«Сказочные лабиринты игры: обучение, применение в практической деятельности современных игровых технологий»
консультация

Елена Бортникова

«Сказочные лабиринты игры: обучение, применение в практической деятельности современных игровых технологий»

         Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в  своих силах,  легче адаптируются  в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.

Основа интеллекта, его сенсорный опыт закладывается в первые годы жизни ребёнка. В дошкольном детстве происходит становление первых форм абстракции, обобщение  простых умозаключений, переход от  практического мышления к логическому развитию восприятия, памяти, внимания, воображения. Это обусловлено тем, что у детей раннего и дошкольного возраста совершенствуется работа всех анализаторов, осуществляется формирование функциональной дифференциации отдельных участков коры головного мозга, связей между ними и движениями рук.

Так же большую часть в будущей жизни ребёнка дошкольника играют и творческие способности. Дети с высоким уровнем интеллекта и креативности уверены в своих способностях, имеют адекватный уровень самооценки, обладают внутренней свободой и высоким самоконтролем.  Проявляя интерес ко всему новому и необычному, они инициативны,  успешно приспосабливаются к требованиям социального окружения, сохраняя,  тем не менее, личную независимость суждений и действий.

Таким образом, если найти ключи к развитию интеллектуальных и креативных способностей ребёнка, то открывается возможность для становления многогранной личности дошкольника. 

          Чтобы добиться такого результата, в нашем детском саду, наряду с палочками Кюизенера, блоками Дьенеша, кубиками Никитина, год назад начали внедрять технологию интенсивного развития интеллектуальных способностей у детей 3-7 лет «Сказочные лабиринты игры» В.В.Воскобовича.

Технология В.В.Воскобовича на данный момент состоит из 13 комплектов игр.

При детальном ознакомлениями с играми Воскобовича, мы заметили, что они напоминают в чём-то игры Никитина. Перед нами стал вопрос: не будем ли мы повторяться. С этой целью было принято решение сделать сравнительный анализ технологий. Анализ проводился по двум направлениям:

Общая идея и характеристика особенности.

Содержание игр.

Пришли к следующему выводу: главной особенностью этих игр является то, что в них  объединен один из основных принципов обучения. Это принцип «от простого к сложному» с очень важным принципом творческой деятельности  «самостоятельность по способностям», когда ребёнок может подняться до «потолка» своих возможностей. Основная цель - это становление интеллектуально- творческой личности дошкольника. На слайдах и на выставке представлена таблица сравнительного анализа характерных особенностей развивающих игр Б.П.Никитина и В.В.Воскобовича.

И все же, чем же отличаются игры Воскобовича от всех остальных?

1. Возрастной диапазон

Одна и та же игра интересна и трехлетке и семилетке, так как в ней есть и действия для малышей и многоступенчатые задания для старших детей. Специфика его игр в том, что это не всегда понятные и очевидные вещи, что как раз и развивает ребенка и сам автор считает, что присутствие взрослого желательно детям до трех лет. После трех все зависит от родителей, если они хотят дать ребенку больше, должны быть все - таки рядом в этой сфере. Ребенок будет выполнять задания и сам, но присутствие рядом взрослого даст ему больше.

2. Многофункциональность

  Это то, что отличает игры Воскобовича от всего коробочного, что стоит в магазинах игрушек. С помощью игр решаются сразу несколько образовательных задач: сначала нужно из деталей головоломки составить и придумать сказочный мир, в это время ребенок незаметно для себя запоминает и узнает цвет, развивает память и мышление, мелкую моторику, внимание.

3. Творческий потенциал

       Все игры - свободный полет воображения, которое может вылиться в какое-нибудь открытие. Создавая из деталей головоломок бабочек, птиц, животных, ребенок может идентифицировать себя с этим животным, сочинить про него целую историю. Любая получившаяся фигура, может разжечь воображение малыша до такой степени, на которую мы взрослые, просто не способны.

4. Сказочная «огранка».

         Говорят, хороший бриллиант требует огранки. Почему бы огранку не придать игре, например, сказочную? Интерес детей к сказкам - это и дополнительная мотивация, и модель опосредованного обучения. Дети с удовольствием играют не с квадратами, треугольниками и трапециями, а с Нетающими Льдинками Озера Айс и разноцветными паутинками Паука Юка. Новое, необычное и нестандартное всегда привлекает внимание детей и лучше запоминается.

