я люблю, когда громко и не очень длинно.

Музыкальный руководитель: Вот что, тебе необходимо поближе познакомиться с музыкой. Прошу!

Гаснет свет, зажигаются свечи. Звучит «Прощальная симфония» Й. Гайдна, отрывок финала.

Музыкальный руководитель:

  • Ребята, вы узнали эту музыку?
  • Кто сочинил ее?
  • Как вы узнали, что музыка прощается с вами?
  • Гудоня, а ты услышала,  когда оркестр играл громко, когда тихо, когда музыканты играли все вместе, группами? Нет? Это потому, что ты был равнодушна к музыке.

Гудоня, и вы, дети и взрослые, закройте глаза и слушайте звуки за окном; в комнате, за стеной…

Дети и взрослые перечисляют, какие звуки они услышали.

Музыкальный руководитель:

Все на свете дети знают,
Звуки разные бывают:
Журавлей прощальный клекот,
Самолета громкий рокот,
Гул машины во дворе,
Лай собаки в конуре,
Стук колес и шум станка,
Тихий шелест ветерка.
Это звуки  – шумовые... (Е. Королёва)

Гудоня: Шум, треск, шорох и шипение…но ведь это совсем не музыка!

Музыкальный руководитель: Правильно! Все это шумовые звуки. Давайте вспомним звуки природы! (Звучит коллаж из звуков природы).

Эти звуки от человека не зависят. Но про помощи разных приспособлений – шумовых инструментов – можно изобразить и различные звуки природы. Давайте попробуем озвучить стихотворение. Подойдите к этому (показывает) столу и выберите любой предмет.

Кто стучит за окном?
– Дождь идет по траве (щелчки по листам бумаги).
Кто шуршит за окном?
– Ветер в мокрой траве (шелестят фисташковыми бусами).
Кто журчит за окном?
– Ручейки, ручейки (дуют из соломинки в стакан с водой).
Что свистит за окном?
– Соловей у реки (свистулька).
Кто молчит за окном?
– Там никто не молчит:
Там лошадка спешит 
И копытцем стучит (кастаньеты).
Вот коровка идет на лужок (колокольчик),
Вот пастуший я слышу рожок (блок-флейта),
Только я и молчу, всех послушать хочу. (Л. Кудрявская)

Музыкальный руководитель: Красиво у нас получилось. Теперь подойдем к следующему столу. На нем вы видите бумагу: тонкую и плотную. Возьмите любую и послушайте, как по-разному она шуршит. У нас получается «бумажная музыка».

Шуршат осенние кусты,
Шуршат на дереве листы,
Шуршит камыш и дождь шуршит,
И мышь, шурша, в нору спешит,
А там тихонечко шуршат 
Шесть шустрых маленьких мышат. (А.Усачев)                                                                                                              

  А вот с металлическими звуками лучше познакомиться у этого стола. Это очень шумные особы, но и с металлической посудой можно разговаривать вполголоса и даже шепотом:

Жил на свете старичок
Маленького роста.
И смеялся старичок
Чрезвычайно просто:
Ха-ха-ха (ложки-поварешки),
Да хе-хе-хе (миски),
Хи-хи-хи (кружки),
Да бух-бух (крышки от кастрюль),
Бу-бу-бу (ложки-поварешки),
Да бе-бе-бе (миски),
Динь динь  (кружки),
Да трюх-трюх (крышки от кастрюль). (Д. Хармс)

Музыкальный руководитель: Вот мы и подошли к нашей маленькой музыкальной мастерской. Здесь вы, ребята, сможете смастерить своими руками шумовые инструменты. А нашим гостям я предлагаю рассмотреть стеклянные предметы, попробовать поиграть на них.

(Дети насыпают различную крупу (рис, горох, пшено) в боксы из-под киндер-сюрпризов, слушают звук. Закрепляют на баночках из-под йогурта банковскую резинку, как струну, регулируют высоту звука натяжением резинки. Взрослые наливают в стеклянные емкости воду, регулируют высоту звука, составляют звукоряд.)

Музыкальный руководитель: Какие инструменты мы мастерили сегодня? (Ответы.) Педагог предлагает взять шумовые инструменты домой и украсить их вместе с родителями.

А теперь нам пора возвращаться из путешествия в мир музыки. До новых встреч!

Дети и взрослые выходят из музыкального зала под музыку  «Прощальной симфонии» Й. Гайдна.

Литература:

  • А. Кленов «Там, где музыка живет», Москва «Педагогика-пресс», 1994 г.
  • Т. Э. Тютюнникова «Элементарное музицирование» Москва, 2000 г.



Предварительный просмотр:

Семинар – практикум для родителей

«Значение музыкально-дидактических игр в развитии ребенка»

Подготовила: музыкальный руководитель Кучерова О.Л.

