Организация семейного клуба как основной формы взаимодействия с родителями в целях оздоровления детей среднего и старшего дошкольного возраста
методическая разработка

Рощупкина Татьяна Юрьевна

Приоритетной задачей согласно ФГОС является задача по воспитанию здоровых детей. Соответственно вопросы здоровьесбережения занимают во всём мире приоритетные позиции, поскольку   активные, здоровые,  творческие и  гармонично развитые личности являются фундаментом любой страны.

Важно  понимать, что сознательное отношение к здоровью у детей следует начинать с  формирования основ у  их  родителей. Поэтому, одной из ключевых проблем в системе дошкольного образования является оздоровительная работа в дошкольных образовательных учреждениях.

Нами была разработана система взаимодействия детского сада и семьи воспитанников которая в своем фундаменте имеет элементы сотрудничества, открытости и доверия. Мы считаем, что организовать семейный клуб будет весьма актуально и эффективно, поскольку, сразу появляется возможность решить несколько задач одновременно.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Организация семейного клуба как основной формы взаимодействия с родителями в целях оздоровления детей среднего и старшего дошкольного возраста

Подготовила:

воспитатель Рощупкина Т.Ю.

Актуальность

Приоритетной задачей согласно ФГОС является задача по воспитанию здоровых детей. Соответственно вопросы здоровьесбережения занимают во всём мире приоритетные позиции, поскольку   активные, здоровые,  творческие и  гармонично развитые личности являются фундаментом любой страны.

Важно  понимать, что сознательное отношение к здоровью у детей следует начинать с  формирования основ у  их  родителей. Поэтому, одной из ключевых проблем в системе дошкольного образования является оздоровительная работа в дошкольных образовательных учреждениях.

Нами была разработана система взаимодействия детского сада и семьи воспитанников которая в своем фундаменте имеет элементы сотрудничества, открытости и доверия. Мы считаем, что организовать семейный клуб будет весьма актуально и эффективно, поскольку, сразу появляется возможность решить несколько задач одновременно.

Таким образом целью нашей работы является создание условий  которые бы позволяли взаимодействовать педагогам и родителя, в рамках решения задач оздоровления детей и развития культуры здоровья.

Мы считаем, что необходимо решить такие задачи как:

1. Сформировать необходимые навыки поведения и  мотивацию на желание вести правильный образ жизни у воспитанников и их родителей..

2. Проработать вопрос обогащения опыта направленного на оздоровительную деятельность  семьи, а также помочь родителям накопить знания и умения правильно организовать оздоровительную деятельности в семье.

3. Решить проблему активизации интереса родителей к вопросам творчества и умения самостоятельно искать способы и варианты решения задач в области вопросов здоровья как своих детей. так и своего собственного.

4. При необходимость оказать  адресную помощь родителям в вопросах сохранения и укрепления здоровья.

5. Расширять возможности и всячески содействовать в вопросах обмена  опытом.

Ведущей  педагогической идей послужило предположение о том, что лишь при  тесном сотрудничестве педагогического состава МБДОУ и семей воспитанников реально добиться эффективного и результативного показателя в решении вопросов касательно здоровья детей и их родителей. Параллельно предоставляется возможность не только расширить знания и обогатить опыт как педагогов так и родителей,  но и проработать моменты укрепления семейных традиционных ценностей здорового образа жизни.

Мы проанализировали анкеты родителей и сделали неутешительные выводы о том, что несмотря на наличие высшего образования у многих родителей, уровень образованности в вопросах здоровья весьма низок, как и интерес, который «просыпается» уже в ситуациях когда ребенку уже необходима помощь, но никак не профилактика. Данная ситуация складывается так лишь потому, что понимание «здоровья» у родителей несколько ограничено и воспринимается в большинстве лишь как отсутствие какого-либо заболевания, а вопросы профилактики и оздоровления сводятся к элементам закаливания и употребления витаминов. Взаимосвязь психического и физического здоровья не учитывается вообще. Многие вообще не понимают какое отношение неблагоприятная обстановка дома может иметь к «банальной ОРВИ». В виду занятости, загруженности и иногда откровенного отсутствия желания многие родители слабо представляют как и зачем организовывать физкультурно-игровую деятельности  своему ребенку. Все это неумолимо приводит  к тому, что на протяжении нескольких лет мы можем наблюдать увеличение заболеваемости детей в детских садах и  снижение уровня развития физических качеств.