         Методические сказки, которые содержат сюжеты о превращениях и приключениях веселых героев и одновременно логические вопросы, задания и упражнения по моделированию, преобразованию предметов. Эту авторскую игровую технологию Вячеслав Воскобович назвал «Сказочные лабиринты». Он предлагает создать развивающую среду Фиолетовый лес. Как будет выглядеть ваш лес – придумываете Вы сами. Его можно нарисовать на стене, ткани, подобрать обои, ковер, повесить цветы. Вы должны создать атмосферу сказочного леса. Цвет леса не случаен – это один из основных цветов спектра, многие специалисты по дизайну цвета связывают его с какими - то находками, открытиями, созданием чего-то нового, он мистичен и загадочен. Это будет мир малыша, где он будет играть, конструировать, придумывать, собирать. Ребенок погружается в сказку, которую читает взрослый и путешествует по фиолетовому лесу, где встречает сказочных героев: например «чудо квадрат», которому скучно, по сюжету квадрат в руках ребенка превращается то в домик, то в зверушку. Путешествуя дальше, ребенок встречает чудо -  соты, чудо - крестики, в которых детали мозаики превращаются в предметы любого цвета, животных. Ребенок слушает сказку и по ходу события отвечает на вопросы, выполняет игровые задания. Все сказки авторские. Каждая игра лежит в сказочном лесу в определенном месте и имеет своих персонажей. Ребенок незаметно становится участником события и «проживает» веселые приключения. Все игры очень творческие, добрые и постепенно  по мере усложнения включаются в деятельность малыша. Постоянное и постепенное усложнение игр помогает удержать детское внимание в зоне оптимальной трудности. Интеллект будет развиваться слабо, если перед ребенком не будут ставиться какие-то препятствия, которые должны быть им преодолены.

5. Образность и универсальность

         Это самое главное, что отличает игры Воскобовича от других.

 Однажды царь Прометей спросил Евклида: " Нет ли более короткого и менее утомительного пути к познанию геометрии?" На что ученый ответил: "Нет царской дороги к геометрии". "Нет царской дороги к геометрии, а сказочная - есть!" - говорится в предисловии к "Геоконту". Игры наполнены ощущением сказки, особого языка, который мы, взрослые, утрачиваем за рациональными словоформами. Все игры обращены к главному участнику - ребенку. Сказки-задания, добрые образы такие, как мудрый ворон Метр, храбрый малыш Гео, хитрый, но простоватый Всюсь, забавный Магнолик, сопровождая ребенка по игре, учат его не только математике, чтению, логике, но и человеческим взаимоотношениям, помогают найти общий язык с взрослыми участниками игры. Ведь это так интересно, играть не в квадраты, треугольники, трапеции, а в нетающие льдинки озера Айс, рассматривать и создавать на "Геоконте" не модели конструирования, а паутинки паука Юка или называть лучи и отрезки оранжевым криком Красного зверя и Зеленым свистом Желтой птицы, синим шепотом Голубой рыбы.

6. Способы реализации технологии

         Особенности "Сказочных лабиринтов игры" таковы, что не надо перестраивать работу учреждения или ломать привычный уклад жизни дома. Технология органично вплетается в уже существующие порядки. В отношениях "взрослый-ребенок" здесь не предполагается положение взрослого над ребенком, только партнерские отношения. Ребенок окружается непринужденной, веселой, интеллектуально-творческой атмосферой. Она сплетается из чувства внешней безопасности, когда малыш знает, что его проявления не получат отрицательной оценки взрослых, и ощущения внутренней раскованности за счет поддержки его творческих начинаний. Начало игры может быть разным: ребенок "случайно" натыкается на игру, оставленную на видном месте и начинает спонтанно знакомиться. Неструктурированный образный материал стимулирует спонтанное творчество, и тут задача родителя, на волне интереса ребенка, использовать гибкость игровой системы. Или же знакомство с игрой начинается с знакомства со сказкой. И через образность и захватывающий сюжет стимулируется стойкий интерес к играм. Принцип "играем-чувствуем-познаем", шаг за шагом, последовательно обеспечивает не только нескучное времяпровождение, но и технологическую модель обучения, основанную не на осознанной необходимости в получении знаний, а на постоянном интересе, творчестве как ребенка, так и взрослого, родителя, воспитателя, педагога.

Таким образом, опираясь на выше изложенный анализ, мы пришли к мнению, что игры Воскобовича отвечают  всем современным требованиям. Поэтому, наряду с играми Никитина, было принято решение внедрять в работу ДОУ  и игры Воскобовича.

Для систематизации используемого материала был создан каталог игр Воскобовича, в который включено описание игры, развивающая суть игр, методические рекомендации, подбор игр и упражнений по возрастам, разработана система работы по трем направлениям на три года.

            Только начав использовать  технологию «Сказочные лабиринты игры», мы уже стали получать хорошие результаты. С помощью игр Воскобовича дети заметно быстрее развиваются. Дети младшего возраста считают до пяти, умеют сравнивать предметы, находя больше и меньше данного (благодаря «Геоконту», «Игровому квадрату»). Удивляет так же то, что дети очень быстро запоминают геометрические фигуры, легко сравнивают их с окружающими предметами, стараются изобразить при помощи разноцветных веревочек на Коврографе, паутинок на «Геоконте» и складывать из Волшебного квадрата.

