Консультация для родителей "Гиперактивные дети. Как им помочь?"
консультация

Материал будет полезен для родителей и педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_giperaktivnye_deti._kak_im_pomoch.docx21.95 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Гиперактивные дети. Как им помочь?»

         Ребенок, если он здоров и выспался, - активное, подвижное существо. Он старается увидеть и потрогать все многообразие мира. Отсюда – особый ритм восприятия, быстрота и живость реакций. Детям свойственно особенное чувство времени: они каждый день переживают столько событий, сколько взрослому хватит на месяц.

         Но у некоторых детей двигательная активность и скорость переключения внимания достигают такой выраженности, что мешают развитию, нарушают общение и обучение. Те состояния, в которых чрезмерная двигательная активность ребенка является главным признаком неблагополучия, получили название – гиперактивность с дефицитом внимания.

          Основные проявления гиперактивности – подвижность и отвлекаемость – характерны для поведения многих детей. Точная диагностика этого состояния не так проста, как может показаться на первый взгляд. Родители с медлительным темпераментом и размеренным образом жизни могут думать, что их активный здоровый ребенок страдает гиперактивностью. Другие родители объясняют даже очень выраженные проявления повышенной активности своего ребенка его ''шустростью'' и ''живостью'' и отказываются от предлагаемой им специальной помощи.

       Да и сама гиперактивность может быть выражена в разной степени: один ребенок не может сосредоточенно заниматься даже несколько минут, ''не владеет собой'' даже в тех случаях, когда ему интересно и хочется получить хороший результат, другой ''выходит из берегов'' лишь время от времени, и при правильной организации его деятельность вполне может быть какое-то время упорядоченной.

         Что же в особенностях поведения ребенка может насторожить родителей, натолкнуть их на мысль о необходимости консультации у врача? Основной разграничительный критерий между ''нормальной'' высокой активностью и состоянием гиперактивности качественный: нарушены ли у ребенка общение и обучение?

   - У детей с синдромом гиперактивности повышенная активность проявляется чрезвычайно ярко, настолько, что нарушает его деятельность. Ребенок ни мину-ты не сидит спокойно, суетится, отвлекается, ему трудно выполнить несколько последовательный действий, необходимых для достижения какой-то цели.

   - Поступки таких детей часто носят импульсивный характер, могут быть безрассудными, даже опасными для них самих (у них как бы недоразвит инстинкт самосохранения).

    - У такого ребенка сильно страдают объём и концентрация внимания, он может сосредоточиться на чём-либо лишь на несколько мгновений, легко отвлекается.

    - Гиперактивные дети нередко бывают раздражительными вспыльчивыми, эмоционально возбудимыми и неустойчивыми. Они могут быть общительными, но бестактными – не учитывают ситуации, в которой находятся, настроения и состояния своего собеседника. Раздражительность, импульсивность, неумение управлять своим поведением в игре и общении затрудняют контакты со сверстниками, приводят к агрессивному и деструктивному поведению.

Когда можно заметить первые проявления гиперактивности?

          Нередко с первых дней жизни ребенка: такие дети часто имеют повышенный мышечный тонус, чрезмерно чувствительны ко всем раздражителям (свету, шуму), плохо спят, во время бодрствования подвижны и возбуждены. Ритм мочеиспускания у такого ребенка обычно устанавливается в более поздние сроки. Одни дети с гиперактивностью начинают стоять, ходить и бегать очень рано, другие развиваются в обычные сроки. Начав ходить, они ''везде суют свой нос'', постоянно во всё вмешиваются и чего-то требуют, за ними нужен постоянный присмотр для того, чтобы они не поранились, не попали в опасную или неприятную ситуацию.

          В возрасте 2-4 лет не всегда можно определить, кто из детей будет гиперактивным , а кто просто живым и общительным ребенком. У гиперактивного ребенка отчётливой становится неспособность сосредоточенно заниматься чем-либо, его игры носят преимущественно хаотический характер, ему трудно усидеть спокойно даже у телевизора. Обеденный стол часто также становится ареной конфликтов из-за неправильного, с точки зрения взрослых, поведения во время приема пищи. Особенно ярко нарушения поведения ребенка видны в ситуациях, требующих организованного поведения: например, на занятиях и утренниках в детском саду.

         Существуют ли методы приучения к порядку и дисциплине гиперактивных детей?    

     Иногда считают, что ребенку с повышенной активностью можно все прощать только потому, что у него есть проблемы физического и психологического характера. С этим можно не согласиться. Понимание определенных пределов дозволенного необходимо каждому человеку для формирования чувства безопасности. Эти дети несут такую же ответственность за своё поведение, как и остальные члены семьи.

Как же контролировать поведение детей с повышенной активностью?

   1. Проявляйте последовательность в соблюдении установленных правил и в применении мер наказания.

   2. Следите за своей речью, говорите медленно, спокойным тоном. Чувство гнева и возмущения – это нормальное явление, но оно поддается контролю и совсем не означает, что вы не любите своего ребенка.

   3. Старайтесь, по возможности, держать свои эмоции в охлаждённом состоянии, укрепляя нервы для того чтобы выдержать ожидаемые эксцессы.

   4. Избегайте непрерывного отрицательного реагирования. Старайтесь реже говорить: ''Нет'', ''Прекрати'', ''Нельзя''. Обращайте внимание и реагируйте на любые проявления позитивного поведения детей, как бы незначительны они были. Кто ищет хорошее, тот обязательно его находит.

   5. Отличайте формы поведения, которые вам не нравятся, от личностных качеств своего ребенка. Например, говорите так: ''Я тебя люблю, но мне не нравится, что ты растаскиваешь грязь по всему дому''.