Все работу мы разделили на несколько этапов.

Первый этап подразумевал выявление ожиданий родителей от образовательного учреждения, какие у них имеются потребности и образовательные инициативы для эффективного партнерства и вовлечения их в жизнь детского сада. Так же мы выясняли  каковы особенности воспитания в семье каждого ребенка и  какие имеются  традиции у  семьи в вопросах  развития и формирования культуры здоровья.

Мы проводили:

- опросы и анкетирования;

- формировали банк данных по работе с семьями.

- проводили родительские собрания, круглые столы которые сопровождались демонстрацией презентаций  на тему организации физкультурно-оздоровительной работы в детском саду;

-проводили  фотовыставки и дни открытых дверей

Второй этап заключался в том, чтобы создать условия способствующие благоприятному развитию детей посредством  организации  сотрудничества ДОУ и   семьи  в семейном клубе.

Для этого мы:

1. Подготовили и проработали нормативную базу регулирующую  работу  семейного клуба.

2. Разработали положение о Семейном клубе «Семейная традиция- здоровье».

3. Повышали уровень профессиональной компетентности педагогов.

5.Пополняли предметно-развивающую среду таким оборудованием и инвентарем как: медиатека для медитаций,  тренажеры для взрослых, а так же систематизировали консультативный материал.

На третьем этапе мы:

1.Работали над повышением уровня повышения  компетенции родителей и активного включения  семей воспитанников в образовательное пространство ДОУ  посредством использования как инновационных так и  традиционных  методов и  форм  работы в семейном клубе «Семейная традиция- здоровье».

Четвертый этап подразумевал подведение итогов и совместного оценивания полученных результатов деятельности семейного клуба.
        Для этого мы решали такие задачи как:

1. Изучали  удовлетворенность и  эмоциональную комфортность родителей и  детей,  а так же насколько оправдались  ожидания родителей.

2. Анализировали насколько удовлетворены родители и педагоги результатами совместного взаимодействия.

Анализ проводился также через опросы и анкетирование педагогов и родителей и выявлял эффективность организованного взаимодействия.

Принципы взаимодействия в семейном клубе

Для того чтобы достичь ожидаемых результатов и решить поставленные задачи возникает необходимость в соблюдении важного принципа:

 - необходимо признать то, что ведущая  роль в воспитании  культуры здоровья ребенка возлагается все же на семью и именно семья оказывает глубокое воздействия  на весь комплекс духовной и физической жизни растущего в ней человека.

Организация работы семейного клуба «Семейная традиция- здоровье».

Занятия в клубе проводят 1 раз в 30 дней и длительность занятия составляет 60 минут.

На планирование работы клуба и тематики влияют результаты анкетирования и  опроса родителей  и годовые  задачи детского сада..

Все участники клуба принимают активное участие в занятиях которые проводятся в форме игры. Это позволит  родителям научиться вместе с детьми многим полезным вещам, а так же  реализовывать свои творческие потенциалы. В подготовке к занятиям и в предварительной работе так же все принимают активное участие  - педагоги, дети, мамы, папы, бабушки, братья, сестры и т.д.

Сообщения о предстоящих занятиях доставляются различными способами. Это и сайт ДОУ, это и группы в Viber и WhatsApp 

На сайте ДОУ так же организованный информационные тематические группы освещающих вопросы здоровья и профилактики, имеется электронная библиотека которая оказалась весьма полезной и интересной родителям.

Занятия в клубе делятся на теоретическую и практическую часть.

Очень актуальной является десятиминутная релаксация для родителей, поскольку посещают занятия  чаще всего после трудового дня  (это очень нравится мамам и папам) и это помогает восстановится и создать  положительный эмоциональный фон, затем переходят к самомассажу (руки, ноги, голова) чтобы  активизировать  работу организма после расслабления. Иногда в вопросах массажа мамам помогают папы, это очень помогает наладить  взаимный контакт  и располагает к взаимодействию.