          Играми Воскобовича любят играть не только дети, ими заинтересовались и родители. Для ознакомления родителей с данной технологией был проведен семинар-практикум, на котором познакомили их не только с развивающей сутью технологии, но и дали практические советы, как в домашних условиях можно изготовить данные игры, разработали подбор  игровых заданий и упражнений для совместных игр родителей с детьми.

        В индивидуальных беседах родители отмечают, что дети стали более логичны в своих суждениях, находят оригинальные решения сложных задач.

        Сейчас готовится совместное развлечение с родителями и детьми в форме интеллектуальной викторины   «Цифроцирк», на которой команда детей будет соревноваться с командой родителей.

Качественная реализация игр Воскобовича невозможна без определения уровня развития детей. Поэтому нами планируется промежуточная диагностика, которая будет проводиться по следующим критериям:

- сенсорные способности;

- внимание;

- элементы логического мышления;

- творческое мышление;

- память;

- речь;

- воображение.

В настоящее осуществляется подбор игр Воскобовича для проведения диагностики.

Четыре направления.

Творческое конструирование

Логика и воображение

Играем в математику

Читаем через игру

Чтобы иметь более широкое представление об играх Воскобовича, с некоторыми из них вас познакомят наши педагоги.

Поскольку говорить сегодня мы будем об играх, то предлагаю вам тоже включиться в игру.

 «Дерево ожидания»

Прежде чем начать вместе работать, давайте поделимся друг с другом, с каким настроением, мыслями вы пришли в игру? У Вас на столах лежат листочки  пожалуйста напишите на них в двух словах то, что вы ожидаете получить от нашей вами встречи.

Сейчас я предлагаю вам поближе познакомиться с игровой технологией интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста «Сказочные лабиринты игры» Вячеслава Вадимовича Воскобовича.

Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в  своих силах,  легче адаптируются  в новой обстановке, лучше подготовлены к школе

Чтобы добиться такого результата, в нашем детском саду, наряду с палочками Кюизенера, блоками Дьенеша, кубиками Никитина, мы начали частично внедрять технологию интенсивного развития интеллектуальных способностей «Сказочные лабиринты игры» В.В.Воскобовича.

Авторская методика Воскобовича отличается высокой эффективностью и доступностью. Ее легко и быстро осваивают как педагоги, так и родители малышей. В процессе игры создается особая доверительная атмосфера между ребенком и взрослым. Дети погружаются в мир сказки и приключений, а также знакомятся с веселыми персонажами. С помощью одной игры ребенок может изучить цвета и формы, освоить счет и буквы, а также развить мелкую моторику рук и многие психические процессы.

Немного остановлюсь на том, чем отличаются игры Воскобовича от всех остальных?

Одна и та же игра интересна и трехлетке и семилетке, так как в ней есть и действия для малышей и многоступенчатые задания для старших детей. Присутствие взрослого желательно детям до трех лет. После трех лет ребенок будет выполнять задания  сам, но присутствие рядом взрослого даст ему больше возможностей.

  Это то, что отличает игры Воскобовича от всего коробочного, что стоит в магазинах игрушек. С помощью игр решаются сразу несколько образовательных задач.

  Все игры - свободный полет воображения, которое может вылиться в какое-нибудь открытие. Создавая из деталей головоломок бабочек, птиц, животных, ребенок может сочинить про него целую историю.

    Ребенок погружается в сказку, которую читает взрослый и путешествует по Фиолетовому лесу, где встречает сказочных героев.  Ребенок слушает сказку и по ходу события отвечает на вопросы, выполняет игровые задания - то препятствия, которые должны быть им преодолен.

    Все игры обращены к главному участнику - ребенку. Сказки-задания, добрые образы такие, как пчелка Жужжа…., сопровождая ребенка по игре, учат его не только математике, чтению, логике, но и человеческим взаимоотношениям, помогают найти общий язык с взрослыми участниками игры.

    Особенности "Сказочных лабиринтов игры" таковы, что не надо перестраивать работу учреждения или ломать привычный уклад жизни дома. Технология органично вплетается в уже существующие порядки. В отношениях "взрослый-ребенок" здесь не предполагается положение взрослого над ребенком, только партнерские отношения.

Моя тема: «Развитие познавательной активности у детей через развивающие игры и упражнения». Игры  В.В. Воскобовича использовала  и раньше, но не знала, как с ними работать правильно. Посетив авторский семинар, где автор  предложил новые развивающие игры и литературу, решила использовать их в своей  работе.