   6. Предлагайте ребенку очень четкое расписание повседневных дел. Составьте распорядок дня, в котором определите время утреннего подъёма, еды, игры, просмотра телевизора, для занятий, работы по дому и отхода ко сну. Следуя этому расписанию, проявляйте гибкость и упорство, т.к. ребенок все равно будет его нарушать. Постепенно такая организация жизни будет действовать на него успокаивающе. Он обретет уверенность и сможет в дальнейшем многое делать самостоятельно.

   7. Учите ребенка выполнять новые или сложные задания, используя для этого сочетание практических действий с коротким, ясным объяснением в спокойном тоне. Повторяйте эти уроки, пока он не научится выполнять их так, как надо.

   8. Постарайтесь выделить для ребенка комнату или её часть, которая будет его собственной, особой территорией. Избегайте при этом ярких цветов и сложных композиций в её оформлении. Рабочий стол лучше поставить так, чтобы ребенок видел перед собой гладкую пустую стену, на которой его ничего не отвлекает.

   9. Предлагайте ребенку не больше одного дела одновременно; давайте ему только одну – единственную игрушку; прежде, чем он займется раскрашиванием, уберите со стола всё лишнее; когда ребенок садится делать уроки, выключайте радио и телевизор.

   10. Определите для ребенка круг обязанностей, которые имеют существенное значение для его развития. Задания должны быть в пределах его возможностей, а исполнение обязанностей следует держать под постоянным наблюдением и контролем. Советуем отмечать и хвалить усилия ребенка, даже если результаты далеки от совершенства.

   11. Старайтесь расшифровывать сигналы, предупреждающие о возможности взрыва в поведении ребенка. Спокойно вмешивайтесь в ситуацию, чтобы избежать неприятностей. Постарайтесь отвлечь его и спокойно обсудить возникшую конфликтную ситуацию. В этих случаях полезно увести ребенка на несколько минут из зоны конфликта в ''священную рощу'' – его комнату.

   12. Ограничивайте число товарищей по играм одним, самое большее двумя детьми одновременно из-за того, что ребенок слишком легко возбуждается. Лучше приглашать детей к себе в дом, т.к. здесь вы можете обеспечить контроль за ситуацией и влиять на направление игры или занятий. Объясните маленьким гостям правила, действующие в вашем доме.

   13. Старайтесь не проявлять к ребенку излишней жалостливости, не надоедайте ему расспросами, не обнаруживайте своих страхов из него, но не допускайте и всепрощения. Помните, что его нервная система в особом состоянии, но она поддается улучшению и управлению.

    14. Помните названия и дозы лекарств, которые выписаны ребенку. Давайте их регулярно.

    15. Обсуждайте с лечащим врачом любые опасения и страхи, которые у вас появляются в связи с употреблением назначенных препаратов. Запирайте все лекарства, имеющиеся в доме, особенно те, которые даете ребенку.

    16.Следите внимательно за приемом лекарства. Когда ребенок станет старше и сможет полагаться на себя, можно класть на постоянное место однодневную дозу лекарства и каждый раз проверять, как он выполняет назначения врача.

    17.Делитесь своим опытом в достижении успехов с воспитателем, учителем. Желательно, чтобы все взрослые следовали тем подходам к вашему ребенку, которые уже оправдали себя.

     18. В заключение хочется подчеркнуть: гиперактивность – это не болезнь, а некоторая особенность нервной системы ребенка, которая требует от родителей определенной стратегии поведения. Не стоит внушать ребенку, что он несчастный, больной малютка. Но и пускать дело на самотёк тоже нельзя.

     Приручите гиперактивность своего ребенка, помогите ему справиться со своей импульсивностью – радоваться результатам и гордиться ими вы будете вместе.

                     

     

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей детей средней группы «Психологические аспекты воспитания у детей заботливого отношения к окружающему».

Консультация для родителей детей средней группы«Психологические аспекты воспитания у детей заботливого отношения к окружающему»....

Консультация для родителей детей младшего дошкольного возраста "Родители – активные помощники педагогов в формировании у детей дисциплинированного поведения на улице"

Помните! Ребенок учится законам улицы, беря пример с вас – родителей, других взрослых. Пусть ваш пример учит дисциплинированному поведению на улице не только вашего ребенка, но и других детей.Ст...

Консультация для родителей детей среднего дошкольного возраста на тему: Аппликация из бумаги как средство эстетического воспитания детей среднего дошкольного возраста.

Консультация для родителей детей среднего дошкольного возрастана тему: Аппликация из бумаги как средство эстетического воспитаниядетей среднего дошкольного возраста  поможет софрмировать пре...

Консультация для родителей детей 6-7 летнего возраста "Подготовка детей к школе"

Родители озабочены главным вопросом: как будет учиться их ребёнок в 1 классе, будет ли успевать, хорошо бы стать гордостью класса, первым учеником... По крайней мере, без троек. И изучение иностранных...

Логопедическая консультация для родителей детей дошкольного возраста "Развитие речи детей в ваших руках!"

Уважаемые родители! Своевременно устраняйте недостаток речи ребёнка, стремясь указать неточности и ошибки, встречающиеся в его речи....

консультация для родителей детей с нарушениями зрения на тему: «Формированию правильного отношения к дефекту у детей с нарушениями зрения»

консультация для родителей детей с нарушениями зрения на тему: «Формированию правильного отношения к дефекту у детей с нарушениями зрения»...

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста "Развитие связной речи в процессе обучения детей родному языку"

Одно из условий грамотной речи детей – создание благоприятной языковой среды. Следует помнить, что речь окружающих может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние. В силу большой подраж...