Цель: Обогатить знаниями родителей о значимости музыкально – дидактических игр в музыкальном развитии детей

Задачи:

1.Раскрыть значимость музыкально – дидактических игр в развитии детей

2.Расширить знания родителей о приемах, средствах, которые способствуют выработке музыкальных навыков в развитии музыкальных способностей детей.

Ход мероприятия:

Каждый ребенок открыт для музыки с рождения, надо только помочь ему увидеть богатство и разнообразие мира, познать себя и тогда, став частью души, музыка поселится в нем навечно. Музыкальное движение это синтез музыки и движения, где первоосновой является музыка. Чем раньше ребенок воспримет гамму разнообразных впечатлений, чувственного опыта, особенно в таком виде деятельности, как движение под музыку, тем более гармоничным, естественным и успешным будет дальнейшее развитие ребенка и, возможно меньше будет проблем у наших детей с развитием речи, внимания, памяти, мышления, формирования красивой осанки. Дети эффективнее воспринимают музыку, когда она воздействует в комплексе с движением, словом.

Предлагаю вашему вниманию игры, упражнения, которые вы можете использовать в повседневной жизни детей для развития музыкальных и творческих способностей.

              Прошу внимания!

              Прошу вашего дружеского участия и понимания.

              Я мастер-класс сегодня покажу,

              Много интересного, поверьте, расскажу.

              Дети любят эти упражнения,

             Увлекут они и вас, вне всякого сомнения.

Так что же такое музыкально – дидактические игры? (ответы участников)Эти игры способствуют развитию музыкального слуха, совершенствованию чувства ритма, общему музыкальному развитию, воспитанию чувства коллективизма, дружбы, развитию творческих способностей. Ценность этих игр заключается в том, что они открывают перед ребенком путь к применению полученных знаний в жизненной практике. Данные игры являются одним из любимых видов детской деятельности.

Основное назначение музыкально – дидактических игр – формирование у детей музыкальных способностей, в игровой форме оказание помощи в том, чтобы разобраться в соотношении звуков по высоте, развивать у них чувство ритма, динамический, тембровый и ладовый слух. Эти игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны.

Существует китайская поговорка:

 «Расскажи мне – и я забуду

 Покажи мне – и я запомню

 Вовлеки меня – и я пойму и чему-то научусь»

 Человек усваивает:

 10% того, что слышит

 50 % того, что видит,

 70 % того, что сам переживает,

 90 % того, что сам делает.

Поэтому я предлагаю вам, попробовать самим проиграть дидактические игры.

Уважаемые, родители! Какие оркестры вы знаете?

Оркестр – группа музыкальных инструментов.

Какие музыкальные инструменты вы знаете?

Игра «Угадай инструмент» (барабан, трещотки, погремушка, металлофон, ксилофон, треугольник, маракасы)

(Развитие тембра)

«Угадай кто это?» развитие тембрового окраса голоса.

Игра «Кто в домике живет?»

(развитие звуковысотного слуха)

Родителям выдаются карточки медведь, лиса, зайка, птичка. играется музыка, определить, кто живет в домике.

Игра «Изобрази кто это?»

Развитие музыкально-ритмических движений. Под музыку передать характер и повадки животного.

Игра «Веселый ритм»

(развитие ритмических навыков)

Задание: прохлопать ритмический рисунок ладошками, протопать ногами, прохлопать ложками.

Важным в своей работе считаю развитие у детей чувства ритма. Чувство ритма у детей – это восприятие и воспроизведение временных соотношений в музыке. Это способность активно переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его.

Игра «Угадай мелодию»

Задание: угадать песню по сыгранной мелодии и по ритмическому рисунку.

Игра «Угадай композитора»

Значение  дидактической игры состоит в том, что она развивает самостоятельность и активность мышления и речи у детей.

Одним из элементов дидактической игры являются правила. Они определяются задачей обучения и содержанием игры и, в свою очередь, определяют характер и способ игровых действий, организуют и направляют поведение детей, взаимоотношения между ними и воспитателем. С помощью правил он формирует у детей способность ориентироваться в изменяющихся обстоятельствах, умение сдерживать непосредственные желания, проявлять эмоционально - волевое усилие.

     Дидактическая игра как одна из форм обучения проводится во время, которое, отводится в режиме на занятии.

Дорогие родители, я благодарю вас за то, что вы пришли сюда. Сегодня мы с вами проиграли в некоторые игры. Я надеюсь, что это время вы провели с пользой.

Сейчас я хотела бы, чтоб каждый из вас продолжил фразу:

Сегодня я узнал(а)………………………………………………………….

Всем большое спасибо! До свидания! До новых встреч!