Эти игры включаются в различные формы организации детской деятельности: непосредственно-образовательную и самостоятельную. На занятиях  игры В.В.Воскобовича  выполняют роль дидактического материала.  Вся работа с детьми как индивидуальная, так и совместная основывается или организовывается с помощью путешествий. В этом нам помогают сказочные герои. Работа по Воскобовичу требует особой развивающей среды. Это не только игры, герои, но и Фиолетовый лес. Фиолетовый лес можно создать, но мы путешествуем виртуально с помощью интерактивной доски. Многие педагоги заинтересовались играми, но не все могут использовать, т.к. это особенные игры.

Играми Воскобовича увлекли и родителей. В начале года было проведено родительское собрание «Игра – дело серьёзное», на котором родители познакомились с игровой технологией В.В. Воскобовича «Сказки Фиолетового леса». С удовольствием родители включились в игру – дискуссию по проблеме организации игровой деятельности в семье. Затем родителям было предложено посетить выставку «Современная развивающая игрушка», на которой они ближе познакомились с развивающими играми.

С педагогами по данной тематике так же был проведён мастер – класс .Таким образом, опираясь на выше изложенный анализ, мы пришли к мнению, что игры Воскобовича отвечают  всем современным требованиям.

Головоломка «Чудо-крестики»

Данная игра представлена в виде рамки с различными вкладышами, которые отличаются друг от друга по форме и цвету. Все геометрические фигуры разрезаны на отдельные части. На начальном  этапе игры предлагаю вам собрать фрагменты фигур в единое целое. Для наглядности к игре прилагается «Альбом фигурок».

Прозрачный квадрат

В игре с волшебными льдинками озера Айз можно накладывать пластинки друга на друга, совмещая закрашенные части. Предметные силуэты можно получить и путем приложения геометрических фигур на пластинках друг к другу. 

«Игровизор» - представляет собой альбом из двух листов. Лист-основа выполнен из картона, второй лист – пленка, на которой можно рисовать маркером из этого комплекта. Все нарисованное легко стирается бумажной салфеткой. Возможность многократного использования этого пособия делает его еще более привлекательным. Достаточно подложить под пленку лист с графическим изображением (прописи, лабиринты или раскраску) и вот уже задание для малыша готово.

Геоконт – игра-конструктор представлена в виде фанерной дощечки с гвоздиками, которые расположены на ней в определенной последовательности. К игре прилагается набор цветных резинок и иллюстрированное пособие, содержащее творческие задания различного уровня сложности. Дети не просто выполняют задания, а путешествуют, помогают  с помощью конструирования разноцветных геометрических фигур преодолеть различные препятствия в Фиолетовом Лесу.

 Коврограф «Ларчик» - уникальное пособие Вячеслава Воскобовича представляет собой полотно из ковролина, которое крепится к стене.

На нем легко расположить остальные элементы Ларчика: зажимы, кружки, веревочки и кармашки и т.д. Ларчик Воскобовича является улучшенным подобием школьной доски. Коврогаф Ларчик помогает подавать материал интересно и предоставляет свободу творчества детей и взрослых. Пособие подходит как для индивидуальных занятий, так и для групповых.

-«Разноцветные веревочки»

-«Разноцветные липучки»

-«Цветные карточки»

-«Буквы, цифры»

-«Забавные буквы»

-«Забавные цифры»

-«Кармашки»

Закончить нашу встречу мне хотелось бы следующими словами:

В.А. Сухомлинский считал, что духовная жизнь ребенка полноценна лишь       тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без того он – засушенный цветок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon skazochnye_labirinty.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Сказочные лабиринты игры: обучение, применение в практической деятельности современных игровых технологий»

         Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в  своих силах,  легче адаптируются  в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.

Основа интеллекта, его сенсорный опыт закладывается в первые годы жизни ребёнка. В дошкольном детстве происходит становление первых форм абстракции, обобщение  простых умозаключений, переход от  практического мышления к логическому развитию восприятия, памяти, внимания, воображения. Это обусловлено тем, что у детей раннего и дошкольного возраста совершенствуется работа всех анализаторов, осуществляется формирование функциональной дифференциации отдельных участков коры головного мозга, связей между ними и движениями рук.

Так же большую часть в будущей жизни ребёнка дошкольника играют и творческие способности. Дети с высоким уровнем интеллекта и креативности уверены в своих способностях, имеют адекватный уровень самооценки, обладают внутренней свободой и высоким самоконтролем.  Проявляя интерес ко всему новому и необычному, они инициативны,  успешно приспосабливаются к требованиям социального окружения, сохраняя,  тем не менее, личную независимость суждений и действий.