Продолжительность теоретической части 20 минут и заключается она  в:

- видеопросмотрах «Йога в оздоровлении детей», «Занятия на фитболе»;

-дискуссиях и консультациях «Как увлечь ребенка  спортивными упражнениями и играми»  «Здоровая атмосфера  образ жизни семьи», «Семейные оздоровительные традиции»;

-консультациях «Стадион дома», «Как заинтересовать ребенка занятиями физкультурой»,

-диспут «Хлюпик и Здоровячок»,

-психолого-педагогических практикумах «Здоровые дети в здоровой семье»,  «Здоровый ребенок», «Загородные прогулки и походы»;

-  проведении круглых столов и  викторин;

-обмене опытом «Летний отдых вместе с детьми «Домашние рецепты профилактики и лечения простудных заболеваний».

 Все эти мероприятия проводят психологи, медики, инструкторы и логопеды.

Нами так же широко используются интерактивные методы взаимодействия с родителями, которые обеспечивают разносторонность и  многоуровневость коммуникации всех участников, динамику и  конструктивное использование  возникающих во время общения проблемных ситуаций. Данное взаимодействие позволяет каждому участнику, в частности родителю  не стеснятся, почувствовать себя раскованно и  спокойно  высказать  и отстоять свое мнение,  атак же проявлять активность и желание участвовать в работе, совместно находить наиболее эффективные решения проблем.

Встреча проходит с использованием  таких интерактивных упражнений как: «Носики здороваются», «Здравствуй, друг», «Комплименты» (с передачей сердечка), «Волшебная нитка», «Фруктовый сад», «Дерево настроения», Инфо-угадай-ка».

При знакомстве - «Меня зовут…» (подбираются прилагательные, которые характеризуют  имя). Это позволяет быстрее адаптироваться и познакомиться, сплотиться.

Обсуждая проблему используем  упражнения «Мозговой штурм», «Пирамида приоритетов», «Корзина идей», «Дерево решений»,  «Кластеры» (гроздь), «Выбери позицию», «Работа в группах, парах», «Микрофон».

Вторая, практическая часть включает участие детей. Здесь совместное выполняют комплекс лечебно-профилактических упражнений для коррекции осанки  и профилактики плоскостопия, упражнений йоги, на фитболах, в тренажерном зале, защита творческих проектов, тренинги, практикумы, игры. Продолжительность  практической части – 30-35 минут.

Процесс более эффективным становится при помощи со стороны родителей и  наличии их индивидуального контроля за своим ребенком.

Страховка и  наблюдение предоставляют  детям больше свободы действий, что приводит к проявлению умений  освоить более сложные движения и  развить ловкость.

Совместные занятия позволяют детям коммуницировать с детьми из других групп и со взрослыми, что приводит к повышению  эмоциональной насыщенности и информативности  контактов детей и родителей.

Третья часть - заключительная, включает в себя совместное  чаепитие различных полезных травяных настоев,  а так же совместное подведение итогов, разработка плана следующего занятия и определение задания на дом.

Для дополнительной информированности родителей так же подготовлены буклеты, которые они берут с собой домой.  Темы различны: «Йога для дошкольников», «Использование фитбол -гимнастики в физическом развитии дошкольников», «Профилактика заболеваний носа», памятки «О здоровом питании», «Советы родителям», предлагается литература из «Библиотечки здоровья».

В семейном клубе так же широко практикуются такие занятия как :

 - поход «Удивительный зимний лес»;

- проведение праздничных занятий: «Как Бабка Ежка  внучка в армию провожала».

Участники клуба на сайте детского сада создали интерактивный журнал «Планета детей» где они делятся опытом, а так же фотоальбом, где выкладываются интересные фотоидеи проведения  семьей спортиного и оздоровительного досуга. Здесь выкладывают фотографии с лыжных баз,  бассейнов, катание на ватрушках, лепка снеговика и т.д.