Предварительный просмотр:

Семинар – практикум для родителей

«Звучащие жесты»

Выполнила: музыкальный руководитель Кучерова О.Л.

Цель: Обогатить знаниями родителей о значимости применения  системы элементарного музицирования по принципам Карла Орфа    в музыкальном развитии детей

Задачи: 1.Раскрыть значимость  применения метода «звучащих жестов», как одно из видов системы музыцирования по системе Карла Орфа  в развитии   детей,

2.Расширить знания родителей о приемах, средствах, которые способствуют выработке музыкальных навыков в развитии музыкальных способностей детей.

Один из методов обучения детей элементарному музицированию – метод "Звучащих жестов". Звучащие жесты – это: хлопки, шлепки, притопы и щелчки пальцами. Так просто – удивитесь Вы. Да, да, так просто! Эти элементарные звуко-двигательные выразительные средства широко используются в методике музыкального воспитания по системе Карла Орфа и получили общее название «звучащих жестов». 

Звучащие жесты идеальны для начального этапа ритмического обучения, так как всегда находятся «под рукой». Благодаря тесной взаимосвязи речи, музыки и жестов на начальном этапе развивается музыкальный слух, память, внимание, ритмичность. А в дальнейшем «появляется» не только чистота интонирования, но, главное, выразительность в пении детей. Слаженность трёх компонентов (речи, музыки и жестов) помогает развивать детские эмоции, позволяет повысить интересы ребёнка к занятиям, пробудить его мысль и фантазию. Звучащими жестами можно сопровождать исполнение несложных мелодий и попевок. 

Хлопки. Даже такой простой вид движений, как хлопки - требует некоторой сноровки. Присмотритесь, как хлопаете вы, ваши друзья, ваши малыши. Хлопки могут быть разными, а от этого разными будут и звуки, произведенные ими. 

Хлопок горстью – ладони принимают форму чаши, между ними образуется полое пространство и звук получается глухим. 
Хлопок плоской ладонью, в разных местах ладони, по пальцам или запястью – каждый раз звук будет разным. 

Возможны хлопки перед собой, а также за спиной, над головой, в ту или другую сторону. Следует перепробовать все возможные варианты. Это обостряет внимание детей к качеству звука и будет впоследствии хорошей основой для развития музыкальности.

 Шлепки. Под шлепками подразумевается упругий удар кистями рук по бедрам у колен. Шлепки дают новую звуковую окраску и могут применяться как сами по себе, так и чередуясь с хлопками и притопами. Шлепки можно выполнять как сидя, так и стоя. В последнем случае корпус, тем не менее, должен оставаться свободным и вместе с тем как бы «готовым к прыжку». 

Щелчки. В каждой группе ребят можно найти таких, которые умеют щелкать пальцами. Некоторые этому могут научиться тотчас же, но не все, так как не каждая рука пригодна для этого. Важно, чтобы щелканье пальцами выполнялось без напряжения, свободно и легко. В зависимости от темпа щелчки можно делать со вспомогательным взмахом руки или без него, одновременно обеими или попеременно правой и левой руками. 

Притопы. Можно делать притопы одной ногой или попеременно двумя, оставаясь на одном месте или продвигаясь вперед. Для некоторых детей будут полезны предварительные упражнения: сгибание и выпрямление колен (полуприседание) при сомкнутых ногах; момент выпрямления акцентируется. Исходное положение для самого притопа: голень отведена под углом слегка назад, колено к колену, оба колена слегка согнуты. В момент удара оба колена – выпрямлены. 

При разучивании новых распевок дети всегда с интересом включаются в игру и придумывают новые звучащие жесты, подходящие к данной распевке. Играйте ритмы звучащих жестов с детьми, и вы совсем скоро увидите волшебный результат. Это один из природных, биологических законов развития музыкальности. 

С чего начать? С самых маленьких и простеньких упражнений. 

Игра «Эхо»

Взрослый прохлопывает простейший ритм, затем ребенок его дружно повторяет, хлопая в ладоши, шлепая по коленям или топая ногами. 
Раз, два, три, 
Ну-ка повтори! 
Только не зевай 
Дружно повторяй! 

Игра-приветствие «Здравствуйте»

Взрослый: Здравствуйте, ручки! 
Дети: Здравствуйте! (хлопают) 
Взрослый: Здравствуйте, ножки! 
Дети: Здравствуйте! (топают) 
Взрослый: Здравствуйте коленочки! 
Дети: Здравствуйте! (шлепают по коленям)

 «Лесенка»

Музыка Е.Тиличеевой. 

Вот иду я вверх (Пальчики «шагают» по коленям, шлепок) 

Вот иду я вниз. (Притопы ногами, хлопок) 

 «Дятел»  Муз. Н.Леви.