Таким образом, если найти ключи к развитию интеллектуальных и креативных способностей ребёнка, то открывается возможность для становления многогранной личности дошкольника.  

          Чтобы добиться такого результата, в нашем детском саду, наряду с палочками Кюизенера, блоками Дьенеша, кубиками Никитина, год назад начали внедрять технологию интенсивного развития интеллектуальных способностей у детей 3-7 лет «Сказочные лабиринты игры» В.В.Воскобовича.

Технология В.В.Воскобовича на данный момент состоит из 13 комплектов игр.

При детальном ознакомлениями с играми Воскобовича, мы заметили, что они напоминают в чём-то игры Никитина. Перед нами стал вопрос: не будем ли мы повторяться. С этой целью было принято решение сделать сравнительный анализ технологий. Анализ проводился по двум направлениям:

Общая идея и характеристика особенности.

Содержание игр.

Пришли к следующему выводу: главной особенностью этих игр является то, что в них  объединен один из основных принципов обучения. Это принцип «от простого к сложному» с очень важным принципом творческой деятельности  «самостоятельность по способностям», когда ребёнок может подняться до «потолка» своих возможностей. Основная цель - это становление интеллектуально- творческой личности дошкольника. На слайдах и на выставке представлена таблица сравнительного анализа характерных особенностей развивающих игр Б.П.Никитина и В.В.Воскобовича.

И все же, чем же отличаются игры Воскобовича от всех остальных?

1. Возрастной диапазон

Одна и та же игра интересна и трехлетке и семилетке, так как в ней есть и действия для малышей и многоступенчатые задания для старших детей. Специфика его игр в том, что это не всегда понятные и очевидные вещи, что как раз и развивает ребенка и сам автор считает, что присутствие взрослого желательно детям до трех лет. После трех все зависит от родителей, если они хотят дать ребенку больше, должны быть все - таки рядом в этой сфере. Ребенок будет выполнять задания и сам, но присутствие рядом взрослого даст ему больше.

2. Многофункциональность

  Это то, что отличает игры Воскобовича от всего коробочного, что стоит в магазинах игрушек. С помощью игр решаются сразу несколько образовательных задач: сначала нужно из деталей головоломки составить и придумать сказочный мир, в это время ребенок незаметно для себя запоминает и узнает цвет, развивает память и мышление, мелкую моторику, внимание.

3. Творческий потенциал

       Все игры - свободный полет воображения, которое может вылиться в какое-нибудь открытие. Создавая из деталей головоломок бабочек, птиц, животных, ребенок может идентифицировать себя с этим животным, сочинить про него целую историю. Любая получившаяся фигура, может разжечь воображение малыша до такой степени, на которую мы взрослые, просто не способны.

4. Сказочная «огранка».

         Говорят, хороший бриллиант требует огранки. Почему бы огранку не придать игре, например, сказочную? Интерес детей к сказкам - это и дополнительная мотивация, и модель опосредованного обучения. Дети с удовольствием играют не с квадратами, треугольниками и трапециями, а с Нетающими Льдинками Озера Айс и разноцветными паутинками Паука Юка. Новое, необычное и нестандартное всегда привлекает внимание детей и лучше запоминается.

         Методические сказки, которые содержат сюжеты о превращениях и приключениях веселых героев и одновременно логические вопросы, задания и упражнения по моделированию, преобразованию предметов. Эту авторскую игровую технологию Вячеслав Воскобович назвал «Сказочные лабиринты». Он предлагает создать развивающую среду Фиолетовый лес. Как будет выглядеть ваш лес – придумываете Вы сами. Его можно нарисовать на стене, ткани, подобрать обои, ковер, повесить цветы. Вы должны создать атмосферу сказочного леса. Цвет леса не случаен – это один из основных цветов спектра, многие специалисты по дизайну цвета связывают его с какими - то находками, открытиями, созданием чего-то нового, он мистичен и загадочен. Это будет мир малыша, где он будет играть, конструировать, придумывать, собирать. Ребенок погружается в сказку, которую читает взрослый и путешествует по фиолетовому лесу, где встречает сказочных героев: например «чудо квадрат», которому скучно, по сюжету квадрат в руках ребенка превращается то в домик, то в зверушку. Путешествуя дальше, ребенок встречает чудо -  соты, чудо - крестики, в которых детали мозаики превращаются в предметы любого цвета, животных. Ребенок слушает сказку и по ходу события отвечает на вопросы, выполняет игровые задания. Все сказки авторские. Каждая игра лежит в сказочном лесу в определенном месте и имеет своих персонажей. Ребенок незаметно становится участником события и «проживает» веселые приключения. Все игры очень творческие, добрые и постепенно  по мере усложнения включаются в деятельность малыша. Постоянное и постепенное усложнение игр помогает удержать детское внимание в зоне оптимальной трудности. Интеллект будет развиваться слабо, если перед ребенком не будут ставиться какие-то препятствия, которые должны быть им преодолены.