Праздничные мероприятия  и конец года включают в себя обязательную выдачу грамот и дипломов в различных номинациях «Самый ловкий», «Самый смелый», «Самый творческий» «Самый веселый и озорной»  и т.д. Конечно грамоты получают все семьи. Никому не обидно и появляется мотивация, что «самый ловкий» будет стараться стать «самым веселым» и т. д.

Семейно-оздоровительно-досуговый клуб  -  на наш взгляд очень перспективная и востребованная   форма работы с семьей, которая  учитывает  актуальные потребности родителей и их детей, направлена на  формирование активной жизненной позиции участников процесса, а так же на то, чтобы  укрепить институт семьи, что весьма не маловажно  в наше время и   передать  опыта в воспитании детей.

Безусловно, систематические занятия в семейном клубе приносят ощутимые результаты:

1. Произошло  снижение заболеваемости и повышение уровня развития физических качеств детей.

2.Наблюдалось значительное повышение уровня  мотивации здоровья, опыта и знания в вопросах того как грамотно организовать оздоровительную   деятельность в семье.

3. Произошло значительное укрепление детско-родительских взаимоотношений,  отношения стали более эмоционально насыщенными и информативными. Родительские притязания,  оценка способностей и возможностей  ребенка стали объективными.

4. В процессе работы практическая и теоретическая адресная помощь стала более эффективной  и результативной.

5. Родители научились активно обмениваться опытом в вопросах семейного воспитания и воспитания культуры здоровья  расширяя и используя свои умения, творчество  и знания.

Адресная направленность личного вклада: данный опыт  может быть доступен и полезен педагогам, которые владеют современными технологиями и обладают инновационным потенциалом, находящиеся в поиске  эффективных и оптимальных форм и методов взаимодействия с родителями в сохранении и укреплении здоровья детей и членов их семей. А также может быть совместим с любыми образовательными Программами и технологиями.

Трудоемкость личного вклада: необходимость разработки положения и плана работы семейного клуба на основе современных технологий взаимодействия с семьей.

Литература

1.Доронова Т.Н. Детский сад и семья – единое пространство. –М.: ДАНКО, 2016.-284с.

2.Работа детского сада  с семьей: Методическое пособие. – М.: ОМЕГА-ПРЕСС, 2017.-103с.

3.Бочарникова Н.И. Семейный оздоровительный досуг с дошкольниками. Пособие для  педагогов и родителей. – М.: АСТИ, 2015.-95с.

4.Организация оздоровительной и воспитательной  работы в детском саду. – М.: Просвещение. 2016.-134с.

5.Здоровье ребенка и детский сад. Под редакцией Кочетовой Л.В. – М.: ИНФРА, 2016.-68с.

6. Оздоровительная работа. Журнал «Управление в ДОУ».-2015.- №1.-С.12-15.

7. Матвеев Н.М. Родителям о детях. Родительские собрания. Ярославль, 2017.-64с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Развитие простых и сложных форм фонематического анализа у детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Дошкольное детство – период, когда происходит общее развитие ребенка и закладывается фундамент этого развития. Определенное направление развития получают все стороны психики ребенка, но более ин...

Комплекс упражнений по формированию навыка словообразования у детей среднего и старшего дошкольного возраста с целью профилактики дисграфии

Данный  комплекс упражнений, направлен на формирование у детей навыка словообразования,  как грамматического строя родной   речи. Как и любое другое начинание, проект, прошел ...

Консультация для родителей по этикету у детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Воспитание этикета общения и культуры речи у детей младшего дошкольного возраста....

Семейный клуб как эффективная форма взаимодействия с родителями воспитанников в ДОУ Семейный клуб «Малышок»

. В настоящее время наблюдается понижение уровня здоровья детей в группах раннего возраста. Одной из причин врачи, психологи и педагоги считают сложность адаптации к детскому саду.Традиционно под...

СЕМЕЙНЫЙ КЛУБ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов и самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня - в разрушении личности.Основой д...

Презентация «Семейный клуб, как эффективная форма взаимодействия с родителями воспитанников ДОУ»

Основным содержанием работы являются мероприятия, направленные на вовлечение семей дошкольных групп в образовательную деятельность, формирование партнёрских отношений.В ходе встреч участники клуб...