Тук, тук, тук-тук-тук (Стучим кулачок об кулачок) 
Мы в лесу слыхали стук. (Поочерёдно хлопки по коленям.) 
Тук, тук, тук-тук-тук (Стучим кулачок об кулачок.) 
Это дятел сел на сук (Поочерёдно притопы ногами.) 
Тук-тук-тук, тук-тук-тук (Стучим кулачок об кулачок.) 
Тук-тук-тук (Поочерёдно хлопки по коленям) 
Тук-тук-тук, тук-тук-тук (Стучим кулачок об кулачок) 
Тук-тук-тук (Притопы ногами.) 

«Мы капустку солим»

Мы капустку рубим, рубим (ребрами ладошек стучат по столу). 
Мы капустку солим, солим (три пальчика (щепотка) трут друг об друга). 
Мы капустку трем, трем (трут кулачок об кулачок). 
Мы капустку жмем, жмем (пальчики сжимают и разжимают). 
Ручки помоем (гладят ладошку ладошкой), 
Воду стряхнем (трясут кистями рук). 

 «Тюшки–Тютюшки» Т.Э.Тютюнникова

Тюшки–Тютюшки сделаем хлопушки: хлоп–хлоп – хлоп, хлоп-хлоп-хлоп-хлоп-хлоп-хлоп.

Тюшки – Тютюшки хлопушки, топотушки: хлоп – хлоп – хлоп, топ- топ- топ- топ- топ.

Тюшки – Тютюшки хлопушки и щелкушки: хлоп – хлоп – хлоп, щёлк - щёлк – щёлк.

Тюшки – Тютюшки хлопушки и борчушки:  хлоп – хлоп –хлоп, бр – р-р-р-р.

Тюшки – Тютюшки хлопушки и шлепушки: хлоп – хлоп – хлоп, шлёп – шлёп – шлёп.

Тюшки–Тютюшки хлопушки ибамбушки: хлоп – хлоп – хлоп, бом-бом-бом.

Тюшки–Тютюшки хлопушки, цокотушки: хлоп – хлоп – хлоп, цок, цок, цок.

Тюшки–Тютюшки хлопушки, колотушки: хлоп – хлоп – хлоп, (постучали кулачками).

 «Листопад»

Осень, осень! Листопад! (хлопки)

Лист осенний конопат, (щелчки)

Листья рыжие шуршат (трут ладошками)

И летят, летят, летят. (качают руками)

 «Дождик»

Мелкий дождик моросит

Кап - кап - кап - кап! (удары пальчиками об пол)

В листьях сада шелестит

Кап - кап - кап - кап! (шуршим ладошками)

Мокнет мячик у ворот,

Кап - кап - кап - кап! (шлепаем по коленям ладошками)

Мокнет поле, огород

Кап-кап-кап-кап! (щелкаем пальчиками)

 «Дождик»

Дождик, дождик, кап-кап-кап. (хлопки)

Ты не капай дождик так. (шлепки)

Мы хотим идти гулять. (притоп)

Солнце выгляни опять. (щелчки).

Листопад

Осень, осень! Листопад!                (Ритмичные хлопки)

Лес осенний конопат.                    ( Щелчки пальцами)

Листья рыжие шуршат                   (Трут ладошкой о ладошку)

И летят, летят, летят!                    ( Качают руками)

Дорогие родители, я благодарю вас за то, что вы пришли сюда. Сегодня мы с вами проиграли и освоили некоторые методы музыкального развития наших детей. Я надеюсь, что это время вы провели с пользой. Мне было приятно с вами общаться! Спасибо за внимание до новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Круглого стола "Азы воспитания" для родителей детей 4-5 лет

Целью Круглого стола является изучение точек зрения родителей по решению проблемных ситуаций связанных с воспитанием культуры поведения детей 4-5 лет....

Круглый стол для педагогов и родителей "Семейные традиции"

«Сотрудничество семьи и детского сада по воспитанию дошкольников на традициях русской народной культуры»   Цель: привлечение родителей к установлению в семье правил, норм поведения...

Круглый стол «Общение воспитателя с родителями»

Повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников. Современный детский сад помогает благополучной семье и в чем-то заменяет ребенку сем...

«Развиваем музыкально-творческие способности дошкольника» ( семинар-практикум для родителей)

   Сегодня актуальность приобретает развитие творческих способностей ребенка, ведь  в  эти  годы  закладывается основа, на которую позже  будут накладываться...

Городской мастер-класс для музыкальных руководителей "Духовно - нравственное воспитание дошкольников средствами устного народного творчества" мастер - класс для музыкальных руководителей города.( 17.03. 2017)

Духовно- нравственное воспитание  - это гармоничное духовное развитие личности, привитие ей основополагающих принципов нравственности: доброты, честности, желания заботиться о ближнем, укрепления...