5. Образность и универсальность

         Это самое главное, что отличает игры Воскобовича от других.

 Однажды царь Прометей спросил Евклида: " Нет ли более короткого и менее утомительного пути к познанию геометрии?" На что ученый ответил: "Нет царской дороги к геометрии". "Нет царской дороги к геометрии, а сказочная - есть!" - говорится в предисловии к "Геоконту". Игры наполнены ощущением сказки, особого языка, который мы, взрослые, утрачиваем за рациональными словоформами. Все игры обращены к главному участнику - ребенку. Сказки-задания, добрые образы такие, как мудрый ворон Метр, храбрый малыш Гео, хитрый, но простоватый Всюсь, забавный Магнолик, сопровождая ребенка по игре, учат его не только математике, чтению, логике, но и человеческим взаимоотношениям, помогают найти общий язык с взрослыми участниками игры. Ведь это так интересно, играть не в квадраты, треугольники, трапеции, а в нетающие льдинки озера Айс, рассматривать и создавать на "Геоконте" не модели конструирования, а паутинки паука Юка или называть лучи и отрезки оранжевым криком Красного зверя и Зеленым свистом Желтой птицы, синим шепотом Голубой рыбы.

6. Способы реализации технологии

         Особенности "Сказочных лабиринтов игры" таковы, что не надо перестраивать работу учреждения или ломать привычный уклад жизни дома. Технология органично вплетается в уже существующие порядки. В отношениях "взрослый-ребенок" здесь не предполагается положение взрослого над ребенком, только партнерские отношения. Ребенок окружается непринужденной, веселой, интеллектуально-творческой атмосферой. Она сплетается из чувства внешней безопасности, когда малыш знает, что его проявления не получат отрицательной оценки взрослых, и ощущения внутренней раскованности за счет поддержки его творческих начинаний. Начало игры может быть разным: ребенок "случайно" натыкается на игру, оставленную на видном месте и начинает спонтанно знакомиться. Неструктурированный образный материал стимулирует спонтанное творчество, и тут задача родителя, на волне интереса ребенка, использовать гибкость игровой системы. Или же знакомство с игрой начинается с знакомства со сказкой. И через образность и захватывающий сюжет стимулируется стойкий интерес к играм. Принцип "играем-чувствуем-познаем", шаг за шагом, последовательно обеспечивает не только нескучное времяпровождение, но и технологическую модель обучения, основанную не на осознанной необходимости в получении знаний, а на постоянном интересе, творчестве как ребенка, так и взрослого, родителя, воспитателя, педагога.

Таким образом, опираясь на выше изложенный анализ, мы пришли к мнению, что игры Воскобовича отвечают  всем современным требованиям. Поэтому, наряду с играми Никитина, было принято решение внедрять в работу ДОУ  и игры Воскобовича.

Для систематизации используемого материала был создан каталог игр Воскобовича, в который включено описание игры, развивающая суть игр, методические рекомендации, подбор игр и упражнений по возрастам, разработана система работы по трем направлениям на три года.

            Только начав использовать  технологию «Сказочные лабиринты игры», мы уже стали получать хорошие результаты. С помощью игр Воскобовича дети заметно быстрее развиваются. Дети младшего возраста считают до пяти, умеют сравнивать предметы, находя больше и меньше данного (благодаря «Геоконту», «Игровому квадрату»). Удивляет так же то, что дети очень быстро запоминают геометрические фигуры, легко сравнивают их с окружающими предметами, стараются изобразить при помощи разноцветных веревочек на Коврографе, паутинок на «Геоконте» и складывать из Волшебного квадрата.

          Играми Воскобовича любят играть не только дети, ими заинтересовались и родители. Для ознакомления родителей с данной технологией был проведен семинар-практикум, на котором познакомили их не только с развивающей сутью технологии, но и дали практические советы, как в домашних условиях можно изготовить данные игры, разработали подбор  игровых заданий и упражнений для совместных игр родителей с детьми.

        В индивидуальных беседах родители отмечают, что дети стали более логичны в своих суждениях, находят оригинальные решения сложных задач.

        Сейчас готовится совместное развлечение с родителями и детьми в форме интеллектуальной викторины   «Цифроцирк», на которой команда детей будет соревноваться с командой родителей.

Качественная реализация игр Воскобовича невозможна без определения уровня развития детей. Поэтому нами планируется промежуточная диагностика, которая будет проводиться по следующим критериям:

- сенсорные способности;

- внимание;

- элементы логического мышления;

- творческое мышление;

- память;

- речь;

- воображение.

В настоящее осуществляется подбор игр Воскобовича для проведения диагностики.

Четыре направления.

Творческое конструирование

Логика и воображение

Играем в математику

Читаем через игру

Чтобы иметь более широкое представление об играх Воскобовича, с некоторыми из них вас познакомят наши педагоги.

Поскольку говорить сегодня мы будем об играх, то предлагаю вам тоже включиться в игру.

 «Дерево ожидания»

Прежде чем начать вместе работать, давайте поделимся друг с другом, с каким настроением, мыслями вы пришли в игру? У Вас на столах лежат листочки  пожалуйста напишите на них в двух словах то, что вы ожидаете получить от нашей вами встречи.

Сейчас я предлагаю вам поближе познакомиться с игровой технологией интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста «Сказочные лабиринты игры» Вячеслава Вадимовича Воскобовича.

Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в  своих силах,  легче адаптируются  в новой обстановке, лучше подготовлены к школе

Чтобы добиться такого результата, в нашем детском саду, наряду с палочками Кюизенера, блоками Дьенеша, кубиками Никитина, мы начали частично внедрять технологию интенсивного развития интеллектуальных способностей «Сказочные лабиринты игры» В.В.Воскобовича.

Авторская методика Воскобовича отличается высокой эффективностью и доступностью. Ее легко и быстро осваивают как педагоги, так и родители малышей. В процессе игры создается особая доверительная атмосфера между ребенком и взрослым. Дети погружаются в мир сказки и приключений, а также знакомятся с веселыми персонажами. С помощью одной игры ребенок может изучить цвета и формы, освоить счет и буквы, а также развить мелкую моторику рук и многие психические процессы.

Немного остановлюсь на том, чем отличаются игры Воскобовича от всех остальных?

Одна и та же игра интересна и трехлетке и семилетке, так как в ней есть и действия для малышей и многоступенчатые задания для старших детей. Присутствие взрослого желательно детям до трех лет. После трех лет ребенок будет выполнять задания  сам, но присутствие рядом взрослого даст ему больше возможностей.

  Это то, что отличает игры Воскобовича от всего коробочного, что стоит в магазинах игрушек. С помощью игр решаются сразу несколько образовательных задач.

  Все игры - свободный полет воображения, которое может вылиться в какое-нибудь открытие. Создавая из деталей головоломок бабочек, птиц, животных, ребенок может сочинить про него целую историю.

    Ребенок погружается в сказку, которую читает взрослый и путешествует по Фиолетовому лесу, где встречает сказочных героев.  Ребенок слушает сказку и по ходу события отвечает на вопросы, выполняет игровые задания - то препятствия, которые должны быть им преодолен.

    Все игры обращены к главному участнику - ребенку. Сказки-задания, добрые образы такие, как пчелка Жужжа…., сопровождая ребенка по игре, учат его не только математике, чтению, логике, но и человеческим взаимоотношениям, помогают найти общий язык с взрослыми участниками игры.

    Особенности "Сказочных лабиринтов игры" таковы, что не надо перестраивать работу учреждения или ломать привычный уклад жизни дома. Технология органично вплетается в уже существующие порядки. В отношениях "взрослый-ребенок" здесь не предполагается положение взрослого над ребенком, только партнерские отношения.

Моя тема: «Развитие познавательной активности у детей через развивающие игры и упражнения». Игры  В.В. Воскобовича использовала  и раньше, но не знала, как с ними работать правильно. Посетив авторский семинар, где автор  предложил новые развивающие игры и литературу, решила использовать их в своей  работе.

Эти игры включаются в различные формы организации детской деятельности: непосредственно-образовательную и самостоятельную. На занятиях  игры В.В.Воскобовича  выполняют роль дидактического материала.  Вся работа с детьми как индивидуальная, так и совместная основывается или организовывается с помощью путешествий. В этом нам помогают сказочные герои. Работа по Воскобовичу требует особой развивающей среды. Это не только игры, герои, но и Фиолетовый лес. Фиолетовый лес можно создать, но мы путешествуем виртуально с помощью интерактивной доски. Многие педагоги заинтересовались играми, но не все могут использовать, т.к. это особенные игры.

Играми Воскобовича увлекли и родителей. В начале года было проведено родительское собрание «Игра – дело серьёзное», на котором родители познакомились с игровой технологией В.В. Воскобовича «Сказки Фиолетового леса». С удовольствием родители включились в игру – дискуссию по проблеме организации игровой деятельности в семье. Затем родителям было предложено посетить выставку «Современная развивающая игрушка», на которой они ближе познакомились с развивающими играми.

С педагогами по данной тематике так же был проведён мастер – класс .Таким образом, опираясь на выше изложенный анализ, мы пришли к мнению, что игры Воскобовича отвечают  всем современным требованиям.

Головоломка «Чудо-крестики»

Данная игра представлена в виде рамки с различными вкладышами, которые отличаются друг от друга по форме и цвету. Все геометрические фигуры разрезаны на отдельные части. На начальном  этапе игры предлагаю вам собрать фрагменты фигур в единое целое. Для наглядности к игре прилагается «Альбом фигурок».

Прозрачный квадрат

В игре с волшебными льдинками озера Айз можно накладывать пластинки друга на друга, совмещая закрашенные части. Предметные силуэты можно получить и путем приложения геометрических фигур на пластинках друг к другу.  

«Игровизор» - представляет собой альбом из двух листов. Лист-основа выполнен из картона, второй лист – пленка, на которой можно рисовать маркером из этого комплекта. Все нарисованное легко стирается бумажной салфеткой. Возможность многократного использования этого пособия делает его еще более привлекательным. Достаточно подложить под пленку лист с графическим изображением (прописи, лабиринты или раскраску) и вот уже задание для малыша готово.

Геоконт – игра-конструктор представлена в виде фанерной дощечки с гвоздиками, которые расположены на ней в определенной последовательности. К игре прилагается набор цветных резинок и иллюстрированное пособие, содержащее творческие задания различного уровня сложности. Дети не просто выполняют задания, а путешествуют, помогают  с помощью конструирования разноцветных геометрических фигур преодолеть различные препятствия в Фиолетовом Лесу.

 Коврограф «Ларчик» - уникальное пособие Вячеслава Воскобовича представляет собой полотно из ковролина, которое крепится к стене.

На нем легко расположить остальные элементы Ларчика: зажимы, кружки, веревочки и кармашки и т.д. Ларчик Воскобовича является улучшенным подобием школьной доски. Коврогаф Ларчик помогает подавать материал интересно и предоставляет свободу творчества детей и взрослых. Пособие подходит как для индивидуальных занятий, так и для групповых.

-«Разноцветные веревочки»

-«Разноцветные липучки»

-«Цветные карточки»

-«Буквы, цифры»

-«Забавные буквы»

-«Забавные цифры»

-«Кармашки»

Закончить нашу встречу мне хотелось бы следующими словами:

В.А. Сухомлинский считал, что духовная жизнь ребенка полноценна лишь       тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без того он – засушенный цветок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аналитический отчет (самоанализ) об эффективности использования в практической деятельности современных образовательных технологий.

p { margin-bottom: 0.21cm; } Перед современным педагогом дошкольного образовательного учреждения стоят задачи, связанные с повышением уровня развития ребенка; формированием нравственных качеств л...

РАССКАЗ-ЭССЕ «Моя педагогическая находка» Игровая технология «Сказочные лабиринты игры» В.В. Воскобовича , как модель развивающего обучения и интеллектуально-творческого развития детей.

Развивающий эффект технологии заключается в новом спо­собе приобретения детьми знаний, позволяющем ребенку само­стоятельно, под руководством педагога, который в этом увлекательном процессе ста...

«Детская мультипликация и игровая технология «Сказочные лабиринты игры» В.В. Воскобовича как способ поддержки детской инициативы и развития творчества в практике современного детского сада»

Современная образовательная система требует внедрения в учебный процесс инновационных технологий. В МБДОУ "Подгоренский детский сад №2" в  анимационной студии «Анимашка» в р...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ В.В. ВОСКОБОВИЧА «СКАЗОЧНЫЕ ЛАБИРИНТЫ ИГРЫ» В РАЗВИТИИ И ОБУЧЕНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

в статье рассматриваются вопросы использования игровой технологии «Сказочные лабиринты игры» В.В. Воскобовича в условиях дошкольного образовательного учреждения. В результате работы в данн...

Совет педагогов «Современные подходы к использованию игровой технологии «Сказочные лабиринты игры В.В. Воскобовича» в интеллектуально-творческом развитии детей дошкольного возраста.

Технология развивающих игр В.В. Воскобовича предполагает активное включение ребенка в воспитательно-образовательный процесс с помощью погружения в сказку.  Методика рассчитана на формировани...

Статья на тему: "Использование технологии В. В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» в совместной и самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста"

Дошкольное детство - это период рождения личности, раскрытия творческих сил ребенка, становления основ индивидуальности....

Конспект ООД по развитию элементарных математических представлений у детей 4-5 лет с применением игровой технологии В.В.Воскобовича "Сказочные лабиринты игры". Тема: «Удивительное путешествие в Фиолетовый лес».

Конспект ООД по развитию элементарных математических представлений у детей 4-5 лет с применением игровой технологии В.В.Воскобовича "Сказочные лабиринты игры"....